[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Конструкторское бюро“Салют” было создано в 1950 годузамечательным инженером,Генеральным конструкторомавиационной техники ВладимиромМихайловичем Мясищевым. Первойпродукцией КБ стали тяжелыесамолеты-бомбардировщики, многиеиз которых до сих пор стоят навооружении. После приходаакадемика Владимира НиколаевичаЧеломея КБ стало одной из ведущихорганизаций по созданиюбаллистических ракет, до сих порсоставляющих, как это принятоговорить, щит нашей Родины.

20 ноября 1998 года в 9часов 40 минут по московскомувремени со стартового комплекса“Протон” космодрома “Байконур”был запущен модуль “Заря”. Этотзапуск положил началостроительству первоймеждународной космической станции“Альфа”. Человечество шло к этомумоменту двадцать лет, и еще черезпять лет, в 2004 году, на орбитевысотой около 400 километров будетсобрана конструкция из десятковблоков общей массой 456 тонн. Всоздании общемировогокосмического дома принимаютучастие 15 стран, а первый его модуль“Заря” был спроектирован,изготовлен и испытанконструкторским бюро “Салют” иРакетно-космическим заводомГосударственного космическогонаучно-производственного центраим. М. В. Хруничева. О непростом пути,который сегодня привел к работам попервому международномукосмическом у проекту,рассказывает Генеральныйконструктор КБ “Салют” доктортехнических наук, заслуженныйдеятель науки РоссийскойФедерации, профессор АнатолийКонстантинович Недайвода.

Опыт, который наработанКБ “Салют”, заложил основынаучно-технического потенциала,позволяющего на новом этапе решатьаналогичные задачи. Эти задачивстали перед конструкторским бюров связи с созданием международнойкосмическ ой станции. Ее постройкойруководит американскоеНациональное управление поаэронавтике и исследованиюкосмического пространства (НАСА)совместно с корпорацией “Боинг”.Американские коллеги ознакомилисьс деятельностью КБ “Салют” и РКК“Энергия”, сравнили ихвозможности и сделали выбор. Посленедолгих колебаний один изруководителей программы “Аполло”,заместитель директораамериканскогоракетно-космического центра им. А.Маршалла Дэвид Моблитт твердорешил, что функционально-грузовыеблоки для международной станциибудет делатьнаучно-производственный центр им.М. В. Хруничева.

В 1971 годуконструкторское бюро разработалодокументацию первойдолговременной орбитальнойстанции “Салют”, провело вселабораторные и стендовыеиспытания. Вторая станция,созданная КБ спустя год, погибла вовремя запуска из-за отказаракеты-носителя “Протон”. Впоследующие годы из стен КБ вышлацелая серия орбитальныхпилотируемых и долговременныхстанций. Венцом этой творческойдеятельности можно по правусчитать создание первогопилотируемого транспортногокорабля снабжения “Космос-929”.Запустили его 17 июля 1977 года; тогдао нем почти ничего не сообщалось, аведь это был уникальный корабль. Посвоей сложности и техническимвозможностям он далеко превосходилвсе созданное ранее. Кромегрузового отсека он имелвозвращаемый аппарат, где скомфортом могли разместиться трикосмонавта. Корабль прошел всеиспытания, включая предпусковуюподготовку, но по не зависящим от КБпричинам работы над ним былипризнаны преждевременными ипрекращены. На его базе сделали такназываемые функционально-грузовыеблоки — те же корабли снабжения, нобез возвращаемого аппарата.Делались они по заказуракетно-космической корпорации“Энергия”, а КБ “Салют” и заводим. Хруничева выступали в ролиразработчика, изготовителя ииспытателя по всем параметрам,включая запуск на корабле“Протон”. Таким образом, все блокии системы орбитальной станции“Мир”, а также средства ихдоставки на орбиту были созданы вНаучно-производственном центре им.М. В. Хруничева. РКК “Энергия”проводила оснащение станциинаучной аппаратурой и осуществляетуправление всей этой техникой.Инженеры центра им. Хруничева ипредприятий, принимавши х участие всоздании станции, и сегодня передкаждой экспедицией проверяют всеее системы и выдают заключениеГенерального конструктора, котороегарантиру ет, что очередной экипажна ее борт можно посылать.

