[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

В. КАМЕНСКИЙ. Кто прошел стезю так называемого неформальногопреподавания, а проще говоря, частных занятий со студентами по разным вузовскимдисциплинам, знает, что такое постоянная "война" с бестолковыми методичками,приспосабливание к кажущимся неприемлемыми требованиям иных преподавателей,сидение по ночам над неожиданными заковыристыми проектами, вдалбливаниев неподготовленные головы учеников простых истин.Многолетняя работа на этом поприще позволяетмне утверждать, что претендовать на звание инженера, скорее всего, будеттот, кто с детства увлекался техническими поделками, что-то паял, мастерили строил. А тот, кто с утра до вечера решал задачки и разгадывал головоломки,вероятнее всего, станет математиком. Но если поле деятельности математикаили, скажем, юриста может быть определено достаточно четкими рамками, тосфера деятельности инженера, а следовательно, и границы его вузовской подготовкиболее расплывчаты и противоречивы. Конечно, они изменяются и во многомзависят от уровня технического прогресса, меняются и воззрения на профессиюинженера. И все же тип все умеющего энергичного технаря, способного быстроначертить схему или конструкцию какого-либо устройства, знающего, где икак раздобыть нужные узлы и детали, чем и что заменить при необходимости,и умеющего быстро реализовать задуманное, как мне представляется, вполнеотвечает психологическому облику современного инженера, способного к комплексномуусвоению информации для решения конкретной задачи.В универсализме профессии инженера заложенаи некая противоречивость, ведь как говорил Козьма Прутков: "Нельзя объятьнеобъятное!". Сегодня инженеру в чем-то не хватает глубины проникновенияв проблему, в чем-то недостает основательности, вполне возможно, что онне всегда учитывает эстетические веяния своего времени. Но инженер именнотаков, и выстраивать систему его обучения в высшей школе необходимо, руководствуясьне абстрактной моделью "ботаника", будь то математик или химик, а совсемиными принципами: помогать ему реализовывать "предрасположенность" и тягук инженерному делу, холить и лелеять его способности к комплексному мышлению.Отвечает ли современная вузовская системаобучения таким представлениям об инженере? Скорее всего, нет. Состояниеинженерного образования в России сегодня можно оценить как хаотичное, и,наверное, это многим очевидно. Его хаотичность выражается прежде всегов разноречивости методик обучения общеинженерным дисциплинам. Чтобы небыть голословным, достаточно проиллюстрировать это утверждение всего однимпримером из курсового проекта по "Деталям машин", который входит в программуподготовки не менее 75 процентов будущих инженеров. Перед вычерчиваниемредуктора студенты выполняют большой объем расчетов, в частности, в самомначале работы над проектом определяют так называемые межосевые расстояния.И хотя смысл расчетов, базирующихся на формуле Герца, всегда один и тотже, в каждом проекте дается своя формула межосевого расстояния, непохожаяна другие. При этом чаще всего используются многочисленные эмпирическиекоэффициенты, смысл и значение которых в большинстве случаев студентамнепонятны. В результате расчеты теряют логику и часто воспринимаются какнепреодолимые.Другой недостаток - несбалансированностьобучения будущих инженеров, причем не только по объему материала и количествувремени, отводимому для изучения тех или иных дисциплин. Это как раз понятно.Менее очевидна другая сторона несбалансированности учебного процесса -отсутствие преемственности в изучении дисциплин.Пример опять-таки из проекта по "Деталяммашин" и примыкающих к нему по смыслу двух других проектов: по "Теориимеханизмов и машин" (ТММ) и "Технологии машиностроения". Удивительно, нофакт: при расчете редукторов в проектах по "Деталям машин" не используетсяничего из тех знаний, которыми "начиняли" студентов в курсе ТММ. А междутем ТММ - сложнейший теоретический проект, недаромстуденты называют его "Тут моя могила". Выполняемый всегда с огромным напряжением,проект по ТММ оказывается в конце концов невостребованным. Из этого курсамогли пригодиться хотя бы знания по зубчатым зацеплениям, но в действительностии этого нет. В проекте по "Деталям машин", например, расчеты зубчатых зацепленийоснованы на самых простых представлениях, не требующих знаний, приобретаемыхв "Теории механизмов и машин". А в курсе "Технология машиностроения" характеристикизубчатого зацепления представлены вообще совершенно иными параметрами,плохо стыкующимися с ТММ и " Деталями машин".И хотя все эти "мелочи" выглядят незаметнымив общем потоке "лишних" знаний, получаемых студентами в процессе учебы,подобная несбалансированность приводит к тому, что у них формируется изакрепляется представление о ненужности знаний. Такой устойчивый психологическийкомплекс выработался в наибольшей мере по отношению к курсу ТММ.Безусловно, устранение разноречивости инесбалансированности обучения - процесс кропотливый и достаточно долгий.Он протекает трудно еще и потому, что в отличие от средних школ, где корректировкойучебного процесса занимаются управления народного образования, на уровневысшей школы эта работа практически не ведется.

О проблемах высшей школы и путяхреформирования инженерного образования в России журнал рассказывал неоднократно(см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 9, 1995 г., №№ 1, 7, 11, 1997 г., № 5, 8, 1999 г.).Сегодня, когда упавший было спрос на инженеров вновь возрастает и престижинженерных профессий возрождается, разговор на эту тему особенно актуален.Что надо сделать для того, чтобы сохранить традиционно высокий уровеньинженерного образования? Должна ли претерпеть изменения система подготовкиспециалистов в технических вузах? Сегодня свой взгляд на проблему высказываетинженер Валентин Валентинович Каменский. Он окончил МВТУ им. Н. Э. Баумана,работал конструктором, исследователем, разработчиком, преподавал теоретическуюмеханику во втузе при ЗИЛе и много лет частным образом занимался подготовкойстудентов нескольких московских вузов по общетехническим и инженерным дисциплинам.Приобретя немалый практический опыт и получив полное представление о спецификепреподавания во многих технических вузах, автор статьи разработал своюконцепцию инженерного образования.

