[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

По прогнозамспециалистов, в первые годы ХХI векапо дорогам планеты будет ездитьмиллиард автомобилей. Уже сейчас вКанаде, Германии, Италии, Японии,Франции, Великобритании на 1000жителей приходится 500—700автомобилей, в США — 800 (в России,для сравнения, — около 150). Цифрывпечатляющие, особенно если учесть,что такой рывок — от первыхэкземпляров до беспрецедентногораспространения по всему миру —автомобиль сделал всего за одностолетие.

В самое ближайшеевремя автомобилистом станет каждыйпятый житель планеты. Таков итогразвития мировогоавтомобилестроения к концу ХХ века.О том, как происходила глобальнаяавтомобилизация, какие проблемыона преподнесла человечеству, выузнаете из предлагаемой статьи.

Первые модели “авто”представляли собой обычнуюколяску-пролетку, оснащеннуюдвигателем. Сначала его размещалина полу, а несколько позже дляудобства стали устанавливатьспереди или за задними сиденьями.Но форма коляски-пролетки длясамодвижущегося экипажа явно неподходила, и автомобиль, легковытеснив свою предшественницу,стал постепенно приобретать новыеочертания, сначала отдаленно, потомвсе отчетливее напоминающиесовременные. Первым шагом на этомпути был переход на выпуск болееудобных и комфортабельных закрытыхавтомобилей.

Развитиеавтомобилестроения началось всамом конце прошлого века споявления самобеглых колясок, или,как их еще называли, самодвижущихсяэкипажей. Поначалу они привлекаливнимание толькоспортсменов-любителей. Победительпервых гонок, которые прошли в США в1895 году, показал невиданную для тойпоры скорость — 24 километра в час.Всего через 15 лет, в начале 1911 года,гоночный автомобиль фирмы “Бенц”установил рекорд скорости — 228километров в час. Тогда в это труднобыло поверить, сегодня же соскоростью свыше 200 километров в часмогут ездить многие современныеавтомобили. Последний поистинефантастический рекорд скорости былустановлен осенью прошлого года.Произошло это в Америке, в штатеНевада. Специально разработанныйгоночный автомобиль на трасседлиной 21 километр, проложенной подну высохшего озера, развилскорость 1229,78 км/ч.Автомобилестроению понадобилосьменьше 90 лет, чтобы преодолетьзвуковой барьер и достичь скоростисамолета.

Автомобилестроениевсегда в полной мере отражалоуровень научно-техническогопрогресса и стимулировало развитиепрактичес ки всех отраслейпромышленности. Небывалый скачокпромышленного производствапроизошел в Америке, когда назаводах Форда впервые появилоськонвейерное производство. Позже тоже самое случилось в“автомобильных” странах Европы.По мере совершенствованияконструкции автомобиляразрабатывались новые специальныемарки сталей, неметаллическиеконструкционные материалы, изделияэлектронной промышленности.Появились высококачественныесорта моторных топлив и масел,резины. Специально дляавтомобильного производствастанкостроительные заводы началивыпускать высокоскоростные станки,роботы для сварки, сборки и окраскикузовов. Все эти материалы иоборудование внедрялись в массовоеконвейерное производствоавтомобилей.

С конца 1920-х годовпроизводство и совершенствованиеконструкции автомобиля шлинеобыкновенно быстро. В первуюочередь конструкторы стремилисьусовершенствовать двигатель. Напротяжении ХХ века мощностьавтомобильных моторов возросла впрямом смысле слова во сто крат (от2—3 до 200 кВт). Современный моторсделал автомобильвысокоскоростным, придал емупрекрасные динамические качества,а электроника заметно улучшила егоэкономические характеристики иупростила управление.

Но если в первойполовине ХХ века основная массаавтомобилей производилась в США, тос середины 1950-х годовавтомобилестроение начало быстронабирать силу в странах Европы, азатем и в Азии. Сейчас европейскийпарк автомобилей уже на 24%превышает парк США, а азиатскийсоставляет от него 63%.

О масштабахавтомобилестроения в США можносудить по данным, опубликованным вжурнале “Motor vehicle 1996, Facts and Figures”: изобщего количества материалов,израсходованных в стране в 1995 году,на автомобильную промышленностьпришлось 20,2% нержавеющей стали; 10,6%специальных сталей; 69,3% ковкогочугуна; 27% алюминиевых сплавов; 79%резины для изготовления шин; 68,1%свинца.

