[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Чтобы достичь этого, необходимо при отборе кандидатов в космонавты ориентироваться не только на выносливых и технически грамотных, но и на способных мыслить на уровне поставленных задач, умеющих брать ответственность на себя. Такие разносторонне развитые люди смогут находить нестандартные решения порой в непредсказуемых условиях. Им легче будет создать атмосферу взаимообогащающих интересов, чтобы полет стал не только проверкой крепости их духа и нервов.

(размышления о профессии космонавта) В последнее время много говорят о пилотируемых полетах на Марс. Прообраз межпланетных кораблей - долговременные орбитальные станции - "привязаны" к Земле, откуда космонавты получают топливо, еду, воду, рекомендации, технику и, если понадобится, помощь, вплоть до спасения людей. Полеты в дальнем космосе потребуют полной автономности, и Земля должна быть готова передать свои функции экипажу, который как в подводной лодке останется наедине с техникой в незнакомых условиях и должен уметь обеспечивать навигацию, просчитывать варианты управления полетом, принимать решения вплоть до возвращения на Землю. Обычное резервирование и дублирование техники тут не поможет, успех полета будет полностью зависеть от людей. Но решиться на это можно не раньше, чем пилотируемые орбитальные станции перестанут нуждаться в постоянном техническом обслуживании и ремонте, а человек будет ощущать себя не заложником техники и всей системы обеспечения полета, а хозяином положения.

Возникло противоречие между провозглашенным статусом станции как научно-исследовательской лаборатории и практикой ее эксплуатации в рамках летно-конструкторских испытаний, а место человека в исследовательских программах оказалось неопределенным. По существу космонавты нацелены на совершенствование космической техники, проверку и отработку технических решений, приобретение необходимых навыков. На этом до сих пор и сосредоточены усилия всех служб, обеспечивающих подготовку и проведение полета. Космонавты стали посредниками между постановщиками экспериментов и научной аппаратурой, выполняя контроль и обеспечивая ход экспериментов по указаниям и подсказкам с Земли.

Сегодняшняя практика космических полетов показывает, что космонавты заняты выполнением множества операций, часто рутинных, по техническому обслуживанию и ремонту бортовых систем, разгрузке грузовых кораблей. Много усилий тратят на поддержание физической формы и медицинский контроль. А на осмысление картины мира, открывающейся с орбиты, на поиск новых знаний через наблюдения и решение исследовательских задач у них почти не остается времени. Поэтому стимулы к интеллектуальному развитию деятельности космонавта отсутствуют. Так, на МКС с экипажем из двух человек из 120 часов рабочего времени в неделю 111 уходит на обеспечение жизнедеятельности станции и экипажа, так как изначально на космонавтов рассчитывали как на операторов технических систем, а не на исследователей. В таких условиях ожидать от них творческой отдачи не приходится, так как они изначально не обладают такой мотивацией на полет. Но ведь смысл пребывания человека в космосе как раз в этом и состоит.

С первых полетов повелось, что в отряд космонавтов приходят, в основном, летчики и инженеры. Летать мечтают с детства, поэтому случайных людей в летной профессии немного. Главное в ней - здоровье, психологическая устойчивость, хорошая реакция, спортивная подготовка и здравый смысл. Сочетание этих качеств позволяет стать профессионалом высокого класса.

Чтобы изменить ситуацию и привести ее в соответствие со статусом станции, одних базовых знаний космонавтам недостаточно. Отбор людей нужно проводить еще по таким качествам, как живой ум, нестандартность мышления, изобретательность и широта кругозора, и человечность. Разглядеть их при формальном подходе не представляется возможным. Это доступно сделать только специалистам, ученым, психологам в ходе собеседования, а не тем, кто далек от ощущения этой профессии.

