[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

- Чем же уникален русский метод?

В этом году исполнилось 175 лет Московскому государственному техническому университету имени Н. Э. Баумана. На вопросы редакции о достижениях и проблемах старейшего в России высшего технического учебного заведения отвечает ректор университета член-корреспондент РАН И. Б. Федоров. - Игорь Борисович, о чем в первую очередь хочется сказать в связи с юбилейной датой? - О чувстве огромной гордости, которую испытывают все бауманцы. За время существования университета из его стен вышли 170 тысяч высококвалифицированных инженеров. Среди них легенды российской науки и техники: великие авиаконструкторы А. Н. Туполев, П. О. Сухой, С. А. Лавочкин, основатель отечественной космонавтики С. П. Королев, "российский Эдисон" В. Г. Шухов, изобретатель первой советской электронно-вычислительной машины С. А. Лебедев, создатель первой в мире атомной электростанции Н. А. Доллежаль. И это лишь самый пик айсберга. Воспитать всю эту плеяду позволил созданный в XIX веке профессорами тогда еще Императорского технического училища метод подготовки инженеров, во всем мире называемый "русским".

- Как сейчас оценивается квалификация инженеров, подготовленных в МГТУ, на мировом рынке труда? Как ваши выпускники выглядят в сравнении, скажем, с инженерами, обучавшимися в Великобритании и Германии?

- Русскому методу свойственно гармоничное сочетание практики с хорошей теоретической подготовкой. На Западе в инженерных вузах многие десятилетия была принята практически ремесленная система обучения. И минимум теории. В Англии только в середине прошлого века появились полноценные технические университеты. В Германии в половине так называемых технических вузов до сих пор не ведется никакой научной работы.

И еще важный момент: за последние годы изменилось отношение ребят к предложению работать за границей. Каких-нибудь десять лет назад они готовы были бежать туда без оглядки. Ныне согласны поехать на время - на стажировку или на работу по контракту, но не более двух-трех лет. Большинство из молодых специалистов планируют возвратиться в Россию. Они видят возможности успешно приложить свои силы и таланты на родине.

- Наши выпускники востребованы за рубежом. Их там очень высоко ценят. С уверенностью можно утверждать, что естественно-научное и инженерное образование в России - одно из лучших в мире. Наши ведущие технические университеты не уступают лучшим технологическим школам мира. Продукция инженерных вузов России вполне конкурентоспособна на мировом рынке специалистов. Министр образования и науки РФ Андрей Александрович Фурсенко недавно сказал о том, что среди российских брендов, которые конкурентоспособны, общепризнаны, с которыми страна может выйти на мировой рынок, видное место занимает российское инженерное образование. Зная ситуацию в мире в этой области, мы полностью поддерживаем мнение министра и понимаем, в каком направлении продолжать нашу работу.

- В этом году результаты вступительных экзаменов, как обычно, неплохие. Ребята показали хорошие знания физики и математики. По-прежнему немного слабее знание русского языка. Что касается конкурса, то он у нас всегда был не очень высокий - от 3 до 5 человек на место. Но к рейтингу университета это отношения не имеет. Просто абитуриенты знают - у нас достаточно трудно учиться. Недаром в прошлом одной из шутливых расшифровок аббревиатуры МВТУ была такая: "Мы вас тут угробим". Поэтому к нам приходят только те, кто твердо решил учиться инженерному искусству. А рейтинг у нас уже многие годы неизменный: мы - первые среди технических университетов.

- Вступительные экзамены - пора тревог и надежд как для поступающих, так и для преподавателей. Обнадеживает ли вас как ректора подготовка абитуриентов? Рейтинг вуза обычно определяется конкурсом. Согласны ли вы с этим и изменился ли конкурс за последнее время?

- Каких-либо коренных различий у студентов разных поколений нет. Пожалуй, сейчас они стали чуть более практичными. Больше стали думать о своем будущем, больше прилагать усилий для карьерного роста. Но это, может быть, даже и неплохо.

- Из стен МГТУ за его долгую историю вышли многие поколения выпускников. Что, на ваш взгляд, отличает современного студента от его предшественников?

- Прежде всего, студент должен уметь самостоятельно работать, независимо мыслить. Все успехи в учебе, в научной карьере, в работе зависят от его настойчивости, целеустремленности. Но я всегда подчеркиваю, что жизнь не замыкается только на учебе и науке. Надо заниматься спортом, интересоваться искусством, читать художественную литературу. Современный инженер должен быть разносторонне развитым человеком, настоящим интеллигентом.

- Какие качества, по вашему мнению, необходимы молодому человеку для успешного обучения в МГТУ?

- У нас 16 факультетов, на которых обучается почти двадцать тысяч студентов. Из них 22% девушек. А это, согласитесь, не так мало. У нас даже силами студентов проводится конкурс красоты - "Мисс Очарование". Среди выпускниц много талантливых инженеров и ученых. Есть даже космонавт - Елена Кондакова, выпускница факультета специального машиностроения.