Студенты 4-го курса МГТУ им. Н.Э. Баумана на производственной практике в НПО "Криогенмаш". Фото В. Тимофеева.





Мне представляется, что приоритетными в инженерномобразовании должны быть три общетехнических проекта: теоретический, конструкторскийи технологический. Для большинства инженерных специальностей в этот комплексвходят "Теория механизмов и машин", "Детали машин" и "Технология машиностроения".Все дисциплины, изучаемые раньше, должны хорошо состыковываться с каждымиз трех проектов и работать на них.Первая часть комплекса - теоретическая:проект по "Теории механизмов и машин" (ТММ), который дает толчок к освоениюдвух других проектов. В нем должны быть представлены не только теоретическаямеханика (как сегодня), но и информатика, электротехника, электроника,и, безусловно, схемы различных механизмов и машин. Степень участия в этомпроекте той или другой общетехнической дисциплины будет зависеть от наработанногоопыта и профиля технического вуза. Основная же цель теоретического общетехническогопроекта по ТММ _ соединить в один блок несколько дисциплин, которые досих пор изучаются автономно. Только в этом случае ТММ можно реально "оживить".И хотя такому проекту угрожает некоторая поверхностность, при хорошей согласованностипрограмм составляющих его предметов ТММ может стать со временем реальными эффективным звеном инженерного образования.Вторая часть комплекса - конструкторская:проект по "Деталям машин". Сейчас по результатам его выполнения проверяютпрежде всего умение студента чертить и конструировать, а также знание такихдисциплин, как "Основы взаимозаменяемости", "ГОСТы", "Расчеты деталей машин","Материаловедение" и "Технология машиностроения". Как показывает практика,подавляющее большинство студентов приступают к проекту по "Деталям машин"неподготовленными, не получив достаточного багажа знаний по уже изученнымдисциплинам. Именно поэтому проект становится для студентов серьезным испытанием,и почти всегда они (не все, конечно), мягко говоря, стремятся получитьпомощь "на стороне".Учитывая важность курса "Детали машин",методически было бы правильно в помощь основному проекту дать студентамдля тренировки еще один или несколько промежуточных проектов, напримерпод названием "Конструирование узлов", в котором изучались бы более простыеизделия с количеством деталей, скажем, не более десятка. В зависимостиот специализации такой вспомогательный курс, охватывающий не только конструирование,но и технологии изготовления достаточно простых механизмов, мог бы повторяться(для изучения узлов и деталей другого типа) с усилением, например, технологическойстороны проекта, причем все ранее изученные дисциплины должны быть хорошос ним состыкованы.

Нельзя не обратить внимание и на такую важнуюдисциплину, как "Основы взаимозаменяемости", которая во многих вузах излишнетеоретизирована и часто оторвана от реального инженерного образования.На мой взгляд, "Основы взаимозаменяемости" следует преподавать вместе скурсами по конструированию и основам технологии.Третья составляющая комплекса - технологическая:проект по "Технологии машиностроения". Эта дисциплина в значительно меньшейстепени связана с умозрительными моделями, расчетами и схемами, чем с практикойпроизводства. В курсе "Технология машиностроения" должны основательно изучатьсястанки, инструменты, оснастка, материалы. Облегчить изучение действительноочень объемного курса также могут промежуточные "тренировочные" проекты,в которых технология изготовления узла или детали постигается вместе сконструированием.Сегодня важнейший инженерный проект по"Технологии машиностроения" чаще всего выполняется на довольно низком уровне.Это связано с тем, что он в целом не имеет устойчивой методической базыи больше других зависит от квалификации и "вкусов" преподавателя. На мойвзгляд, в инженерных науках почему-то всегда приоритетными оказываютсятеоретические дисциплины, а не практические, к которым относится и технологиямашиностроения.Подведем итог. Основой инженерного образованиядолжны стать теоретический проект на базе существенно реформированногокурса "Теория механизмов и машин", а также конструкторский и технологическийпроекты по курсам "Детали машин" и "Технология машиностроения". Усвоениенавыков выполнения всех трех проектов может дать будущим творцам новыхмашин и технологий необходимую профессиональную квалификацию. Общетехническиеинженерные проекты должны стать тем основным фундаментом, на который могутбыть положены и другие "кирпичики" инженерного образования. Это такие дисциплины,как вычислительная математика, теоретическая механика, сопромат и т. д.,которые, к сожалению, преподаются в отрыве от общеинженерных дисциплин.С другой стороны, тематика общетехнических проектов должна формироватьсяс учетом специальных проектов, выполняемых на старших курсах.Если концепцию "Три проекта" удастся реализовать,то профессиональная подготовка инженеров на стадии обучения в вузе достигнет,как мне представляется, такого уровня, что им не придется "доучиваться"на производстве, а значит, удастся повысить уровень российского инженерногообразования, которое традиционно считается одним из лучших в мире. Публикации по теме в журнале "самый интересный журнал Наука и жизнь ": Григолюк Э., акад. "Разницав научной подготовке русских и американских инженеров была в то время ошеломляющей". - 1997, № 7.Капица С., докт. физ.-мат.наук. Система Физтеха есть и будет. - 1997, № 1.Майор Ф., генеральный директорЮНЕСКО. Наука и образование на пороге третьего тысячелетия. - 1999,№

В одной из лабораторий МГТУ им.Н. Э. Баумана студенты 3-го курса осваивают работу с пультом управления.Фото В. Тимофеева.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)