Каждый, кто подходит к выбору профессии осмысленно, стремится достичь в ней высот: для летчика - это испытание новых летательных аппаратов, для инженера - руководство крупным проектом. Тех, кто одержим мечтой стать космонавтом и выбирает эту профессию с дальним прицелом, совсем уж единицы. Отбирают в отряд тех, кто уже полетал в воинских частях или проработал года три в качестве сотрудника головной ракетно-космической корпорации. И при хорошем здоровье не всегда лучшие, но обязательно при расположении руководства зачисляются в отряд. Поэтому среда космонавтов складывается из тех, кто оказался ближе к отбору и по своим качествам не противоречит его требованиям. Чтобы найти людей, действительно имеющих призвание к этой профессии, пора открыть широкий доступ к ней молодежи. Только на длительной временной дистанции можно разглядеть тех, кто своими успехами на школьных олимпиадах, через подготовку по ориентированным студенческим программам сможет доказать, что их выбор не случаен и они обладают всем необходимым для этой работы. За 45 лет контуры профессии космонавта уже определились, и можно говорить о призвании, искать талантливых и одержимых.

Инженеров по призванию в космонавтике гораздо меньше. Этот путь нередко выбирают под влиянием семьи, близости места учебы и других случайных обстоятельств. Но те, кто делает осознанный выбор, склонны к точным наукам, способны решать сложные задачи, изобретательны и любят технику.

Однако техническая грамотность в пилотируемом полете - хоть и необходимое условие, но не решающее. Главное - реализация творческих возможностей человека, его способность при широте базовых знаний в той или иной области приобретать новые знания. Поэтому каждый космонавт обязан иметь собственную программу исследований по влечению, а мир космоса столь богат, что найти себя там может каждый: полярные сияния, геология, верхняя атмосфера, ледники, вулканы, океан - выбирай, формируй программу и готовься к ее выполнению. Но для этого изучай литературу, ищи специалистов в данной области, устанавливай контакты с организациями, которые заняты этой проблемой. К тому же необходимо еще на Земле овладеть "космической географией" по накопленным материалам съемки, охватывающим всю нашу планету, чтобы в полете не терять время на узнавание, где ты летишь и что видишь.

Космонавт - штучная профессия, и готовить их по "образу и подобию" нельзя. Здесь важно раскрыть возможности конкретного человека, развить его задатки, склонности, увлечь перспективой, тогда будет и отдача. Но для этого надо изменить существующую программу подготовки. При освоении техники (а это процесс длительный) космонавтов надо учить не только понимать последовательность действий и выдаваемых команд, а проникать в сущность их прохождения с откликом систем. К тому же они должны быть готовы к расхождениям в характере показаний приборов, поведения систем на стендах и тренажерах и в реальном полете, а также к возможным просчетам и ошибкам Земли. Поэтому космонавтам следует вырабатывать собственный взгляд на развитие событий и способность принимать решения, изменяющие их ход. Такая глубина освоения техники даст им уверенность и свободу действий в ситуациях, когда нет подсказки Земли, а время ограничено.

Кроме того, успех полета во многом зависит от знания условий как внутри космического корабля, так и снаружи. Невесомость, микрогравитация, состав внутренней атмосферы, электромагнитное поле, радиация, акустический фон, освещенность - надо знать и понимать, как все это влияет на человека и на проведение исследований, иначе все усилия могут оказаться напрасными, так как результаты будут искажены под действием этих факторов. Корабль - живой организм, он имеет свою ауру, которая меняется в зависимости от его конфигурации, выбросов продуктов сгорания двигателя ми, воздействия на покрытия станции микрометеоритных потоков солнечной радиации и т.д. Без учета влияния этих факторов нельзя быть уверенным в достоверности полученных результатов исследований.

Участвуя в экспериментах, мало понимать их смысл, надо разбираться в областях исследований: в астрофизике, медицине, биологии, материаловедении и т.д. Тогда космонавт оказывается в иной колее - не исполнительской, а творческого роста. Если этого нет, трудно сконцентрировать внимание на изучаемом объекте, чтобы выявить его наилучшие проявления и донести максимально полную информацию до специалистов и ученых. Здесь могут появиться истоки и его будущей научной работы, а это труд нелегкий - придется готовить статьи, доклады, монографии, выступать на конференциях, а значит, постоянно трудиться. Только пройдя всю дистанцию от постановки задачи до результата, можно подняться до уровня космонавта в его высоком предназначении.

