[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Академик Российской академиинаук Н.Моисеев.
Жизнь, бывает, устраивает каждомуиз нас такие экзамены, на которыхлегко потерять свое человеческоедостоинство. Люди старшегопоколения помнят, конечно же,трагические испытания, выпавшие надолю советской науки, когдапартийные идеологи последнимисловами клеймили генетику и чуть лине врагами народа называли всех,кто поддерживал мировой взлет"лженауки" - кибернетики.Сейчас даже трудно представитьсебе, что в те, не очень далекиевремена многие, кто из-за страха, акто из корысти, помалкивали, а то иподдакивали, ясно понимая, что идутпротив истины. Но при этом всегданаходились люди, которые, невзираяна грозящие им лишения и кары, умелитвердо сказать: "Нет!", -сохраняя высокое звание Человекачести. Никита Николаевич Моисеев -бесспорно, в числе именно такихлюдей. Ученый, который в самыетрудные времена становлениякибернетики открытопропагандировал и поддерживал ее, азатем результативно работал нанескольких важных ее направлениях.

Философические заметки

Особое внимание, причем нетолько специалистов, но и широкойобщественности, привлекли работы Н.Н. Моисеева и его школы, гдеобъектом исследований сталиглобальные системы и явления - те,что происходят сейчас, и те, чтомогли бы определять жизнь на нашейпланете в будущем. Для описаниястоль больших и сложных систем и ихдинамики применяются самыесовременные математические методы,мощнейшие компьютеры для решениясистем дифференциальных уравнений(в основном нелинейных) исовершенные методы отображениярезультатов, которые позволяютпоказать, как протекают и как будутразвиваться, скажем, глобальныеэкономические или экологическиепроцессы в их сложной взаимосвязи.

Крупный специалист в областимеханики, прикладной математики итеории управления, автор 35монографий и 10 учебных пособий,академик Моисеев, отметивший вавгусте этого года своевосьмидесятилетие, давно известенисследованиями в широкомтематическом диапазоне - в теориигравитационных волн, в областибаллистики, динамики ракет испутников, движения твердого тела,содержащего жидкость, асимптотических методов нелинейной механики,системного анализа, программногометода в планировании и вуправлении народным хозяйством.

Плодотворность такого подходавидна уже по тем проблемам, которыебыли проанализированы или решеныметодами имитационногомоделирования. В их числеглобальные модели биосферы иклимата, а также развитиеестественных процессов в биосферепри различных влиянияхпромышленности и других сторончеловеческой активности. В этойработе Н. Н. Моисеевым былавыдвинута идея взаимосвязаннойэволюции (коэволюции) человека ибиосферы, идея, ставшая ужеобщепризнанной.

Для решения задач такогомасштаба академик Моисеев успешноиспользовал так называемоеимитационное моделирование -сочетание точных математическихописаний, численных методоврешения сложных задач ипредставление их результатов наэкране компьютера, когда на экранеотображаются и "живут" вовремени и в пространстве основныеобъекты больших систем.

Академик Н. Н. Моисеев - давнийавтор нашего журнала (см. "Наука ижизнь" № 7, 1967 г.; № 1, 1971 г.; № 7, 1972г.; №№ 1 и 2, 1986 г.; № 4, 1988 г.; № 6, 1991 г.).Ниже публикуются раздумья ученогоо важнейших инструментах познаниямира.

В числе работ, выполненныхшколой Моисеева, есть такие,которые имеют не только научное, нобольшое общественное и дажеполитическое значение. В первуюочередь - это имитационный анализтрагических последствийглобальной ядерной войны - тойжуткой картины, за которой ужезакрепился термин "ядернаязима", пришедший к нам избесстрастного математическогоисследования. Впрочем, слово"бесстрастный" лишь частичноотображает существо дела. Сам выбортемы, ее глубокий, честный, безскидок и прикрас, анализ сделанычеловеком с чувством высокойсоциальной ответственности,умеющим видеть не толькооригинальность и красоту научногорезультата, но и его важность длячеловечества и человека.Апокалипсическая картина"ядерной зимы" бесспорноповлияла на важнейшие для планетыполитические решения. Полезновспомнить, что ученый, решившийпредставить эту картину обществу,сам не понаслышке знал обессмысленности военногопротивостояния: Никита Николаевич -фронтовик, участник ВеликойОтечественной войны, отмеченныйбоевыми орденами, человек большоголичного мужества.

