[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Доктортехнических наук С. Белоцерковский.

В середине 1950-хгодов группа ученых подруководством профессора С. М.Белоцерковского начала развиватьновое научное направление вавиации и ракетостроении -полипланные несущие системы, такназываемые решетчатые крылья (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 1, 1987 г.). Онистали полноправнымиконструктивными элементами боевыхракет, космических кораблей идругих технических объектов. Врешетчатых крыльях удачносочетаются высокиеаэродинамические, прочностные,весовые и технологическиекачества, это открывает хорошиеперспективы для их использования втехнике будущего. Но путь признанияи реализации этих несущих системлетательных аппаратов былнепростым.

Нынешнему старшему поколениюпришлось пережить трудное длятворчества время, когдакибернетика была объявленалженаукой, а к числу важныхгосударственных проблемпричисляли борьбу скосмополитизмом. Даже в такомпрогрессивном вузе, какВоенно-воздушная инженернаяакадемия им. Н. Е. Жуковского,делались попытки объявить высшуюматематику "носителемметафизики в науке", акибернетику называли по вполнеофициальной терминологии тоговремени "публичной девкойимпериализма". Но несмотря натрудности, реальная жизньзаставляла нас искать новыенаучные подходы и техническиерешения.

Командамолодости нашей

Уже в то время я понял, что "одинв поле не воин", и начал искатьединомышленников. Не преодолей я всебе тогда эгоистические начала, неначни действовать в "команде",не было бы сделано и малой толикитого, о чем расскажу ниже.

В авиации в начале 50-х годов мыстали активно развивать дванаучных направления - компьютернуюаэродинамику и новые несущиесистемы, так называемые решетчатыекрылья. Неудивительно, что этовстретило сопротивление, и нетолько по идеологическим причинам.Была здесь еще и конкуренция, ведьсферы влияния в научном мире давноподелены, и никто не хочет уступатьсвое "место под солнцем",давать дорогу чужим идеям, другимлюдям. В этом есть и здоровое зерно:не всякая новая идея хороша, надоеще доказать ее состоятельность,пройти испытание "наустойчивость". Но процессутверждения не должен статьистреблением нового, что, увы,бывает не так уж редко.

Нам пришлось отстаивать тематикусвоих исследований. Оппонентовбыло множество, но, поскольку окибернетике и компьютернойаэродинамике имели представлениенемногие, мы выдвинули в своюзащиту такой аргумент: "Наш вождьи учитель требует не пассивнойзащиты от враждебной идеологии, аактивных, наступательных действий.Руководствуясь этим, мы создаемнашу социалистическуюантикибернетику". Такая позициясоответствовала духу времени, насподдержали и в дальнейшем активноне мешали.

В 1955 году молодые ученые академииЖуковского и филиала Центральногоаэрогидродинамического института(ЦАГИ) образовали непредусмотренный никакими штатнымирасписаниями неформальныйтворческий коллектив. Мы занялиськомпьютерной аэродинамикой ирешетчатыми крыльями, с особымвниманием изучали крылья сотовоготипа. Если посмотреть на такоекрыло спереди или сзади, ононапоминает пчелиные соты - отсюда иназвание этих несущихповерхностей.

Вначалеисследования носили общийхарактер. Мы изучали особенностиаэродинамики и прочностьрешетчатых крыльев, создавалирасчетные методы, искали путиреализации удачных конструкций.Затем стали "прорисовываться"некоторые конкретные области ихприменения. Однако настоящемувнедрению новых несущихповерхностей мешало дваобстоятельства. Во-первых, о них небыло практически никакойинформации, а кто захочет покупать"кота в мешке"? Во-вторых, неслучались еще такие критическиеситуации, когда без решетчатыхкрыльев нельзя было обойтись, арисковать без крайнейнеобходимости никто не хотел.

Занимаясьрешетчатыми крыльями, мы довольнобыстро создали то, что можноназвать "научным заделом", -появились некоторые коллективныепроработки, возникло содружествоученых, занятых общим делом во имяодной цели. Уже на первом этапевместе с аэродинамиками началиработать прочнисты и технологи.Этому помог случай. Однаждыпотребовалось изготовить модельсотового решетчатого крыла дляиспытаний в сверхзвуковойаэродинамической трубе, и нампришлось прибегнуть к оченьтрудоемкому "первобытному"способу: "выгрызать" крыло изцелого куска металла. Тогда всепоняли, что решеткам нужен главныйтехнолог, им стал В. П. Фролов, иглавный прочнист - эта рольдосталась А. И.Тюленеву. Состав команды менялся,но с годами сформировался надежныйв деловом и человеческомотношениях коллективединомышленников, среди них В. А.Шитов, Ю. З. Сафин, Л. А. Одновол, В. Г.Табачников.

Первым, ктоповерил в новые несущие системы,был Главный конструктор А. Д.Надирадзе. Он рассказал о них С. П.Королеву и порекомендовал "непроходить мимо". Позже, уже вначале 1960-х годов, именно Надирадзесыграл решающую роль в ихреализации. Он получилправительственное задание -создать тактические ракеты натвердом топливе, в отличие отжидкого топлива оно не требуетрегулярных замен. Но тут возниклапроблема: как обеспечитьстабильную устойчивость иуправляемость ракеты, если из-завыгорания пороха центр масс вполете существенно смещается? Мыпредложили простой и надежныйспособ сохранения устойчивостиракеты на атмосферном участкетраектории: нужно использоватьрешетчатые стабилизаторы, а ихгеометрические параметры можноопределить методом подбора.

