[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Беседы с академиком РоссийскойАН Владимиром Федоровичем Уткиным,а также воспоминания, комментарии,отступления, справки, споры ипопытки восстановления истины.

Владимир ГУБАРЕВ.

Это не финал нашейдокументальной повести, а всеголишь попытка рассказать о том, чтоесть такое понятие

Беседа пятая.

Вторая половина ХХ века стольнеузнаваемо изменила жизньчеловека, что подчас кажется -пришло время реальной фантастики. Иничего нет удивительного в том, чтовсе предсказания Жюля Верна нетолько осуществились, нодесятилетним мальчишкам кажутсядаже слишком банальными - в наши днишкольники уже могут "жить" ввиртуальном мире, и компьютерынастолько вошли в их сознание, что ипредставить трудно, как обходилисьбез них отцы и деды.

КОСМОС ДЛЯ ВСЕХ

В строительстве того моста, чтосоединяет нынче Землю и Космос,каждому участвующему в этомпроцессе конструкторскому бюроотводилась своя роль. Тутлидерство, бесспорно, было заСергеем Павловичем Королевым.Именно он стал тем Главнымконструктором, который запустилпервый искусственный спутник Землии Юрия Гагарина. Королев былпервооткрывателем, и тут дискуссии,пожалуй, излишни, хотя находятсяжелающие оспаривать эту аксиому.Однако вместе с Королевым мост вкосмос строили его соратники идрузья, оппоненты и коллеги,конкуренты и противники. Историявсе поставит на свои места,определит, кто прав и чьепредвидение будущего было болееточным... Но я знаю, чтоконструкторское бюро "Южное"будет упоминаться в космическойлетописи одним из первых хотя быпотому, что отсюда начиналась сериязапусков спутников "Космос" -тех самых спутников Земли, которыепринесли славу отечественнойнауке.

Но нам выпало судьбой открыватьреальный мир космоса, делать в немпервые шаги. Думаю, не найдетсясейчас человека, который непризнавал бы, что именно прорыв вкосмос заставил столь стремительноразвиваться все области науки,техники и промышленности.

- Почему в 1962 годуКонструкторское бюро Янгеля началозаниматься космосом? Ведь,насколько я знаю, при создании КБ изавода о космосе даже и речи незаходило, он полностью отдавалсяКоролеву...

Об этом наша беседа с ВладимиромФедоровичем Уткиным сегодня. Яспросил его:

ФАКТ ИЗ ИСТОРИИ. Еще в 1956году, приехав однажды со встречи сУстиновым, Янгель сказал: "Вследующем году Королев будетзапускать искусственный спутникЗемли с помощью "семерки". Мнепредложено подстрахо вать этуработу. Я думаю, ее можно выполнитьна базе нашей боевой ракеты,поставив на нее вторую ступень".Но тогда сделать это не удалось. Небыло двигателя для второй ступени.Он появился в КБ у Глушко лишьспустя два года, когда испытания Р-12уже шли.

- Годом раньше заместителямиЯнгеля утвердили меня и ВячеславаМихайловича Ковтуненко: я - поконструкциям, а он по космическойтематике и по "головнымчастям" ракет. Однако скоро мыпоняли, что "головки"Ковтуненко совсем не интересуют, онполностью переключился на космос.Ну а "головные части" Янгельпринял решение вновь передать мне.Таким образом, боевая техника былаполностью сосредоточена у меня, а уКовтуненко - космические аппараты.Видно, сам Бог велел нам имизаниматься! Дело в том, что ракеты унас были, и, понятно, создаватьпринципиально новые, космические,не было необходимости... Да иситуация в ракетостроениискладывалась таким образом, что"малыми спутниками" некомубыло заниматься. Вот и родилосьпредложение сделать нашу ракету Р-12в космическом варианте. Кстати,именно она долго стояла у входа впавильон "Космос" на Выставкедостижений народного хозяйства вМоскве, а потом ее заменили на"семерку" Королева...

- А откуда взялось это название?

... Итак, началась переделка Р-1 Имы, и команда Ковтуненко понимали,что испытания лучше начинать сосвоих спутников. Так появился ДС-1(Днепропетровский спутник-1). Именнос него вместе с ракетой"Космос", сделанной на базебоевой Р-12, начались запускиспутников серии "Космос".

