[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)

Вопрос о новой, "безбумажной" книге долго оставался бы открытым, еслибы в ХХI веке в мир не пришел Компьютер. Уже в самом начале "компьютернойэры", когда ЭВМ еще не были персональными, поскольку имелись только в крупныхНИИ, начались разговоры о том, что вот еще немного и бумага станет вообщене нужной. Любые тексты и рисунки - от деловых писем до книг - станут набиратьна клавиатуре, хранить и передавать в электронном виде и читать прямо сэкрана дисплея. И только в случае крайней необходимости фрагменты такой"электронной книги" будут распечатывать на принтере.Тогда это была лишь идея, но сегодня она превращается в реальность.Во многих странах персональная ЭВМ стала таким же привычным бытовым устройством,как радиоприемник или магнитофон, да и в России компьютер уже далеко нередкость. Современные дисплеи обеспечивают высокое качество изображенияи позволяют сопровождать электронный текст не только многокрасочными иллюстрациями(с гораздо большим диапазоном цветовых оттенков, чем самая лучшая полиграфия),но и звуком, мультипликационными и видеофраг ментами. Вам не придется долгои мучительно разыскивать в компьютерной книге желаемую страницу или требуемуюцитату - машина сделает это за вас. Благодаря технологиям гипертекста ипоиска по ключевым словам достаточно одного нажатия на кнопку мыши, чтобынайти искомую главу, получить подробное объяснение для выделенного в текстетермина, найти в книге заданное слово или фразу. Кроме того, компьютерс легкостью запомнит весь путь, "пройденный" вами при чтении учебника илисправочника, и позволит повторить его как вперед, так и назад. И, наконец,знакомый всем диск CD-ROM (хотя по нынешним меркам он уже не считаетсярекордсменом по емкости среди компьютерных носителей информации) способенхранить несколько сотен пухлых книжных томов - так что фонды крупной библиотекивполне поместятся на одной книжной полке.Но и это еще не все. Сеть Интернет, опутавшая планету гигантской паутинойканалов связи, позволяет с помощью компьютера мгновенно получать информациюиз любой точки Земли и даже из космоса. Электронной энциклопедии или справочнику,использующим Интернет-технологии, теперь не нужны отдельные "исправленныеи дополненные издания". Редакторы вносят исправления и дополнения постоянно,по мере необходимости, а пользователь может в любой момент обновить свойэкземпляр на CD-ROM, подключив шись через Интернет к сайту издательства.Если же вы читаете энциклопедию прямо с сайта, то содержащаяся в ней информациявсегда будет самой свежей (если, конечно, издатель исправно выполняет своюработу). А это и есть осуществление заветной редакторской мечты, о которойговорилось ранее. Так, к примеру, работают издатели интернетовской Мегаэнциклопедии"Кирилл и Мефодий" (www.km.ru), объединяющей в себе несколько тематическихэнциклопедий, распространяемых на компакт-дисках.Обложка и разворот "живой" книги "Алиса в стране чудес". Книга выводитсяна экран таким образом, что читатель видит одновременно оригинальный английскийтекст (слева) и его перевод на русский язык (справа). При желании можнополучить перевод любого выбранного слова, прослушать звучание английскоготекста, а также посмотреть мультипликационные фрагменты.За последние годы в Сети появилось немало сайтов-библиотек, где читательможет найти практически любую как художественную, так и научно-техническуюлитературу. На главной странице Интернет-библио теки, как правило, помещеныалфавитный каталог авторов и поле для ввода ключевого слова или фразы,по которому производится автоматический поиск желаемой книги. Найдя нужнуюкнигу, вы можете читать ее непосредственно на сайте либо переписать в видеотдельного файла на свой компьютер и прочесть позже, уже отключившись отсети (то есть, как говорят, в режиме "off-line"). Одна из наиболее полныхрусскоязыч ных библиотек художественной литературы - "Библиотека МаксимаМошкова"