Попыткизаинтересовать нашимиразработками "научные верхи"долгое время вызывали поразительнооднотипную реакцию: "За границейрешетчатые крылья есть? - Нет! - Такчто, вы умнее их?" Между темкрылья-решетки обладают рядомспецифических свойств: онисохраняют работоспособность набольших углах атаки, отличаютсявысокой прочностью и малым весом,удобно складываются ираскладываются. Благодаря целомуряду других привлекательныххарактеристик в дальнейшем онибесповоротно вошли в практикуракетостроения.

Работа шла полнымходом, когда на нас посыпалисьобвинения в авантюризме,отсутствии опыта, не забыли и ослабой научной базе. Обстановканакалилась так, что вопрос вынеслина заседание парткома академии.Первое обсуждение закончилосьдовольно благоприятно. Пришли квыводу, что, хотя задание сложное иответственное, предпосылки для еговыполнения есть - создан научныйзадел, несколько лет работаетсплоченный коллектив, который ужеприступил к выполнению задания.

Как положено,вышло Постановление ЦК КПСС иСовета Министров СССР, в нем вкачестве соисполнителей проектабыла названа наша "команда".Тогда-то и началась настоящая жизньрешетчатых крыльев, закипеларабота. Высокие требования и сжатыесроки заставили нас интенсивноиспользовать методыматематического моделирования,опираясь на только чтопоявившегося нового помощника -ЭВМ. Сначала математические моделии численный эксперимент применилив аэродинамике и динамике полета,затем - в вопросах прочности. Чутьпозже математическоемоделирование пригодилось дляобработки разрозненных илинеполных опытных данных омеханических свойствахконструкционных материалов, изкоторых делали решетчатые крылья. Врезультате удалось получить полнуюинформацию о них во всем диапазонетемператур (от самых низких дотемператур плавления).

Собравшись наследующий день, мы решили:отступать некуда, "умрем илипобедим" - и с удвоенной силойвзялись за работу. Однако назрела ивторая проблема - необходимо было,не откладывая, обобщитьмногочисленные исследования порешетчатым крыльям. Написаниеммонографии занялись сотрудникинескольких кафедр. Мы были уверены,что новая книга будетсодействовать внедрению нашихразработок.

Прошло совсемнемного времени, и нас сноваобсуждали на парткоме академии.Особая секретность темы создавалапарадоксальную ситуацию. Говоритьпо существу я не мог и в то же времяпонимал, что ничего плохого нам ужене сделают, ведь постановлениеутвердили самые высокие инстанции.После многословных поучений с наспотребовали неукоснительновыполнить все взятые обязательстваточно в срок и доложить орезультатах на парткоме.

И вот сновазаседание парткома академии.Пожалуй, никогда мне не приходилосьделать столь короткий доклад:"Задание выполнено полностью и всрок, натурные испытаниязакончились успешно. Основныенаучные исследования поаэродинамике, конструкции,прочности и технологиипроизводства решетчатых крыльевзавершены, обобщены и изданы в видемонографии".

Великое дело -трудовой подъем дружного отрядаединомышленников. Быстро летеловремя, легко работалось, всеневзгоды забывались. Когда успешнопрошли натурные испытания ракет срешетками и мы получили заключениео выполнении задания, у команды былнастоящий праздник. К этому жевремени мы завершили работу надкнигой, но, наученные горькимопытом, хранили свои достижения встрожайшем секрете.

Неудачи

Среди нашихоппонентов мое сообщение вызвалотакую же реакцию, как"пренеприятнейшее известие" угероев заключительной сцены"Ревизора". Нас этовознаградило за все испытания,пожалуй, больше, чем принятое затемположительное и даже хвалебноерешение парткома. Пережитыезлоключения помогли понять пользудревней истины: "Враг твой,ищущий ошибок, нередко оказываетсяполезнее друга, стремящегосяскрыть их". Жизнь доказала, что толькоцеленаправленная, упорная работаможет создать реальные ценности.

Когда ученыеначали разрабатывать идею высадкичеловека на Луну, возник проектсверхтяжелой ракетыгрузоподъемностью не менее 100 тонн.О ее судьбе 20 октября 1989 года вгазете "Правда" рассказалВасилий Павлович Мишин (долгоевремя он работал первымзаместителем С. П. Королева, а после смерти СергеяПавловича с 1966 по 1974 год возглавлялего фирму):

Пришло времярассказать о двух разработках, вкоторых заметная роль отводиласьрешетчатым крыльям. Увы, этиисследования не были завершены.

Началисьиспытания, которые проходили, каквсегда у нас, в страшной спешке.Первые четыре пуска - с февраля 1969года по ноябрь 1972 - продвинули делодовольно сильно вперед; оставалосьчуть-чуть... Но этого"чуть-чуть" нам не дали... После1972 года мы собрали еще две ракетыпод новое техзадание, но...программу закрыли. Под топорпустили шесть комплектов ракет, двеиз них уже собранные".

