[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

Если температура перевалила за +5оС, можно перейти на летние шины. Но только в том случае, если ваши поездки ограничиваются в основном городской чертой и оживленными трассами. Для загородных поездок знания только температуры воздуха недостаточно. Нужно учитывать и реальное состояние дорог: те, по которым не слишком много ездят, освобождаются ото льда значительно позже городских улиц и автомагистралей, и, пока они не просохнут, на летних шинах туда лучше не выезжать.

КОГДА МЕНЯТЬ ШИНЫВесна - время года очень сложное. И для автомобилистов в особенности. Прежде всего, возникает вопрос: когда сменить зимние шины на летние? Ответить на него однозначно можно только в первоапрельском номере, да и то шутка будет не слишком удачной. Очень уж много параметров влияет на выбор шин: это и средняя температура воздуха днем и ночью, и качество дорожного покрытия, и наличие на нем льда, снега и грязи. То есть все зависит от того, по каким дорогам и в каких условиях вам предстоит ездить.

Весной и летом автомобилиста подстерегает такое опасное явление, как аквапланирование. Суть его в том, что между протектором и дорогой остается слой воды, который попросту не успевает вытечь из зоны контакта, и колесо в это время буквально плывет над дорогой, не касаясь ее полотна. Современные летние шины неплохо противодействуют аквапланированию. Но ровно до тех пор, пока вода не превращается в снежно-грязевую кашу. Против этой беды большинство моделей летних шин бессильны. "Сало" забивает компактный рисунок летнего протектора, и машина начинает скользить. Разреженный же рисунок зимних колес в движении очищается от налипшей грязи, и аквапланирования (можно даже сказать "грязеснегопланирования") не возникает. И все же, как только наступит тепло и дороги просохнут, следует поменять зимние шины на летние все из-за тех же свойств резины: зимняя оказывается для теплого асфальта слишком мягкой, хуже "держит дорогу" и значительно быстрее изнашивается.

Зимние шины не зря маркируют значком "M+S", что означает "mud + snow", то есть "грязь + снег". Зимние шины за счет разреженности рисунка на грязи ведут себя значительно лучше летних. Резина летних шин ощутимо жестче, чем зимних. При низкой температуре она не способна обеспечить надежный плотный контакт с дорогой. Да и "летний" рисунок протектора не рассчитан на езду по льду, снегу и грязи.

ОЧКИ И ДВОРНИКИЛасковое весеннее солнышко за день успевает подтопить снег и лед. Вода растекается веселыми лужицами, бежит ручейками вдоль обочин, скапливается в ложбинках и ямках. Выглядит это все красиво, но доставляет массу неприятностей водителям. Летящие из-под колес мелкие капельки грязной (с песком, маслом, резиновой пылью) воды очень плотно "садятся" на лобовое стекло. Если щетки стеклоочистителя изношены, жесткие, плохо прилегают к стеклу, езда превращается в мучение. Увидеть что-нибудь на дороге через покрытое полосами и разводами стекло невозможно. Поэтому весной обязательно замените щетки. Смиритесь с тем, что "дворники" - это расходный материал, так же, как бензин, масло и жидкость для омывателя.

Что касается так называемых "всесезонных" шин, то для нашего климата они пока не изобретены. Есть лишь более или менее универсальные рисунки протектора. Но такого состава резины, который одинаково хорошо "работал" бы и на морозе и в жару, до сих пор не существует. "Всесезонные" шины используют в Америке, странах Южной Европы, где разница температур между зимой и летом относительно невелика. Да и то, в горных районах большинства европейских стран до самого схода снега полиция просто не пустит на дорогу машину на летней резине.

Лобовое стекло нужно содержать в чистоте. Внутреннюю его поверхность протирают очистителем стекол не реже чем раз в месяц, а если в машине курят (чего делать, конечно, не следует), то раз в неделю. Грязное стекло при освещении его фарами встречных машин выглядит как матовое, через него решительно ничего не видно.

В весеннее время бачок омывателя перед каждой поездкой должен быть полностью залит незамерзающей жидкостью с моющими присадками. Не ограничивайтесь водой. Вода иногда замерзает в форсунках даже при положительной температуре воздуха. Обязательно имейте с собой запас такой жидкости.

ВЕСЕННИЕ ЛОВУШКИРастаявшая днем вода к вечеру начинает подмерзать, а за ночь превращается в лед. Чаще всего наледи образуются у края проезжей части, перед перекрестками, вблизи высоких домов. На загородных дорогах лед ночами и по утрам сохраняется в низинах, в лесу, особенно, если деревья подступают близко к дороге, под мостами и путепроводами. Будьте здесь особенно внимательными.