Не слепок, не бездушный лик -

Не то, что мните вы, природа:

В ней есть любовь, в ней естьязык...

В ней есть душа, в ней естьсвобода,

Но как этого достичь? Некоторымразмышлениям на сей счет ипосвящены эти заметки.

Ф. Тютчев.
Каждая эпоха рождает свой типмировоззре-
ния, новые знания и новый опытнепрерывно изменяют наши взглядына окружающий мир, на нас самих и нанаше место в нем. Но бывают периодыперестройки самих основэволюционного процесса развитиячеловека. Я думаю, что мы как раз иподходим к одному из такихповоротных моментов. И хотя угадатьбудущее нам не дано, тем не менеекое-что из будущего представляетсядостаточно отчетливо. Так я уверен,что непременно появится системановых табу и возникнетнеобходимость новых знаний. А чтоеще необходимо сегодня, чтобы небыло катастрофы завтра? Каковдолжен быть новый антропоцентризм?Он должен не просто ставитьчеловека в центр мироздания, как вбылые времена, а стремитьсяизменить себя и Природу и своеповедение так, чтобы сохранитьчеловека на планете.

В основе книги лежат соображения,как мне представляется,естественные и вполне очевидныедля любого человека, который всюжизнь занимался естествоз нанием,то есть стремился познать законы,которые управляют Природой, испособы их использования,позволяющие человеку предвидетьвозможные последствия своихдействий. Эти законы и методы ихиспользования - сутьконцентрированный опыт человека. Иследствия этого опыта (научныхисследований, и не только их)академик Вернадский называлэмпирически ми обобщениями. Они иесть опора практическойдеятельности человека, способнаязащитить его от возможных ошибок инеудач и помочь достичь желаемыхцелей. Они - необходимая основалюбого образовательного процесса:человек должен знать, какфункционирует сложнейшая система -природа Земли, которая является егоединственным домом, домом, которомуон обязан своим появлением на свети частью которого является сам.

Недавно я издал книгу"Современный рационализм"(Москва. 1995 г.Эколого-политологическийуниверситет), где попыталсяизложить свое представление ободной из важнейших составляющихсовременного мировоззрения, орационализме - этом инструментепознания, который должен бытьприсущ любой цивилизации.

Человек - порождение Природы,результат длительного ее развития,в ходе которого возникудивительней ший феномен - Разум.Это биологический инструмент,способный познавать окружающиймир. Разуму мы обязаны логикой, аследовательно, и возможностьюанализировать происходящее ипредвидеть некоторые фрагментыбудущего. Но Разум не всесилен. Емудоступно то, что "доступно".Абсолютизация возможностей Разумакрайне опасна, как и всякаяпереоценка своих достаточноскромных сил. В окружающем миреесть некоторая граница познания, закоторой лежит то, что принципиальнонедоступно тому инструменту,который нам дан Природой.Существуют вопросы, на которыечеловек не имеет и, вероятнее всего,никогда не будет иметь ответа. Яверю: на любой вопрос "КАК?", тоесть на вопрос о том, как возниклите или иные следствия тех или иныхпосылок, наука однажды найдетответы. Но всегда остается вопрос"ЗАЧЕМ?" - зачем мы пирическиеобобщения". Вот почемумировоззрение никогда не сможетбыть сведено к чисто научному,рационалистическомумиропредставлению. Я отдаю себеотчет в том, насколько такоеутверждение не соответству ет темканонам, которые пытались привитьнам в недалеком прошлом.

