[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)







История техники помнит имена изобретателей,ученых и инженеров, которые подарили миру сотни идей и решений, давшихнебывалый толчок научно-техническому прогрессу. Среди них были люди необычайноразностороннего дарования и те, кто, сделав всего одно открытие, подняличеловечество на новую ступень цивилизации. В ряду известных всему мирувыдающихся русских изобретателей стоят и гениальные самоучки, и выдающиесявысокообразованные инженеры.

Выдающийся инженер и ученый ЕвгенийОскарович Патон (1870-1953) положил начало советской школе мостостроения.Один из главных его проектов _- цельносварной мост через Днепр в Киеведлиной 1150 метров. Он собран без единой заклепки, с помощью только электросварныхсоединений. Там же, в Киеве, Патон организовал первый в мире институт электросварки,в котором под его руководством разрабатывались новые методы проектирования,расчетов и возведения сварочных конструкций. По методу Е. О. Патона _-сварка под слоем флюса _- свариваются тысячи километров газопроводов.Один из основателей отечественного самолетостроенияавиаконструктор Андрей Николаевич Туполев (1887-1972) был самымблизким соратником Н. Е. Жуковского. Он первый начал строить цельнометаллическиесамолеты, среди которых были бомбовозы, бомбардировщики и первый пассажирский9-местный самолет АНТ- На туполевских машинах совершены знаменитые перелетычерез Северный полюс в Америку. В Конструкторском бюро А. Н. Туполева созданыпервые в мире турбореактивный пассажирский самолет Ту-104 и сверхзвуковойТу-144, а на выпускавшихся большими сериями Ту-134 и Ту-154 летал,наверное, каждый из нас. Под руководством Туполева разработано более 100типов самолетов, из них 70 выпускались серийно. Самолеты с маркой "АНТ"и "Ту" побили около 80 мировых рекордов.К плеяде выдающихся инженеров принадлежити специалист в области строительных конструкций Николай Васильевич Никитин(1907-1977). Он участвовал в создании Московского государственногоуниверситета на Ленинских горах, Дворца науки и культуры в Варшаве, мемориалаВ. И. Ленина в Ульяновске (ныне Симбирск). Главное творение Н. В. Никитина- самое высокое свободностоящее сооружение в Европе - Останкинская радиотелевизионнаябашня, построенная в Москве в 1976 году. Уникальность конструкции телебашнивысотой 539 метров в том, что стоит она не на мощном многометровом фундаменте,а на железобетонной шайбе диаметромоколо 70 метров, шириной 8 метров, покоящейся на твердом суглинисто -галечномморенном слое на глубине всего 3,5 метра. В трубчатом стволе башни по периметруустановлены и натянуты 150 стальных канатов диаметром 38 миллиметров сразрывным усилием по 112 тонн. Сжимающее усилие внизу - 9500 тонн, вверху- 3800 тонн. Останкинская телебашня - пример невиданных для такой высотыпрочности, устойчивости и равновесия. Н. Гельмиза. Литература Болховитинов В., Буянов А.,Захарченко В., Остроумов Г. Рассказы о русском первенстве (под общейред. Орлова В.). - М.: Молодая гвардия, 1950.Горохов П. К. Б. Л. Розинг- основоположник электронного телевидения. - М.: Наука, 196 Наука и техника СССР.1917-198 Хроника. - М.: Наука, 1987.Шателен М. Русские электротехники. - М.: 1949.Шухардин С. В. Основаистории техники . - М.: 1961.Энциклопедический словарьюного техника. - М.: Педагогика, 198
Большой токарно-копировальный станокА. К. Нартова 1718-1729 годов.