(http://lib.ru). При содействии Российского фонда фундаментальных исследованийв Сети организована "Научная электронная библиотека" (http://www.elibrary.ru/menu_info.asp).Постепенно переносят часть своих ресурсов в Интернет и традиционные "бумажные"библиотеки. Например, Российская государственная библиотека (бывшая "ленинка")предоставляет свои услуги читателям на сайте www.rsl.ru. Более полный списокссылок на сетевые библиотеки можно посмотреть по адресу
http://www.pomorsu.ru/Guide/library.html.Разумеется, есть у "электронной книги" и недостатки. Например, без помощимашины вы не сможете прочесть то, что записано на магнитном или оптическомдиске, а компьютер громоздок, ему требуется электричество, наконец, егопросто нужно каждый раз включать. Кроме того, читать с экрана мониторавредно для зрения, а с "потоковым" текстом, прокручиваемым по вертикали,работать гораздо менее удобно, чем с привычными отдельными страницами.Кое-что из названного поправимо. Например, современные "палмтопы", или"компьютеры на ладони" (от англ. palmtop - наладонник), оснащены жидкокристаллическими экранами и аккумуляторами, которых хватает на несколько часов непрерывнойработы. Поэтому их вполне можно, как и обычную книгу, брать в дорогу илиустраиваться с ними под одеялом, чтобы почитать перед сном. Вот толькослишком высокие цены еще долго будут сдерживать их распространение. Электронная "Книга песка" На Востоке существовала когда-то легенда о волшебной "Книге песка",созданной Богом в те далекие времена, когда Земля была еще совсем юной.Страниц в этой книге столько, сколько песчинок в огромной пустыне, и онизаключают в себе все, что когда-либо кем-либо было или будет написано.И страницы эти так тонки, что невозможно, закрыв книгу, снова раскрытьее на том же месте..."Электронная книга" Rocket eBook - элегантное устройство размером собычный карманный компьютер (127ґ183ґ38 миллиметров, вес 563 грамма). Онаимеет черно-белый чувствительный к нажатию жидкокристаллический экран сразрешением 106 точек на дюйм и может работать от батареек 17 - 33 часабез перезарядки. Ее можно носить в сумочке или дипломате либо в специальномфутляре из искусственной кожи. В память книги одновременно помещается до4000 страниц текста. Более подробная информация - на сайте фирмы-производителяNuvoMedia (www.rocket-ebook.com)Сегодня люди сами создают чудеса, и "Книга песка" - уже почти что реальность.Представьте себе маленький, карманного размера микрокомпьютер с жидкокристаллическимэкраном и аккумулятором на несколько суток, специально предназначенныйне для расчетов и программирования, а для просмотра записанных на диске"электронных книг". Текст и рисунки выводятся на экран привычным образом- по одной странице. Экран чувствителен к нажатию: прикоснувшись пальцемк строке содержания, можно сразу "перепрыгнуть" на нужную страницу, дотронувшисьдо значка сноски - увидеть ее текст, надавив слегка на поля справа илислева - "перелистнуть" страницу вперед или назад. То же можно сделать ис помощью расположенных на корпусе кнопок. Перечитав все, что было записанона диске, можно вынуть его и устано
