[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

Во времядвижения по прямой на автомобильдействуют, с одной стороны, силатяжести и сила тяги, величинакоторой зависит от мощности,развиваемой двигателем, с другой -_сила трения колес, возникающая вточках их контакта с дорогой, и силасопротивления, создаваемая натормозных барабанах или дисках принажатии на педаль тормоза. Кактолько передние колесаповорачиваются, ситуацияосложняется.

Когда возникаетугроза заноса, например, наскользкой или мокрой дороге либо нанеожиданном крутом повороте, нужнобыть особенно внимательным.Напомним, что время реакцииводителя от начала заноса доповорота рулевого колеса илилюбого другого ответного действиясоставляет в среднем три четвертисекунды, а автомобиль за это времяпробегает около 20 метров. Опытныйводитель чувствует, когдаавтомобиль может занести, умеетпредотвратить занос и выйти изнего, потому что знает, как поведетсебя автомобиль и что надо делать вкритической ситуации.

Автомобильследует по нормальной траектории,затем его заднюю часть неожиданнозаносит влево. Автомобиль можетвстать поперек дороги,развернуться на 180 градусов или влучшем случае выскочить на правуюобочину. Не выжимайте сцепление ине тормозите. Быстро, четко, ноплавно поворачивайте руль влево.Если автомобиль вращается вокругцентра осипередних колес, то ваши действиярулевым колесом будутпрепятствовать этому движению. Онизаставят автомобиль вращатьсявокруг центра оси задних колес, иего устойчивость восстановится. Невыжимайте сцепление и не тормозите.Аккуратно быстрым, но короткимдвижением руля выровняйтеавтомобиль, если предшествующийповорот рулевого колеса былчрезмерным. Автомобиль встанет насвою нормальную траекторию.Поддерживайте умеренную подачутоплива и резко не отпускайтепедаль газа. Если же вы сноваповернули слишком резко иавтомобиль занесло впротивоположную сторону,выворачивайте рулевое колесовправо. Не выжимайте сцепление и нетормозите.


Положениерулевого колеса


Величинацентробежной силы зависит преждевсего от радиуса поворота: чемрадиус поворота больше, тем онаменьше. Отсюда -_ первое правило:водитель должен максимальноувеличить радиус поворота,используя всю разрешеннуюправилами дорожного движенияширину проезжей части. С другойстороны, центробежная сила изменяетсяпропорционально квадрату скорости.(Это значит, что на скорости 100 км/чона в четыре раза выше, чем наскорости 50 км/ч.) Отсюда - второеправило: прежде чем начать поворот,надо достаточно снизить скорость.

Во-первых, вточках контакта шин с дорогойвозникает боковая сила,перпендикулярная направлениюдвижения, которая заставляетавтомобиль отклоняться в сторону.(Подробнее об этом см. "Наука ижизнь" № 5, 1999 г.) Во-вторых,вступает в действие центробежнаясила, которая стремится удалитьавтомобиль от центра поворота. Еслив этот момент прибавить газ, тоцентробежная сила резковозрастает. Она как бы"выталкивает" автомобиль квнешней обочине и выводит его набольший радиус (при поворотеналево) или, что еще хуже,"кидает" на полосу встречногодвижения (при правом повороте).Такое может случиться, еслисцепление колес с дорогойнедостаточно. Чтобы справиться савтомобилем в подобной ситуации,нужно ослабить действиецентробежной силы, а для этогонеобходимо знать, как онадействует.


Никогда резко нетормозите. Это может толькоспровоцировать занос, но никогда непоможет, если он уже начался. Толькоочень легкое (лучше всего дробное)притормаживание может улучшитьсцепление колес с дорогой.


Действиецентробежной силы частичнопоглощается упругими элементамиподвески. Если при этом сцеплениевсех четырех колес с дорогойсохраняется (рисунок слева),автомобиль не теряет устойчивость;если сцепление колес с дорогойнарушается (рисунок справа), тозаносит переднюю или заднююось автомобиля.Он может даже опрокинуться.

Умелые действиярулевым колесом -_ лучшее средствоборьбы с заносом. Когда все четыреколеса сцеплены с дорогой, поворотус большим радиусом стоитпредпочесть несколько избыточноеповорачивание рулевого колеса. Егонужно выполнять безошибочно, четкои быстро. Происходит это далеко невсегда. В критической ситуацииводитель редко выбирает нужныйугол поворота руля. Резкийизбыточный поворот может направитьавтомобиль к противоположнойобочине. Пытаясь вернуть его насвою полосу движения, водительчасто совершает вторую ошибку -_слишком резко выворачивает руль вобратную сторону. Помните:чрезмерный поворот рулевого колесав обратную сторону приводит каварии чаще, чем собственно занос.

Восстановитьустойчивость автомобиля можно иумеренным нажатием на педальуправления подачей топлива, или напедаль газа. Но не забывайте, чтоэтот прием поможет"защититься" от заноса толькона переднеприводном автомобиле.Если же ведущие колеса у негозадние, то, наоборот, нужно плавноотпустить педаль газа и ехатьпомедленнее. Последняярекомендация относится и кполноприводному автомобилю.

Положениерук водителя на рулевом колесе вовремя вывода автомобиля из заноса.



Крайне важноеусловие вывода автомобиля иззаноса -_ правильное положение рукна рулевом колесе. Если представитьруль в виде циферблата часов, торуки должны лежать на нем на уровнецифр 10 и Только в этом случаедействия водителя будутскоординированными и правильными.

Важно знать и отом, что центробежная силастремится опрокинуть автомобиль навнешнюю сторону поворота,воздействуя на его центр тяжести.Положение этой точки меняется взависимости от того, как автомобильнагружен, но всегда располагаетсянесколько выше осей колес, либопосередине между ними, либо ближе кпередней или задней оси. Есливодрузить несколько тяжелыхчемоданов на крышу, то центртяжести займет самое высокоеположение, при котором автомобильнаименее устойчив. Но даже в этомслучае он может накрениться доопределенного предела, не рискуяопрокинуться, потому что в действиевступают силы упругости узловподвески. Шины сплющиваются,рессоры прогибаются, и подвескапоглощает значительную частьцентробежной силы, возникающей приповороте автомобиля.


Литература


В.ГЕЛЬМИЗА.

РеймпельИ. Шасси автомобиля. Рулевоеуправление. - М.: Машиностроение,198

БоннАндре. Мастерство управленияавтомобилем . - М.: Транспорт, 197







(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)