Недавно, беседуя в Центре подготовки космонавтов с космонавтами 13-го набора, с удивлением узнал, что в системе их подготовки мало что изменилось. До сих пор молодые космонавты лишены возможности знакомиться с опытом своих товарищей по их послеполетным отчетам, потому что экипажи их не пишут. И даже с докладом Юрия Гагарина их не знакомят! А ведь он был не просто первым человеком в космосе - Гагарин был первым его исследователем, который по тому времени очень полно ответил на многие вопросы о состоянии невесомости, о звездах, о Земле, о том, что он увидел и почувствовал там. К сожалению, в дальнейшем эта нацеленность размылась и все свелось к грамотному выполнению полета, а индивидуальность космонавта растворилась.

При этом важно знать и свои возможности как наблюдателя: разрешающую способность глаз, их цветочувствительность, изменчивость на протяжении длительного полета в зависимости от внутреннего состояния и внешних условий. Чтобы не обмануться, приняв желаемое за достоверное, надо уметь распознавать объекты исследования среди множества других и давать их описания на языке специалистов. Различать океанические течения, вихревые структуры на фоне ветровой ряби, состояние водной поверхности при разной освещенности, определять по цвету наличие взвесей и планктона, характер дна и глубину. Узнавать полярные сияния, эмиссионные слои, "серебристые" облака, зодиакальный свет на меняющемся фоне горизонта, понимать природу их возникновения, связь с солнечной активностью и районы возможного появления в разное время года и суток, находить особенности в этих явлениях и процессах.

Чтобы возродить былой интерес общества к пилотируемым полетам, было бы неплохо восстановить и забытую традицию, когда космонавты после полета выступали по телевидению, на радио, рассказывая о своем полете, и с публикациями в прессе. Но для этого космонавт должен быть готов вести диалог, не просто перечислять названия выполненных им экспериментов, а, как проводник, приоткрывать тайну устройства мира, который нас окружает, привлекая людей новизной взгляда и убедительными результатами, а не голословными заявлениями.

Венцом полета должен быть личный отчет, по которому можно судить о профессионализме экипажа и каждого космонавта. Это единственный объективный критерий их уровня и достижений. Однако на его написании так никто и не настаивает, а желания писать мало кто испытывает. Поэтому их опыт не обобщается и другим недоступен. Не понимаю, как можно уходить в следующий полет, не отчитавшись за предыдущий. Если бы отчитываться после полета было неукоснительным правилом для каждого космонавта - с анализом работы техники, всех звеньев обеспечения полета, своих успехов и неудач, то это не только подняло бы их ответственность, но во многом изменило бы отношение к деятельности космонавтов на борту со стороны разработчиков космической техники, постановщиков экспериментов, да и общества в целом. По документированному, а не словесному докладу Государственной комиссии можно было бы дать оценку каждому, его способности к этой работе и возможности дальнейшего использования. И космонавты различались бы не по количеству полетов и времени, проведенному в космосе, а по реальному вкладу в дело. Это придало бы им уверенность высказывать свою точку зрения и отстаивать ее, чувствуя себя защищенными от конъюнктуры оценок и предвзятых мнений при назначении в экипаж.

Но дневник дневнику - рознь. Я говорю не о хронике внешних событий, а о процессе осознания того, с чем сталкиваешься и что преодолеваешь, с поиском своего места в жизни. К этому надо готовиться на Земле, так как вести систематические записи на борту себя не заставишь, если не будешь увлечен и способен находить новое ежедневно и ежечасно. С одной стороны, это оправдает твое напряжение, а с другой - облегчит жизнь в дальнем полете. Ведь никто не проанализирует тебя лучше, чем ты сам, тем более трудно обманывать себя в дневнике. Такой документ чрезвычайно важен как память, на него всегда можно опереться, с кем бы ни общался потом. Всех интересует человек: его переживания, взаимоотношения, преодоления, увлечения, слабости, мир каждого, который неповторим. Эту потребность души американцы вменили в обязанность своему космонавту Лерою Чиао, участнику 10-й экспедиции на МКС, считая, что по его дневникам они смогут понять что-то в поведенческих проблемах космонавта в дальних полетах. Но это бессмыслица - ожидать от человека искренности, если он знает, что в его мир вторгнется чужой взгляд. Нельзя свести сложное в человеке к его проекции.