вить следующий. Или подключить микрокомпьютер к Интернету (с помощьюдополнительной приставки или соединившись кабелем с настольным компьютером)и переписать себе на диск любую желаемую книгу. (Возможно, в будущем дляэтого появятся специальные "электронные киоски", вроде нынешних банкоматов.)Такое электронное устройство, подключенное к Интернету по сети сотовойсвязи, дает доступ к богатству всех библиотек мира... Хотя и не все этореализовано сегодня, однако уже есть несколько фирм, изготовляющих подобныеустройства.Впервые идея создания "электронной книги" такого типа была высказанаеще в 1945 году в работах футуриста Ванавара Буша. Однако ее воплощениестало возможно лишь после развития и распространения вычислительной техники,а также после создания в 1968 году Тедом Нельсоном концепции гипертекста- технологии, позволяющей с помощью перекрестных смысловых ссылок превратитьтекст из "линейного" потока символов в сложную "многомерную" структуру.Сегодня технология гипертекста, наряду с протоколом передачи данных HTTPи структурой адресов URL, стала одним из "трех китов" Интернета. И одновременноэто "идеологичес кая" основа любой "электронной книги".По своим размерам "электронная книга" SoftBook напоминает обычную книгу(216ґ279ґ25 миллиметров), но немного тяжелее ее (1317 граммов). Открываякожаный футляр, вы автоматически включаете питание книги, закрывая - переводитеустройство в режим сна. Продолжительность работы без перезарядки - 15 часов.Номинальная емкость в 1500 страниц может быть расширена до 6000 страницс модулем флэш-памяти на 8 Мбайт. Жидкокристаллический чувствительный кнажатию экран имеет разрешение 72 точки на дюйм. Производитель - американскаяфирма SoftBook Press (www.softbook.com).В конце 1998 года американские фирмы SoftBook Press и NuvoMedia почтиодновременно предложили покупателям две первые модели "электронных книг"- SoftBook Reader и Rocket eBook. По сути, это типичные "палмтопы" с монохромнымжидкокристаллическим экраном, чувствительным к нажатиям, а также встроеннойпамятью для хранения текстов и иллюстраций, работающие от аккумуляторовнезависимо от электросети. В модели SoftBook Reader имеется встроенныймодем, позволяющий загружать информацию непосредственно из Интернета. Сустройства Rocket eBook также можно выходить в глобальную сеть, но дляэтого его придется подключить кабелем через последовательный порт к обычномунастольному компьютеру. Обе модели поддерживают технологию Open eBook,позволяющую снабжать текст черно-белыми иллюстрациями (в том числе и фотографическогокачества), таблицами, диаграммами и пр.Купив подобное устройство, пользователь обычно получает одно или несколько"электронных изданий" в комплекте, а далее переписывает бесплатно или приобретает(в основном через Интернет) другие "электрон ные книги". Например, в комплектеRocket eBook поставляются книга Л. Кэррола "Алиса в стране чудес" и толковыйсловарь Вебстера объемом 75 000 слов, а за дальнейшей литературой надообращаться на сайт RocketLibrarian (по адресу http://www.rocket-library.com/),немалая часть содержимого которого распространяет ся бесплатно. При покупкеустройства SoftBook Reader можно подписаться на платные услуги книжногомагазина SoftBookstore, а также бесплатно переписать 100 произведений классикии получать ежедневные новости с популярных американских сайтов.В отличие от устройств Rocket eBook и SoftBook "электронная книга" EveryBookимеет не один, а два экрана, складывающихся на манер обычной книги. Обаэкрана цветные, чувствительные к нажатию и имеют высокое разрешение (450точек на дюйм), что позволяет отображать двухполосный разворот файла PDF.Размер книги 305ґ229ґ44 миллиметра, вес 2043 грамма. Она может работать4-6 часов без перезарядки. Текст можно загружать либо через встроенныймодем, либо с помощью флэш-карт (500 тысяч страниц с каждой карты объемом5 Мбайт). Более подробную информацию можно получить на сайте фирмы Everybook(www.everybook.net).Таким образом, уже сегодня мечты об "электронной книге" начинают сбываться.