[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Доктор экономическихнаук Б. ДЕНИСОВ.

Стук молоточка на аукционе:"Продано!" В руки новогохозяина переходит полотно великогомастера. С одной стороны -художественный шедевр, созерцаякоторый люди получают эстетическоеудовольствие. С другой - товар, какхолодильник, автомобиль, дом;выгодное вложение денег. Этадвуликость произведений искусства,ценность эстетическая иэкономическая, которую они несут, -предмет научных исследованийдоктора экономических наук,заведующего кафедройполитэкономии Государственнойакадемии управления Б.А.Денисова,коллекционера и знатока искусства.

Или другой пример, из российскогопрошлого. П. М. Третьяков заплатилСаврасову за картину "Грачиприлетели" 600 рублей, Сурикову за"Утро стрелецкой казни" - 8000,Левитану за "Омут" - 2000, Шишкинуза "Медведей" - 4000 рублей. Апримерно в это же время Александр IIIуплатил Семирадскому заумильно-сладкое "КупаниеФрины" 35 тысяч! Разговоры о том,что расценки Третьякова "типичномеценатские" и что они невыступали как расценки"настоящего" товарного рынка,не имеют под собой ни малейшихоснований. Рынок есть рынок, какиеесть цены, такие и есть. Хозяинденег - барин.

Известна гамлетовская формула,согласно которой "сами по себевещи не бывают ни хорошими, нидурными, а только в нашей оценке".В самом деле, представим себе, чтона одном из аукционов выставленыдля продажи две картины: полотноТициана, оцененное в 1 миллиондолларов, и Ван Гога по такой жепервоначальной цене. Прошли торги.Картина Тициана почему-то невызвала активности средипокупателей, но все же ее приобрели"по старту", то есть за миллиондолларов. Вокруг произведения ВанГога, напротив, возник ажиотаж, ценаего была взвинчена и достигла 50миллионов. Итак, одна картинаоказалась в 50 раз дороже другой. Чтоэто означает? В 50 раз лучше,эстетически и материально ценнее?Звучит так же нелепо, как и тезис отом, что кассовый фильм - самыйлучший.

Предметы искусства первоначальнопредназначались исключительно дляличного потребления в узком кругусемьи, племени, рода. Их переход виные руки совершался безвозмездно:как знак уважения, почета или вкачестве ритуального действия.Постепенно эти узкие рамкипреодолевались и произведенияискусства стали выполнятьобщественную функцию, обслуживаярелигиозный культ, деяния властейпредержащих.

С того момента, как искусствостало товаром, его эстетическаяценность сливается с коммерческой.Чем более развит и организованрынок вообще и артрынок вчастности, тем сильнее приматкоммерции. Но так было, разумеется,не всегда.

В эпоху классическогосредневековья артрынок (как и рыноквообще) сужен феодальнойраздробленностью, крепостнойнесвободой, путами монархическогои церковного всевластия, гнетомсюзеренов, сеньоров, помещиков,латифундистов.

В античную эпоху предметыискусства меняли своих владельцев,перемещались в пространствеглавным образом посредствомзаказов. Искусство еще при этом невполне товар, полутовар, хотянекоторые товарные признаки уженалицо (оценка, гонорар, качество).Это пока не рынок в классическомпонимании, а лишь его прообраз: хотяи есть смена собственника, но нетсвободной реализации вещей,эквивалентного обмена.

Правда, в России (исключение изобщеевропейского правила) кустарьуже с XVII века был в руках торговцев.Евразийский характер Россиипроявлялся в самых причудливыхформах. Известно, например, что ПетрI послал в Китай на вечную службуроту солдат в обмен на фарфоровуювазу!

Положение менялось с развитиемобмена, специализации, расширениемрынка, который по сути своейкосмополитичен и не может долгоевремя держаться в узких пределах. Ивот уже ремесленник (художник) несам выполняет торговые функции, ихберет на себя другой персонаж.

Теперь уже не заказ, а свободнаякупля-продажа правит бал. В этомобществе эгоизма и анархиипоявляются и художники-разночинцы,и "раскрученные" рынкомподельщики. Неожиданно входят вмоду художники-хулиганы, бунтари.Их работы находят рыночную нишу.При этом резко возрастает рольпосредников (дилеров, продюсеров,менеджеров, галерейщи ков), онизанимают прочное место в связкепродавец - покупатель. Эта роль,первоначаль но довольно скромная,постепенно оказываетсяопределяющей в реализациипроизведения искусства. Более того,торговец искусством становитсясвоего рода "правителемживописи", чья фантазия икоммерческие уловки способствуютсозданию репутации художника ивозобладанию в искусствеопределенной тенденции. Вместе стем происходит превращениехудожника-ремесленника вбуржуа-артиста.