- По традиции профессия инженера считается мужской. Согласны ли вы с тем, что у МГТУ "не женское лицо"? Есть ли в числе известных и именитых бауманцев представительницы прекрасного пола?

- Процесс адаптации к новым условиям идет постоянно. Здесь уместно процитировать документ под названием "Мнение учебного комитета ИТУ" об улучшении высшего технического образования России, составленный по запросу министра народного просвещения П. С. Ванновского в 1901 году: "Состояние постоянного приспособления, постоянной эволюции есть естественное состояние жизнеспособной технической школы, чутко относящейся к запросам жизни… Строй высшей технической школы не может вылиться в совершенно определенные и строго разграниченные рамки административного произвола". Эти слова, безусловно, актуальны и сегодня, они во все времена определяли стиль деятельности высшей школы. У нас традиционно высока фундаментальная подготовка, мы неуклонно соблюдаем принцип "образование на основе науки", поддерживаем тесные связи с промышленностью. Но время ставит перед нами новые задачи. Предстоит существенно увеличить объем знаний студентов в области новых информационных технологий. Мы должны готовить не чистых "технарей", а вооружать их еще и опытом "управленцев", менеджеров, в чем пока существенно отстаем от зарубежных коллег. Некоторые крупнейшие зарубежные фирмы, например "Renault", готовя менеджеров для своих иностранных производств, представительств, сервисных центров, реализуют программы, которые и мы готовы взять на вооружение: выпускники инженерных вузов в течение года проходят углубленный курс экономики и менеджмента, полностью оплаченный фирмой, куда соискателя собираются взять на работу. В МГТУ им. Н. Э. Баумана недавно начали обучение по специальности "менеджмент высоких технологий", в которой сочетается инженерная и менеджерская подготовка.

- В советские времена львиная доля выпускников "бауманки " направлялась на предприятия оборонного комплекса. Ныне потребности "оборонки" в инженерах заметно поубавились. Как отреагировал на это университет? На какие сферы деятельности ориентирует теперь своих студентов?

- Ребята говорили мне, что после окончания учебы их на первое время устроила бы зарплата от 500 до 1000 долларов в месяц. И к четвертому курсу многие из студентов уже находят свое будущее место работы. Помогает им в этом то, что университет тесно сотрудничает почти с четырьмястами крупнейшими предприятиями в России и за рубежом, в том числе с Российским космическим агентством, компаниями "Siеmens", "Bosch", "Boing". По нашим подсчетам, примерно 70% выпускников трудятся по своей специальности или близкой к ней.

- Сейчас нет системы распределения молодых специалистов. Не испытывают ли выпускники университета проблем с поиском достойной работы?

- Это больная тема. Бюджетное финансирование университета по-прежнему не соответствует уровню стоящих перед нами задач. Правда, кое-что удалось сделать в рамках подготовки 175-летнего юбилея. Закончено строительство нового прекрасного учебно-лабораторного корпуса, проведен капитальный ремонт других зданий университета. Мы приобрели современное научное и учебное оборудование, и в результате университет может похвастаться Центром коллективного пользования по наноматериалам и нанотехнологиям и лазерно-измерительным комплексом - уникальными лабораториями, не имеющими аналогов в России. Близка к осуществлению наша давняя мечта - иметь свою первоклассную типографию.

- Инженерное образование только в аудитории получить невозможно. Выпускнику технического вуза придется иметь дело с реальным оборудованием, и знакомится он с ним во время лабораторных работ, на производственной практике. Каков уровень лабораторно-технической базы МГТУ?

- В связи с проблемами призыва в армию во многих вузах закрывают военные кафедры. Можно ли, по вашему мнению, освоить тяжелейшую учебную программу МГТУ, параллельно получая военную специальность? Какова нынешняя роль военной кафедры университета?

Мешает не только недостаток средств, но и прорехи в законодательстве. Например, на внебюджетные средства мы приобретаем оборудование, тем самым фактически увеличивая собственность государства. Но при этом вынуждены платить за это налоги тому же государству. И вместо, скажем, четырех приборов или компьютеров мы можем купить только три.

Военное обучение в МГТУ имеет статус дополнительного образования. Факультет готовит высококвалифицированных инженеров по наиболее наукоемким военным специальностям. Прием студентов на факультет военного обучения осуществляется на конкурсной основе по результатам профессионального отбора. Военное обучение проводится на 3, 4 и 5-м курсах. Ему посвящается один день в неделю: шесть часов учебных занятий и три часа самоподготовки. Кроме занятий в вузе студенты проходят учебные сборы в войсках. Особое внимание уделяется практическому изучению основ эксплуатации и боевого применения современных систем вооружения. После сдачи государственного экзамена по военной подготовке выпускникам ФВО присваивается звание лейтенанта запаса. По такой схеме мы будем работать до 2008 года. Потом на базе нашего факультета будет создан учебно-военный центр по подготовке кадровых офицеров и офицеров запаса.

