[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Доктор экономическихнаук И. ОСАДЧАЯ.

Таким реформатором сталанглийский экономист Джон МэйнардКейнс. Именно его идеи легли воснову серьезной перестройкикапитализма, превратившей его, посути, в смешанную систему, в которойдействие рыночного механизма,заключенного в рамки законов иобщепринятых правил, увязано сгосударственным регулированиемэкономики. (Начало см. "Наука ижизнь" № 11, 1997 г.)

После второй мировой войны,вплоть до середины 70-х годов, вера вмогущество кейнсианскойэкономической политики, способнойразрешить противоречиякапиталистическоговоспроизводства, неуклонноукреплялась. Расширялись масштабыгосударственного вмешательства.Произошел многосторонний процесс"огосударствления экономическойнауки" - он проявился в массовомпривлечении академическихэкономистов на службу вгосударственные иполугосударственные учреждения,осуществляющие экономическуюэкспертизу. Возникли различногорода "мозговые центры",ставшие трансформаторамитеоретических идей в практическиерекомендации правительству.

Взлеты ипадения кейнсианскойэкономической политики

Как видим из таблицы внизу, ксередине 70-х эта доля по сравнению сдовоенным периодом практическиудвоилась. (Кроме Германии, котораяуже в 1938 году готовилась развязатьвойну, и потому доля государства вВНП этой страны была очень высокой.)Такой прирост был прежде всегосвязан с особенно быстрымнарастанием социальных расходов,которые, конечно же, способствовалиувеличению потребительскогоспроса - недаром кейнсианцы вполнесправедливо видели в этомважнейший стимул дляэкономического роста.

Неуклонно росли государственныерасходы, о чем свидетельствуютцифры, показывающие изменение долисовокупных государственныхрасходов (центральных и местныхорганов власти) в валовомнациональном продукте (ВНП) рядаразвитых стран.

Страна Годы

Совокупныегосударственные расходы впроцентах к ВНП

Подобное развитие событийполностью отвечало кейнсианскимпредставлениям о целяхэкономической политикиправительства. Приоритетные жероли в этих целях отводилисьдостижению полной занятости,стабилизации или хотя бывыравниванию циклическихколебаний экономики, повышениютемпов экономического роста. Аувеличение расходов, то естьпокупательной способности,отвечало и желаниям широких слоевнаселения, делая подобную политикуособенно популярной. К тому же напервых порах, когда инфляционныепроцессы еще не дали о себе знать,рост цен был почти незаметен (отакой инфляции - 2-5% в год - говориликак о "ползучей" инфляции).Казалось бы, кейнсианство на всевремена доказало, что экономика наизменение денежного спроса скореереагирует изменением реальногоуровня производства, чемповышением цен.

1938 1950 1955 1975 1985 США 16,9 22,2 27,1 34,6 36,7 ФРГ 43,6 36,4 36,8 48,9 47,5 Франция 24,8 31,0 29,8 43,4 52,2 Англия 21,1 36,3 34,5 46,6 46,2
Цифры соседней таблицыкрасноречиво показывают: темпыроста социальных расходов в те годыпочти в полтора раза превышалитемпы роста валового национальногопродукта, что и дало резкоеувеличение доли социальныхрасходов в общих расходахназванных стран.

Первый из них предполагалвозможность не соблюдать строгосбалансированностьгосударственного бюджета, то естьравенство доходов и расходовгосударства, что всегда считалосьглавным критерием мудрой бюджетнойполитики. Предполагалось, чтосбалансирование бюджета должнопроисходить не каждый год, а напротяжении экономического цикла,когда избыток поступлений в казну впериод подъема мог компенсироватьнедостаток бюджетных средств,возникший в условиях кризиса.

Кейнсианская концепциямакроэкономической политикиопиралась не только на большиебюджетные расходы государства. Онавключала в себя еще три важныхмомента.