Правда, существующие разработки вряд ли смогут вытеснить бумажные книгидо тех пор, пока стоимость этих устройств, а также подписки на "электронныеиздания" не снизится хотя бы до цены карманного аудиоплеера. (Нынешняяцена SoftBook Reader составляет примерно 300 долларов с обязательным условиемпокупать у фирмы книги на сумму не менее чем 20 долларов в месяц, а RocketeBook - 200 долларов.) Впрочем, бытовая электроника обладает свойствомдовольно быстро дешеветь, так что устранение этого недостатка - скореевсего, лишь дело времени. Сложнее решить вопрос охраны авторских прав на"электронные издания": ведь отследить "тираж" файлов довольно сложно. Нои эта проблема вполне решаема при помощи современных средств защиты информациии электронной коммерции. Когда книга оживает... Карманный компьютер для большинства наших сограждан - пока недостижимаяроскошь. А вот настольный появился уже во многих домах. Что же нового онможет предложить сегодня любителям чтения? "Живая", или интерактивная,книга (Living Book) - это новое направление в сфере мультимедиа-технологий,позволяющее не только прочитать текст и посмотреть картинки, но и услышатьголоса персонажей, "оживить" иллюстрации и даже поиграть в различные занимательныеигры.Главная страница Мегаэнциклопедии "Кирилл и Мефодий", расположеннойна сайте-мультипортале www.km.ru. Она объединяет несколько тематическихэнциклопедий и словарей, содержит 130 тысяч статей, 30 тысяч иллюстраций,более 1400 таблиц и многое другое. Содержимое энциклопедии постоянно обновляется.В самом простом варианте "живая" книга похожа на комиксы. Она состоитиз десятка "страниц" - картинок размером во весь экран, иллюстрирующихосновные сюжеты различных детских сказок - "Золушка", "Кот в сапогах","Питер Пэн", "Том Сойер" и др. Эти "страницы" можно "перелистывать" впереди назад, при этом из подключенных к компьютеру аудиоколонок звучит голосдиктора, читающего соответствующий фрагмент сказки. Потом маленький читательможет понаблюдать за забавными действиями персонажей и движением некоторыхпредметов, нарисованных на экране. Вот, например, спасательный круг, висящийна перилах нарисованного моста через речку (ту самую, в которую Кот в сапогахвелел забраться новоиспеченному Маркизу Карабасу, когда король будет проезжатьмимо в карете). Если навести курсор мыши на круг и щелкнуть по нему, тоон немного покачается и шлепнется в воду, после чего оттуда высунется оченьнедовольный водолаз и повесит круг на прежнее место. Такое незатейливоедейство и для взрослых оказывается любопытным, а уж о дошколятах и говоритьнечего - такой книжки им хватает на несколько вечеров.Для читателей более старшего возраста развлечения посложнее. Так, в"живой" книге по мотивам повести Р. Л. Стивенсона "Остров сокровищ" предусмотренычетыре компьютерные игры, где требуется пройти через кишащие вооруженнымипиратами джунгли, защитить от нападения форт на горе "Подзорная труба",спасти захваченных в плен товарищей и выдержать целое морское сражениес вражескими галеонами, управляя батареей корабельных пушек.Но, пожалуй, самая занимательная "живая" книга - это всем известнаясказка Л. Кэррола "Алиса в стране чудес". Книга построена так, что на экранеодновременно демонстрируются страница оригинального английского изданияс цветными рисунками английского художника Тенниела и текст на русскомязыке, представляющий собой, по выбору пользователя, один из наиболее известныхпереводов книги. При желании можно прослушать звучание английского текста(с безупречным оксфордским произношением) или получить перевод любого выбранногослова, причем для слов, придуманных самим Кэрролом, приведены подробныеязыковые и философские пояснения. Так что подобная "электронная книга"хороша не только для развлекательного чтения, но и для изучения английскогоязыка. И наконец, вы можете воочию увидеть те фантастические и невероятныеситуации, в которые попадает Алиса после головокружительного полета сквозькроличью нору: пламя свечи, после того как ее задуют, улыбку ЧеширскогоКота или как ребенок