[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

В числе нескольких крупных благотворительныхпроектов Фонда Сороса в нашей стране вот уже пятьлет успешно работает Международная программаобразования в области точных наук (ISSEP - InternationalSoros Science Education Program). Одна из ее задач - оказаниепомощи вузовским профессорам и доцентам, имеющимвысокие результаты в преподавании и научныхисследованиях. К началу года помощь Фонда(ежемесячные стипендии - 250 и 150 долларов) получали1158 профессоров и 901 доцент. В течение года укаждого лауреата в среднем обучались 170студентов, в его собственной исследовательскойгруппе работали 7 студентов и аспирантов, всреднем за три года каждый профессор выпустилучебник или монографию, опубликовал 10 научныхстатей, сделал более 12 докладов на конференциях.В прошлом году 63% соросовских профессоровполучили это звание впервые, 25% - во второй раз и 12%- в третий.

Факты и цифры,иллюстрирующие соросовскую образовательнуюпрограмму, дополненные коротким и оченьдоброжелательным спецпримечанием дляроссийских бизнесменов.

Главное место в бюджете программы (он, кстати,регулярно публикуется) занимает поддержкаучителей средних школ: в прошлом году на этустатью из 13-миллионного бюджета программыпришлось 39% - около 5,2 млн. долларов. Ежемесячныестипендии (по 100 долларов) в этом учебном годуполучают 4200 учителей. Всего за время действияпрограммы было 16 074 стипендиата: учителя физики(27%), химии (25%), математики (25%) и биологии (23%).Примечательно, что лишь половина из них работаютв школах областных центров, а остальные - в малыхгородах (22%) и сельских школах (26%).

Программа также оказывает помощь студентам иаспирантам (стипендии - 350 и 750 долларов в год), кначалу этого года их было соответственно 5537 и 2931из 256 российских вузов. В течение года каждый всреднем сделал два доклада на научныхконференциях, получил грант (конкурсное внешнееассигнование) на свою исследовательскую работу иопубликовал статью в научном журнале.Примечательно, что немало соросовских студентови аспирантов с учетом результатов их учебы исамостоятельных исследований получалиподдержку программы в течение двух (19%), трех (6%) идаже четырех (2%) лет.

Программа ISSEP не только материальноподдерживает тех, кого по старой памяти, да и посуществу дела можно назвать передовиками,мастерами преподавательского искусства, но иделает их опыт доступным, поднимаетобразовательный уровень и расширяет кругозоручителя, студента, школьника. На это направляетсязаметная часть бюджета программы. Одна из форм -конференции, где ведущие ученые странырассказывают учителям о последних успехахразличных научных направлений. В 77 российскихгородах уже проведено 350 таких конференций, наних 58 тысяч учителей, студентов, школьниковпрослушали 4,5 тысячи лекций, получили информацию"из первых рук", участвовали в дискуссиях.

Естественно, возникает вопрос: насколькообъективно можно отобрать столь большое числодостойных лауреатов? Организаторы программы приотборе учителей за основу взяли мнения ихучеников, но не тех, что еще учатся в школе икак-то связаны с учителем. Учитывалось мнениевыпускников школы, уже поступивших в институт итеперь анализирующих свои школьные годы как бысо стороны. Высказывания выпускниковсуммировались, и из них неизбежно выплываластатистическая достоверность. О правомерностистатистической обработки здесь говорит хотя быто, что с 1994 по 1999 год во время учительскихконкурсов было опрошено 306 тысяч студентов из 265вузов, без учета повторений они назвали 197 тысячучителей. Кроме того, учитывался такой"железный факт", как число выпускников тойили иной школы, поступивших в вуз. У соросовскихучителей 74% выпускников поступили в вузы. К этомустоит добавить, что при среднем возрасте учителя48 лет его школьный стаж - 23 года. Об объективностиоценок свидетельствует тот факт, что немалоучителей, как и соросовские профессора,становились избранниками программы два раза (в1998 году 18%), три (7%) и четыре (3%).

Об этом особо убедительно говорит начавшаяся в1995 году серьезная акция программы - издание нарусском языке ежемесячного "Соросовскогообразовательного журнала". В этом достаточнотолстом (128 страниц) издании пять основныхразделов: биология, химия, науки о Земле, физика,математика. В номере в среднем два десятка хорошоиллюстрированных статей, их авторы - ученые,специалисты высокого класса, они рассказывают отом, что считают особо важным и интересным всвоей области. По выбору тем, стилю изложения иоформления журнал близок к таким классическимизданиям, как американский "Scientifiс American"."Соросовский образовательный журнал"бесплатно рассылается в 17 000 населенных пунктовРоссии - в 3300 районных библиотек и в 31 500 школ.Нередко он становится единственным в школеисточником доступной научной информации - поопыту нашего журнала мы знаем, что в библиотеках,особенно в школьных, не хватает денег на то, чтобывыписать известные российские научно-популярныеиздания.

