[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

У нас в стране практические работы над магнитнойзвукозаписью были начаты под руководством инженера В. К. Викторского в1932 году. Уже через три года в Мосэнерго стали использовать отечественныйдиктофон для документирования переговоров диспетчера в случае аварии. Записьвелась на стальную проволоку на скорости 2 метра в секунду.В 1925 году в СССР была запатентована гибкая"лента из целлулоида, покрытая стальными опилками (например, посредствомстолярного клея)". Но изобретение прошло незамеченным, на Западе экспериментировалис похожей бумажной лентой (1927 год, Германия), и только в 1934-1935 годахнемецкая фирма BASF начала серийный выпуск магнитофонной ленты из порошкакарбонильного железа либо магнетита на диацетатной основе. Катушка диаметром25 сантиметров весила один килограмм и позволяла вести запись в течение20 минут. Тогда же фирма AEG начала выпуск студийного аппарата магнитнойзаписи для радиовещания, назвав его "магнетофон" - отсюда наше слово "магнитофон".Вскоре этот аппарат стал широко применяться на немецком радио. Его модификациинашли применение и на Би-би-си: запись позволила давать одну и ту же передачуна разные часовые пояса обширной Британской империи.До Второй мировой войны, да и в первыегоды после нее, Германия оставалась на переднем крае разработок в областимагнитной записи звука. В 1940 году немецкие инженеры Браунмюль и Веберпредложили подмагничивание ленты высокочастотным током, что резко улучшилокачество звука. Открытие было сделано случайно, когда в результате самовозбужденияусилитель записи стал генерировать высокочастотный "свист". Это замечалии до немцев (первый патент на высокочастотное подмагничивание выдан в СШАеще в 1921 году), но только Браунмюль и Вебер раскрыли физические основыэтого явления.В мемуарах одного советского дипломатаесть любопытный эпизод. В период дружбы фашистской Германии с СоветскимСоюзом для группы московских дипломатов устроили экскурсию по зданию немецкогоМИДа. "А здесь у нас комната связи. Здесь записывают телефонограммы изнаших посольств по всему миру", - сказал сопровождающий, приоткрыв дверьв небольшую комнату. Автор мемуаров про себя удивился: аналогичное помещениев нашем МИДе представляло собой огромный зал с рядами стенографисток. Толькопосле войны он узнал, что для записи у немцев применялись магнитофоны.После войны трофейные магнитофоны и документыдали новый толчок развитию этого вида звукозаписи в СССР и США. В радиовещаниинашей страны трофейные аппараты и лента использовались до конца пятидесятыхгодов. На американском радио магнитная запись впервые была использованав 1947 году: на трофейный "магнетофон" записали для последующего выпускав эфир концерт певца Бинга Кросби. Этот аппарат в числе четырех самых совершенныхпо тому времени немецких магнитофонов привез летом 1945 года расторопныйамериканский солдат, по гражданской профессии радиотехник. "Закон о военныхсувенирах", принятый тогда в США, позволял рядовым отправлять домой чтоугодно, если это войдет в стандартный посылочный ящик. Солдат, подробносфотографировав и зарисовав магнитофоны, разобрал ихи в 35 ящиках послал в Америку, а там собрал. Эстрадную звезду так впечатлилокачество записи, что Кросби вложил большие деньги в разработку и выпускновинки, и уже в 1950 году в США продавалось не менее 25 моделей магнитофонов.