"Еще в начале60-х годов Королев задумалуниверсальную блочнуюмногоцелевую ракету Н-1, которую взависимости от набора блоков можноиспользовать для вывода иоколоземных, и межпланетныхаппаратов... Этот носитель обещалочень много. Но тут и проявилась всянаша неорганизованность и, ксожалению, низкий общетехническийуровень. Н-1 делали 500 организаций, 26ведомств. Из них только 9 входили вкомпетенцию военно-промышленнойкомиссии. Остальныхнадо было упрашивать. Никакиепостановления Совмина непомогали...

Первые успешныеполеты в космос, достижения всоздании и реализации решетчатыхкрыльев подтолкнули нас к новойнаучной работе. Она касаласьманеврирования космическоголетательного аппарата. Известно,что маневр выгоднее всеговыполнять с помощьюаэродинамических сил, а не за счетдвигатель ной установки. Выигрышбудет тем больше, чем вышеаэродинамическое качествоаппарата (отношение его подъемнойсилы к сопротивлению). Однакокрылья, создающие подъемную силу,трудно защитить от тепловоговоздействия среды при весьмабольших (гиперзвуковых) скоростях.Тут-то и возникла идея -использовать решетчатые крылья,которые могут складываться ираскрываться в полете. Мы должныбыли доказать, что можно создатьдостаточно простой летательныйаппарат многоразового применения,который будет обладать широкимивозможностями маневрирования исможет без проблем совершатьпосадку на аэродроме базирования.

Наша командапомогала С. П. Королеву и В. П. Мишинув проектировании и созданиирешетчатых стабилизаторов. Приотработке технологии ихпроизводства и прочностныхиспытаниях пришлось крепкопотрудиться, проявить всю нашуизобретательность. Готовые решеткибыли установлены на ракете Н-1.Горько сознавать, что весь трудоказался напрасным.

Мы остановилисьна самом простом, а потому наиболеереальном варианте - одноместномкосмическом летательном аппарате ипредложили такую схему. Наиболее"горячие" этапы полета (выводна орбиту, начальный маневр напервом, самом теплонапряженномучастке траектории при входе ватмосферу) осуществляются сосложенными решетчатыми крыльями,при этом регулируемая дальностьполета достигает заметной величины- 800-950 км. А во время окончательногонаведения аппарата на местопосадки и маневрированиярешетчатые крылья должны бытьраскрытыми. Сначала сбрасываютсяносовой обтекатель и тормозной"зонт". После этогооткрываются решетчатые крылья:основные - с помощьютелескопических подъемников,носовые - автоматически, подвоздействием аэродинамических сил.Таким образом, на последнем этапеполета космический аппаратпредставляет собой самолет срешетчатыми крыльями истабилизаторами. Решеткираскрываются на высоте 25-45 км, иначинается маневрирование. Этопозволяет приземлиться в любойточке круга диаметром 800-900 км.

В 1962-1963 годахобразовалась группа ученых,объединенных стремлениемосуществить эту идею. Для тоговремени это означало заглянуть вбудущее космонавтики. Кроме нашей"команды" в группу вошлиакадемик РАН Н. Н. Моисеев, доктортехнических наук В. А. Матвеев и ихсотрудники. Поддержали нас и В. М.Мясищев - он тогда возглавлял ЦАГИ,начальник Вычислительного центраАН СССР А. А. Дородницын и начальникакадемии им. Жуковского В. И. Волков.

Словом, путевку вжизнь решетчатые крылья получилитолько тогда, когда у А. Д. Надирадзеи С. П. Королева создались тупиковыеситуации. Позже их успешноприменяли на разных летательныхаппаратах, в том числе в системеаварийного спасения космонавтов накосмических кораблях "Союз". Эта системасрабатывает при неудачном запускеили аварии на начальном участкеполета. В нештатной ситуацииобитаемый отсек "Союза"отделяется от всей системы спомощью специального двигателя,установленного в носовой частиракеты. Он уводит обитаемый отсекиз опасной зоны. Полет отделившейсячасти стабилизируется четырьмярешетчатыми крыльями, которые спомощью гидравлических системпереводятся из положения вдоль осикорпуса в перпендикулярное к ней.На высоте, достаточной для штатнойпосадки, приводится в действиепарашютная система, спускаемыйаппарат выпадает из головногообтекателя и с помощью парашюта идвигателя мягкой посадки совершаетштатное приземление.

Кроме посадки"по-самолетному"предусматривался и другой, болеепростой вариант приземления -парашютный. Перед посадкой спарашютом решетчатые крыльяотклоняются назад на угол 50градусов с осью аппарата, за счетэтого коэффициент сопротивленияувеличивается, скорость падает до 80м/с. На высоте 1,5-2 км открываетсяпарашют, и аппарат приземляется наскорости 7-8 м/с.

Невидимые мирусвязи

Еще в 1967 годуконструкции со складывающимисярешетчатыми крыльями привлекливнимание создателей авиационныхракет и бомб. За прошедшеедесятилетие они нашли применение вбоевых ракетах различногоназначения. Среди продолжателейэтого научного направления мнебыли особенно близки В. А.Подобедов, Л. И. Рындин и В. П.Плаунов. В решении технических иорганизационных проблем помогалигенеральные конструкторы А. Л.Ляпин, его преемник Г. А.Соколовский со своим заместителемВ. А. Пустовойтовым. В результате набазе отечественной технологииродилось новое поколениеавиационных ракет"воздух-воздух", обладающихуникальными свойствами. На это ушлоболее четверти века.