ЕЩЕ ОДНО ОТСТУПЛЕНИЕ ВПРОШЛОЕ. Фрагментвоспоминаний В. Андреева и С.Конюхова, посвященный 85-летиюакадемика М. К. Янгеля:"Одновременно были разработаны,изготовлены и подготовлены киспытаниям два новых спутника
ДС-1... Первый спутник на новомносителе предполагалось запуститьв октябре 1961 года с полигонаКапустин Яр, приурочив это событиек началу работы ХХII съезда КПСС.Однако "подарок" не состоялся,запуск оказался неудачным. К январю1962 года было завершеноизготовление второго спутника.Однако и вторая попытка неувенчалась успехом. Причина -ошибка в расчете объема заправкитоплива. В результате двигательвторой ступени "не доработал"всего три секунды, спутник не вышелна орбиту и упал где-то в районеИндонезии. "Послали подарокСукарно" - шутили вконструкторском бюро. Поскольку впроизводстве "задела" не было,решили в целях сокращения временина изготовление нового спутникамаксимально упростить егоконструкцию. Спутник был создан вудивительно короткий срок - менеечем за два месяца. Он оказалсясчастливым. 16 марта 1962 года в эфирбыло передано сообщение ТАСС о том,что в СССР запущен спутник новойсерии, впоследствии она получилаофициальное название "Космос".Этот день и стал началом отсчетазапусков искусственных спутниковЗемли, разработанных вконструкторском бюро "Южное".

- Ковтуненко обсуждал его сомногими людьми, но я думаю, что онопоявилось в результате сотрудничества с академиком БорисомНиколаевичем Петровым.

- Но все-таки прежде всего выдумали об обороне?

Я спросил Уткина:

- В то время он был заместителемкомандующего космическими силами?

- Да. Был строгий спрос. Но когдапозднее я начинал разрабатыватьновый космический комплекс"Зенит", то сразу же думал ополезной нагрузке. Челомей сделал"Протон" раньше, но он не"привязал" его к спутникам, илишь позже была определена областьего применения. А мы сдавали"Зенит" вместе с"Целиной-2" - это спутникрадиотехнической разведки.Председателем Государственнойкомиссии одновременно по носителюи спутнику был Герман СтепановичТитов.

- В это же время шел "Буран"?

- Да. Мы сдали машинувозглавляемой им комиссии вкомплексе...

- Однажды я посидел в тренажере"Бурана". Инструктор далзадание посадить его вручную.Несколько раз я пытался этосделать, но "разбивался"...По-моему, идеально посадить такуюмахину на столь большой скоростимог только Игорь Волк...

- К сожалению, Валентин ПетровичГлушко не собрал для него полезногогруза. Я ему несколько раз говорил:обязательно нужно четкоопределить, что будем размещать нааппарате... Но надо отдать должноеГлушко, он интересовался, можно лина "Буране" вывозить на орбитунаши спутники. Я сказал ему: давайтевсе необходимые параметры, иследующее поколение спутников мыпостараемся приспособить к вашимусловиям, но для этого мне нужнычеткие характеристики объектов,которые будут помещены на"Буран". Однако жизньраспорядилась так, что запустилидве машины и все... Если изсегодняшнего дня посмотреть впрошлое, то станет ясно, что найтистолько спутников тогда былотрудно, да и запускать их нужно былорегулярно, а не от случая к случаю.

- Но вернемся в прошлое. Можноподумать, что вам "отдали" в 1962году "малый космос", потому чтофирме Королева некогда было имзаниматься. Основной целью СергеяПавловича всегда были пилотируемыеполеты, ну а разведывательныеспутники, некоторые работы позаданию Академии наук - это не стольважно и популярно. Вам это было необидно?.. Я всегда вспоминаю своипоездки на запуски первыхспутников "Интеркосмос". Менятогда упрекали в том, что я еду вкакой-то Капустин Яр на запуск"рядового" спутника, когдасерьезные дела идут на Байконуре -космонавты стартуют. Разве не такбыло?

- Я пытался сделать нечто подобноев Центре Джонсона. Вместе сКоваленком мы заняли места в кабине"Шаттла". Я - в командирскомкресле, а он - на месте второгопилота. Мы все-таки "посадили"машину, правда, крыльями слегказадели полосу. Помню, после наспопытались "совершитьпосадку" еще двое из нашейделегации, но они даже не нашлиполосу... Так что мы с Коваленкомвыиграли это соревнование... Атренажер блестящий, конечно! Мневсегда нравилось у американцев то,что они стараются все отработать наЗемле, поэтому так надежно и сфилигранной точностью вручнуюстыкуются на орбите. Наземныетренировки придают большуюуверенность экипажам...

- Согласен. И все-таки почемуименно вы выиграли соревнование заего освоение?

- Поначалу так могло показаться.Но мы сразу же начали осуществлятьбольшую программу исследова ний винтересах Академии наук. Затемподключились другие организации, втом числе военные. И все-такиглавной была наука. Поэтому мы"ближний космос" завоевали всоревновании, в спорах и в теснойработе с академическимиинститутами... Кстати, вы неверноговорите - "малый космос",более точно - "ближний"...

- Некоторые руководителисчитают одним из своих достиженийконверсию военного производства...