Другая, уже прижившаяся форма приобщения к мирузнаний - ежегодные соросовские олимпиадышкольников. В начале октября условия первого(заочного) тура публикуются в газете "Первоесентября" и рассылаются по школам, а такжебудущим участникам, по их запросу, Российскимотделением Фонда (117234 Москва, а/я 590,"Олимпиада"). На первой олимпиаде (1995 г.) было10 тысяч участников, на последней (1998 г.) - 291 тысяча.Всего же в этих олимпиадах приняли участие 433тысячи школьников из 1400 российских городов 88регионов и из ближнего зарубежья. Победителямистали 496 школьников из 56 регионов России и другихстран СНГ. Уже одно это иллюстрирует важнуютенденцию программы - решительно уйти отэффектных мероприятий в столицах и ни в коемслучае не обделить вниманием российскуюглубинку.

Что касается правительства, то давайте оставимего в покое. Основные средства на образованиеидут из государственного и местных бюджетов (внынешнем году - 22,8 млрд. рублей, примерно 1 млрд.долларов), и здесь прежде всего полезно обсуждатьсаму стратегию или, если хотите, идеологиюфинансирования, а не поддержку отдельныхсравнительно небольших программ.

Вспоминая об этом, хотелось бы с иной сторонывзглянуть на подкрепленные цифрами четкость имасштабность программы ISSEP. Открывая первыйномер своего образовательного журнала, ДжорджСорос в статье "Почему я помогаю России"высказал уверенность, что именно хорошообразованные люди в состоянии удержать Россию влоне цивилизованных государств. Сорос определили свое кредо касательно затрат наблаготворительность: "Ничем не сдерживаемоестремление к собственной выгоде, без учетавыгоды общественной, оказывает разрушительноедействие". И вот, несмотря на эти свои позиции,Джордж Сорос в последние годы сокращает бюджетсвоих образовательных программ. Скорее всего, изчувства обиды: он считает, что часть финансовойнагрузки должны постепенно брать на себя нашибизнесмены, уже прочно вставшие на ноги, а такжероссийское правительство.

Сфера образования сегодня готова принятьпомощь любых масштабов. Можно поставить своероссийское имя рядом с американским, ставсоучастником одной из соросовских программ.Можно придумать свою программу, скажем,Брынцаловские стипендии для студентов-медиковили Довганевские конкурсы юных техников. Можно,наконец, если не по карману большие дела, чем-топоддержать какую-нибудь одну сельскую школу илихотя бы оборудовать в ней хороший кабинет физики.

Что же касается наших преуспевающихбизнесменов и финансистов, то они, скорее всего,лишь по какому-то недоразумению не включилисьеще в поддержку образовательных программ.Послать свою дочку на учебу в английский колледжеще совсем не значит обеспечить ей счастливоебудущее. Оно, будущее, прежде всего определитсятем, какими будут страна, ее достаток, культура,образованность.

Инвестируя средства в какой-либо коммерческийпроект, предприниматель наверняка тщательновзвешивает все "за" и "против",учитывает все риски. Финансовая помощь народномупросвещению не требует особых расчетов - это делобеспроигрышное. И наоборот, бросив без поддержкисферу образования, мы рискуем незаметновернуться в страну, где будут невозможны многиеуже привычные наши реальности. В том числе исвободное предпринимательство.

Есть еще одна сфера просвещения, взывающая опомощи. Это наши образовательные журналы:"Природа", "Изобретатель", "Химия ижизнь", "Знание - сила", "Техника -молодежи", "Земля и Вселенная", "Юныйтехник", "самый интересный журнал Наука и жизнь " и ряд других. Этииздания держатся из последних сил, пытаясьсохранить свое просветительское,образовательное начало и не втянуться вдобывание денег методами второй древнейшейпрофессии. Между тем некоторые финансовые"вливания" позволили бы снизить продажнуюцену журнала, а значит, поднять спрос и повыситьтираж издания. Похожий эффект могут дать и болеескромные акции - достаточно, скажем, если большоечисло представителей малого бизнеса будутподписывать по одной, по две библиотеки нароссийские образовательные издания. При этомопять-таки возрастет тираж журналов, и они выйдутиз критической зоны.







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)