Всякий раз, бываяв Вашингтоне, я захожу вНациональный музей авиации икосмонавтики. Здесь всегдамножество посетителей: дети,взрослые, старики, даже инвалиды вколясках. Интереснейшие экспонатыи действующие макеты, демонстрациявидеофильмов вызываютнеподдельный интерес и надолгоостаются в памяти.

Время постепенностирает в памяти пережитое. Нопорой неожиданная встреча спрошлым, когда оно вдруг встаетперед тобою в зримом образе, вновьвозвращает его к жизни. 

Трудно бытьпророком в своем отечестве, будь тоРоссия или США. Приоритет братьевРайт вплоть до 1942 года непризнавался в их собственнойстране. В знак протеста Орвилл в 1928году передал свой самолет музеюВеликобритании, и только в 1948 годуэта реликвия вернулась на родину.

Особеннопривлекает меня главный зал музея.Здесь есть самолет братьев Орвиллаи Уилбера Райт, на котором имудалось совершить первый в миреустановившийся управляемый полет.Братья построили самолет-биплансобственной конструкции и дали емуимя "Флайер I". На самолете былиустановлены разработанный имибензиновый двигатель, дватолкающих воздушных винта,аэродинамические органыуправления: отклоняющееся переднеегоризонтальное оперение,поворотный киль, перекашивающиесяконцы крыльев. 17 декабря 1903 годабратья Райт совершили на нем первыеполеты, ставшие исторической вехойв авиации. Орвилл пролетел 36,5 метраза 12 секунд, а Уилбер - 260 метров за 59секунд.

В 1986 году пилотыДик Рутан (брат создателя"Вояджера") и Джина Игервпервые совершили на этой машинекругосветный перелет бездозаправки топливом в воздухе.Полет продолжался больше 9 суток, заэто время было преодолено свыше 42000км (рекордная дальность 40412 км).

В том же зале подпотолком висит другой самолет -"Вояджер". Он построен подруководством американскогоавиаконструктора Берта Рутанапримерно через 80 лет после"Флайера". В этом самолетесконцентрированы почти всесовременные достиженияавиационной науки и техники:совершенная аэродинамика,рациональная конструкция,современные конструкционныематериалы (авторы назвали его"самолетом первойуглепластиковой конструкции"),высокая топливная эффективность.

Вместе спредставителем Национальногоаэрокосмического агентства США мывстретились с директором русскогоотделения музея Кэтлин Левис. Яудивился, как мало внимания уделенов экспозиции Юрию Гагарину и егополету. Она же дала мне понять, что имы, россияне, должны позаботитьсяоб этом - предложить интересныематериалы, проявитьготовность сотрудничать навзаимной основе. Тогда я подарилмузею свои книги о Юрии Гагарине(см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 3, 1998 г.,стр. 2 - Прим. ред. ), а потом и орешетчатых крыльях, посколькуузнал, что никакой информации о нихв музее не было. А через несколькомесяцев, уже в Москве, получилответный дар: целый комплектфотографий экспонатов музея.

Во времяпоследней поездки в США, в конце 1993года, я вновь побывал в музееавиации и космонавтики. В углупервого зала стояли два новыхэкспоната: наша ракета СС-20 срешетчатыми рулями истабилизаторами, известная как"Пионер", и американская"Першинг-2". По договору ОСВ-2эти виды вооружений подлежалиуничтожению, но и США и Россияобязаны были выставить их в музеяхобеих стран, видимо, как символокончания холодной войны и началаразоружения - этопредусматривалось одним из пунктовдоговора.

Решетчатымикрыльями занимался и первыйкосмонавт планеты, выпускникВоенно-воздушной инженернойакадемии им. Н. Е. Жуковского ЮрийГагарин. Он применил их длястабилизации устойчивостимногоразового космическоголетательного аппарата, которыйпроектировал вместе с другимидипломниками-космонавтами. Юрийпроявил себя как талантливыйинженер-исследователь и блестящезащитил диплом. "В Юре счастливосочетаются природное мужество,аналитический ум, исключительноетрудолюбие. Я думаю, что если онполучит надежное образование, то мыуслышим его имя среди самых громкихимен наших ученых", - говорил онем С. П. Королев. Ю. Гагарин окончилакадемию в феврале 1968 года, за месяцс небольшим до своей трагическойгибели (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №№5, 12, 1987 г. и № 3, 1998 г.). Сегодня, черезтридцать лет после тех событийхочется вспомнить о нашейсовместной работе над дипломом иподелиться мыслями о значениивыхода человека в космос и личностипервого космонавта.

Предшественник"Шаттла" и "Бурана"

Решающим этапомучебы стала для космонавтовдипломная работа. Она была задуманакак комплексное научноеисследование, причем каждый егоучастник получал свойсамостоятельный раздел, тщательноувязанный со всеми остальными. Авсе вместе они создавалимногоразовый космическийлетательный аппарат самолетнойсхемы. Такой подход позволялдовольно глубоко проработатьпроблему.