- Думаю, потому, что в основуработы у нас была заложенапродуманная унификация служебныхсистем. Легкие переделки целевойаппаратуры дали возможностьшироким фронтом исследовать иСолнце, и ионосферу, и магнитныеполя, и многое другое. Это во-первых.А во-вторых, мы почувствовалинеобходимость международногосотрудничества, в частности попрограмме "Интеркосмос",которая на первом этапе объединяласоциалистические страны, а затем кней подключилась и Индия. Такслучилось, что в рамках этойпрограммы мы стали монополистами. Ивсе благодаря унификации системспутников и возможностям нашегоуникального завода, где работалипрекрасные специалисты, плюсэнтузиазм молодежи. Нам удалосьсоздать на заводе космическоепроизводство - это и определилоуспех... На мой взгляд, нашеконструкторское бюро довольноудачно вписалось в "космическуюнишу" и прочно заняло в ней своеместо, ведь и сегодня еще летаютнаши аппараты.

- Не преувеличиваете?

- Она развернулась еще в началешестидесятых годов! Это былаконверсия продуманная,эффективная, грамотная, она давалаширокую дорогу науке, причем нетолько в нашей стране, но и зарубежом. Вместе с Францией мыначали создавать спутник"Аркад", который позволилвпервые определить, что передземлетрясением идет возмущениеионосферы, и добавить ксуществующим двум десяткам методовпрогноза землетрясений еще один,весьма эффективный - из космоса. Такчто у нас в те годы была конверсия вчистом виде, и организовано всебыло великолепно!

- Скажите, а для запусковспутников использовали старыеносители?

- Обратите внимание на четкуюорганизацию производства вДнепропетровске. Тракторывыпускали по самым современнымтехнологиям много лет, они шли вразные страны мира. Затем - космос,конверсия носителей... Мы создалиэскизный проект следующей машины -Р-1 Однако сделать ее сил нехватило - "задавила" боеваятематика... Тогда мы передали этумашину Михаилу ФедоровичуРешетневу, и он сделал ее. Этоткомплекс живет до сих пор...

- "Циклон"?

- По-разному. Для запуска"Целины" выбирали носители,которые отстояли на боевомдежурстве. Их дорабатывали и затемуже запускали... Потом и новыеносители делали. Все очень хорошобыло продумано! И "Циклон"летает до сих пор...

ИЗ ОФИЦИАЛЬНОЙ СПРАВКИ :"В 1971 году были разработаныобоснованные научно-техническиепредложения "О принципахпроектирования космическихаппаратов". Это создание базовыхмногоцелевых космическихаппаратов (МКА). В короткое времябыли разработаны предложения пореализации большого количестваоборонных, научных инароднохозяйственных задачкосмического направления на основевсего только трех модификаций -МКА-1, МКА-11, МКА-11

- Ракета "Циклон" быласделана на базе боевой 36-й машины...

Ракета-носитель "Циклон-2"имеет стартовый вес 170 тонн ипредставляет собой доработаннуюдвухступенчатуюмежконтинентальную баллистическуюракету Р-36, принятую на вооружение в1967 году. Она выводит в заданнуюточку баллистической траекториикосмические аппараты весом до 4тонн. Ракетно-космичес кий комплекс"Циклон-2" базируется накосмодроме Байконур.

В то же время продолжаласьразработка носителей - космическихракетных комплексов "Циклон-2"и "Циклон-3".

...Всякое начало трудно... Уистоков космической программы КБ"Южное" стоял ВячеславМихайлович Ковтуненко, и,естественно, я поинтересовалсямнением о нем у академика Уткина.

Ракета-носитель "Циклон-3" -трехступенчатая, тандемной схемы споперечным делением ступеней.Первые две ступени - незначительнодоработанная ракета "Циклон-2",а третья ступень спроектирова на набазе тормозной двигательнойустановки орбитальной головнойчасти ракеты Р-3 На полярную орбитувысотой 200 километров этот носительвыводит космический аппарат весомдо 4 тонн. "Циклон-3" базируетсяна космодроме Плесецк".

- Мы несколько раз встречались сКовтуненко еще до его переезда вМоскву. Он не скрывал, что хотел бысоздать в Днепропетровске мощныйкосмический центр, своеконструкторское бюро.

- Мы были с ним в прекрасных,дружеских отношениях. Мнеимпонировала его напористость, этоочень важное качество в нашейработе... А что не нравилось? Решаясвои космические проблемы, онзачастую действовал так, что этобыло в ущерб нашим основнымоборонным делам. Он боролся за своенаправление, но для завода главнойбыла прежде всего боевая тематика.И ему было тесно в рамках нашегоконструкторского бюро...

- Потом он приехал в Москву, сталво главе фирмы Бабакина -знаменитого конструкторского бюро,создававшего межпланетныеавтоматические станции. Однако вполной мере здесь талант его нераскрылся, почему?