превращается в поросенка (помните эпизод в насквозьпроперченной кухне у Герцогини и то, что было потом?). Увидеть невозможное В хорошей энциклопедии можно найти сведения обо всем. Но одно дело прочитать,к примеру, о солнечном затмении, и совсем другое - своими глазами посмотретьна него. Причем хотелось бы не только увидеть, как тень Луны закрываетСолнце, но и, перенесясь в космос, проследить, как движется эта тень поземной поверхности, а затем, уносясь еще дальше в глубины Вселенной и ускоряявремя в сотни раз, посмотреть со стороны, как танцуют свой вечный танецпланеты Солнечной системы... Фантастика? Вовсе нет: сегодня с помощью компьютератакое путешествие можно совершить в любое желаемое время, не вставая состула. Технология, позволяющая увидеть то, что существует лишь как теоретическиевыкладки, формулы и системы уравнений , уменьшать до размеров чайного блюдцагалактики и рассматривать в подробностях атомное ядро, произвольно ускорятьи замедлять время, - это компьютерное моделирование.Что может и чего не может компьютер, оснащенный моделирующей программой,- вопрос особый. Чтобы получить на экране дисплея изображение какого-либоявления или процесса, нужно сначала заложить в ЭВМ программу, основаннуюна описывающих их уравнениях. А значит, сначала надо познать сам этот процесс,изучить его природу и вывести необходимые уравнения, создав математическуюмодель. Разумеется, эта модель всегда будет упрощенной по сравнению с описываемымею явлением, но такое упрощение в конечном итоге должно свестись к отбрасываниюнесущественных факторов, лишь затушевывающих истинную суть происходящего.Благодаря этому компьютер, наглядно визуализующий поведение математическоймодели, может служить великолепным обучающим и исследовательским средством,позволяя проводить численные эксперименты, которые сложно, дорого, а тои вовсе невозможно выполнить "в натуре". В истории компьютики известныслучаи, когда важные открытия делались именно при исследовании математическоймодели. Так было, например, при исследовании в 60-х годах потоков плазмыв магнитном поле. Для натурного эксперимента плазма слишком горяча: яростногонапора беснующихся ионов не выдержит никакой материал. Поэтому главныморужием исследователей стал вычислительный эксперимент. И вдруг - неожиданность:вместо плавно спадающей к нулю линии графика на его "хвосте" четко проявилсяхарактерный всплеск. Что это - дефект вычислительного алгоритма? Ошибкав уравнениях? Слишком грубо ведутся расчеты? Но уравнения и алгоритм послетщательных перепроверок оказались верны, а чем точнее велись вычисления,тем явственнее прослеживался всплеск. Стало ясно, что это не ошибка компьютера,а проявившееся в модели новое, доселе неизвестное явление, впоследствииназванное "токовым слоем"...Описанные выше события - пример научных исследований, проводившихсяв лаборатории. Сегодня же благодаря появлению персональных компьютерови специальных, включающих в себя функции моделирую щей среды, обучающихпрограмм подобные "микроисследования" и "микрооткрытия" становятся основойпроведения школьных уроков. Ведь не секрет, что закономерности, обнаруженныесамостоятельно в ходе эксперимента (а компьютер предоставляет для этогогораздо больше удобств, чем наборы оборудования в кабинетах физики и химии),запоминаются ребятами лучше. Но подобная обучающая программа, включающаяв себя одновременно теоретический материал, используемый как подсказкав работе, и мощную систему наглядной визуализации эксперимента, - развеэто не книга, которая вместо пассивного объекта для чтения превратиласьв маленькую исследовательскую лабораторию и учителя в одном лице? Virtual Reality: дверь в ирреальность Возможно, разработчики "живых" (интерактивных) книг и моделирующих системне остановятся на достигнутом. Очень