Программаобучения космонавтов вВоенно-воздушной инженернойакадемии им. Н. Е. Жуковскогоотличалась от традиционнойподготовки специалистов. Дело нетолько в том, что уже тогда, всередине 60-х годов, вошли в учебныйпроцесс ЭВМ и тренажеры. Мыстремились привить космонавтампрактические навыки владениянаучными методами, помочь впонимании сильных и слабых сторонразных подходов.

Когда мы выбиралитемы дипломов, то принимали вовнимание, что летательный аппаратоценивается многими параметрами:совершенством конструкции, уровнеминженерных решений, летнымикачествами, возможностямиуправления. А кто лучшелетчиков-космонавтов мог ответитьна вопросы, связанные с управлениемкораблем на сверхзвуковых ипосадочных скоростях?

Готовиться кдипломной работе, как говорится,создавать задел мы начализаблаговременно. Все приходилосьделать параллельно с учебой попринципу "создай ситуацию, когдавремя работает на нас". Каждыйстарался выкроить время, чтобыосуществить "полезныйимпульс", например, сделатьэскизы моделей. Дальше - пауза, но"время работало на нас" -изготовлялись рабочие чертежи.Затем наступал момент для нового"импульса": надо былопроверить и подписать чертежи,сделать заказ на изготовлениемоделей. Особенно четко работал потакой системе Юрий Гагарин.

Аэродинамическаясхема аппарата должна былаобеспечить предпосадочный маневр ипосадку "по-самолетному".Сначала упрощенными расчетами впервом приближении были определеныосновные геометрические параметрыаппарата. Несущий фюзеляжпредставлял собой крыло большойтолщины, за счет этогопредполагалось упроститьтеплозащиту на гиперзвуковыхскоростях полета. Кроме того, надобыло придать крылу-фюзеляжудостаточные несущие свойства наэтих режимах. Во время приземленияи перед посадкой требовалосьувеличить площадь крыла. Для этогобыли сконструированыкрылья-консоли, они поворачивалисьи становились продолжениемкрыла-фюзеляжа. При гиперзвуковомполете консоли поднимались, а привходе в плотные слои атмосферы какбы оставались "в тени"фюзеляжа. С точки зрениятеплозащиты тонкостенных консолейэто очень важно.

Ю. Гагаринзанимался посадкой летательногоаппарата. Ему предстояло выбратьоптимальную для нормальной посадкиаэродинамическую компоновку, формуи размеры крыла, основных идополнительных рулевыхповерхностей, решить ряд другихвопросов, например, изучитьособенности управления аппаратом ивыработать предложения поулучшению посадки. Ваэродинамических исследованиях наразных этапах работы Ю. Гагаринопирался на физический эксперимент(продувки в аэродинамической трубе)и, в большей степени, наматематическое моделирование спомощью ЭВМ.

В то время мыначали успешно применятьупрощенную схему самолета.Оказалось, что вместо"телесных" форм в расчетахможно рассматривать "скелет"летательного аппарата, полученныйкак бы сплющиванием крыльев,фюзеляжа и других частей.Острословы ЦАГИ называли"скелетную" схему "цыпленоктабака". Она оказалась оченьудачной, поскольку значительноупрощала методы расчетааэродинамических характеристиксамолетных компоновок навычислительных машинах. На этойсхеме вовсю заработал методдискретных вихрей, разработанныйеще в 1950 году.

Чтобы исследоватьдозвуковые скорости аппарата ваэродинамической трубе, Ю. Гагаринупредстояло создать деревяннуюмодель. Еще в 1966 году он выполнилрабочий чертеж-эскиз. По нему назаводе академии и вмастерской-препараторской кафедрыаэродинамики изготовили модель.Форму консолей еще предстоялоуточнить, поэтому сделали ихсъемными из толстой фанеры.

Чтобы обеспечитьпосадку аппарата"по-самолетному", сначалавыбрали конструкцию с переменнымположением крыльев на разныхучастках полета, но таким путем неудалось сбалансировать аппарат,сделать его удобным дляпилотирования при сверхзвуковых ималых скоростях. И тут Ю. Гагаринвспомнил о складывающихсярешетчатых крыльях в системеаварийного спасения космическихкораблей "Союз" и сразу нашелрешение. 19 января 1968 годаэксперименты с моделью аппаратазакончились. Чтобы достичьприемлемой балансировки, в еепередней части были поставлены дварешетчатых стабилизатора.Результаты эксперимента показали,что модель хорошо балансируется науглах атаки до 10о. Юра решилподать заявку на изобретение -"Способ балансировкимногоразового космическогоаппарата самолетной схемы спомощью решетчатыхстабилизаторов". Но подобныерешения уже были известны вавиации, они применены на Ту-144,правда, с обычным крылом - носовымстабилизатором. Я как руководительдиплома объяснил это Ю. Гагарину, аон только пошутил, что недолгопоходил в изобретателях.

Эксперимент Ю.Гагарина должен был, во-первых,опытным путем проверитьтеоретические выводы и, во-вторых,развеять недоверие к надежностирасчетных данных, полученных наоснове наших подходов, и вообщеукрепить веру в ЭВМ. Юрий"конструировал" и"облетывал" свой аппарат наимевшейся тогда цифровой ианалоговой вычислительной технике.Это была отечественная машинаБЭСМ-2М. Благодаря ей исследованияобрели реальную почву.