- Тут и началась у нас борьбапротив этой его идеи! Она мне ненравилась. Вместе со своимиближайшими сотрудниками я считал,что КБ "Южное" не должноразделяться. Это ослабило бы его.Кстати, печальный примерразделения - это "Арсенал" вЛенинграде. Из него выделилосьракетное конструкторс кое бюро, ноничего нового так и не былосоздано... Я убежден, надо всеинтеллектуальные силы держать водном кулаке, и только в этом случаеможно эффективно решать тепроблемы, которые стоят передстраной... Поэтому я считал, чтонельзя отпускать Ковтуненко. На наслежала огромная нагрузка пообороне, а если он отделится, то сним уйдут люди, начнется"драчка" - такого допустить яне мог!.. Я сказал, что стремлениерасширить дело - отрицательноекачество. С моей точки зрения какГенерального конструктора - этотак, а по-человечески - нет,конечно... Ковтуненко талантливыйпроектант, конструктор, увлеченныйчеловек, и ему хотелось, чтобы егодело стало главным. Но, пойдя емунавстречу, мы ошиблись бы. С позицийсегодняшнего дня это видноособенно четко... Бесспорно, для КБ"Южное" Вячеслав Михайловичсделал очень много, он - основателькосмического направления.

- Бывали случаи, когда и четыремашины пропадали в космосе...

- Наверное, у него просто было маловремени - не успел... Да и авторитетБабакина был очень велик, и чтобыподняться на тот же уровень, нужнобыло сделать очень многое... Амежпланетные станции - совсем иноедело, это не спутники. Два"Марса" стартовали, но ни одиниз них не "дошел" до планеты...

- А Борис Николаевич Петров? Вы онем упомянули...

- С Марсом нам не везет... И тогда, исейчас. Будто заколдованная этапланета. С ней было немало осечек ине только у Ковтуненко.

- Как началось вашесотрудничество?

- Симпатичнейший человек!

- А ваши личные отношения?

- Борис Николаевич работалзаместителем Трапезникова вИнституте механики Академии наук ив это же время вместе с намизанимался так называемой теорией исистемой опорожнения баков. Петровбыл научным руководителем темы. Исейчас эта работа продолжается втой же лаборатории, потому что самапроблема очень важна... Они былинашими "смежниками" по всемракетам, в том числе и по"Зениту". А соратник и другПетрова Фалунин со своимколлективом потом выделился вспециальное конструктор ское бюропо изготовлению этой системы. Такчто сотрудничество с Петровым у насбыло многолетнее и весьма тесное.Это КБ делало рулевые машинки,датчики остатков топлива и другоеоборудование... Заметьте, многиеглавные и генеральные конструкторыотказались делать некоторыеприборы, к примеру те же рулевыемашинки, а заказывали их "настороне", а мы в Днепропетровскевсе делали сами: твердотопливные ижидкостные двигатели,твердотопливные и жидкостныеракеты, космические аппараты,тракторы, всевозможные системыпреодоления потенциальногопротивника и так далее. Это былсвоеобраз ный "непотопляемыйкорабль"... А еще комплектовалижелезнодорожные ракетные поезда вПавлограде, там был наш филиал...Позже Петров возглавил космическоенаправление в Академии наук. Тут уж,как говорится, сам Бог велел намтесно сотрудничать, ведь у нас былинаучные спутники.

- По сути дела, программа"Интеркосмос" - это егозавоевание.

- Прекрасные! Обаятельный человек,интеллигент, всегда корректен,внимателен. Мне кажется, он не могсказать ни единого грубого слова. Икак ученый очень талантлив.

- Рассказывают, что в началешестидесятых вы не только началипрограмму "Космос", но изанимались пилотируемым полетом наЛуну, и даже к вам приезжал Королеви уговаривал заняться этимпроектом?

- Безусловно. В международноесотрудничество его вклад огромен! ОПетрове самые добрые и светлыевоспоминания не у меня одного, а увсего нашего коллектива, и, конечноже, в КБ-6, которое возглавлял ФедорФедорович Фалунин.

- Это был какой-тофантастический проект?

- Когда начали делатьракету-носитель Н-1, загрузка КБКоролева стала очень большой...

- Невзирая на все сложности ихотношений?

- Необычайно сложный. Позднее,когда искали применение"Зениту" и "Бурану" ивновь вернулись к проекту полетаэкспедиции на Луну, мы с Глушкооценивали этот проект стехнической стороны. Так вот, нам непонравилось большое количестводвигателей на носителе... Итак,когда Королев понял, что ему одномувсе делать не под силу, он обратилсяк Михаилу Кузьмичу Янгелю спросьбой о сотрудничестве. Королевхотел привлечь к проектуконструкторское бюро и, главное,завод. Сначала Сергей Павлович"провел разведку" черезМакарова - директора завода.Заручился его поддержкой,созвонился с Янгелем и приехал.Между ними состоялся нормальный,хороший разговор - я при немприсутствовал...

- Схема полета аналогичнаамериканской?

- Невзирая!.. Жизнь, как говорится,уже расставила все по своим местам,спорные вопросы и острые углы былисглажены, и они договорились. Намбыла поручена разработка "БлокаЕ". Я считаю, что это самаяответственная часть луннойпрограммы. Нужно было на "БлокеЕ" сесть на Луну и взлететь с нее.

- Под прикрытием спутников серии"Космос"?