После волныбуржуазно-демократическихреволюций в Европе ситуациякардинально изменилась. Победакапиталистического уклада вела квсеобщности купли-продажи.Буржуазный уклад вырабатывал своиэстетические критерии качествапроизведений. Это времяхудожественной богемы,противопоставления художникатолпе, время чердачныхмансард-мастерских, плюрализмавкусов. В эту же пору возниклидесятки художественных институтови школ, академий, салонов и галерей.

Теперь стоит привести примерную,выборочную классификацию артрынка.Типичный перечень таков: живопись играфика, скульптура, пластика,керамика, художественное стекло,художественные изделия из металла,художественная мебель, иконопись,старинные музыкальные инструменты,исторические реликвии, курьезы,автографы известных людей,ювелирные изделия, модели,филателия, бонистика, ковры игобелены, библиофилия, нумизматика.Существует превеликое множествоподобных перечней, в которыхфигурируют и самые экзотическиепроизводные; полный реестр здесь,видимо, невозможен (выявлено, кпримеру, свыше 700 подвидовсобирательства). Нет пределачеловеческой фантазии, и мир еще нераз удивится, ибо "блуждаетчеловек, пока в нем естьстремленья" (Гете).

Наряду с классическими рыночнымиотношениями в сфере артбизнесавозникают псевдорыночные инерыночные формы - такие, какфилантропия (бесприбыльноемеценатство), прямаягосударственная опека, влекущаяказенные расходы.

Итак, нет особой экономическойспецифики в том, что произведенияискусства однажды стали товаром. И,соответственно, сформировалсяартрынок. Рынок живет по известнымзаконам, а составляющие такойкатегории, как цена товара, можетвывести любой мало-мальскиуспевающий студент, прослушавшийкурс политэкономии. Но как толькомы подходим с привычными мерками кцене произведений искусства, всетеории рушатся. Допустим, вмагазине продается фетровая шляпаценой в 5 рублей, а рядом на аукционевыставлена такая же, подобнойвыделки, но, по легенде(удостоверенной документально),принадлежавшая НаполеонуБонапарту. Ее цена - 5000 рублей.

Артрынок никогда не считалсякрупным компонентом экономики,хотя обороты средств на нем инойраз впечатляют. По разным оценкам, кпримеру, на московскомхудожественном рынке ежегоднооборачивается 30-50 миллионовдолларов, а по всей России - вдесятки раз больше. Что касаетсяСША и Западной Европы, то названныецифры следовало бы увеличить напорядок. И все же эти обороты неидут в сравнение с доходамиразвитых стран.

В мире товарного изобилияразличимы товары-однодневки, тоесть товары разового потребления(например, скоропортящиесяпродукты питания, предметы гигиеныи лекарства), и вещи,предназначенные для длительногохранения и пользования. Здраворассуждая, бессмысленно каждомуприобретать большое количествоавтомобилей, платьев, шуб, обуви.Значительные запасы обычныхизделий накапливаются лишь напожарный случай. В государственныхзакромах имеются постояннообновляемые стратегические запасызолота, зерна, соли, горючего (такназываемый неприкосновенный фонд).Иное с произведениями искусства. Ихнестандартный, единичный характер,а главное высокие эстетическиесвойства делают предметы искусстваидеальным материалом дляпостоянного приобретения,собирания, систематизации,сбережения. Искусство становитсяне просто товаром, но товаромособым, удовлетворяющимнеиссякаемую потребность человекаприумножать собственность.

С точки зрения "чистой" наукиэкономики - это чудеса, по правиламартрынка - норма. Ведь первая шляпа -обычный товар, вторая -товар-реликвия, товар-монополист.

Есть и иной вариант, когдапроизведение искусства создаетсяне для сбыта-продажи. Знаменитыйфарфор Юсуповского заводавыпускался единичнымиэкземплярами и предназна чалсявсецело для внутреннегопользования или для подарковдрузьям и знатным гостям. Лишь впоследующее время фарфор с маркой"Архангельское" сталантиквариатом, желанным дляприобретения любителямиизысканных редкостей.

Произведения искусства какгипертовар могут обращаться весьмаинтенсивно, прежде чем осесть вмузеях или других хранилищах. Впоследнем случае они выходят изтоварного обращения и совершаютобратную метаморфозу: превращаютсяиз товара в вещь. Теперь они особымобразом "потребляются" -зрителями, научными работниками,посетителями музея. Вгосударственных музеях СССР былососредоточено свыше 50 миллионовпамятников материальной и духовнойкультуры.