Сергей Павловичсчитал весьма существеннойконструкторскую часть дипломнойработы: "Покажите им, как тяжелобыть в нашей "шкуре". Это оченьважно. "Шкуру" космонавта онипочувствовали, а "шкуру"главного конструктора нет. А имнадо хорошо понимать, чувствовать итрудности конструктора.Проблема-то одна, ее не разорвешь начасти. Космонавты должны быть науровне новых задач, идтивпереди". А о Гагарине сказал:"Смелый, искусный летчик икосмонавт. Грамотный, думающийинженер. Это то, что нужно. Именното!" Подробности беседы с главнымконструктором запомнилисьнавсегда, ведь это была последняянаша встреча.

Конкретноесодержание дипломных исследованиймы вместе с космонавтами обсуждалина встрече с Сергеем ПавловичемКоролевым. Он порекомендовал намзаняться обычной самолетнойкомпоновкой: "Вариант срешетчатыми крыльями у васпроработан довольно основательно,и вам, конечно, проще заняться им. Нонам весьма важно рассмотреть совсех сторон и объективно оценитьклассическую самолетную схему. Игнорировать этот путьнедопустимо". На том и порешили,тем более, что наш "мозговойцентр" также склонялся к этомуварианту.

- Ладно, хватит,пусть летают на таком аппарате. Что,летчики зря учатся, тренируются? Зачто им деньги платят?

Как советовал С. П.Королев, Ю. Гагарину даливозможность побывать в "шкуре"и главного конструктора, икосмонавта. На специальномстенде-тренажере моделировалисьпредпосадочный маневр и посадкааппарата. Полет воспроизводился спомощью ЭВМ, причем в программумашины закладывались только что полученныехарактеристики компоновки. Идеи ееулучшения проверялись расчетами,затем выбирался вариант дляконтрольных "продувок",анализировались результаты иГагарин-"главный конструктор"принимал решение:

- Кто создал этотутюг? О чем думают конструкторы, чтоони умеют? - говорил Гагарин-летчик.- Ну и ситуация, тут не соскучишься!Хоть немного отдохнуть от этойбесконечной круговерти!

Потом онотправлялся на испытательныйстенд, вводил в вычислительнуюмашину новые данные и"проигрывал" предпосадочныйманевр и посадку. Раз за разомпробовал делать и то, и другое ивновь наталкивался на трудности: тоаэродинамическое качество мало, тотраектория слишком крутая илипосадочная скорость велика:

Защита

И опятьначиналась напряженная работа, вкоторую первый космонавт окуналсяс удовольствием, с каким-то особымподъемом. Он так "горел",увлекался работой, что, казалось,других радостей в жизни у него небыло. 

После обсужденияэкзаменационная комиссиявыставила оценки: выполнениеработы - "отлично", защита -"отлично", общая оценка -"отлично". Комиссияпостановила присвоить полковникуЮрию Алексеевичу Гагаринуквалификацию летчика-инженера-космонавта, выдать диплом обокончании инженерного факультета сотличием и рекомендовать его вадъюнктуру. Высшие оценки были выставлены и Г. С.Титову. Юра по-детски радовалсяуспешной защите, хотел всех обнять,поблагодарить каждого, кто емупомогал.

Ю. А. Гагарин и Г. С.Титов защищали дипломные работы 17февраля 1968 года в Звездном городке.Интерес к происходящему былбольшой. Собралось много народу,только членов Государственнойэкзаменационной комиссии было 14человек. Юрий докладывал беззаписки. Сперва волновался,несколько сбивался, но быстроосвоился, заговорил уверенно,увлеченно, превосходно владеяматериалом.

Юрий Алексеевич иВалентина Ивановна провожали насдо машины. Помню, несмотря на мороз,он вышел раздетым. Пожимая руку, ещераз сказал: "Сергей Михайлович! Я- заместитель начальника Центра,мне надо еще полетать. После этого,в апреле, прихожу к вам, в академию,и давайте опять начнем в том жедухе". А потом засмеялся ипопрощался так сердечно, будточувствовал, что расстаемся мынавсегда. Как-то необычно прощалисьмы с ним, или это чувство потом ужепоявилось - не знаю.

Замечательный,незабываемый вечер довелось мнепровести тогда в кругу родных иблизких Юрия Гагарина. Сколько былорадости, гордости за него, какиебольшие планы строились надальнейшее... Никогда еще Юра не былтак откровенен и открыт всей душойсобеседнику. Он много и охотнорассказывал о себе, о своей жизни, отрудностях, с которыми сталкивался.Когда разговор зашел о будущем,сказал: "Теперь мы поработаем и внауке! Вот только ликвидируюзадолженность по летному делу".

"Вся моя жизнькажется мне сейчас однимпрекрасным мгновением" - сказалЮ. А. Гагарин перед космическимстартом. Действительно, онапронеслась со скоростью поистинекосмической. Совершив свойисторический полет, Гагаринзавоевал высшую награду - любовьчеловечества, эта любовь даетстимул для движения вперед,окрыляет, но она же заставляет бытьза все в ответе.