- Или американская аналогичнанашей - тут много споров, иоснования для них есть... И мыразрабатывали этот блок.Конструкторское бюро по жидкостнымдвигателям возглавлял ИванИванович Иванов. Он создал основнойоднокамерный двигатель и резервныйчетырехкамерный. На этихдвигателях аппарат садился на Лунуи взлетал. Нужна была полнаяуверенность в их надежности, ииспытания продолжались долго. Темне менее весь лунный блок былразработан, мы даже запустили его вкосмос и посмотрели, как онработает...

- Вся работа оказаласьнапрасной?

- А тогда под них"списывались" и лунныеиспытания, но больше всего -неудачи... Итак, мы сделали "БлокЕ" и в лунной программе ушлидалеко вперед. Все-таки у нас изавод очень мощный, и опыт былбольшой... Однако программа вся"ушла в музей" - наш "БлокЕ" можно и сейчас посмотреть вДнепропетровске...

НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ

- Где-то этот двигатель мы все жеприменили. Точно не помню, гдеименно, но, наверное, в головнойчасти какой-то боевой машины...

Три символа российской мощи

И вот стоят в кремлевской роще

Царь-колокол, что не звонил,

И наших нераскрытых сил:

И Н-1, что не летала.

Царь-пушка, та, что не стреляла,

- Почему вы все-таки занялиськосмическим носителем "Зенит"?Ведь, судя по нашему разговору,сердце и помыслы ваши ближе кбоевой технике...

В. Назаренко, специалист поракетным двигателям.

- Поистине все возвращается"на круги своя"... Я имею в видуту дискуссию и ту борьбу, что шла вначале пятидесятых между Королевыми Янгелем...

- Задача такая была у КБ"Южное": главное - оборона, авсе остальное - потом... Что касаетсяистории "Зенита", то онатакова... Раньше на Р-12 поднимали наорбиту спутники "Космос", на65-й машине - "Молнии", на 36-й -"Циклон". Затем на базе новойбоевой машины мы создали и защитилина научно-техническом советеМинистерства общегомашиностроения четвертыйкосмический комплекс...Председателем комиссии был тогдаГеоргий Александрович Тюлин... В этовремя шла сессия Верховного Совета,на ней выступал первый секретарьМосковского горкома партии Гришин.Он рассказал, что на Москве-рекенапротив Кремля появились рыбаки судочками, что реку хорошоочистили... В общем, тогда вопрос обэкологии, о сохранении природнойсреды встал очень остро. Повозвращении из Москвы я, как обычно,собрал своих заместителей ирассказал о том, какие вопросырешались, что было интересного, зачто нас критиковали или хвалили(что случалось гораздо реже!).Упомянул и о выступлении Гришина (орыбаках на Москве-реке) и сделалвывод о том, что у нашей машины нетбудущего, так как топливо оченьядовитое. А потому надо переходитьна кислород!

- Вы сразу делали егокосмическим?

- В 1952 году мы начинали с машин накислороде, потом резко ушли всторону, но все-таки специалистыеще остались, да и мы кое-чтопонимали в этом деле... Вот такродилась идея делать "Зенит".

- А можно суммироватьпреимущества "Зенита" переддругими машинами?

- Да! Это была только космическаямашина. И мы сразу же изменилиподходы к ее созданию. Договорилисьс Валентином Петровичем Глушко, чтонадо идти от простого к сложному, относителя среднего класса, которымбыл "Зенит", к "Энергии" ииспользовать в ней в качествеускорителя первую ступень"Зенита". К сожалению, позжеГлушко и даже один из моихзаместителей начали говорить, чтосначала появилась "Энергия", азатем уже я представил"Зенит"... Может быть,документов о "первородстве" ине сохранилось, но я прекраснопомню, как убеждал ВалентинаПетровича: пустимдесять-пятнадцать "Зенитов", атам и "Энергия" подойдет... Апервая ступень для нее будет ужеотработана...

И еще об одном следует сказать. Вовремя защиты кандидатскойдиссертации одним из моихсотрудников он привел одну цифру,которая меня поразила: "У насотчуждено площадей больше, чемзанимают все города СоветскогоСоюза вместе взятые". Отчужденыполя падения, земли космодромов иполигонов и так далее. После защитыэтой диссертации у меня родиласьидея: первую ступень сбрасывать -тут уж ничего не поделаешь, а вторуюуводить в космос и полей падениядля нее не брать... В общем, мыизобрели "кривое ружье",которое отлично "стреляло"!..Таким образом, у "Зенита" многопреимуществ. Еще раз повторю: когдаавстралийцы решили делатьмеждународный космодром, из всехракет они выбрали наш "Зенит".Интересно?

- Я люблю рассказывать о"Зените", потому что горжусьэтой машиной... Если коротко, то онаэкологически чистая, унифицированас "Энергией", с автоматическимстартом, плюс полная автоматизациязаправки и предстартовойподготовки. Эти системыустанавливаются в тот момент, когдамашина стыкуется с наземнойплатой...

- До четырнадцати тонн.

- Не только интересно, но иправильно! А сколько можетподнимать "Зенит"?