Подготовка к полету дает уникальную возможность сохранить свой опыт овладения профессией, а в дальнейшем рассказать о самом полете и личных впечатлениях, если космонавт приобретет привычку вести дневниковые записи как документ общения с собой. Такая работа требует постоянного напряжения мысли, тренирует мозг, заставляет анализировать свои поступки, промахи и делать выводы, учит думать и сопереживать.

Правда, устремленность в работе нередко вызывает противодействие, желание утрамбовать, подогнать под общие правила. И надо быть готовым к этому, здесь каждый выбирает сам - пойти на поводу обстоятельств или отстаивать себя. Но эти трудности несравнимы с перспективой твоего роста как личности, их неизбежность со временем осознаешь как шелуху недопонимания, которая слетит, утвердив главное - твой характер и индивидуальность. Поднявшись на свою вершину, становишься заметен, кому-то можешь нравиться или нет, но мастерство дает признание, выделяет.

Только увлеченный человек при решении общей задачи всегда будет бороться за результат, если же нет - при первых неудачах откажется от борьбы, найдя себе оправдание. Стоит один раз уступить, потянется другая уступка, и все - больше не будет сил добиваться нового, открывать его для себя и других. Потухнет взгляд и творческий настрой, начнешь скисать и тянуть лямку до конца полета, но это мучительно трудно, в худшем случае это может привести и к психологическому срыву, а значит, к досрочному прекращению полета.

Для нового поколения космонавтов звездопад закончился - и к лучшему, так как свои звезды придется ковать самим. Это огромный труд, но заслуга будет личной, а не политизированно-наносной. Однако появились другие трудности, связанные с шелестом денег, и здесь важно удержаться от подмены человеческих ценностей чрезмерным прагматизмом. Кроме того, непозволительно затаптывать дорогу в космос, силой влияния превращая профессию в клановую, подобно престижным профессиям на Земле. Иначе мы ломаем дух первооткрывателей, разрушаем благородство соперничества достойных на пути в космос.

К полету очень важно готовить не только себя, но и семью: к общению с тобой и твоими товарищами, где мы, как экипаж, неразделимы. Это умение понимать близкого человека на расстоянии, чувствовать взаимоотношения на борту, вовремя поддержать шуткой, воспоминаниями, встречей с друзьями, не разделяя, а объединяя, - огромное подспорье в длительных полетах. Оно создает более комфортную среду, защищая от проявления эгоизма, зависти, соперничества.

Случается, что в публичных выступлениях некоторые из летавших в космос, чтобы поддержать гаснущий ореол былых свершений, расцвечивают свои достижения небывалыми подробностями и даже склонны осуждать действия своих товарищей. К сожалению, они не понимают, что, привлекая внимание публики таким образом, принижают нашу профессию. Это еще раз подчеркивает важность проблемы отбора космонавтов.

Бывает и так, что человек не соответствует достижениям, в которых участвовал, потому что это не было смыслом его жизни, а привлекла романтика. В таком случае он, оставаясь приложением к историческим вехам космонавтики, привыкая к этому, оказывается неспособным к общению на должном уровне со специалистами и обществом. Состояние полета быстро проходит, а внутреннее содержание вдруг оказывается слабым, и, если не зацепился в своем развитии тем, что тебя заинтересовало и увлекло, остается лишь рассказывать о том, что ты когда-то летал, видел, делал. Упустив возможности для приложения сил, которые дает пребывание в отряде, человек приходит в тупик. И тогда его работа как космонавта завершится к 50-ти годам, в расцвете сил, если он не проложил дорогу к своей послеполетной деятельности.

