[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)



Новые направления науки, созданные в ХХ столетии, по всей видимости,во многом будут определять дальнейшие пути развития человечества. С однимиз них _ логистикой - редакция знакомит читателей. Выражаем признательностьпредседателю Всероссийского координационного совета по логистике профессоруЛеониду Борисовичу Миротину за предоставленные материалы, на основе которыхи была подготовлена эта статья. ...При социализме <...> НОТ
направлена на улучшение
организационных форм
использования живого труда.
При капитализме - на повышение эксплуатации трудящихся...
"Советский Энциклопедический
Словарь". Вначале была НОТ Что такое НОТ, сегодняшние школьники уже не знают. Но помнят их родители.Практически на каждом крупном предприятии существовал отдел НОТ - научнойорганизации труда. А на средних в штатном расписании обязательно была единица- инженер НОТ. В чем заключался смысл их деятельности, родители нынешнихшкольников не помнят. Даже если числились на этих самых должностях. Потомучто работа их в основном сводилась к подготовке и отправке вниз инструкцийна основе инструкций, присылаемых сверху.Между тем НОТ, возникшая в Советской России в 20-х годах, по тому временибыла первым в мире, по сути, революционным прорывом в сфере управления.Именно на его основе в нашей стране были, к примеру, спроектированы и построеныхлебозаводы - принципиально новые предприятия с высочайшим по меркам тоговремени уровнем механизации. К сожалению, существовавшая экономическаясистема серьезно тормозила развитие новых наук. Являясь первооткрывателями,мы, в конечном счете, утеряли ведущие позиции. А самое главное, не сумелииспользовать теоретические разработки на практике. Примером могут послужитьте же хлебозаводы, технологический цикл которых заканчивался довольно бледно.Сходя с автоматической линии, хлебные буханки попросту сваливались на расстеленныйна полу брезент, откуда работницы руками укладывали его в лотки. Такое,кстати, сохранялось без изменений долгие десятилетия...В остальном мире к вопросам организации труда относились более последовательно.Данная отрасль человеческого знания успешно развивалась и сегодня называется"логистика". Термин этот среди специалистов укоренился лишь с конца 70-хгодов и, видимо, потому в "Советский Энциклопедический Словарь" не попал. Новая, но не юная Во времена византийского императора Льва VI (866-912) греческим словом"логистика" определяли искусство снабжения армии и управления ее перемещением.Искусство, именно так. И вряд ли такое отношение к проблеме сегодня достойноиронии, даже если вспомнить, что военные материальные ресурсы тех лет представлялисобой (кроме продовольствия) лишь тягловую силу, потребляемый этой силойфураж и некоторый запас метательных орудий. Ведь одновременно речь шлане только о перемещении громадных человеческих масс, но и о судьбах народов- побежденных и победителей...Сегодня определение логистики звучит следующим образом: "Логистика естьпроцесс планирования, выполнения и контроля эффективного - с точки зренияснижения затрат - движения запасов сырья, незавершенного производства,готовой продукции, сервиса и связанной с этим информации от начальногопункта до пункта потребления (включая импорт, экспорт, внешнее и внутреннееперемещения) с целью полного удовлетворения запросов потребителя".Сходство между определениями, данными с интервалом в тысячелетие, очевидно.Как и различие. Ныне конечным субъектом логистики стал не победитель, незавоеватель, а потребитель.Хотя в качестве примера становления современной логистики специалистыпочему-то очень любят приводить опять-таки пример сугубо милитаристскогохарактера. Речь идет о ленд-лизовских операциях американского военноговедомства во время Второй мировой войны. Несмотря на все усилия германскогофлота, морским караванам с американским оружием и продовольствием для союзниковудавалось добираться до конечных пунктов без существенных потерь. Исключениесоставил лишь конвой PQ-17, трагическая история которого известна российскомучитателю по роману Валентина Пикуля.