- Пока. Делается разгонный блок -третья ступень. Это необходимо длявывода объектов на геостационарнуюорбиту. Этот блок пойдет и наморской старт. 

- У нее только две ступени?

"Ракетный комплекс "Зенит"разработан под руководствомГенерального конструктораакадемика Уткина ВладимираФедоровича. Судьба ракеты-носителяскладывалась удачно. Первый ееобразец умчался в небо с космодрома"Байконур" 13 апреля 1985года..."

СВИДЕТЕЛЬСТВО ПРОЕКТАНТА ЮРИЯМОШНЕНКО:

"При подготовке в 1982 годуназемных стендовых испытаний"Зенита" в НИИХиммаше (г.Загорск) специалисты подсчитали,что тротиловый эквивалент топливапервой ступени объемом 200кубических метров кислорода и 100кубических метров керосина стольвелик, что при аварийном взрывевозможно разрушение зданийпоселка. Было решено при первомпуске принять меры безопасности. Вдень испытаний со всей Московскойобласти на площадку прибыло 30пожарных машин. К сожалению, делодля них нашлось на целые сутки - нашестой секунде работы двигателяпроизошел взрыв. Последующиеиспытания были успешными.

Далее Ю. Мошненко приводиттринадцать фактов из жизни этогокомплекса. Я процитирую некоторыеиз них, те, что показались мненаиболее интересными и важными.

Первые ступени "Зенита",доработанные в так называемый"Блок А", использовались вкачестве ускорителей ракеты"Энергия-Буран", четыре такихблока давали 80% тяги "Энергии".

Председателем Государственнойкомиссии по летным испытаниям былвторой космонавт планеты ГерманСтепанович Титов. И сейчас онсчитает, что это была одна из самыхинтересных его работ: "Если мояпервая вершина в жизни - подготовкаи полет в космос, то вторая -руководство госкомиссией. Мынаучили летать ракету, котораяпревосходит мировые аналоги".

В отличие от всех другихотечественных носителей("Восток-Союз", "Космос","Интеркосмос", "Циклон","Протон"), созданных какмодификации или на базестратегических ракет, "Зенит" -первая "чисто" космическаяракета-носитель. Проект"Зенита" победил вконкурентной борьбе с тремяпроектами других конструкторс кихбюро.

После пожара двигателя, а такжеиз-за того, что на фильтрах былиобнаружены волокна от протирочнойветоши, а в баках - жировыезагрязнения, стружка и даже болт,решили тщательно чистить ихвнутренние полости. Двигатель,имеющий высочайшие в мировойпрактике характеристики (удельнуютягу и давление в камере сгорания),был очень чувствителен кзагрязнению топлива. До сих пор на"Южмаше" чистят баки так, чтобымеханические и жировые загрязненияне превышали несколькихмиллиграммов, и это на поверхностиоколо четырехсот квадратных метров- проще говоря, на площади садовогоучастка в четыре сотки.

Ракета-носитель "Зенит"разработана и изготовляется втесной кооперации со многимипредприятиями России. Системауправления создана вНаучно-исследовательскоминституте имени академикаПилюгина, двигатели - вконструкторском бюро"Энергомаш" под руководствомакадемика Глушко, стартовыйкомплекс спроектирован и отработанКонструкторским бюротехнологического машиностроения,которое возглавлял Соловьев. И этолишь головные московские"смежники". Да и основнымзаказчиком сейчас выступаетРоссия.

Американская ракета-носитель"Титан", выводящая наоколоземную орбиту, как и"Зенит", около 15 тонн груза,имеет вдвое большую стартовуюмассу и стоимость.

Безусловно, такая проблемастоит чрезвычайно остро как передУкраиной, так и перед Россией. Иодна из "ниточек спасения" -проект "Морской старт". Апотому я спросил академика Уткина:

В национальной космическойпрограмме Украины запланированоширокое использованиеракеты-носителя "Зенит" длязапуска украинских спутников. Апока нет должного финансированияиз КБ "Южное" уволиласьполовина сотрудников, в том числеспециалисты таких уникальныхпрофилей, как гиперзвуковаяаэродинамика, космическаябаллистика, теплообмен итеплозащита спускаемыхкосмических аппаратов, двигателей,ракет. Ушли люди с золотыми руками ибесценным опытом. Не дай Бог,остановится изготовление узлов исборка ракет, будут потеряныракетные технологии. Создать вбудущем все это - в тысячи разсложнее и дороже, чем спастиимеющийся потенциал. Сохранитьракетное производство инаучно-конструкторскоеобеспечение работ по этой теме -национальная задача".

- Идея неплохая, потому что оченьостро стоит проблема отчужденияземель. Вы же знаете, что в Якутии, кпримеру, протестуют противзапусков с космодрома на ДальнемВостоке... И такие протесты будутмножиться. А морской стартпозволяет избежать подобного родатрудностей. Но самое главное - у наснет денег, чтобы делать это самим, апотому мы должны приветствоватьмеждународное сотрудниче ство.Кстати, на мой взгляд, более тесныесвязи с Западом мы можемустанавливать только через космос,так как в этой сфере пока работаемна равных. К сожалению, вбольшинстве других областей мывыступаем в роли учеников...