В древние времена в Непалестроителям храмов нередко отрубалируки, чтобы они не смогли болееповторить свои шедевры. А книги,сознательно издаваемые ничтожномалыми тиражами и априористановящиеся раритетами? В России вначале века "Кружок любителейрусских изящных изданий"ограничивал публикации 100-150пронумерованными экземплярами, адля членов кружка на особой бумагевыпускалось всего 25 экземпляров (кпримеру, "Невский проспект"Гоголя). Мало того, ставилосьжесткое условие уничтожения всехпечатных форм после тиражированиярисунков!

Предметы утилитарного обиходапрежних веков ныне превращаются впроизведениядекоративно-прикладного искусстваи служат людям по-иному: каксредства украшения жилища,устройства стильного интерьера.Произведения искусства, прежденевостребованные, вдругприобретают особуюпривлекательность: иминаслаждаются потомки. Знаменитыйрембрандтовский портрет Титуса в60-х годах нашего века был продан вЛондоне с аукциона за 2,2 миллионадолларов, а 150 лет назад этотпортрет отдали в качестве платы заночлег и завтрак. Подобных примеровтьма.

Важная отличительная особенностьтоваров этого рода - в ихконечности. Утончение культурногослоя предметов можно проследить влюбом веке. Восполнению он неподлежит, только замене.Восстановленный храм ХристаСпасителя в Москве или новаяЯнтарная комната в Петербургеникогда не обретут значенияподлинников-оригиналов, этоимитации, копии, макеты, муляжи,новоделы. Равно как любоефаксимильное воспроизведениерукописи известного деятеля илиуникальной книги останется лишьвторичной репродукцией.

В филателии известны случаиуничтожения значительной части илипочти целой серии выпущенной в светмарки. Оставшиеся образцы тем самымстановились дорогостоящими иуникальными экземплярами. Вмодельном бизнесе практикуетсявыпуск небольших партий предметовповышенного качества, сделанныхвручную. Подобная модель, напримержелезной дороги, может стоитьстолько же, сколько автомобильпрестижной марки.

По оценкам специалистов, сейчаспо свету гуляет около десяти тысячподделок русского авангарда. Необходится и без курьезов. Известныймосковский коллекционер и экспертрусского искусства конца ХХ века В.Дудаков однажды написал композициюв стиле Любови Поповой. Картину онподарил приятелю, а через некотороевремя ему принесли ее на экспертизукак "подлинную Попову". Болеетого, в 1989 году в Лондоне нааукционе "Сотбис"ошеломленный художник снова увиделсвое творение, где оно былозаявлено как работа Поповой ипродано за 30000 долларов...

Как только предметы искусстваприобрели статус товара, началасьэпоха фальсификаций имистификаций. Умельцы создавалипрактически неотличимые отшедевров копии, наводняя имиантикварный рынок, частные игосударственные коллекции.Историческая память сохранилатакие легенды и такие закрученныедетективные истории, чтопохождения графа Калиостро илиОстапа Бендера кажутся невиннымишалостями.

Существенна и вот какая ипостасьартрынка. Здесь принципиальноразличимы доли организованности,стабильности, предсказуемости, содной стороны, и случайности,непредсказуемости, да и простовезения - с другой.

Иначе как сенсационным не назватьи утверждение (весьмааргументированное и внушающеедоверие) искусствоведа В.Тетерятникова о том, что знаменитые"новгородские таблетки"(двусторонние иконы) принадлежатвовсе не XVI веку, как считается. Этомастерские имитации, выполненные вконце XIX - начале ХХ века. (Обархеологических мистификациях см."самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 5, 7, 8, 1967 г.,№ 6, 196 О мнимых шедеврах живописи -№ 7, 1992 г.) 

А сколько историй с "чернымидосками"! Супруги Тюлины,путешествуя по заброшеннымсеверным деревням в поисках старыхикон, на одной из сельских улицувидели мужика, выстругивающеголучины для растопки самовара. Онибуквально вырвали из рукоторопевше го человека остатокдоски. Оказалось, что это фрагментновгородской иконы высочайшегокласса, датируемой XIV-XV веками!