Способствует этому то, что до сих пор нет четкого определения профессии космонавт. К примеру, мореплаватель отличается от моряка тем, что осваивает нехоженые просторы морей и океанов. В понятии "космос" заключена вся Вселенная вместе с нами и нашим миром. Космонавт - тот же мореплаватель, а мы уподобили его моряку. Отталкиваясь от Земли, он уходит в неизведанное, как в свое время землепроходцы, которые прошли Сибирью до Тихого океана. Их описания - уникальные документы, ориентиры в земном пространстве.

После окончания каждого полета космонавт не знает, когда полетит в следующий раз. Это время может длиться годами, и его надо не упустить, чем-то заполнить. Если не увлек себя творчеством, останется одно - продолжать совершенствоваться в технической и спортивной подготовке. При этом появится масса забот, которые создадут ощущение большой занятости, а на самом деле ты оказываешься в положении ожидающего в очереди на следующий полет, растянутой на годы потерь. В таком случае ты - вечный ученик и ничего нового не привнесешь, какой бы полет ни ждал.

Несмотря на то, что в космос уже летают туристы, будет большим заблуждением считать, что профессия космонавта переходит в разряд обычных. Нельзя путать ближний космос, где мы связаны с Землей, с проникновением в его даль. Поэтому те, кто будет удаляться от Земли, никогда не станут рядовыми космоса, и выбирать их предстоит из тех, кто в полетах у Земли докажет свое право олицетворять нашу планету. Таких людей надо готовить уже под эгидой ООН, чтобы они укрепились верой в общечеловеческие ценности, несмотря на свою национальную и государственную принадлежность.

К сожалению, неправильная расстановка акцентов в предназначении долговременных орбитальных станций затормозила не только творческий рост космонавтов, но и развитие научных исследований на беспилотных аппаратах. Погоня за увеличением длительности пилотируемых полетов привела к тому, что научный выход станций "Салют", "Мир", МКС оказался низким. Это произошло потому, что до сих пор нет четкого представления, какие эксперименты целесообразно поручать человеку, а какие проводить без него. Ведь человек, подменяя возможности автоматики, не только способствует повышению надежности работы систем станции и научной аппаратуры, но своим присутствием значительно удорожает исследования и снижает чистоту условий их проведения. Неслучайно главный конструктор межпланетных станций "Венера", "Марс", кораблей, доставивших на Землю лунный грунт, Г. Н. Бабакин говорил: "Может быть, я пристрастен, но я не знаю, чего не могут автоматы". Только определившись с кругом задач, недоступных автоматическим аппаратам, поймем, что должен взять на себя человек с уникальным сочетанием пытливого ума и умений, позволяющих ему находить решения в непредвиденных ситуациях, корректируя каждый последующий шаг анализом предыдущих.

Член-корреспондент РАН В. Лебедев, директор Научного геоинформационного центра РАН, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза. Валентин Витальевич Лебедев.

Планируя полеты на Марс, нужно понимать, что Человечество значительно изменилось по сравнению с началом эры освоения космоса, и азартом политических амбиций его не проведешь, как и демонстрацией технических возможностей и выносливости человека. Пока мы не добьемся единства взглядов на будущее, ожидаемый результат не сможет компенсировать ущерб от духа соперничества в стремлении доказать всем свое превосходство. Проникновение человека во Вселенную должно находиться в согласии с развитием общечеловеческого сознания. Иначе своими поспешными устремлениями мы скорее разрушаем жизнь несовершенным разумом, удаляясь от главной цели - жить лучше и спокойнее, а не в вечной погоне, теряя себя как носителей добра и таланта.

Панорама планеты. Справа - полуостров Апшерон в Каспийском море.

Пески Сахары.

Сформировавшийся циклон.

Игра солнечных лучей в атмосфере Земли на восходе.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)