Но эти знания еще не естьмировоззрение. Это лишь шаг,абсолютно необходимый человеку,живущему на грани XX-XXI веков. Запоследние три столетия цивилизациядостигла удивительного могуществаи породила новый взлетантропоцентризма, стольхарактерный для античной культуры.Но теперь примитивныйантропоцентризм, основанный напредставлении об абсолютноммогуществе человека, "равногобогам", уже не безобиден, как вбылые времена. И для того, чтобыиспользовать это могущество воблаго человека, людям необходимысамые разнообразные знания и торациональное, что добытосовременной наукой. Оно должностать одной из опор мировоззрения.А значит, и цивилизации. Но я назвалсвою книгу "Современныйрационализм", чтобы подчеркнутьего отличие от рационализмаклассического и весьмараспространенного позитивизма.

Это вовсе не означает, что янедооцениваю те составляющиемиропонимания, которые не сводятсяк чисто рациональному знанию. Но ихутверждение в человеке имеетсовсем другое начало, качественноотличное от того, что мы называемобучением. Человек живет вопределенном "эмоциональномполе", играющем не меньшую роль вего действиях и его судьбе, чемточные знания. И встречатьзавтрашний день мы должны не тольково всеоружии наших знаний обокружающей Природе, но и присоответствующей настройке этогополя.

В формировании мировоззренияучаствует множество причин. Это ирелигии, и семейные традиции,встречи с людьми, собственнаяактивная деятельность и многое,многое другое. Но в процессеобучения необходимо выделитьрациональное ядро мировоззрения,то, что должно быть общим для всехлюдей, на что человек может надежноопереться в своей практическойдеятельности. Рациональное началонельзя ни с чем смешивать. И врамках рационализма нельзяговорить о Боге и любомиррациональном, то есть о том, чтоне является логическим следствиемтого или иного эмпирическогообобщения. Обязанность ученых,учителей раскрыть рациональноесодержание наших знаний, дать этотинструмент нашим ученикам.

Я человек не религиозный,хотя никогда не был и атеистом. Кактеперь я понимаю, мое неприятиеантирелигиозности - следствие тогоже суждения, которое лежит в основерационализма: я не знаюэмпирического обобщения, котороепозволяло бы мне утверждатьотсутствие Бога или Высшего Разума.О том, что я не могу утверждать иобратное, по существу я уже сказал.Но факты личной жизнинепосредственно повлияли на моемировосприятие.

Я не смею объяснитьиррациональную сущность человека.Поэтому лучше всегопроиллюстрировать свое пониманиеместа этого "поля", а значит ипроцесса формированиямировосприятия, примерамисобственного жизненного опыта. Вотнесколько эпизодов, которыеповлияли на мое мировоззрение и,вероятнее всего, сыгралинемаловажную роль в том, каксложился мой жизненный путь, моясудьба. Ведь это тоже эмпиричес коеначало. И оно может привести к рядупрактических выводов, о которых яскажу в конце этих заметок.

Но есть еще одна причина моегодетского отталкивания всего, чтосвязано с религией. У нас дома былапрекрасно изданная "Библия длядетей" с изумительными гравюрамиДоре. Я часто листал эту книгу ивсматри-
вался в иллюстрации. Всюду был Богили его пророки. Бог былвеличественен и грозен. Он вывел изЕгипта избранный им народ, вел егопо пустыне, он благословлял жертвыи грозил всем врагам своегоизбранного народа. Одним словом,Бог был страшен! Ночью мне снилисьэти гравюры, и я с плачемпросыпался. Я говорил бабушке: ведья не еврей и поэтому их Бог меняхочет убить. Бабушка утешала весьмасвоеобразно. Она говорила: ты небойся, у нас есть свой Бог, Онсильнее и Он тебя защитит. Это меняуспокаивало, и я засыпал. Современем эта книга куда-то делась,брать меня в церковь перестали,потом началась советская школа, ирелигия надолго ушла из моей жизни.