Конструкторское бюро“Салют” впервые создалоорбитальный модуль с гарантийнымсроком службы 15 лет (для всехпредыдущих разработок он непревышал трех лет). Модуль оснащенсистемой метеоритной защиты,предохраняющей его важнейшие узлы.До конца января 2000 года он можетсуществовать самостоятельно: наборту имеется запас топлива,позволяющий летать в автономномрежиме 430 суток и провести тристыковки со служебным модулем.Стартовый вес модуля “Заря”вместе с обтекателями составлял 24тонны, а на орбиту было выведеночуть больше 20 тонн.

Конструкторское бюроцентра им. М. В. Хруничева получилотехническое задание от “Боинга”, аза основу были взяты отечественныестандарты и приведены всоответствие с требованиямиамериканской стороны. Не обошлось,конечно, без споров по разнымтехническим вопросам, но инженерыбыстро нашли общий язык, и всяработа была выполнена без сбоев и всрок. Попутно выяснилось, чтоуровень ряда наших разработокзначительно выше американских, аконструкторский опыт — богаче. Всоответствии с международнойпрактикой мы продаем товар, которыйможно продать и который находитпокупателя, но народным илинациональным достоянием неторгуем. Более того: построенныйнами по американскому заказуфункционально-грузовой блок, войдяв состав международной космическойстанции, так и останетсяроссийским. Никто, кроме егосоздателей, ни управлять этойтехникой, ни обслуживать ее несможет.

Запуск российскогомодуля “Заря” положил началопилотируемой космонавтикебудущего.В ее развитие внесут своюлепту все страны мира, и каждаястрана займет в ней достойноеместо.

Создание орбитальногомодуля “Заря” — не простоочередная работа, выполненнаяНаучно-производственным центромим. М. В. Хруничева. Это демонстрациявысокого научного и техническогопотенциала России как космическойдержавы. Наша страна и в новомэкономическом положениипо-прежнему в состоянии решатьсложные задачи. А работа помеждународному проектусвидетельствует о доверии, котороеиспытывают заказчики к нашейпродукции.



 

 

Ракета-носитель“Протон” с модулем “Заря” настартовом комплексе космодрома“Байконур”.

   

1- Узел крепления манипулятора 2- Баллоны со сжатым газом 3- Антенны 4- Активный стыковочный узел 5- Приборы ориентации на Землю 6- Топливные баки 7- Солнечные батареи 8- Пассивный стыковочный узел
Схема модуля“Заря” 

2 Отделение I ступени 
H= 43.65 км 
T= 126 секунд 
V= 1669 м/с 3-  Сброс обтекателя 
H= 72.2 км 
T= 183 секунд 
V= 2093 м/с 4 Отделение II ступени 
H= 138.3 км 
T= 334.5 секунд 
V= 4427 м/с 5 Отделение III ступени 
H= 185 км 
T= 587.6 секунд 
V= 7551 м/с 6 - Ориентация на орбите 
 
 

Основные этапывывода модуля “Заря” в космос.Станция вращается вокруг Земли поорбите с параметрами: апогей 363,9 км,перигей 185,1 км, наклонение 51,62о,период обращения 89,6 минуты.

1 - Запуск 20.11.98, 
9 часов 40 минут    


  э

Общий видмодуля “Заря”. Длина модуля около12 метров, диаметр 4,1 метра.

Этапы сборкимеждународной космической станции.
Модуль “Заря”,запущенный 20 ноября 1998 года,находился в одиночном полете 16дней.
6 декабря 1998 годаамериканский корабльмногоразового использования Шаттлдоставил на орбиту блок “Ноуд-1” исостыковал его с модулем “Заря”при помощи бортового манипулятора.Собранная конструкция осталась наорбите на несколько месяцев.
Во второй половине 1999года планируется вывести на орбитуроссийский служебный модуль ипристыковать к нему модули “Заря”и “Ноуд-1”.









(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)