Чтобы ограничитьвредное воздействиеавтотранспорта на окружающуюсреду, правительства разных странустановили нормы предельнодопустимых выбросов. Современныйавтомобиль должен соответствоватьэтим нормам, иначе он недопускается к эксплуатации. Такиежесткие требования вынудилиавтомобилестроителей, несмотря натехнические трудности и большиекапиталовложения, вводить вконструкцию автомобиля узлы иустройства, снижающие токсичностьотработавших газов. Этиусовершенствования, особеннокаталитические нейтрализаторы,оказались весьма эффективными. За 20лет удалось создать значительноболее экологически чистыеавтомобили, которые удовлетворяютсовременным жестким нормам повыбросам вредных веществ.Благодаря этим усилиям состояниевоздуха в крупных городах,насчитывающих миллионыавтомобилей, перестало бытьугрожающим.

Распространениеавтомобиля по всему миру необошлось без негативныхпоследствий. Автомобильныйтранспорт стал одним из главныхзагрязнителей атмосферы. В крупныхгородах его вредные выбросы внесколько раз превышаютзагрязнение воздуха промышленнымипредприятиями. С выхлопными газамив атмосферу попадают миллионы тонноксидов углерода и азота,углеводородов, тысячи тоннвысокотоксичных соединений свинца.

Еще одна проблема,связанная с автомобилизацией: кудадевать машины, отслужившие свойсрок? В Западной Европе, например, в1995 году их оказалось 15 миллионов, ав США каждый год приходитсяликвидировать около 12 миллионовстарых машин. Чтобы переработатьтакую огромную массу отходов безущерба для окружающей среды,пришлось создавать предприятия поприемке, демонтажу и утилизациистарых автомобилей. Кузова инегодные металлические деталиспрессовываются в брикеты и идут впереплавку, а изделия изпластмассы, стекла, резины,обивочных материалов визмельченном виде отправляются насвалки. Таких “машинных” отходов вмире ежегодно скапливается около 7миллионов тонн. Введены дажезаконодательные ограничения наприменение в автомобиле токсичныхматериалов, отравляющих окружающуюсреду и после их переработки.

Идет борьба и спопаданием в атмосферувысокотоксичных соединений свинца,содержащихся в качествеантидетонационных присадок вэтилированном бензине. Около 20 летназад во всех развитых странах мираначалось вытеснениеэтилированного бензинавысокооктановым топливом безсоединений свинца. Чтобы наладитьего производство, пришлосьпереоснащатьнефтеперерабатывающие предприятияи внедрять на них новые технологиипереработки нефтепродуктов.Западная Европа намерена уже вближайшие 10 лет окончательноизбавиться от этилированногобензина. В России он запрещен покатолько в Москве и Санкт-Петербурге.Кстати, с 1 января нынешнего годавведен государственный стандартРоссийской Федерации на четыресорта неэтилированных бензинов:“Нормаль-80”, “Регуляр-91”,“Премиум-95” и “Супер-98”. Подетонационным свойствам этибензины соответствуют прежним А-76,АИ-91, АИ-95 и АИ-9

У автомобильныхдвигателей внутреннего сгоранияпока нет серьезных конкурентов,поэтому есть все основанияполагать, что в первое десятилетиеXXI века ими будет оснащатьсяподавляющее большинствоавтомобилей. Тем не менее идетпостоянный поиск принципиальноновых двигателей, которые не будутпотреблять нефтяные топлива, азначит, оказывать вредноевоздействие на окружающую среду.Правительства некоторых странпытаются даже законодательнымимерами ускорить разработкуавтомобильных моторов, лишенныхнедостатков двигателейвнутреннего сгорания. В США, кпримеру, в 2000 году должно бытьвыпущено 2% автомобилей с“нулевой” токсичностью. Пока ктаковым можно отнести главнымобразом электромобили и автомобилис двигателями на водородномтопливе, но научные поиски новыхдвигателей ведутся и в другихнаправлениях.

К концу ХХ столетияавтомобиль достиг высокой степенисовершенства, он стал для человекав буквальном смысле словаспутником жизни и незаменимымпомощником. Как и раньше,конструкция автомобиля продолжаетсовершенствоваться. Идет работанад улучшением двигателя,повышаются его энергетические,топливно-экономические,экологические и другие важныепоказатели. Несмотря на усложнениеконструкции, современные двигателивнутреннего сгорания становятсявсе более надежными. Автозаводынаучились быстро перестраивать иобновлять производство. Ввосьмидесятые годы, например, однаи та же модель или одно семействодвигателей выпускались по 10—15 лет,сегодня этот срок сократился до 5лет.

В статьеприведены графики из материаловфранцузско-российского семинара“Топлива для автомобилей и ихвоздействие на окружающую среду”,проходившего в Париже 25—26 сентября1996 года.