- У нас не просто кафедра, а целый факультет военного обучения. Он готовит для Вооруженных сил РФ офицеров запаса по 32 военно-учетным специальностям. В составе ФВО семь военных кафедр (одна из них размещена в Калужском филиале университета) и кафедры "Защита в чрезвычайных ситуациях" и "Гражданская оборона". Имеется также учебный полигон в Дмитровском районе Московской области.

- Это было действительно замечательное событие. Собралось более 12 тысяч выпускников МВТУ-МГТУ имени Н. Э. Баумана. Пришли даже выпускники 30-х годов прошлого века. Действительно, объединились бауманцы всех поколений. Но каждый год такое мероприятие проводить тяжело. Может быть, попробуем раз в пять лет.

- В преддверии юбилея состоялся первый за 25 лет съезд выпускников МГТУ. Как прошло это событие и не планируете ли вы сделать его ежегодным?

- Отмечать 175-летие мы начали еще в прошлом году. В университете прошли национальные и международные научно-технические конференции, в мае состоялась эстафета Москва-Мурманск, посвященная 60-летию Победы и нашему юбилею, также в мае был организован международный симпозиум "Образование через науку". В сентябре в Политехническом музее открылась выставка "175 лет русской школе инженеров". Впервые России была доверена организация XVII соревнования молодых ученых Европейского союза, штаб-квартирой которого стал МГТУ. Это событие мы расцениваем, в частности, как признание авторитета нашей программы "Шаг в будущее" - национального конкурса научных проектов, выполненных школьниками и студентами младших курсов вузов всех регионов России. В 1991 году мы заметили, что система технического творчества подростков начала "сбоить", стали закрываться кружки во дворцах молодежи и учебных заведениях. Как следствие, сразу же сократилось количество ребят, желающих поступать в инженерные вузы. У нас даже был год, кажется 1993-й, когда мы сознательно не выполнили план по зачислению, чтобы не принимать абитуриентов, не набравших достаточно баллов на вступительных экзаменах. Чтобы вернуть интерес молодежи к технике, в Москве, а потом и по всей России университет начал организовывать сеть технических кружков. С помощью местных департаментов образования мы уже больше десяти лет проводим тематические олимпиады, творческие конкурсы. В этом году в них участвовали 150 тысяч подростков. Победители региональных конкурсов в апреле приезжают на финал в Москву. Ежегодно мы отбираем из них примерно 200-250 юношей и девушек, которых без вступительных экзаменов зачисляем на первый курс МГТУ. А вот три победителя получают еще и право представлять Россию в европейском конкурсе молодых исследователей, в котором участвуют 150 представителей из 43 европейских государств. На протяжении пяти последних лет наши кандидаты несколько раз входили в число призеров этого конкурса и два раза в нем побеждали. За это их приглашали на церемонию вручения Нобелевских премий.

- Юбилей - это череда праздничных мероприятий. Какие из них кроме съезда выпускников прошли и какие вы еще планируете провести?

- Давно отшумели споры физиков и лириков. Однако проблемы, когда-то поднятые ими, не исчезли. Ваша жизнь связана с МГТУ им. Н. Э. Баумана. Можно ли испытывать лирические чувства к техническому вузу?

В ноябре в Государственном Кремлевском дворце намечено торжественное заседание, посвященное 175-летию технического университета, а в декабре запустим в космос спутник "Бауманец", разработанный студентами нашего вуза.

Беседу ведёт А. ДУБРОВСКИЙ.

Золотыми медалями Венской международной выставки 1873 года (вверху) и Парижской международной выставки 1900 года (внизу) Императорское техническое училище награждено за разработку "русского метода обучения ремеслу".


- Для меня, как и для всех выпускников, преподавателей, студентов, Бауманский университет - это целый мир, это жизнь. Это любовь к своей альма-матер, к своим учителям и наставникам, к своей работе, если хотите. Без этого скучно, да и просто невозможно, жить.

Главное здание МГТУ им. Н. Э. Баумана выходит фасадом на набережную Яузы.

Красиво выглядит ночью построенное Доменико Жилярди здание Слободского дворца, входящего в комплекс зданий МГТУ им. Н. Э. Баумана.

Здание нового учебно-лабораторного корпуса. Здесь в этом году прошло XVII соревнование молодых ученых Европейского союза.

Студенты МГТУ им. Н. Э. Баумана имеют возможность осваивать самое современное оборудование во время лабораторных работ, которые проводятся в НИИ прикладной механики имени академика В. И. Кузнецова.



Спутник "Бауманец", собранный руками студентов, в декабре отправится на околоземную орбиту.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)