Их доля в ВНП

Социальные расходы в1960-1975 годах

Страна 1960 г. 1975 г. ВНП Социальных
расходов
США 10,9 21,0 4,1 7,7 ФРГ 20,5 31,5 4,7 6,7 Франция 13,4 23,8 5,8 7,4 Англия 13,9 24,9 3,1 5,6
Второй момент - разработка теориидефицитного финансированиягосударственных расходов за счетэмиссии денег и государственныхзаймов. И, наконец, третий - новоепонимание роли кредитно-денежногорегулирования как инструмента,поддерживающего, прежде всего,бюджетную политику, а не здоровуюбезынфляционную денежную систему.Это означало смещение приоритетовв работе центрального банка - этогоглавного инструментакредитно-денежной политики. Еслиздоровая валюта требовалапроведения жесткойантиинфляционной политикинезависимо от конъюнктуры, тотеперь кредитно-денежная политикапризвана была участвовать врегулировании эффективного спроса:увеличивать кредитно-денежнуюэкспансию в период спада иограничивать ее лишь в условияхподъема экономики.

Среднегодовой
темп роста


Кризискейнсианства: причины и следствия

В итоге кейнсианская концепциямакроэкономической политикираспахнула двери дляэкспансионистскойкредитно-денежной политики,которая должна была не столькосохранять стабильность денежнойсистемы, сколько способствоватьувеличению расходов истимулировать экономический рост вцелом.

Традиционно кейнсианскаяконцепция экономической политикина инфляцию не рассчитывала.Недооценивая опасность инфляции,она своим акцентом на ростгосударственных расходов идефицитное финансированиеэкономики, по сути дела, самаспособствовала развитию инфляции.Если в 60-е годы бюджетные дефицитыбыли редкостью, то после 70-х ониприняли уже устойчивый характер.Каких масштабов достигли бюджетныедефициты, свидетельствуют цифры на45 странице.

Но времена менялись. К началу 70-хгодов завершился период высокихтемпов экономического роста. Дваэнергетических кризиса вверглиэкономику развитых стран во второйполовине 70-х в длительный периодстагфляции - период, когданеобычайно быстро стали расти ценыи одновременно при этом шел спадпроизводства. Инфляцияпревратилась в проблему номер один.

Дефицитгосударственного бюджета(центральных и местных органоввласти) в процентах к ВНП

Не случайно приоритетной задачейфинансовой политики правительстввсех развитых стран сталооздоровление государственныхфинансов и снижение бюджетныхдефицитов.

1960 1980 1985 1989 1993 1994 1995 США 1,3 -1,3 -3,4 -1,9 -3,4 -2,0 -1,8 Япония 0,6 -4,4 -1,4 2,5 -0,2 -2,0 -1,8 Германия 3,0 -2,9 -1,1 0,1 -3,3 -2,7 -2,4 Франция 0,9 0,2 -2,6 -1,2 -5,8 -9,7 -9,1 Англия -1,0 -3,5 -2,6 0,9 -7,7 -6,8 -4,7
К инфляции добавилось и нечтодругое, подорвавшее старуюконцепцию регулирования, -ухудшение условий воспроизводства,сместившее фокус экономическихпротиворечий с задач реализации напроблемы производства. Увеличениестепени "открытости"экономики: интернационализация иусиление внешних экономическихсвязей. Неэффективность,порожденная разрастаниемгосударственного аппарата и егобюрократизацией. Все этиобстоятельства вызвали крайнеенедовольство кейнсианскоймакроэконо мической политикой иострую критику всей кейнсианскойтеоретической системы. Ей сталиприписывать все подлинные и мнимыепричины неудач экономическогоразвития, и прежде всего обострениеинфляционных тенденций. Кризисиспытала не просто кейнсианскаятеория, а вся концепция"государства благосостояния",иначе говоря, концепция широкогогосударственного регулированияэкономики. А это - социальныеприоритеты, значительный секторгосударственногопредпринимательства,перераспределе ние национальногодохода в пользу увеличениягосударственных расходов, и,наконец, прямое регламентированиемногих сфер деятельности частногопредпринимательства.

Cтрана Годы

Сторонники этих теорий впротивоположность кейнсианствусчитают (и обосновывают это), чтонеобходимо максимально ограничитьгосударственное вмешательство вэкономику и социальную сферу,сократить государственные налоги ирасходы. Естественно, что онивыступают и против кейнсианскоймакроэкономической политики.Государственное регулированиеспроса нарушает, по их мнению,действие рыночных сил, а вдолговременном плане ведет кусилению инфляционных тенденций.

В итоге победное шествиекейнсианства как теории и какэкономической политики в конце 70-хгодов - начале 80-х завершилось"кейнсианскойконтрреволюцией" и"консервативным сдвигом" - вэкономической теории и в политикевсех развитых стран. Центральноеместо в экономической теорииЗапада вновь заняла стараянеоклассическая школа, в рамкахкоторой возникли новые направленияэкономического анализа, такие, какмонетаризм, теория рациональныхожиданий и другие.