Кто знает, может быть,следующее столетие будет отмеченопереходом автомобилестроения нановый экологически чистыйдвигатель, по всем прочимпараметрам не только не уступающий,но и превосходящий двигательвнутреннего сгорания.

Цифрыи факты

Кандидаттехнических наук Б. КУРОВ
(Государственныйнаучный центр“Научно-исследовательский автомобильный
и автомоторный институт” — ГНЦНАМИ).

В 1900 году было построено 9500автомобилей. Накануне Первоймировой войны их производствопревысило миллион, к концу 1930-хгодов — 5 миллионов. В 1996 году сконвейеров автозаводов мира сошлоболее 52 миллионов автомобилей.

За 90 лет ХХ столетия в миревыпущен миллиард триста тысячавтомобилей. Следующие 1,3 миллиардамашин появятся на планете к 2010 году.Для их производства мировомуавтомобилестроению понадобитсявсего 20 лет.

В начале 1997 года в Европенасчитывалось 248,2 миллионаавтомобилей, из них в странахОбщего рынка — 187,5 миллиона; вАмерике — 262,3 миллиона, в том числев США — 200,5; в Азии — 125,7 миллиона; вАфрике — 17,9 миллиона автомобилей.

К концу первого десятилетияХХ века мировой автомобильный паркнасчитывал 300 тысяч машин. Передначалом Второй мировой войны ихбыло уже 46 миллионов, в том числе 9миллионов грузовых. Полумиллиардный рубеж был преодолен в 1987 году,а в 1996-м количество автомобилей вмире превысило 690 миллионов.

 

Мировое автомобильноепроизводство сосредоточенопримерно на 40 заводах. Лидерыавтомобилестроения “ДженералМоторс” (США), “Форд” (США),“Тойота” (Япония), “Фольксваген”(Германия) выпускают более чем помиллиону автомобилей в год.

Первые поездкиавтомобиля иногда заканчивались итак: его брала на буксир коннаяпролетка.

 

В 1895 году напервых автомобильных гонках вАмерике победил автомобиль,сумевший развить скорость 24 км/ч.



Этот гоночныйавтомобиль фирмы “Бенц” в 1911 годуустановил рекорд скорости — 228 км/ч.





Двадцать летназад началась замена всех сортовэтилированных бензинов (“Премиум”— с октановым числом 95 и выше и“Регуляр” и “Нормаль” — соктановым числом 92 и ниже)высококачественными бензинами, несодержащими соединений свинца. Изграфика, иллюстрирующегопроизводство различных сортовбензина в странах Западной Европы,видно, что уже сегодня доляэтилированного бензина здесь непревышает 10%.



Автомобильфирмы “Бенц”, модель 1898 года сдвигателем мощностью 3 л. с.



Первый“Мерседес” с четырехцилиндровымдвигателем мощностью 18 л. с. былвыпущен в 1901 году.

“Мерседес-Бенц”— компактный автомобиль А-класса,1996 год.

“Мерседес-Бенц— 190” — одна из самыхраспространенных базовых моделей сдвигателем мощностью до 200 л. с.,рабочим объемом 1,8 литра, с впрыскомтоплива (выпускался с 1982 по 1993 год).

Грузовоз(Германия). 1912 год.

За последние 20лет европейские нормы токсичностивыхлопных газов удалось снизить пооксидам углерода в 20 раз, поуглеводородам и оксидам азота — в 17раз.

Грузовик ГАЗ-51(СССР) грузоподьемностью 2,5 тонны сдвигателем мощностью 70 л. с. — однаиз наиболее удачных и надежныхотечественных машин, выпускаласьболее 30 лет начиная с 1945 года.

Грузовойавтомобиль фирмы “Фольксваген”(Германия) с двигателем мощностьюдо 100 л. с. Модель 1995 года.

Итог развитиямирового автомобилестроения с 1900по 1990 год — 1,3 миллиардаавтомобилей. По прогнозамспециалистов, для повторения этогодостижения понадобится всего 20 лет.

Мировойавтомобильный парк растет год отгода. В последние 30—40 лет наиболеебыстро этот процесс идет в Европе иАзии.



Эволюция автомобилейфирмы “Шкода”: знаменитая“Воитуретта” — двухцилиндровыйавтомобиль 1905 года; “Тудор” —двухдверная модель 1948 года;“Октавия SLX” — переднеприводнойавтомобиль нового поколения сдвигателем мощностью 125 л. с.,максимальная скорость — 200 км/ч.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)