[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

- Каждому из нас приходитсячасто ездить на автобусе, но чтобыпо рельсам? Как возникла идеяобъединить в один два совершенноразных вида транспорта?

Новый для России видпассажирского транспорта -рельсовый автобус - создан в этомгоду в Мытищинском акционерномобществе "Метровагонмаш". Егособираются использовать нажелезных дорогах небольшойпротяженности, там, где пассажировнемного и вполне можно обойтись безмноговагонной электрички с мощнымлокомотивом, ну и, конечно же, нанеэлектрифицированных дорогах.Большой интерес вызываетпредложение с помощью новогорельсового автобуса возродитьперевозки пассажиров по старинномумалому кольцу Московской железнойдороги, окаймляющему срединнуючасть города на расстоянии 10-18километров от центра.
Почему конструкторампонадобилось поставить на рельсывагон с дизельным двигателем? Какуювыгоду получат от этогожелезнодорожники и пассажиры? Наво-просы редакции журнала "Наукаи жизнь" отвечает главныйконструктор Особогоконструкторского бюро"Метровагонмаш" АлексейАлексеевич Зорин.

- Что подтолкнуло вас занятьсяэтим проектом именно сейчас?

- Идея эта уже достаточно давноуспешно реализуется во многихстранах. В Европе, например вГермании, рельсовые автобусыиспользуются довольно широко. Да ив России уже лет пятнадцатьэксплуатируется железнодорожныйтранспорт с дизельным двигателемпод названием автомотриса, тольконазначение у нее, как говорят,целевое - в основном длятехнических нужд. А пассажирскийтранспорт аналогичной конструкциисоздан у нас впервые. Мы назвалиновую машину рельсовым автобусом,хотя по принятой терминологии этота же автомотриса или дизель-вагон,а в европейских странах его нередконазывают рельбусом.

- Как дальше складывалась судьбапроекта?

- Ровно год назад МПС и НИИжелезнодорожного транспортанаконец-то определили типажданного транспорт ного средства.Предполагалось, что это должен бытьрельсовый автобус длянеэлектрифицированных железныхдорог с малой загрузкой. Поясню, чтоэто такое. Каждая из 18 железныхдорог России имеет в среднем 10-20тупиковых ответвленийпротяженностью до 100, реже - до 150-180километров. Их называют"малодеятельные дороги". Какправило, по ним перевозят небольшоеколичество пассажиров: местныхжителей, вахтовые бригадыбуровиков и нефтяников, рабочихдальних леспромхозов и строек,туристов. Пока на таких дорогахработает магистральный транспорт -мощные локомотивы обычно сдвумя-тремя вагонами, да и тезачастую ходят полупустые. Этокрайне неэкономично. Делолокомотива - тянуть тяжеловесныесоставы, в которых может быть до 70вагонов. Для малодеятельных дорогнаш рельсовый автобус может статьсамым удобным, комфортабельным, аглавное, экономичным пассажирскимтранспортом.

- Вам удалось всего за 9 месяцевпревратить идею в действующийопытный образец. За счет чего былидостигнуты такие высокие темпы?

- Конкурс проектов транспортныхсредств нового типажа был объявленв январе нынешнего года. Мы принялив нем участие и победили - нашпроект занял первое место. Дальшебыла тяжелая напряженная работа,которой руководил главныйконструктор проекта ВладимирНиколаевич Комаров. В феврале мыполучили техническое задание, вмарте заключили договор с МПС, а всентябре первый опытный образецрельсового автобуса был готов. Мыуже демонстрировали его наиспытательном полигоне в Щербинкеруководителям железных дорогРоссии. Многие из нихзаинтересовались нашейразработкой и хотели бы купитьдизель-вагон в нужной для нихкомплектации.

- Какие же достоинства урельсового автобуса, который погабаритам и ширине колеисоответствует вагону метро?

- Мы создавали свой проект на базенового вагона метро "Яуза", ужеготового к эксплуатации ипрошедшего практически всеиспытания. Для его производства на"Метровагонмаше" введены встрой два новых корпуса. Конечно,нам пришлось поработать. Вагон былперекомпонован на два салона содной дверью посередине. В немразместились 64 кресла дляпассажиров и две кабины управления- вагон может ездить в прямом иобратном направлениях безразворота.

- Много говорят о том, чторельсовый автобус очень нужен вМоскве.

- Благодаря этому соответствию вмосковском регионе, например, напервых порах железнодорожникимогут обойтись без новойинфраструктуры и использовать депометрополитена, его ремонтныемастерские, оборудование длятехнического обслуживания.Отработал наш автобус сколькоположено на железной дороге, заехалв депо метрополитена, проверился,почистился, помылся - и снова в рейс.

Малое кольцо было построено в1903-1908 годах для связи междутоварными станциями,расположенными на радиальныхлиниях. Его общая протяженностьвместе с примыкающими ветками -около 150 километров. Дорога 4 разапересекает Москву-реку. Она никогдане была полностьюэлектрифицирована, и лишь нанебольших ее участках можетработать электрический транспорт.Сейчас окружную дорогу ожидаеткоренная реконструкция.

Мы обсуждали эту проблему сгородскими властями, прежде всегоимелось в виду малое кольцоМосковской окружной железнойдороги. На нем предполагаетсяпостроить и реконструировать 32станции. Они расположатся нарасстоянии всего 1-2 километра другот друга. По режиму движения этотипичный городской автобусныймаршрут. Наш автобус позволит сминимальными затратамивосстановить здесь существовавшеекогда-то пассажирское сообщение,потребность в котором в связи среконструкцией как самого кольца,так и всех прилегающих районовбудет возрастать.