Талантливый механик и изобретатель Андрей Константинович Нартов (1698-1756) был современником и соратником М. В. Ломоносова. С созданного им механизированногосуппорта (узел, закрепляющий и направляющий резец токарного станка) началсяпереход от ручной техники к машинной. Среди изобретений Нартова - всевозможныестанки и подъемные механизмы (один из них применялся для подъема царь-колоколана колокольню Ивана Великого в Московском Кремле), новый эффективный способотливки пушек, скорострельная батарея из 44 трехфунтовых мортирок, оптическийприцел и многое другое.Полвека спустя выдающийся механик _- Иван Петрович Кулибин (1735-1818) изобрел множество механизмов: зеркальный фонарь-прожектор с параболическимотражателем из мельчайших зеркал, семафорный телеграф, шарнирные протезы,которые он называл "механические ноги", речное судно с "вододействующим"двигателем. Кулибин спроектировал одноарочный мост через Неву пролетом298 метров с деревянными решетчатыми фермами и построил его крупногабаритнуюмодель. В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранятся уникальные карманные часыКулибина. В их металлическом яйцеобразномкорпусе помимо часового механизма есть механизм боя и музыкальный автоматс подвижными фигурками, воспроизводящий несколько мелодий.Изобретатели отец и сын Черепановы -Ефим Алексеевич (1774-1842) и Мирон Ефимович (1803-1849) построилибольше 20 паровых машин различной мощности, несколько уникальных станков(токарные, сверлильные, гвоздильные, винторезные, строгальные). Но самоезамечательное изобретение Черепановых - первые в России паровозы и железнаядорога. И хотя протяженность пути была всего800 метров, а скорость паровоза 15 км/ч, с этой дороги началось развитиежелезнодорожного транспорта в России.Замечательный русский электротехник АлександрНиколаевич Лодыгин (1847-1923) изобрел угольную лампу накаливания,с которой началось электрическое освещение. Ученый поместил в стеклянныйбаллон два угольных стерженька, один из которых накалялся и выжигал кислород,а другой ровно светил в инертной среде в течение полутора часов. Позжеизобретатель усовершенствовал свою лампу, выкачав из нее воздух и снабдивмасляной закупоркой.Другой русский электротехник Павел НиколаевичЯблочков (1847-1894) вошел в историю как автор "русского света". Источникомсвета в изобретенной им свече, названной свечой Яблочкова, служила электрическаяВольтова дуга между угольными стерженьками. Яблочков придумал хитроумноеустройство для сближения стерженьков, поставил их вертикально и впервыеподвел к устройству не постоянный, а переменный ток, который с тех пориспользуется повсеместно. Такое освещение было впервые поставлено на однойиз улиц Петербурга и на набережной Темзы в Лондоне.Выпускник физико-математического факультетаПетербургского университета физик и электротехник Александр СтепановичПопов (1859-1906) стал изобретателем радиосвязи. Он построил первыйв мире радиоприемник, который назвал прибором для обнаружения и регистрированияэлектрических колебаний. В 1895 году А. С. Попов продемонстрировал своиприборы - радиоприемник, грозоотметчик, приемник телеграфных сообщенийна наушник и другие - на заседании Русского физико-химического общества.Этим показом было положено начало развитию радио.В ряду выдающихся русских ученых и инженеровстоят и Николай Егорович Жуковский (1847-1921) и Константин ЭдуардовичЦиолковский (1857-1953) . Первый из них был создателем аэродинамикикак науки. Его работы стали источником идей, на которых базируются всенаучные и технические открытия в авиации. Второй _ признанный во всем миреосновоположник теории межпланетных сообщений. К. Э. Циолковский сделалвеличайшие открытия в теории движенияракет, заложил основы для создания жидкостного ракетного двигателя, решилзадачу посадки космического корабля на поверхность планет, лишенных атмосферы. Борис Львович Розинг (1869-1933) оставил яркий след в развитии телевидения. В 1907 году он запатентовалспособ передачи изображений с помощью электронно-лучевой трубки посредствомвнешнего фотоэффекта, открытого А. Г. Столетовым. Чтобы на экране быловидно такое же изображение, как в передающем приборе, талантливый физики изобретатель построил электромагнитное развертывающее устройство. Числострок развертки было тогда всего 12 (в современных телевизионных приемникахих 800 и более). В 1911 году Розинг осуществил первую в мире телепередачупо этой системе. Его патент был признан во многих странах, включая Германию,Великобританию и США.К числу уникальных личностей необычайногоразностороннего дарования принадлежит выдающийся инженер и изобретатель Владимир Григорьевич Шухов (1853-1939). Выпускник ИмператорскогоМосковского технического училища (ныне Московский государственный техническийуниверситет им. Н. Э. Баумана) Шухов сделал сотни изобретений. За болеечем 60 лет, отданных инженерному делу, ему удалось осуществить свыше 600собственных проектов. Среди них новый способ переработки нефти (крекинг-процесс)и резервуары для хранения нефтепродуктов. По сей день эти изобретения используютсяпочти во всех странах мира, и нефтепроводы повсеместно рассчитывают поформулам Шухова. Всю жизнь Шухов строил сооружения с использованием металлоконструкций.Под его руководством было спроектировано и построено больше 500 мостов,сетчатых и арочных перекрытий, в том числе над перроном Киевского вокзалав Москве, и знаменитая гиперболоидная телебашня на Шаболовке высотой 148,3метра.


Приемная станция системы А. С. Попова впервыебыла использована летом 1897 года на Кронштадтском рейде между берегоми судном "Рыбка".


Фонари уличного освещения со свечойП. Н. Яблочкова на набережной Темзы в Лондоне.



Строительство цельносварного мостачерез Днепр в Киеве конструкции Е. О. Патона.




Возводится Останкинская телебашня. Снимокфотокорреспондента "науки и жизни" В. Веселовского, сентябрь 1964 года.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)