Кризис кейнсианства отражалважные изменения в экономическойполитике правительствиндустриально развитых стран. Напротяжении 80-х и 90-х годов благодаряденационализации и приватизациипроизошло значительное сокращениегосударственного сектораэкономики, снизились темпы ростагосударственных расходов, долякоторых в ВНП достигала во многихевропейских странах 50%. Борьба сбюджетным дефицитом иинфляционными тенденциямиприобрела первостепенное значение.

Известный итальянский экономистФ. Модильяни очень точноохарактеризовал линию,разграничивающую сторонниковкейнсианской теории (по его словам,"немонетаристов") и ихпротивников ("монетаристов").Он пишет: "Немонетаристы"признают - и это я рассматриваю какосновополагающую практическуюидею "Общей теории", - чторыночная экономика подверженаколебаниям совокупного продукта,безработицы и цен, которыенуждаются в корректировке, могутбыть скорректированы и поэтомудолжны быть скорректированы."Монетари сты" же считают, чтоне существует никакой реальнойпотребности в стабилизацииэкономики до тех пор, пока ростденежной массы следует простомупредсказуемому правилу, что дажеесли бы существовала такаяпотребность, мы не обладаемспособностью стабилизировать ее, инам не следует наделятьадминистративные органынеобходимой властью".

Кейнсианскаямысль сегодня

Но это тем не менее не означалополного отказа от кейнсианскихидей, требующих в целях социальнойи экономической стабилизациигосударственного вмешательства.Политика всегда была прагматичной -такой она и осталась, и в своемарсенале по-прежнему сохраняетмногие из тех рекомендаций, которыебыли обоснованы Кейнсом и егопоследователями.

Она прошла этап"неоклассического синтеза"(60-70-е годы), когда была предпринятапопытка формально объединитькейнсианскую теорию снеоклассической. На основекатегорий кейнсианского анализабыли созданы неокейнсианскиетеории циклического развитияэкономики и соответствующие теорииэкономического роста.

Итак, завершился определенныйэтап в жизни кейнсианской теории,начавшийся в 30-е годы нашего века.Но сама теория Кейнса по-прежнемужива и развивается в современныхусловиях. Ведь она никогда не быласводом неприкасаемых догм иобязательных инструкций для еесторонников. История кейнсианства -это история непрерывного развития,приспособления к меняющейсядействительности, поисков иуточнений как в областитеоретического анализа, так и впрактической политике.

Современная экономическая теориянемыслима без того вклада, которыйвнес Дж. М. Кейнс, прежде всего безсовершенно нового ее раздела -макроэкономики и теориимакроэкономическогорегулирования. Но "вклад" - этонечто застывшее, общепринятое,устоявшееся. Для характеристикикейнсианства этого мало. "Общаятеория" Кейнса, как и множествопредшествующих и последовавших заней работ (ныне они составляют 33тома полного собрания сочинений),стала неисчерпаемым источникомидей, которые до сих пор питаютогромный поток литературы,толкующей, пересматривающей,критикующей, развивающей теориюКейнса. Во всяком случае, каждый год- и это не преувеличение - приноситна свет десятки новых работ, так илииначе связанных с именем и теориейКейнса. Меткое название нашел длясвоей работы, посвященной теорииКейнса, английский ученый Г. К. Шоу -"Перманентная революция".Действительно, через революции иконтрреволюции кейнсианствопереживает непрерывный процессизменений, движимый тем мотором,который создал и привел в движениеее основатель.

Оттесненное неоклассическойшколой на обочину "главногонаправления" кейнсианстворазвивается сегодня в новом облике,получившем название"посткейнсианство".Кейнсианство оказалосьорганически связанным с нынешнимиреалиями экономического развития.И в этом проявляется егожизнестойкость.

Да и для самого кейнсианстваинфляция 70-х годов не прошлабесследно. Как сделатьмакроэкономичес кую политику болееэффективным инструментомэкономического регулирования? Какстимулировать рост производства,не вызывая при этом (или неподдерживая) инфляционныхтенденций? Как сражаться синфляцией, не ограничивая при этомтемпов экономического роста и нестимулируя безработицу? Все это -центральная тема современногокейнсианства.