Незавершенныйполет

Знаменитыйастронавт Нейл Армстронг, первымступивший на Луну, сказал о ЮрииГагарине: "Он всех нас позвал вкосмос". А его друзья и соратники- космонавты А. А. Леонов, А. Г.Николаев, П. Р. Попович и Б. В.Волынов считали, что Юра не толькопроложил им дорогу в космос, но иуказал своимпримером путь в науку.

Впервые увидевЗемлю с космической высоты, Ю. А.Гагарин сумел подняться допонимания общечеловеческихпроблем, ощутить личнуюответственность за их решение:"Облетев землю вкорабле-спутнике, я увидел, какпрекрасна наша планета. Люди, будемхранить и приумножать эту красоту,а не разрушать ее!"

Многолетняясовместная работа и дружба с первымотрядом космонавтов, с сентября 1961года по сей день, принесла радостьсопереживания и познания не тольконаучно-технических, но иобщечеловеческих проблем. Не знаю,чье влияние оказалось глубже -космонавтов на меня или наоборот.Они изменили, расширили моемировоззрение, дали возможностьвслед за ними прикоснуться кнепознанному.

Нам, егопреподавателям, пришлось не тольконаблюдать за его научным ростом, нои содействовать ему. Много у менябыло и есть замечательных учеников,но Юрию принадлежит особое место.Даже близко знавших его людейудивляла стойкость,обязательность, энергичность, скоторыми он выполнял свою миссию.Сознание своей ответственности,прирожденные талант и трудолюбиепомогали Ю. А. Гагаринусовершенствоваться. По своимдуховным качествам, обаянию, умениюслушать, убеждать, общаться ссамыми разными людьми, он могпретендовать на роль лидеранационального, а может быть, имеждународного масштаба.

Была надежда -помогая Королеву в образовании ивоспитании космонавтов, мысодействуем их продвижению вперед,особенно это касалось ЮрияГагарина. Но его гибель помешалаосуществить эти планы.

Отечественнаякосмическая эпопея, как и созданиеатомного и водородного оружия, -свидетельство поразительныхпотенциальных возможностей нашегонарода. Мы стали первопроходцамивселенной. Это невозможно ниповторить, ни изменить, как нельзяпредать забвению имена С. П.Королева и Ю. А. Гагарина. С. П.Королев видел в космонавтах нежелторотых птенцов с примитивнымлейтенантским мышлением, неконкурентов по славе, как многие ихначальники, а помощников,соратников, полноправныхучастников великих дел.

Политикам ивысшим военным чинам во всем миренельзя давать в руки способызавоевания господства. Это породитбезумие, может быть, разное поформе, но одинаково гибельное.Военный паритет, силовоесдерживание были выходом изкризисной ситуации. Понимание этойцели не только вдохновляло, но иприносило душевный покой. 

Все мы, каждыйпо-своему, преодолевали тот жебарьер, который возник в свое времяна пути Андрея ДмитриевичаСахарова: как совместить созданиеабсолютного оружия или средств егодоставки к цели с неизбежносопровождающей этот процессугрозой существования жизни наземле?

Знаменитыйестествоиспытатель Жак Ив Кусто всвое время обратился к астронавтами космонавтам всего мира сословами: "Вы помогаете нампонимать звезды. Вы изменили нашипредставления о человечестве, окосмосе, о неизвестном, а это важно,чтобы будущее стало счастливым".

К великимсвершениям человечества я отношупроникновение в космическоепространство и созданиекомпьютеров и компьютерныхтехнологий. В результате на сменуэпохе научно-технической революциипришла эраинформационно-космическая, началсяпереход от технического,прагматического мышления кгеопланетарному.

Юрий Гагаринпонимал значение этого шага: "Небудем завидовать людям будущего.Им, конечно, здорово повезет, дляних станет привычным то, о чем мыможем только мечтать. Но и намвыпало большое счастье. Счастьепервых шагов в космосе. И пустьпотомки завидуют этому нашемусчастью".

А те, кто побывал вкосмосе, независимо отнациональности и убеждений,поднялись до понимания единствавсего человечества. Я этопочувствовал, общаясь скосмонавтами первого отряда до ипосле полетов в космос, во время ихучебы в "Жуковке".



А мне хочетсядобавить: "И не забывают подвиговсвоих первопроходцев".

Авиационныеракеты класса "воздух - воздух"

Некоторые типыракет с решетчатыми крыльями,
рулями и стабилизаторами


СУ-33

Отечественное наименование Иностранное наименование Самолет-носитель Класс ракеты Разработчик Принята на вооружение, год Дальность стрельбы, км. Длина, м. Диаметр корпуса, м. Стартовый вес, кг РВВ-АЕ АА-12 МИГ-29К МИГ-31М

РСД МКБ "Вымпел"

СУ-35

90- 120

1991- 1992

Межконтинентальныебаллистические ракеты
и ракеты средней дальности
 


3.6 0.2 175
 

-

Отечественное наименование  Иностранное наименование Разработчик (изготовитель) Принята на вооружение, год Дальность стрельбы, км. Число ступеней- топливо Диаметр корпуса, м. Длина, м. Стартовый вес, т. ракеты комплекса по договорам ОСВ РТ-1  (8К95)

-

-

НИИ-125

ОКБ-1 С.П. Королев

1963

Испытана  1962-

3-твердое

2400

-

-

РТ-2 (8К98)