интересным представляется созданиекниг-игр, в которых можно не только увидеть авторский вариант сюжета, нои изменять ход событий по своему желанию: Джон Сильвер станет порядочнымчеловеком и будет спокойно доживать свой век в роскошном особнячке, приобретенномна свою долю сокровищ, история Ромео и Джульетты окончится веселой свадьбой,а Гамлет женится на Офелии и сбежит в Англию, прихватив с собой золотойзапас Дании. Можно создавать книги-игры по мотивам популярных фильмов имультиков, где играющий мог бы произвольно действовать в созданном компьютероммире, сотрудничая с понравившимися ему персонажами. Главное преимуществотаких игр - бесконечное число вариантов развития сюжета, поскольку, начинаяс некоторой исходной ситуации, все дальнейшие события зависели бы от действийпользователя.Но для того, чтобы жить в сказке, нужно войти в нее, образно говоря,"раствориться" в компьютерной Вселенной, став одним из персонажей придуманногомира. Сегодня это возможно с помощью технологии виртуальной реальности(Virtual Reality, VR) - новейшего направления в использовании ЭВМ, позволяющеговойти в непосредственный контакт с создаваемым в памяти компьютера искусственныммиром (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 1999 г.). Разумеется, для этого необходимоспециальное оборудование: шлем или очки с двумя жидкокристаллическими дисплеями,создающими объемное изображение со стереозвуком и отслеживающими поворотыи наклоны головы; чувствительные к малейшим движениям и, наоборот, передающиена кожу сформированные компьютером тактильные ощущения элементы одежды- от перчаток, жилеток и сапог до полного комбинезона. Совсем недавно всеэто можно было увидеть только в лабораториях, а сегодня комплексы виртуальнойреальности появились даже в крупных универмагах.Немного пофантазировав, можно представить себе целый виртуальный комплекс- "реалитрон", позволяющий жить в описанном в книге мире. Удобное креслов положении "полулежа", чувствительный костюм, шлем. Книга или видеокассетазакладывается в считывающее устройство машины, и пользователь (читатель?зритель? актер?) погружается в сон наяву, по желанию формируя свой собственныйоблик. Если подключить подобную систему к глобальной сети, то сразу несколькопользователей смогут жить в одном и том же искусственном мире и взаимодействоватькак друг с другом, так и с виртуальными персонажами. Все передовые технологии- телекоммуникации, мультимедиа и виртуальная реальность, а также разнообразныесредства массовой информации - пресса, радио, кино, телевидение, Интернет- сольются в единую супертехнологию виртуального телеприсутствия, и длячеловечества перестанут существовать пространство и время, превратившисьиз объективной реальности в абстрактные понятия...А может быть, все будет иначе. Какими бы совершенными ни были компьютерыи как бы быстро ни развивались электронные технологии, самым мощным "вычислительнымустройством" остается человеческий мозг. Вспомните свои грезы во сне, когдамозг раскрепощен и его "моделирующие" способности достигают максимума.Если ЭВМ работают лишь с миром уравнений и цифр, то живой мозг обрабатываетсразу цельные образы - визуальные, звуковые, осязательные, обонятельныеи вкусовые, с тысячами ассоциаций между ними. Любое воспоминание тянетза собой цепь других, эти потоки сливаются, рождая в сознании невидимыеволны мыслей и чувств. И, может быть, пророческим окажется рассказ известногофантаста Айзека Азимова "Мечты - личное дело каждого", где единственным"масс-медиа" являются записи грез, снятые с мозга "профессиональных мечтателей"и проецируемые прямо в сознание зрителей, которые становятся сомыслителями,сотворцами создаваемого на их глазах зареалья. Д. УСЕНКОВ,
старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО(г. Москва).