Весной автомобилистам часто досаждает солнце. Отражаясь от луж, влажной дороги, снега, оно слепит, играет бликами на грязном лобовом стекле, заставляет водителя щуриться. Чтобы не страдать от солнечных зайчиков, всегда имейте в машине темные очки. Для защиты от солнца лучше всего подходят светло-коричневые или серые фильтры. Увлекаться цветными стеклами не следует, они искажают цвета дорожных знаков, разметки и светофоров. Для загородных поездок в пасмурную погоду, особенно, если придется много путешествовать по открытой местности, можно использовать очки с желтыми или оранжево-коричневыми фильтрами, они повышают контрастность снега. Не увлекайтесь так называемыми "антибликовыми" очками. Исследования, проведенные в лаборатории физиологии зрения, показали, что толку от них никакого. И помните, очки должны быть легкими и не слишком темными, иначе они вызовут утомление и сонливость.


Лед на дороге долго держится в низинах, около леса (если деревья подступают близко к дороге), у обочин, в затененных дворах, на северных склонах.


На загородных дорогах большую опасность представляют обочины. Внешне они могут казаться совершенно ровными и твердыми. Однако на деле грунт на них раскисает, становится рыхлым и скользким. Есть опасность, съехав на обочину, увязнуть или соскользнуть в кювет. Если возникла необходимость остановиться, то лучше включить аварийную сигнализацию, остановиться на проезжей части, осмотреть внимательно обочину и только после этого на нее выезжать. А еще лучше добраться до площадки отдыха или стоянки.

Принцип "больше газа - меньше ям" здесь не работает. Весенние ямки нужно стараться объезжать или преодолевать на малом ходу.

Одна из самых неприятных особенностей "весенних" дорог - большое количество ям. Днем вода затекает в каждую трещинку, а ночью замерзает и, расширяясь, раскалывает асфальт или бетон. Иногда бывает достаточно небольшой трещинки, чтобы проезжающие тяжелые автомобили довершили эту разрушительную работу. Ослабленное трещинами покрытие легко ломается, куски вылетают, и на их месте образуются ямы. Из-за того, что по краям ямок всегда есть трещины, на следующий день происходит то же самое, только уже на большей площади, и ямы растут как грибы после дождя, делая дорогу совершенно разбитой. Кроме того, покрывшая ее за зиму ледяная корка тает неравномерно, и образовавшиеся на дороге небольшие углубления очень скоро превращаются в глубокие ямы. Кстати, они еще более опасны, чем ямы в асфальте, поскольку имеют скользкие края, и машину в них начинает кидать из стороны в сторону.


При аквапланировании между протектором и полотном дороги остается тонкий слой воды. Коэффициент трения снижается почти до нуля, и машина перестает слушаться руля. Скорость, при которой возникает аквапланирование, зависит от толщины слоя воды на дороге, от наличия в воде частичек снега, льда, грязи, от формы и глубины рисунка протектора. Иногда машина может "поплыть" даже на скорости 30 км/ч.

ТИШЕ ЕДЕШЬ - ДАЛЬШЕ БУДЕШЬГотовьтесь к тому, что ранней весной резкая смена качества сцепления колес с дорогой будет поджидать вас едва ли не на каждом десятом метре дороги. С виду совершенно ровная и сухая, она вдруг оказывается покрытой почти не заметной глазу тонкой ледяной коркой, топорщится мелкими неровностями и пугает ямами. Поэтому постарайтесь предвидеть, как могут измениться дорожные условия за ближайшим поворотом. Самое главное правило, которое следует усвоить, - это то, что нельзя тормозить на льду, поскольку машина просто потеряет управление. Замедлять движение нужно на ровном участке со стабильным сцеплением.

И все же даже самые аккуратные и предусмотрительные водители иногда попадают в неприятные ситуации, чаще всего связанные с заносом. О том, как бороться с этим явлением, было подробно рассказано на предыдущем занятии (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 1, 2002 г.). Здесь мы лишь напомним, что для вывода машины из заноса руль нужно всегда поворачивать в сторону смещения задней оси. Это движение большинство водителей делает чисто инстинктивно, но слишком размашисто, и в результате машину может "размотать", то есть заднюю ось будет заносить то в одну, то в другую сторону с возрастающей амплитудой. Управляемые колеса не следует поворачивать на большой угол. Это делает автомобиль неуправляемым на скользком покрытии.

Как только вы почувствуете, что под колесами автомобиля лед, немедленно увеличьте дистанцию относительно переднего автомобиля. Если в образовавшийся разрыв "влез" нахал, которых на наших дорогах, увы, немало, не заводитесь, совершенно спокойно пропустите его: своя машина и свои нервы дороже. Тормозите очень плавно, резкое торможение юзом до добра не доведет. Если плавного торможения недостаточно, перейдите к прерывистому или даже ступенчатому торможению (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 1, 2002 г.). Этими приемами обязательно нужно овладеть всем водителям. Если не получается обучиться им самостоятельно, обратитесь в специализированный Центр повышения водительского мастерства или контраварийной подготовки. Такие организации сейчас стали появляться.



Занятие проводил Д. Будаквенко,
руководитель Центра повышения водительского мастерства.
E.mail автора: prodrive@mtu-net.ru



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)