(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) Почти на три километра был поднят потолокобитаемого мира. Трое советских летчиковпроникли туда, где не был никто из землян. "Отрадости захлопал в ладоши. Ура "СССР"!" -телеграфировал в Москву из Калуги К. Э.Циолковский. А Москва стояла, "задравшиголову": все выискивали в небе поднявшуюся наневиданную высоту сверкающую серебристую точку.
Полет советского стратостата -это не головоломная погоня за рекордом, неспортивная прогулка в заоблачные края, не"рисковое" приключение. Это шаг огромногонаучного значения, выход на разведку в ещеневедомые просторы. Это серьезнейшим образомпродуманное и превосходно подготовленноемероприятие, расширившее наши познания о мире.Так писали газеты о рекордном полете первогосоветского стратостата "СССР", взлетевшего30 сентября 1933 года над Москвой на высотудевятнадцать километров.
Следующий выдающийся мировой рекорд высоты -15871 метр - был установлен в 1931 году швейцарскимфизиком и воздухоплавателем Огюстом Пиккаром иего помощником Копфером. Их полет был связан сколоссальными трудностями: из-за слишкомбыстрого подъема пришли в негодность почти всеприборы, гондола на старте получила трещину,ртуть разбившегося барометра едва не разъелаоболочку гондолы, сломался кислородный аппарат.Шестнадцать незапланированных часоввоздухоплаватели провели в стратосфере, потомучто не могли заставить шар опуститься. Но ужечерез год неутомимый ученый с другим ассистентом- Козинсом вновь поднялись в стратосферу нааэростате объемом 16000 кубометров на высоту 16370метров. И это был безоговорочный успех. Пиккаршел к нему около 20 лет.
Полету стратостата "СССР" предшествовалонесколько знаменательных событий. Первымиграницы стратосферы достигли немецкиевоздухоплаватели Берсон и Зюринг. 31 июля 1901 годаони поднялись из Потсдама на аэростате"Пруссия" объемом 8400 кубометров в открытойкабине с кислородными приборами на высоту 10800метров. В мае 1927 года капитан Грей стартовал саэродрома Скоттфилд в штате Иллинойс (США) наводородном шаре объемом 2265 кубометров.Воздухоплаватель поднялся в открытой кабине скислородной маской на высоту 12914метров. Это был уже хорошо подготовленный полет.Гондолу оснастили радиоприемником, термометром,альтиметрами (показателями высоты) и статоскопом(прибором, показывающим скорость подъема испуска). Через полгода Грей полетел второй раз. Онподнялся на ту же высоту, но аэростат спускалсяслишком медленно, и воздухоплавателю не хватилокислорода. Пилот погиб. В 1928 году, достигнуввысоты 11000 метров, по той же причине погибли вполете испанец Моллас со своим помощником.
Когда проект гондолы был окончательноутвержден, возникли споры о том, какой принципдолжен быть положен в основу ее конструкции.Прошло предложение Чижевского - построить каркас, принимающий насебя все нагрузки, и одеть его в оболочку, котораябудет воспринимать только разность давленийвнутри гондолы и снаружи. Такое распределениенагрузок не вызывало излишних местныхнапряжений в материале.
Группа советских молодыхинженеров-энтузиастов во главе с В. А. Чижевскимвынашивала идею строительства стратостата сначала 1932 года. По предварительному проектуконструкторы должны были создать пилотируемуюгондолу для экипажа из трех человек с абсолютногерметичными люками, хорошей обзорностью во всестороны, местом для размещения несколькихдесятков приборов, со свободно управляемымвоздушным клапаном, с надежным устройством длясброса балласта, термоизоляцией и амортизатором,смягчающим удар о землю при посадке с большойскоростью и предохраняющим аппарат отсотрясения. Все эти требования нужно былоувязать в одно целое.
После создания и утверждения эскизного проектав кратчайшие сроки из деревянных реек и фанерыбыл построен макет гондолы в натуральнуювеличину, затем началась усиленная проработкадетальных чертежей. Строилась гондола в цехахзавода № 39 имени Менжинского. Работа былазакончена очень быстро, и наконец наступил самыйответственный момент -испытание на герметичность. Из предосторожностипервые испытания проводили поздно вечером, когдана заводе было мало народу. Давление увеличивалипостепенно, опасаясь взрыва: сперва - 0,5 атмосферы, затем - 0,7 и так постепенно до 1,7 атмосферы.После устранения ненадежных заклепок иподтягивания гаек полная герметичность быладостигнута.
Между конструкторами роли распределилисьследующим образом: каркас, обшивка и установкаприборов - инженер Н. Н.Каштанов, люки, иллюминаторы и специальноеотцепное устройство (в полете применено не было) - В. М. Лапицкий, герметичные выводыуправления клапаном и балластом - А. Я. Левин, амортизирующееустройство - И. И. Цебриков,механизм сбрасывания балласта - В. Г. Фролов. Каждый из них выполнялподобную работу впервые, тем не менеезавершилась она большим успехом.
Перед полетом на гондолу навесили десяткинаучных приборов и аппаратов: барометры,барографы, термометры, альтиметры,самозаписывающие метеорографы, приборы дляулавливания космических лучей. Внутри кабинывдоль стенок установили аппараты,обеспечивающие жизнедеятельность аэронавтов:баллоны с кислородом и дыхательной смесью,патроны, поглощающие углекислый газ, выделяемыйпри дыхании. Были на борту баллоны с водородом (имв полете заполнялась оболочка аэростата, и этопридавало ему подъемную силу). Экипаж взял ссобой маленькую, но дальнодействующуюрадиостанцию для передачи сообщений на Землю.Все оборудование внутри гондолы, ставшейлетающей лабораторией, было обтянуто мягкимвойлоком. Но была опасность извне. Существовалавероятность столкнуться на больших высотах скосмическими частицами. Тогда-то и родиласьсреди пилотов, готовящихся к старту, поговорка:"Болидов бояться - в стратосферу не летать".