Любой коллекционер расскажет вамдесятки увлекательных, "на гранифантастики", историй, где элементслучайности, даже мистики,превалирует надрационально-разумным. К примеру,известные собирателихудожественного стекла супругиЛемкуль как-то обнаружили в одномпровинциальном городке России (накухне у случайного знакомого, срединесданных пустых бутылок и прочегохлама) относящийся к XVII веку иидеально сохранившийся сосудсинего персидского стекла стончайшим ажурным носиком. (Послесмерти коллекционеров их собраниепоступило в столичный Музей личныхколлекций на Волхонке).

Сколько неведомых шедевров и посей день выбрасывается на свалки вовсех странах мира!

Недавнее сенсационное открытие внедрах запасников Историческогомузея Москвы - портрет Василия III(отца Ивана Грозного) - потряслонаучный мир. А между тем эта"черная доска" находилась вМузее с 1894 года! И только в 1997 годуона частично "раскрыта"реставраторами.

В историческом плане подобныевзлеты-падения можноконстатировать, скажем, поотношению к искусству Востока,произведениям наивного искусства(примитива, лубка), к негритянскойскульптуре Африки, к русскойиконописи и к русскому жеавангарду, к античной нумизматике...

С развитием артрынка постепенновыявляются стабильные приоритеты.На первом месте устойчивонаходится живопись - королеваантиквариата, самый престижный идорогой объект приобретательства.Однако совершенно неожиданно,непредсказуемо и спонтанновозникает бурный интерес ккакому-нибудь другому видуискусства и старины, а затем, спустякакое-то время, столь же внезапнопадает.

Что же влияет на ценыхудожественных произведений?Вопрос наитруднейший, и лаконичноответить невозможно. Здесь такмного привходящих факторов, чтостановятся неприменимы миизвестные методымакроэкономического имаркетингового анализа. Внешне:фантасмаго рия движения цен,спирали, синусоиды, внезапные пикии столь же непредсказуемые провалы.Экономическая, финансовая или инаянаука при всем своем старании не всостоянии учесть и ввести в системудоказательств, скажем,экспонировалось ли данноепроизведение на одной из выставоки, главное, на каких условиях(коммерческая тайна!); какова полнаяи достоверная информация опредмете (не копия ли, а может быть,авторское повторение?);добропорядочно ли проведенаэкспертиза (есть почти неуловимыетонкости, отличающие подлинник отподделки). А если произведениестаринное, необходимо проследить ивсю генеалогию предмета, переченьего прежних владельцев,свидетельства, документацию иупоминания о нем в письменныхисточниках. В момент купли-продажина цену могут влиятьпсихологические факторы:настроение покупателя и продавца;их импульсив ность и способностьидти на уступки; взаимная симпатия(антипатия) участников сделки,степень ее доверительности илиофициальности; успех или неуспех вдругих делах; гамма предпочтений иразброс других обстоятельств, малозначащих для экономики, но иной разрешающих при определенииокончательной продажной ценыпредмета искусства.

Развитие во второй половине ХХвека науки, техники и технологиипривело к созданию принципиальноновых предметов потребления. Посамым общим данным, ассортиментбытовых изделий в настоящее времяполностью заменяется каждые 10-12лет. Иное дело артрынок. Здесь связьс техническим прогрессом илиничтожна, или не просматриваетсявовсе.

Аналогичным, в принципе, образомопределяется произведениеискусства, имеющее признакикапитала. Приобретение такогопредмета - это не затрата средств, аавансирование, инвестиция,приносящая доход. Специфика тут втом, что, согласно некоторымподсчетам, нужно минимум 20 лет,чтобы, сделав ставку на того илииного художника-современника,дождаться прибыльной отдачи отвложений.

Ценность произведений искусстваопределяется рынком всякий раз какбы заново. Это случайное, единичное,неповторимое решение часто неимеет продолжения. Налицомонополия в ее буквальномтолковании: "единственный"продавец, "единственный"покупатель, "единственный"товар. Кроме того, мир искусства иантиквариата буквально опутанпрактикой невидимых договорныхцен, "джентльменскихсоглашений", корпоративных тайн.Цена в таких случаях выражает"экономику казино",своеобразную игру, где интересыучастников то сближаются, то,напротив, расходятся.

Обычные товары при потребленииутрачиваются, исчезают, апроизведения искусства сохраняютсвою потребительскую стоимостьиной раз веками. Соответственно сгодами их экономическая ценностьможет даже возрасти, хотя бы,повторю, из-за уменьшенияколичества предметов. Так, русскаяиконопись XIV-XV веков при прочихравных условиях ценнее, чем XVIII-XIX.