- Наш автобус может начатьперевозку пассажиров по кольцу ужев самое ближайшее время, причемсначала движение может бытьорганизовано на отдельных егоучастках. Это очень удобно во времяреконструкции, которая, судя повсему, будет проводиться поэтапно.При этом не придется строитьдлинные и высокие платформы,необходимые для поездов, посколькув конструкции автобусапредусмотрена выдвижная лестницадля посадки пассажиров с низкойплатформы. В зависимости отпассажиропотока можнокомплектовать новое транспортноесредство из одного, двух и трехвагонов, причем промежуточныйвагон может быть без двигателя.

- Когда по ней можно будетпустить новый транспорт?

- Для опытного образца мы выбралидизельный двигатель английскойфирмы "Cummins", модель NTA855R4мощностью 310 кВт (415 лошадиных сил).Ресурс его работы до первогокапитального ремонта - 13 000 часов, поинструкции допускается шестькапитальных ремонтов. При работе наполной мощности на одинкиловатт-час расходуется всего 215граммов топлива. С двигателем"Cummins" автобус легко развиваетскорость 100 километров в час. Вдальнейшем мы планируем ставить нанего двигатель отечественногопроизводства. Сейчас об этом идутпереговоры с заводами,изготавливающими двигатели такоготипа.

- Хотелось бы узнать подробнее одвигателе и других агрегатахнового транспорта.

- А что представляет собой самвагон?

Что касается трансмиссии, то наопытном образце установленагидродинамическая передача "VOITp11r22" немецкого производства. Мыиспользовали ее, чтобы побыстрееизготовить первую машину. Насерийные автобусы будем ставитьсвою трансмиссию, она сейчасразрабатывается.

Плавность хода, большую посравнению с обычным вагономметрополитена, обеспечивает, какговорят специалисты, двойнаяподвеска (одна пневматическая).Рама тележки опирается на колеснуюпару с помощью винтовых пружин иамортизаторов, а вагон соединен стележкой пневматическимирессорами и амортизаторами. Вобычном вагоне метро в обеихподвесках используются толькопружины и амортизаторы.

- Вагон имеет цельнометаллическийнесущий кузов с обшивкой изкоррозионно-стойкой стали. Оннастолько долговечен, чтозаботиться о продлении срока егослужбы не придется. Салон рассчитанна 64 места для сиденья, а общая еговместимость - 160 пассажиров. Обекабины управления (в начале и вконце вагона) связаны с салономдверями. Через вторые двери вкабину можно попасть снаружи.

- Автобус оборудованмикропроцессорной системойуправления, контроля и диагностики.Она обеспечивает, в частности,диагностику агрегатов и узлов,запись и хранение информации.Информационный блок системынаходится на пульте машиниста вобеих кабинах. Есть также системааварийной сигнализации - онаработает автономно.

- Есть ли что-то новое в кабинеуправления?

Кабины и пассажирский салонпомимо освещения и отопленияоборудованы принудительнойвентиляцией, двойными оконнымистеклопакетами, надежной тепло- извукоизоляцией. Все этогарантирует пассажирам удобство икомфорт во время поездки.

В удобной, просторной, спрекрасным обзором кабинеподдерживается надежная связь сдиспетчером. Расположенная напульте ручка управления,называемая контроллером,перемещается вперед-назад, занимаяодну из шести позиций,соответствующих основным режимамдвижения. Сиденье машинистарегулируется по высоте, можетповорачиваться, устанавливается инужный угол наклона спинки, иположение подлокотников. Насредней стойке оконного проемаприкреплен информационный блоксистемы безопасности "КЛУБ"(комбинированное локальноеустройство безопасности).

Сегодня созданный по заказу МПСрельсовый автобус РА 1 существует водном экземпляре. С ноября онпроходит всесторонние испытания,которые будут существенносокращены, поскольку взятый заоснову проекта вагон дляметрополитена "Яуза" ужеуспешно их одолел. В началебудущего года "Метровагонмаш"готов поставить сборку новых машинна поток.

Мы можем выпускать автобус вразной комплектации. Например, длямежобластных рейсов длиной свыше 100километров в салоне можноустановить более комфортабельныесиденья, телевизор, предусмотретьтуалет, кондиционер. Внутреннийинтерьер автобуса может бытьвыполнен с учетом пожеланийзаказчика.

1

Записала Н. ГЕЛЬМИЗА.







На малом кольце Московскойжелезной дороги будут построены иреконструированы 32 станции. Дляорганизации на них пассажирскогосообщения рельсовый автобус можетстать наиболее эффективным ипопулярным видом транспорта.



Выдвижная лестница спневмоприводом, которую монтируетслесарь-сборщик А. Н. Лепихов,позволяет пассажирам садиться ввагон с низкой платформы.



На участке сборки опытного цехасерийного производства идетподготовка нового пассажирскогодизель-вагона к испытаниям наполигоне в Щербинке.



Система охлаждения двигателярасполага ется под полом вагона. Еепроверкой занимаются Е. Е. Фетисов иМ. Е. Дмитриев (слева).



Все основные узлы и агрегатыдизель-вагона, включая силовуюустановку, обслуживающие системы,тяговый привод, располагаются подполом салона между двумя ходовымитележками. Крутящий моментпередается на две оси одной из них.



Рельсовый автобус РА



Кабина машиниста.

MAREA WEEKEND

Пассажирский салон.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)