Сохраняет свое непреходящеезначение главная идея кейнсианства- необходимость вмешательствагосударства для стабильногоразвития капиталистическойэкономики. Можно спорить о том,какими методами это делать, но то,что рыночный механизм должен бытьдополнен государственнымрегулированием, у современныхполитиков больших сомнений невызывает.

В то же времяэкономисты-посткейнсианцы ищут иновые способы борьбы с инфляцией,которые не вели бы к снижениюпроизводства и занятости. По мнениюнекоторых из них, антиинфляционнаяполитика должна учитывать и тепараметры, которые определяютформирование издержек и доходов. Вкачестве антиинфляционногорецепта они предлагают такназываемую политику доходов, тоесть добровольное соглашение междупредпринимателями и профсоюзами обопределенном темпе роста зарплаты,не превышающем ростпроизводительности труда, контрольнад ценами естественных монополийи т. п. В такой политике видится имвозможность одновременногорешения проблемы занятости иинфляции - того, что не в состоянииобеспечить традиционныеналогово-бюджетные икредитно-денежные рычаги.

Вместе с экономистамиконсервативного толка кейнсианцыпризнают сегодня опасностьдальнейшего роста государственныхрасходов и бюджетных дефицитов. Вотпочему современные кейнсианцы ужене настаивают на подобных методахгосударственного регулированияэкономики. Они признаютнеобходимость бюджетныхограничений. Однако выступая заболее жесткую бюджетную политику,обосновывают необходимость иважность использования другогоинструмента регулирования -кредитно-денежной политики.Снижение процентных ставок ирасширение возможностейкредитования, считают они, будетсодействовать ростуинвестиционного спроса и общемуподъему экономики.

Во-вторых, многие из теперешних"знатоков" кейнсианствакритикуют жесткую политикустабилизации, направленную наснижение бюджетного дефицита иинфляции. Их привлекает идея болееактивного использованиябюджетного дефицита и денежнойэкспансии в качестве того горючего,которое якобы способно помочьросту экономики. Скорее всего, онине знают - но именно об этом шла речьв данной статье, - что дефицитноефинансирование в условиях инфляцииоказалось как раз тем слабым местомкейнсианской теории и политики,которое вызвало кризис прежней еемодели и определило путидальнейшей ее коррекции. Поэтомускорее следовало бы прислушаться кголосу современныхпосткейнсианцев, которые советуютотноситься к бюджетному дефицитукрайне осторожно, перенося акцентыс бюджета и роста государственныхрасходов на кредитно-денежнуюполитику в качестве основногоинструмента косвенноговоздействия на экономику.

Сегодня в нашей стране имя Кейнсаупоминается не только встуденческих лекциях. Многиесторонники государственногорегулирования экономики,независимо от того, о какихинструментах и методахрегулирования идет речь, готовыопереться на его авторитет. Мол,даже Кейнс был за регулирова ние! Насамом деле все не так очевидно.Во-первых, следует помнить, чтокейнсианская теория и политикаисходят из существования развитойрыночной экономики. Мы же находимсяв стадии перехода к этой экономикесо всеми ее особенностями,нелепостями и трудностями. Поэтомупрямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику неподходит.

Именно этому прежде всего учитопыт научной и практическойдеятельности великого англичанинаДжона Мэйнарда Кейнса.

В-третьих, наша переходнаяэкономика требует особого подходак роли государства, поскольку этопериод одновременно и ломки старойгосударственной системыуправления, и созданиягосударством новой рыночнойинфраструктуры (в виде законов,институтов контроля, налоговыхсборов и т. п.), без чего рынокпревращается в "дикое поле"разбоя. А кроме того, переходнаяэкономика требует проведенияактивной структурной политики. Всеэти проблемы непосредственногоотношения к теории Кейнса не имеют.Однако знать ее, как и всюэкономическую теорию Запада, а неотдельные вырванные изисторического контекста положения,необходимо. Знание теории и опытаразвитых стран, понимание условий,в которых дает эффект та или инаямера экономической политики,способны и помочь, и уберечь отошибок в ходе ненужногоэкспериментаторства илиочередного "изобретениявелосипеда".


По словам жены Кейнса, ЛидииЛопуховой, она ничего не понимала вэкономических теориях мужа. Но темне менее всю жизнь была его музой.



Английский драматург Бернард Шоуи Джон Мэйнард Кейнс в Кембридже. 1935год.




1940 год. Джон Мейнард Кейнс в своейдомашней лондонской библиотеке.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)