Причина успеха заключалась в применении принципа единого управленияи координации снабжения, складирования и транспортировки предназначенныхсоюзникам грузов. Централизация такой степени - случай для Америки тоговремени уникальный. Обеспечение режима секретности на всех стадиях подготовкигруза, маршруты и режим движения караванов, их противовоздушная и противолодочнаязащита, координация маневров с союзниками - все это тщательно рассчитывалосьтаким образом, что немцы были просто лишены возможности нанести эффективныйудар, не ослабив своих позиций на любом другом театре военных действий.Нужно сказать, что на становление логистики немалое влияние оказал иогромный опыт советских военных специалистов в тот же период по координацииработы тыла и транспорта при обеспечении снабжения и перемещения огромныхвойсковых масс. К сожалению, после окончания войны опыт этот в СССР использовалсявесьма ограниченно, тогда как на Западе развитие новой науки в 50-70-хгодах происходило нарастающими темпами. Повесть о первой свежести В середине 90-х годов россияне (по меньшей мере, петербуржцы и москвичи)получили возможность отведать разнообразные деликатесы морского происхождения.Экспортом морепродуктов в Россию занялась фирма "Бентана Плюс". Свежезамороженнуюпродукцию привозили к нам с юга Франции так называемым южным коридором.Трейлеры-морозильники мчались по скоростным автобанам Франции, Италии,через Югославию и Румынию. Путь этот был оптимальным, рыба и прочие обитателиморя доставлялись потребителю задолго до истечения 12-дневного срока, когдагарантируются их наилучшие вкусовые качества.Однако начавшаяся в Югославии война все изменила. Южный коридор оказалсянадолго закрытым, фирма была поставлена перед необходимостью искать новыймаршрут. Франция _ единственная в Европе страна, осуществ
ляющая большую часть грузовых перевозок с юга на север и обратно пожелезным дорогам. Теоретически можно было решить проблему следующим образом:товар отправляется по железной дороге до границы с Германией, затем перегружаетсяна трейлеры и следует далее через Польшу и Белоруссию. Протяженность маршрутаувеличивается ненамного, смена вида транспорта почти не влияет на общуюсумму расходов, расчетный срок доставки укладывался в 4-5 дней.Расчетный! На практике оказалось, что реализовать этот проект невозможно.Во-первых, колоссальные бюрократические сложности на белорусской таможне.А во-вторых, _ и это было решающим _ экологическая ситуация в ФРГ. Делов том, что в разгар лета, дабы снизить уровень загрязненности воздуха,немецкие власти иногда закрывали автобаны для большегрузного транспорта.В деятельность компании вторгся элемент непредсказуемо сти. Порой перевозкагруза растягивалась до 18 суток!Для решения проблемы фирма "Бентана Плюс" обратилась к профессору Л.Б. Миротину. Он решил использовать опыт работы финских транспортно-экспедиционныхкомпаний, давно освоивших северные европейские и российские маршруты. Теперьпуть даров моря на стол россиян выглядел так: с юга на север Франции пожелезной дороге, затем морской каботаж в Финляндию и оттуда - трейлерами- в Россию. Экономический расчет показал, что некоторый неизбежный росттранспортных затрат компенсируется полным восстановлением надежности поставок.На словах звучит просто. В действительности же для достижения результатабыло необходимо проанализиро вать десятки и сотни факторов - от грузовыхтарифов различных компаний, цен на топливо, размера таможенных пошлин истоимости проезда по платным автодорогам вплоть до сезонных погодных условийБалтики.Похожую, но несколько более сложную проблему пришлось решать, чтобынайти оптимальный путь доставки в нашу страну экзотических фруктов _ кивии прочее _ из Латинской Америки. Более сложную, потому что доставка фруктоводновременно связана с их дозреванием. Схема доставки должна была включатьциклы выдержки продукции в специальных хранилищах и некоторые другие специфическиемоменты. Начальные условия задачи оказались намного жестче, однако онабыла успешно решена. Логистический принцип: нужный товар, в нужном месте,в нужное время, в нужном количестве - был полностью соблюден. Непрерывные революции Принято считать, что фундаментальные принципы логистики сложились кначалу 70-х годов. Фирмы начали применять их на практике, однако тут жестолкнулись с неожиданным сопротивлением менеджеров среднего и даже высшегозвена. Привыкнув выполнять традиционные функции _ закупок, транспортировки,переработки и т. д., они препятствовали внедрению новой формы управления.