34

(8К98П)

РТ-2П

РС-12

-

Mod.1

SS-13

ОКБ-1 С.П. Королев

Mod.2

9500

12.1968 72

9400

9500

1.84

3-твердое

21.7

2.0

51

21.6

-

51.3

РС-14

Темп-2С

МИТ А.Д. Надирадзе Испытана  1972-

SS-16

9000

1976

1.79

3- твердое

44

18.5

Пионер

-

SS-20

РСД-10

Mod.2

Mod.1

МИД А.Д. Надирадзе, Воткинский машзавод 1977 4400

Mod.3

7500

5000

1.79

2- твердое

1.79

1.79

16.49

16.49

36-37

16.49

36-37

36-37

Тополь

-

SS-25

РС-12М

"

(PL-5)

10500

1985

1.8

3- твердое

45.1

21.5

Оперативно-тактическиеи тактические ракеты сухопутныхвойск


 


(ТР-1)

Наименование  Разработчик (изготовитель) Принята на вооружение, год Дальность стрельбы, км. Число ступеней- топливо Длина, м. Диаметр корпуса, м. Стартовый вес, т. отечественное Иностранное ракеты комплекса по договорам ОСВ 9М76

Темп-С

9К76

SS-12 Mod1(A)

ОТР-2

МИТ (Воткинский

Mod2(B)

1968

машзавод)

900

1979

2-

-

12.38

твердое

9.4

1.01

(Б,К,Ф)

9М79

Точка

9К79

ОТР-21

Точка-У

(FROG9)

SS-21

Mod.2

Mod.1

1976

Главный конструктор С.П. Непобедимый

80-х

конец

20-120

15-70

1-твердое

1-твердое

около 6.4

6.4

1.5-2

около 0.7

9М714

около 2

Ока

(Б,К)

SS-23

ОТР-23

Главный конструктор С.П. Непобедимый

(KY-12)

машзавод)

(Воткинский

400

1980

7.52

1-твердое

4.69

0.97

Космическиеракетоносители


 


Отечественное наименование Разработчик Начало эксплуатации Полезная нагрузка, т. Тип топлива Длина, м. Диаметр корпуса, м. Стартовый вес, т. ракеты комплекса базового варианта

 

11А511У

ракеты

Р-7А

Союз

завод "Прогресс",

ОКБ-1 С.П. Королев

16.11.63

г. Самара 

Керосин+кислород

7.25

10.3

39,3

-

310

Старт-1

Старт

РСД-10

РС-12М

0.9

МИТ 25.03.93

32

Твердое

60

1.79

Н-1

11А52

НПО "Энергия" Б.А. Дорофеев

-

по 1974*

с 21.02.69

Керосин+кислород

95

17

105


  * Программа закрытапосле неудачных пусков


2750

Белоцерковский С.М., Тюленев А. И., Одновол Л. А., ФроловВ. Н. Решетчатые крылья. М.,изд-во ВВИА им. Н. Е. Жуковского, 196

ЛИТЕРАТУРА

Белоцерковский С.М., Тюленев А. И., Фролов В. Н. и др. Решетчатыекрылья. М., "Машиностроение",198

Белоцерковский С.М., Тюленев А. И., Фролов В. Н., Шитов В.А. и др. Вопросы аэродинамики,прочности и технологии решетчатыхкрыльев. М., изд-во ВВИА им. Н. Е.Жуковского, 196


Модельмногоразового космическоголетательного аппарата "Решетка62" на "горячем" участкеполета со сложенными решетчатымикрыльями.



Один изрешетчатых стабилизаторов опытноймногофункциональной тяжелойракеты Н-


В комплектавиационного вооружения самолетаМИГ 21-93 входит ракета с решетчатымирулями и стабилизаторами (слева всередине). Фото с Международногоавиакосмического салона,прошедшего в Абудаби в 1995 году.



Космическийлетательный аппарат "Решетка62" на этапе аэродинамическогоманеврирования (тормозной зонт иносовой обтекатель сброшены,решетки раскрыты).


Самые опасныебоевые средства - русская ракетаСС-20 ("Пионер") с решетчатымистабилизаторами и рулями иамериканская "Першинг-2" сталимузейными экспонатами (Вашингтон,Национальный музей авиации икосмонавтики).



Модель системыаварийного спасения экипажа"Союз". По заданию С. П.Королева на ней отрабатываласьаэродинамика и проводились занятияс космонавтами.


Таким Юрийостался в нашей памяти. ФотографияЮ. А. Гагарина, сделанная В. А.Шитовым накануне защиты диплома вакадемии.



Модельмногоразового космическоголетательного аппарата, выполненнаяпо эскизам Ю. А. Гагарина. Передпосадкой крылья раскрыты и выпущенносовой решетчатый стабилизатор.


НачальникВоенно-воздушной академии имениН.Е. Жуковского В. И. Волков вручаетЮ. А. Гагарину диплом с отличием поспециальности"летчик-инженер-космонавт".



Ю. А. Гагаринзащищает диплом передГосударственной экзаменационнойкомиссией. 17 февраля 1968 года.




Мемориальныйкабинет первого космонавта ваэродинамической лабораторииВоенно-воздушной академии.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)