С книгой мы знакомимся в самом раннем детстве и после уже нерасстаемся: она сопровождает нас повсюду _ на работе, учебе, отдыхе. Доставаяс полки очередной том, мы даже не задумываем ся, что держим в руках непросто предмет, а результат многовековой эволюции человеческой культуры.Появившись много веков назад вслед за наскальными рисунками, клинописнымитаблицами и рукописными свитками, бумажная книга стала основным способомсохранения и передачи информации от человека к человеку, от поколения кпоколению. Так продолжалось многие века: книга совершенствовалась, улучшалоськачество бумаги, печати, иллюстраций, собирались многотомные библиотеки.С появлением вычислительной техники ситуация изменилась: на смену "бумажным"все чаще приходят электронные способы записи и хранения информации на магнитных,оптических и других носителях. Цифровой способ записи _ в виде нулей иединичек - позволяет легко копировать информацию с одного типа носителяна другой, оставляя ее неизменной при любом числе перезаписей. Что станетс книгой завтра, в ХХI веке? Будет ли обычная бумажная книга и дальше служитьчеловечеству или ее полностью вытеснят различные электронные устройства?Не получится ли так, что со сменой материального носителя (бумаги) изменитсясамо понятие "книга" в нашем сегодняшнем представлении и на смену ей придетнечто совсем иное? "Безбумажные технологии" Наряду с такими очевидными преимуществами, как небольшая цена, простотаи удобство пользования, обычная бумажная книга обладает и рядом недостатков.И дело не только в загубленных на производство бумаги деревьях: при необходимостиможно было бы печатать книги и на других материалах, например на тонкихлистах пластмассы. Но от этого книга не утратила бы свой привычный облик- пачки переплетенных листов с отпечатанным на них текстом и иллюстрациями.Главное ограничение подобного издания - его статичность. "Что написанопером, не вырубишь топором" - эту пословицу хорошо знает любой редактор,которому, несмотря на тщательную и многократную проверку рукописи передотправкой в типографию, не раз приходилось впоследствии помещать извиненияоб опечатках. Еще большие трудности возникают у издателей энциклопедическойлитературы: только очередной "исправленный и дополненный" том окажетсяраспроданным, как неугомонные ученые откроют или изобретут что-нибудь новенькое,и энциклопедия в один миг оказывается устаревшей. Что же тогда говоритьо справочниках! Жизнь в наши дни подобна речной воде, и любые справочныеданные оказываются ничуть не долговечнее написанного на ней вилами. Вотесли бы можно было управлять всеми проданными книгами на расстоянии! Исправилв редакционном экземпляре случайную ошибку, дописал строчку-другую иливложил новый листок - и словно по мановению волшебной палочки эти измененияпоявляются у всех читателей...Рисунки, иллюстрирующие обычную книгу, неподвижны и молчаливы. Для учебникови различной познавательной литературы - это заметный недостаток. Наскольколегче было бы понять смысл напечатанного, если бы таблицы, схемы и диаграммымогли вдруг "ожить" и, например, изменением цвета слов, знаков, движениемстрелочек и указателей наглядно продемонстрировать ход описываемых событий.К тому же "бумажные" иллюстрации лишены объемности - чудесного свойства,восприятие которого даровано человеку Природой. Конечно, можно было быукрашать книги голограммами, но они пока слишком дороги. И наконец, книгаеще в большей степени, чем кино сто лет назад, заслуживает имени "Великийнемой", ибо, кроме шелеста перелистываемых страниц, не дарит читательскомуслуху никаких звуков. Книга дает лишь словесное описание событий и явлений.Безусловно, это, с одной стороны, ограничивает ее возможности, но с другой- книга тем самым будит фантазию читателя, заставляя его "визуализовать"и "озвучить" описываемое в своем воображении. А это - источник обязательного,пусть даже и не всегда осознанного сотворчества читателя с автором.Как бы там ни было, люди давно задумываются о способах расширить возможностиобычной бумажной книги. Включите радио: вместе с новостями и мелодиямипопулярных шлягеров в ваш дом ворвутся голоса актеров, читающих стихи ипрозу. В эфире можно услышать не только радиоспектакли, когда пьесу озвучивают"в лицах", но и чтение текста одним актером. За рубежом (а в последнеевремя и в России) все более популярны книги на аудиокассетах, представляющиесобой магнитофонные записи таких чтений. Что же это, как не попытка датькниге голос? А киноэкранизации литературных произведений - разве это неспособ помочь читателю (зрителю) визуализовать описываемые в книге события?



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91)