Конечной целью перемен становилось снижение общих затрат, в такой ситуациинезависимость каждого отдельного звена существенно уменьшалась, ощущатьсебя "просто винтиками" служащие не желали.И все же это было неизбежно. В мире одна за другой совершались революции,ломающие устоявшиеся представления: промышленная, финансовая, информационнаяи даже таро-упаковочная, которая, несмотря на совсем не романтическое название,внесла в маркетинг огромные изменения. Помните шутку про кубические помидоры,якобы выращенные японцами? Если бы такие помидоры действительно удалосьсоздать, затраты на их транспортировку уменьшились бы на порядок. Но такогоже экономического эффекта можно добиться, если упаковка продукта одновременнослужит тарой, пригодной для немедленной транспортировки.Словом, логистика была обречена на полное и окончательное признание.Особенно, когда поползли вверх мировые цены на нефть, разразился энергетическийкризис и фактор снижения энергоемкости продукции стал важнейшим в конкурентнойборьбе. Появился новый экономический термин "давление на затраты", означающий,что вложенные деньги должны работать на каждой стадии производства.В СССР в то время тоже возвещали о наступлении новой революции _ научно-технической(НТР), однако, несмотря ни на что, снабженцы предприятий продолжали азартнозакупать оборудование, сырье и материалы впрок, забивая склады, фактическинадолго омертвляя огромные капиталы и готовя тем самым нескончаемую чередубудущих кризисов. Увы, отечественная НОТ спасения нашей экономике не несла... Отдать, чтобы найти Вот еще пример использования логистических принципов для решения серьезнойэкономической задачи. Проект создания обширного производства автомобилей"Форд" в Европе терпел фиаско. Автомобильный гигант США оказался неспособнымконкурировать с европейскими производителями. Качество машин, сделанныхна фордовских заводах в Европе, уступало американским, покупатель предпочиталболее привычные "фиаты", "ситроены" и т. д.В этих условиях руководство компании в Детройте совершило радикальныйшаг. Оно отказалось от изготовле ния в Европе деталей узлов и агрегатов,оставив лишь кузовное производство, дизайн и сборку. Все прочее вновь вернулосьв США. Казалось бы, цена автомобиля для европейцев должна была возрастиза счет увеличения транспортных расходов на доставку из США узлов и агрегатов.На самом же деле произошло следующее.За счет роста объемов производства на головных заводах себестоимостьпродукции снизилась. Это снижение и покрыло расходы на транспорт. К томуже резко повысилось качество машин, что вернуло к ним доверие покупателя.Кстати, говоря о корпорации "Форд", стоит упомянуть, что основные деньгив структуре доходов она получает вовсе не от продажи автомобилей, а отвсего цикла их сервисного обслуживания, начиная с предпродажной подготовки,гарантийного сопровождения до утилизации отслуживших машин с предоставлениемвозможности владельцу приобретения новой в обмен на старую. Именно такойпринцип деятельности предлагал беспристрастный расчет с точки зрения логистики.Он и был реализован.Логистике можно научиться. В настоящее время в нашей стране действуетдовольно много организаций, в основном учебных заведений, где ведется обучениеэтой науке. Уровень преподавания в них весьма различный. Наибольшей популярностьюпользуются курсы - дневной, вечерней, заочно-дистанционной форм обученияна факультете логистики Московского транспортного института при МАДИ, гдесобраны наиболее яркие специалисты-педагоги всех направлений логистики.Как любая молодая наука, логистика продолжает бурно развиваться. В западномбизнесе начала широко распространяться новая концепция Всеобщего управлениякачеством _ TQM (Total Quality Management). Концепция эта является своегорода философией управления, признающей, по сути, что нужды потребителяи цели бизнеса неразделимы. Смысл ее выражается следующей формулой: достижениедолговременного коммерческого успеха за счет удовлетворения нужд потребителейи благодаря взаимной выгоде как каждого члена фирмы, так и общества в целом.В отличие от множества лозунгов нашего недавнего прошлого это отнюдьне голая декларация. Это всего лишь нормальная логика нормальной экономикинормального общества. Борис РУДЕНКО.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)