Известно, что Пикассо собралбогатейшую коллекцию произведенийдругих художников. Среди нихМатисс, Сезан, Коро, Дега, Модильяни,Ренуар и другие. Пикассо покупал ихкартины, когда полотна стоилинемногим больше, чем холст, накотором были написаны.

Решающими компонентамистановятся: экспертиза, атрибуция,реставрация, сохранность. Ясно, чтоцена повышается, если картинаподписана известным мастером, и,напротив, холст "неизвестногохудожника" может быть оценензначительно ниже, несмотря на егоявные достоинства. Также понятно,что профессиональноотреставрированная вещь стоитдороже, нежели полотно с изъянами,потерями. Наконец, хранениеживописи требует специальныхпомещений, наблюдения заповедением красочного слоя,поддержания требуемоготемпературного режима, допустимойвлажности. 

Если в науке весомость открытияподтверждается объемом и частотойцитирования источника, то вискусстве этот процессмногосложен. Здесь должныприниматься во внимание частотаэкспонирования произведения,престижность галереи или музея,тиражи и качество репродукций,монографий, альбомов, буклетов,справочников. Впрочем, числонаучных и популярных статей супоминанием о данном художнике, егокартинах и учениках, основанной имшколе и тому подобном тожесущественно.

Более того, со временемсформировался целый "букет"видов вознаграждений захудожественный труд. Это может бытьвыгодный контракт, кредит ипрестижная реклама, участие вшоу-бизнесе и предпочтение приотборе картин, приоритеты приэкспозиции (размещение картин навыставке). Предоставление временина телевидении или на радио,организация интервью, выпусккаталога, буклета, монографии,организация презентации (бенефиса),приглашение выгодных клиентов,посредничество, обещаниепокровительства в будущем,предпочтения на конкурсах,обеспечение поездок за рубеж(турне) - все это может быть формойрасплаты с художником.Эквивалентны ли в каждомконкретном случае подобные"возмещения" затратам труда -отдельный вопрос.

Еще одна особенность: категориятрудоемкости (то есть затрат) присоздании художественногопроизведения имеет малое значение.Многофигурная композиция,многочасовая штудия и тяжелонагруженный красками холст необязательно ценятся выше, чемкомпактный этюд, картинка снезатейливым сюжетом, быстрыйкарандашный набросок.Следовательно, не затраты труда,соответственно времени, в том числене прошлый труд, определяютискомое, а общественно значимыйтруд, воплощаемый в произведении,но все равно выявляемый лишь врыночном процессе.





Аукционный дом "Сотбис" вЛондоне (основан в 1744 году) -признанный мировой центр попродаже произведений искусства иактиквариата.









Икона из иконостасаПреображенского собораСпасо-Евфимиева монастыря вСуздале (2-я половина XVII века). Вначале реставрации, с полосойраскрытой живописи, и послереставрации. Собрание Музея им.Андрея Рублева.



Салон-магазин антикварногообъединения "Гелос" в Москве.



Картина, которая продана нааукционе "Сотбис" за 30000долларов. Она была заявлена какпринадлежавшая кисти русскойавангардистки Л. Поповой. На самомделе это подражание "подПопову" художника и коллекционераВ. Дудакова, который написал этугуашь в подарок своему другу надень рождения.



И. Айвазовский"Двухмачтовик под российскимфлагом".
Русские собиратели теперьчастые гости на знаменитых мировыхаукционах. Характерно, что областьих наибольшего интереса -произведения русских живописцев ипредметы старины, вывезенные вразное время из России. Правда, еслираньше эти покупателидемонстрировали себя на светскихмероприятиях "Русских недель"в Лондоне, то теперь практическиникто не приобретает ценностилично. Покупают по телефону иличерез специально присланныхэкспертов.
"Двухмачтовик..." Айвазовскогобыл куплен на "Сотбис"экспертом московского банка"Возрождение" за 80000 долларов.Специалисты утверждают, что ценаэтого произведения в Россииколебалась бы вокруг 100000 долларов. 



Ван Гог "Подсолнухи".
Картины Ван Гога ценятся выше, чемлюбого другого художника мира. Прижизни ему удалось продатьсчитанное количество полотен.Сегодня за произведения Ван Гогазаплачены астрономические суммы,уже перевалившие за 90 миллионовдолларов. В искусствоведческом,антикварном и музейном миренедавно разгорелся скандал,резонанс которого сравнивали спадением Берлинской стены исмертью принцессы Дианы. Былоподвергнуто сомнению авторствосорока пяти произведений Ван Гога,в том числе таких знаменитых, как"Арлезианка", "Сад вОвере", "Подсолнухи" измузея Метрополитен в США.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)