Сто лет назад, 10 декабря 1898 года, датскийинженер Вальдемар Поульсен, служивший в Копенгагенской телефонной компании,подал заявку на патентование телеграфона - аппарата для магнитной записиголоса на стальной проволоке. Идею магнитной записи звука высказал за 10лет до того американский инженер Оберлин Смит: он предлагал использоватьв качестве звуконосителя шелковую нить с впряденными в нее стальными жилками.Но идея не была осуществлена.Модель телеграфона 1898 года (на снимкевверху) явно была подражанием фонографу Эдисона. Казалось бы, при новомпринципе записи можно было разместить ее носитель иначе, ведь это проволока,а не восковой валик со спиральной звуковой дорожкой. Однако мысль дажесамых выдающихся новаторов часто работает по старым образцам, и Поульсенспирально намотал свою стальную проволоку в один слой на вращающийся цилиндр.Внешне аппарат выглядел похожим на проволочный реостат. Ста метров рояльнойпроволоки диаметром один миллиметр хватало на 45 секунд записи (2,2 метрав секунду). Позже автор перешел на узкую стальную ленту, разместив ее накатушках (см. рисунок). Поульсен запатентовал и запись на стальной диск- эта идея применяется сейчас в жестких дисках компьютеров.Вот как описывал новое изобретение петербургскийжурнал "Электротехник":"Вальдемар Поульсен в Дании сделал недавноважное усовершенствование в устройстве фонографа Эдисона. Свой новый аппаратизобретатель назвал телеграфоном.Главнейшая и наиболее важная особенностьнового фонографа заключается в том, что вместо воскового цилиндра, введенногоЭдисоном для принятия и воспроизведения речи и музыкальных звуков, Поульсенупотребляет стальную ленту или проволоку. Помимо того, фонограф Поульсенапредназначается для употребления в связис телефоном.Стальная лента проходит между полюсаминебольшого электромагнита, катушка которого соединена с телефоном. Импульсытока, возбуждаемые при говорении в телефон, изменяют силу электромагнита,который, в свою очередь действуя на стальную ленту неравномерно, намагничиваетпоследнюю соответственно изменениям звукового тока. Лента долгое времяспособна сохранять воспринятое ею неравномерное намагничивание. При пропусканииленты затем вновь между полюсами того же самого или другого подобного электромагнитаона в свою очередь будет возбуждать в сердечнике электромагнита магнетизм.Этого же, как известно, достаточно, чтобы в обмотках электромагнита индуктировалсяток, сила которого будет изменяться. Таким образом, в катушки телефонав каждый данный момент прохождения стальной ленты мимо полюсов электромагнитабудут посылаться токи, подобные тем, которые привели ленту в магнитноесостояние. Благодаря этому мембрана телефона приходит в колебания, и впоследнем слышны произнесенные слова. Одна такая стальная лента может служитьмного раз для воспроизведения сказанного или сыгранного в воспринимающийаппарат.Когда желают воспользоваться той же лентойдля принятия новой речи, ленту нужно размагнитить. Для этого изобретательпропускает ее между полюсами сильного электромагнита, возбуждаемого переменнымтоком.Производившиеся до сих пор опыты показали,что телеграфон воспроизводит речь и пение очень отчетливо и с полным сохранениемпервоначальной интонации.Предположим, что абонент А оставил на некотороевремя свою квартиру, установив аппарат так, чтобы он мог принимать передаваемоев его отсутствие, а также отвечать на вопросы относительно времени возвращенияего обратно. Когда другой абонент, В, вызывает абонента А, то телеграфонприводится в действие и сообщает, что А нет дома, но что он желал бы получитьпредназначенное ему сообщение. Это может повторяться несколько раз, и абонентА, воротясь домой, может прослушать все, что ему передано в его отсутствие.Такое устройство введено в Копенгагене и по отзывам действует удовлетворительно".Так что Поульсен изобрел еще и автоответчик.Аппарат демонстрировался на Всемирной выставкев Париже в 1900 году. Посетители имели возможность записать несколько словна ленту и тут же прослушать запись. Сделал запись и император Австро-ВенгрииФранц-Иосиф. Эта тридцатисекундная запись, несмотря на ужасающее качество,до сих пор иногда используется в исторических радиопередачах. Сохранилисьи записи речей на международном техническом конгрессе, проходившем в Копенгагенев 1908 году: 40 часов докладов разместилисьна 250 десятиминутных катушках проволоки по километру длиной (скоростьпротяжки уже удалось уменьшить до 1,7 метра в секунду). Качество записиоставалось плохим: сильный шум, полоса частот всего до 4000 герц. А главное,воспроизведение было очень тихим, усилителей еще не существовало. Поульсени его сотрудники пытались выйти из положения имевшимися средствами: ставилидве-три ленты или проволоки параллельно, со своей головкой на каждую ленту,что увеличивало громкость в 2-3 раза.Изобретение усилителя (1911 год) не улучшилокачества записи: тот же шум, только громче. Для записи музыки телеграфонне годился, хотя диктофоны на этой основе стали распространяться. Улучшитькачество звука мешал стальной носитель записи. Тем не менее стальная лентаили проволока применялась вплоть до середины тридцатых годов. Во времяработы аппарата от него приходилось держаться подальше, так как в случаеобрыва ленты, летящей со скоростью 2-3 метра в секунду, ее концы моглипоранить людей. При монтаже или после разрыва ленту сваривали, в местесоединения был слышен ужасный треск, а, проходя через головку, сварнойшов буквально рвал ее полюсные наконечники. Поэтому магнитофон фирмы "Маркони"(1934 год) имел двойной набор головок. После прохождения шва испорченнаяголовка отключалась, включалась "свежая", а тем временем техник заменялиспорченные железные наконечники на целые.



Первый двухдорожечный магнитофон выпустилафирма AEG в 1957 году, четырехдорожечный сделали там же в 1959 году. Первыйполностью транзисторный магнитофон изготовила фирма "Сони" в 1956 году.Кассетный магнитофон разработала голландская фирма "Филипс" в 1961 году,причем он должен был служить "говорящей книгой" для слепых.



Ю. ФРОЛОВ. Первый советский серийный магнитофон "МАГ-2"(конец 40-х годов). На магнитофоне стоят образцы радиовещательных угольныхмикрофонов того времени, на переднем плане - кассета с проволокой от немецкогомагнитофона фирмы "Лоренц".

Первый портативный советский магнитофон"МиЗ-8" (1953 год). Он предназначался для репортеров. Механизм лентопротяжкиработал от пружинного завода, 90 метров пленки хватало на 15 минут записи,но за это время приходилось дважды подзаводить пружину, вращая ручку патефонноготипа как можно более плавно, чтобы не было рывков в движении ленты. Обаснимка первых советских магнитофоновсделаны с экспозиции Политехнического музея (Москва).

Две модели телеграфона - с проволокойи с лентой.




Миниатюрные диктофоны с микрокассетойвесом 7 граммов первой начала выпускать фирма "Олимпус" (Япония) в 1976году, а сейчас их делают многие фирмы, в том числе известная "Сони". Продолжительностьзаписи на микрокассету - до трех часов. Ю. ФРОЛОВ.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)