[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Но радоваться российским достижениям явно рано: число ежегодных научных публикаций в расчете на 100 ученых в России одно из самых низких в мире - 5,4 статьи. Для сравнения: в Китае оно составляет 5,5, в Индии 16, не говоря уже о таких странах, как Великобритания (58). Можно ли считать этот показатель универсальным индикатором эффективности науки? Видимо, это не совсем корректно, но "Elsevier Science" представило и другие удручающие данные. Так, в России расходы на подписку на научную литературу в расчете на одного ученого составляют всего 11,3, в Индии - 54, в Китае - 120, в Польше - 430, в Швеции - 578, в Великобритании - 727 евро в год.

Образовательный потенциал нашей страны все еще очень велик, проблема в том, что он не всегда востребован обществом. Как сделать, чтобы лучшие умы России трудились с полной отдачей на благо страны? Об этом шла речь на прошедшем в подмосковной Дубне в середине февраля 2005 года всемирном форуме "Интеллектуальная Россия", организованном Национальным комитетом "Интеллектуальные ресурсы России".Несмотря на скудное финансирование науки и продолжающуюся утечку умов, Россию все-таки можно считать одним из интеллектуальных центров мира. Представленное на форуме ведущим европейским научным издательством "Elsevier Science" исследование проиллюстрировало это утверждение. Последние четыре года в России наблюдается довольно высокий экономический рост: ВВП увеличивается на 4-8% ежегодно при одновременном снижении инфляции. При этом расходы на науку тоже возрастают - со скоростью 20-30% в год. Доля бюджетного финансирования науки в России сегодня составляет 1,2% от ВВП, то есть больше, чем в динамично развивающихся Китае (1,1%) и Индии (0,8%). (Правда, глядя на плачевное положение российских научных центров, сами эксперты "Elsevier" задаются риторическим вопросом: "Куда же уходят выделенные на науку средства?") В нашей стране сохранились прекрасные научные школы, традиции, в почти трех тысячах вузов, из которых 86% государственные, обучаются более 5 млн студентов. Кстати, в расчете на душу населения эта цифра выше, чем даже была в СССР.

Определив чемпионов по потреблению научной информации по отраслям науки, издательство заинтересовалось, какие институты Отделения химии и наук о материалах РАН наиболее "начитанны". Оказалось, что на долю каждого исследователя Центра фотохимии РАН в 2003 году приходилось более 50 прочитанных электронных версий статей из журналов издательства "Elsevier Science", а, например, на долю одного ученого Института физической химии РАН - всего 2,6 При этом без всякого исследования ясно, что печатные версии зарубежных научных журналов наши ученые читают в неизмеримо меньшем количестве, поскольку в библиотеках российских научных организаций их практически нет. Правда, в последние годы ситуация немного улучшилась. В 2004 году издательство "Elsevier Science" получило из России заказ на подписку на 3 млн евро, а в этом году ожидает ее увеличения до 4 млн. Читательская активность интеллектуальной России растет, причем, как отмечали представители издательства, в основном за счет ведущих университетов страны.


Заседание клуба главных редакторов научно-популярных журналов стало одним из ключевых событий форума. Фото И. Яковлева.Выяснились и другие весьма интересные факты. Оказывается, наиболее активные российские читатели научной литературы (во всяком случае, электронных версий публикаций) - химики, они прочитывают 160 тысяч статей в год. За ними следуют физики - 150 тысяч и материаловеды - 120 тысяч статей. В самом конце списка оказались бурно размножившиеся за последние десять лет экономисты, которые ежегодно прочитывают лишь 2 тысячи научных публикаций.

Одним из важнейших инструментов создания в России "общества знаний" участники называли информационные технологии и дистанционное образование. В последние годы дистанционное образование развивается очень бурно, более миллиона российских студентов используют в процессе обучения IT-технологии. За круглым столом, который проходил под председательством ректора Современной гуманитарной академии (СГА) М. Карпенко, обсуждалась стратегия развития отечественной системы дистанционного образования в России и странах СНГ. В СГА разработана и активно тиражируется технология обучения студентов с использованием компьютерных технологий. Причем академия не только "строит" образовательные сети в России, но и экспортирует российское образование в страны СНГ - Казахстан, Украину, Азербайджан, Таджикистан, Белоруссию, Молдавию.

Для того чтобы сохранить и приумножить интеллектуальное богатство России, на форуме в Дубне ученые, преподаватели, руководители правительственных и общественных организаций во время дискуссий за круглым столом предлагали разные решения. Глава Национального комитета "Интеллектуальные ресурсы России" председатель Совета Федерации С. Миронов говорил о необходимости скорейшего урегулирования законодательства в области закрепления и передачи прав интеллектуальной собственности. Много говорилось о перспективах развития наукоградов, в том числе и Дубны. Одним из резервов российского интеллекта участники форума называли русскоязычную зарубежную диаспору. Они говорили о том, что назрела необходимость создавать условия для "круговорота российских умов" не только в Америке, Израиле или странах Европы, но и в самой России.

Проблем множество, но самое главное, что всемирный форум "Интеллектуальная Россия" успешно работает и будет работать впредь как открытая трибуна для обсуждения проблем развития страны.

На круглом столе выступил эксперт Министерства образования и науки РФ С. Крекотень, который говорил о необходимости усиления контроля федеральных органов за качеством дистанционного образования и разработки системы образовательных стандартов, согласования работы учебных центров и государственной сертификации. Однако некоторые участники отнеслись к его выступлению как к попытке осуществления правительственного диктата над бурно развивающейся системой дистанционного образования, которая существует независимо от органов государственного управления. Но тем не менее согласование работы центров дистанционного образования в России все же необходимо. В частности, о том, что перечень специальностей для дистанционного образования руководители учебных заведений должны согласовывать с руководителями предприятий промышленного сектора, говорили многие. Отсутствие согласованности может привести и уже привело к перепроизводству специалистов "модных" профессий и нехватке необходимых специалистов. Еще один пример: 40 тысяч российских школ обеспечены современными компьютерами, но в качестве средства информатизации эти компьютеры используются всего лишь на 3%, и все потому, что дистанционное образование пока не стало органичной частью всей образовательной системы России.



Кандидат химических наук О.Белоконева, кандидат химических наук Т.ЗИМИНА.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)