Гондола представляла собойкольчуг-алюминиевый шар с теплонепроницаемойобкладкой. Снизу к нему был прикрепленамортизатор - хитроесооружение из ивовых прутьев, напоминающееплетеную корзину. Шар выглядывал из нее какбольшое яйцо из гнезда. Прежде чем остановитьсяименно на такой конструкции, были испытаны всесуществующие в то время амортизаторы - резиновыеи металлические. Корзина с мощными опорами изивовых прутьев оказалась самым эффективнымамортизирующим устройством. Она выдерживаластатическую нагрузку на стоянке порядка 2,5 тонныи ломалась при ударе о землю со скоростью около 5метров в секунду, сохраняя тем самым гондолу с пилотами иприборами. Поскольку подобная конструкция неподдавалась никакому теоретическому расчету,нужно было провести целый ряд испытаний настатическую и динамическую нагрузки. Заизготовление опытных конструкций и полетногоамортизатора взялся Вяземский промколхоз,производящий высококачественную плетенуюмебель, и с честью справился с этой сложнейшейзадачей.
Большая смекалка и изобретательностьпотребовались и для того, чтобы вытянуть наружуиз герметично закрытой гондолы выводыуправления. Их провели через герметичные ртутныезатворы и сальники. С помощью сальников работал,например, механизм управления балластом, которымслужили подвешенные под гондолой мешки с дробью.Их было больше двух десятков, и каждый весилдвенадцать килограммов. Проворачивая рукояткупо кругу, воздухоплаватели по мере надобностипоследовательно сбрасывали один мешок за другим.Механизм был такой: рукоятка зацепляла трос, тотвыдергивал шпильку, на которой висел мешок, ибалласт падал вниз. Причем не надо было бояться,что он свалится кому-то на голову - мешок предусмотрительноопрокидывался, и мелкая дробь успевалавысыпаться в воздухе.
Большинство приборов стратостата,сконструированных советскими изобретателями,отличалось оригинальной конструкцией. Например,аппараты для взятия проб воздуха на большихвысотах были заключены в легкие алюминиевыерешетчатые ящики. В них располагалисьмногочисленные стеклянные трубочки, которыеподдерживала в подвешенном состоянии целаясистема пружин, и это полностью гарантировало ихот поломки при падении или ударе. Во времяиспытаний приборы швыряли на пол, ударяли сразмаху об стену, но ни одна хрупкая деталь, ниодна трубочка не разбилась. Действовал этотприбор так: при нажатии электрической кнопкивключалось реле и маленькая гирька, падая вящичек, отбивала горлышко вакуумной трубки.Воздух всасывался в нее, тут же нажатием второйкнопки включалась миниатюрная электропечка, испециальное устройство автоматически запаивалогорлышко сосуда.
Советские конструкторы построили стратостат,побивший рекорд О. Пиккара, всего за семь месяцев.А осуществи ли полет в занебесье три летчика:Эрнест Карлович Бирнбаум, Константин ДмитриевичГодунов и Георгий Алексеевич Прокофьев. Длясвоих современников они были такими же героями,как первые покорители космоса для нас.
Но если гондола - телостратостата, то оболочка - его голова. Большевсего опасений было по поводу оболочки.Беспокоились, выдержит ли новая"стратосферная" ткань давлениерасширяющегося газа, не станет ли она пропускатьводород на больших высотах под действиемультрафиолетовых лучей? Расчет и конструкциюоболочки предложил один из трех будущихучастников полета инженер К. Д. Годунов. В ееразработке принимал участие инженер-химик Н. А.Чижевский, родной брат главного конструктора.Рецептуру и технологию создания уникальнойткани выполнил Институт резиновойпромышленности. Его специалистам удалосьсоздать очень легкую по весу, весьма прочную,обладающую малой газопроницаемостью ткань. Самуматерию для оболочки - пятьтысяч квадратных метров тонкого, но прочного илегкого перкаля соткали работницыБогородско-Глуховской мануфактуры. Затем на неебыли нанесены двадцать пять тончайших слоевнового состава толщиной всего три сотыемиллиметра! Они и придали ткани нужные свойства.Чрево оболочки стратостата было огромно. Объемшара составлял 24 тысячи кубических метров, апоперечник - 36 метров. Внутри него мог легкопоместиться дом в сто квартир по три комнаты вкаждой. При этом шар весил всего 950 килограммов.
Н. ГЕЛЬМИЗА.
Команда к старту: "Отдать гондолу!"
Профессор О. Пиккар (справа) со своим помощникомперед первым полетом в стратосферу на аэростатесобственной конструкции . Защитными шлемами имслужили плетеные корзины с мягкими подушкамивнутри.
Амортизатор гондолыстратостата "СССР" представлял собойплетеную корзину с опорами из ивовых прутьев.Внутри нее помещался подвешенный под гондолойбалласт - 12-килограммовые мешки с дробью.
На гондолу навешиваются наружные приборы длявзятия проб воздуха.
Пробная продувка оболочки стратостата.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)
|
|