- Как вы относитесь к идее"уйти" с космическими стартамив океан?

- Дорога, я думаю, раздвоится.Более широкая - это коммерческийкосмос, а поменьше - исследова нияближнего и дальнего космоса,решение фундаментальных задач.Именно в этом направленииправительства разных стран должныобъединить средства, тогдапоявится возможность объединить иинтеллекты ученых...

- Значит, коммерция иконкуренция?

Морской космодром "Си Лонч"- результат уникальноймеждународной программы, в которойпринимают участие американс кий"Боинг", российское НПО"Энергия", украинское НПО"Южное" и норвежскаясудостроительная компания"Квярнер"... Главная цельпрограммы - запуски спутников накоммерческой основе из всех точекземного шара, которые подходят длястарта космических ракет. Стартпервым ракетам будет дан уже летом1998 года с экватора".

ИНФОРМАЦИЯ ИЗ ВЫБОРГА ."Внимание специалистов покосмическим проблемам во всем миресейчас приковано к российскомупорту Выборг, куда своим ходомзашел первый в истории морскойкосмодром "Си Лонч",построенный на базенефтедобывающей платформы. Высотаэтой громадины - 78 метров, а длинаверхней палубы - 133 метра. Морскойкосмодром имеет собственнуюдвигательную установку с четырьмявинтами, которые дают емувозможность развивать скоростьболее 12 узлов в час...

- Давайте вернемся к этому вопросулетом будущего года и поговоримгде-нибудь в районе экватора...Договорились?

- Вам, Владимир Федорович,хотелось бы что-то добавить к этойинформации?

Естественно, в беседе с Уткинымя не мог не спросить его ослучившемся...

ИНФОРМАЦИЯ С БАЙКОНУРА. К сожалению, она менее приятная, чемпредыдущая. 14 и 15 мая 1997 годаудалось вывести в космос дваспутника: "Космос-2342" и"Космос- 2343". Вероятнее всего,это спутники системы раннегопредупреждения о ракетномнападении и телеразведки. Один изних был запущен с Байконура, адругой из Плесецка. 20 мая к нимдолжен был присоединиться еще одинспутник радиоэлектронной разведки,но ракета-носитель "Зенит-2"взорвалась на 48-й секунде полета -отказала первая ступень.

- И сколько это?

- Как генеральный разработчик янесу ответственность. Сразу жепозвонил своим коллегам вДнепропет ровск, сказал, чтобывнимательней относились кмашинам... Сейчас появилисьтрудности из-за разделения России иУкраины на самостоятельныегосударства. К примеру, двигателиделаются здесь, а комплекс там, этосоздает невероятные сложности... Носамое плохое - это то, чтопроизводят всего одну-две ракеты вгод! Естественно, надежность сразуже падает или, по крайней мере, неповышается. Надо, чтобы процессизготовления шел равномерно,постоянно.

- Нужно определить стратегию ееприменения?

- Минимум одна ракета в месяц...Если начинать с заготовки металла,узлов, то и полгода требуется. Вобщем, процесс должен бытьнепрерывным... А по поводу аварии"Зенита-2" сейчас работаеткомиссия. Есть подозрение, чточто-то произошло с двигателем, нопока однозначно не могу сказать.Меня очень беспокоит, что"Зенит" не изготовляется напотоке, на конвейере. Нет у негопока широкой дороги, а ведь этомашина ХХI века!

- И найти его не могут?

- Конечно. На этой машине можноочень много зарабатывать. Она так изамысливалась! "Зенит" можетвзять на себя более 50 процентоввсех грузов, вывозимых на орбиту, втом числе заменить "семерку".На Байконуре стоит мачта дляпилотируемых пусков, но она ужепроржавела вся... Была дажеразработана система аварийногоспасения космонавтов,предусматривающая регулировкускорости спуска - очень интереснаяразработка!.. И старт блестящий!После запуска все чисто. Так,кстати, было, когда Горбачев исекретарь ЦК КПСС Зайков приезжали.Проводили машину в полет, она ушлахорошо, приехали на старт...

- Что же будет дальше?

- Почти... Заглянули вниз,удивляются - чисто вокруг. А Зайковговорит: "Смотрите, МихаилСергеевич, от керосинки большекопоти, чем от "Зенита"!.. "Эту машину надо беречь, потому чтоона необходима для будущего. Оченьбольшая работа возлагалась на"Зенит" по программеМеждународной космической станции"Альфа", но затем оназастопорилась, однако не исключено,что мы к этому делу вернемся. Этойпрограммой предусматривалось до 20пусков в год, а одна-две ракеты - этонесерьезно... Всего было уже 28пусков "Зенита", из них семьнеудач, причем четыре - в последнеевремя. Дело в том, что "Зенит"делают эпизодически, и этосказывается на качестве работы. Амашина хорошая, и не следуетрастрачивать ее авторитет.

ФАКТ И КОММЕНТАРИЙ. Оказывается, на полке могут лежатьи пылиться не только рукописи, но испутники. Еще в бытностьГенеральным конструктором КБ"Южное" Уткин поехал кминистру финансов Павлову ипопросил у него в долг 50 миллионоврублей, чтобы завершить работу надспутником "Океан". Этодовольно большой космическийаппарат, предназначенный дляизучения и наблюдения океановпланеты. Такого рода спутников ещене было...

- И морской старт будет, и, убежден,у "Зенита" будет хорошаясудьба. Я знаю ситуацию вракетострое нии в мире, знаком снаметками на использование космосав ХХI веке. "Зенит" простонеобходим, чтобы эти прогнозысделать реальностью.

- Где же он теперь?

- Тогда Павлов дал мне деньги, иработы над спутником былизавершены.

- Все-таки "Южмаш" может нетолько троллейбусы делать?

- Все там же, на полке. Нет денег,чтобы его запустить. И в этом годуочередь до него не дойдет, потомучто средств отпущено очень мало, иникто не уверен, что они вообщепридут...

- Правда ли, что космосом выгоднозаниматься? Или это все-таки, какговорят многие, "удовлетворениелюбопытства за государственныйсчет"?

- Да, космическая тематика тамосталась, ракеты "Циклон" и"Зенит" выпускать могут... Такчто перспективы хорошие.

- Несколько примеров,пожалуйста.

- Обустройство и исследованиекосмоса год от года будутрасширяться, это процессестественный для развитияцивилизации.

- По-моему, нет людей, которых онне интересовал бы!

- Нет более простого способаобеспечивать связь как черезкосмос... Я уже упоминал о том, что мысделали и запустили спутник, накотором был установлен боковойлокатор. А буквально через семьдней все газеты писали оприближающейся катастрофе впроливе Лонга, где у островаВрангеля застряли корабли. Не будьнашего спутника (он показал, где икак нужно их выводить), корабли быпогибли... А как держал связь сВладивостоком корабль "Сомов"?Через спутник "Океан-1"... Илителевидение? Если мы прекратимзапуски спутников в космос, топогасим экраны телевизоров.Передачи из Москвы можно будетсмотреть лишь в Подмосковье исоседних областях, ведь вездеретрансляторов не построишь. Людямэто понравится? А тут на орбите"самый высокий ретранслятор"...Я уже не говорю о ракетных системахсдерживания противника... Или будемхоронить в Земле ядерные отходы?Убежден, будем отправлять ихкуда-нибудь на Солнце... А оТунгусском метеорите слышали?

- А разве такое возможно?

- Придет время, когда мы должныбудем защищаться от такойопасности. Кстати, специалисты поядерному оружию усиленнозанимаются защитой Земли отметеоритов и астероидов.Естественно, это можно делать лишьв космосе и с помощью мощныхракетных комплексов. И это невыдумка... Да и на планете еще многодел. Зарождается, к примеру, буря.Какова ее мощность и скорость,дойдет до берега или нет? Как можнопредупредить людей оприближающейся беде? Толькоблагодаря спутникам... Придет время,и мы будем предупреждать оземлетрясениях. А озоновые дыры?Кто за ними будет следить? Конечно,спутники. В общем, космос - это немода, а логичный и одолимый путь длячеловека. И очень страшно и опасно,если мы не пойдем по нему со всеми!

- Вы имеете в виду, что"человечество не останется вечнона Земле..."?

- К сожалению, в нашейдействительности все возможно...Поэтому очень важно, что ученыеразных стран собираются вместе, вчастности по той же Международнойкосмической станции "Альфа". Сэтого начинаются контакты - непротивостояние, а объединение.Планета Земля в масштабахВселенной очень маленькая, и намнадо об этом думать.

- А если бы вам пришлось начатьвсе заново? Принесло бы этоморальное удовлетворение?

- Эти слова справедливы и мудры..."Мы в пещеры не пойдем", да имного нас уже стало, а потому все впещерах не поместятся.



- Мы совершили бы крупную ошибку,если бы не занимались этимипроблемами. И дело не только вматериальных выгодах, но и в сутиразвития общества. Был выбранмагистральный путь, и мы шли по немуодними из первых. Разве это неприносит удовлетворения?!


Ракетно-космический комплекс морского базирования создан совместнымиусилиями России, Украины, США и Норвегии. С этого морского космодрома можнозапускать спутники из любой точки Мирового океана, куда сможет зайти этотисполин.
Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" на старте.
Встреча создателей ракетно-космических комплексов "Зенит" и "Энергия-Буран"с президентом Украины Л. Д. Кучмой. В нижнем ряду слева - В. Ф. Уткин.1994 год.
Ракета-носитель "Энергия" на универсаль ном комплексе "стенд-старт".1989 год.
Ракета-носитель Р-7 на Выставке достижений народного хозяйства вМоскве.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)