Получая однажды метрику, я узнал,что был крещен в церкви Николы вХамовниках в августе 1917 года. Моимвоспитанием, в том числе ирелигиозным, занималась бабушка.Она была лютеранкой, но каждоевоскресенье ходила к обедне ивыстаивала длинные службы вправославной церкви. Ввоспитательных целях она менябрала с собой. Но стояние в церквибыло для меня мучительным, службаказалась утомительноповторяющимся представлением иигрой, цель которой я не понимал... Яспрашивал бабушку, почему оникаждый раз повторяют одно и то же,неужели им это не надоело. И дажепредлагал варианты этой красивой,но нудной для ребенка игры в храме.Наверное, отсюда и началось моенеприятие церкви.

Во время войны я был инженером повооружению бомбардировочногоавиационного полка. Эпизод, окотором я расскажу, произошелгде-то между Великими Луками иНовосокольниками. Эта местностьтолько что была освобождена нашимивойсками. Я шел с летного поля вдеревню, где мы тогда размещались.Решив сократить дорогу, я и мойспутник пошли через заснеженныйлуг. Неожиданно взорвалась мина, иосколок прошил мой сапог, поранивногу. Оказалось, что мы шли поучастку, который еще не былпроверен саперами, а колышек сдощечкой, на которой было написано"мины", мы просто не заметили.

И все же один раз я молился,причем, как сейчас понимаю, вполнеискренне.

Мне, наверное, очень не повезло -на своем веку я не встретилсвященника, любой конфессии, скоторым я мог бы найти общий язык,который бы мне рассказал, почему онвыбрал дорогу, по которой он пошел,дело, которому он посвятил своюжизнь. Но была еще одна причина,которая мне не позволяла войти вконтакт со священнослужителями. Ямного лет преподавал в высшихучебных заведениях, и, по долгуслужбы, мне постоянно приходилосьиметь дело с преподавателямимарксизма-ленинизма. Меня поражалоих согласие безропотно и бездумноследовать в одном-единственноминтеллектуальном канале. Егоберега были столь жесткоограничены, что мне было дажетрудно называть этот каналинтеллектуальным: все мыслимыевопросы были уже решены заранее.Даже малое отступление оттрафарета считалось наказуемойересью.

Кругом были мины: шаг вперед,назад, вправо или влево грозилсмертью. Я опустился на корточки ипрежде, чем начать разгребать снег,как-то глубоко ушел в себя,перекрестился и произнес какие-тослова молитвы. Я не помню, чтопросил у Бога, но я остался жив.Разгребая осторожно снег, я нашелмину и увидел, что это была мина,по-моему, образца 1905 (точно не помню)года, но именно такая, на которойнас в академии имени Жуковскогообучали элементам минного дела.Дальше все было просто. Я знал, какобращаться с этими минами, и вскоремы были на опушке спасительноголеса. Позднее саперы мне сказали,что других пехотных мин у них небыло отродясь. Тогда я понял и смысли значение своей молитвы. Онапомогла мне собраться, не сделатьслучайной оплошности. И, может быть,это спасло мне жизнь. Я невольновспомнил свою бабушку.

В 70-х годах я проводил некоторыерасчеты по поручению комиссииЮНЕСКО по Великим озерам и частобывал в Торонто. В один из моихприездов меня пригласил в Оттавунаш посол (тогда им был А. Н.Яковлев). После встречи сработниками посольства,заинтересованными нашей работой, явернулся в гостиницу и позвонилканадцу русского происхождения,некоему Петрову, с которымпознакомился в Москве. Оннемедленно примчался в гостиницу сбутылкой вина, и у нас состоялсяочень интересный разговор. Яуслышал много такого о жизнирусских в Канаде, о чем и недогадывался.

Вот эта канонизация однойдоктрины в равной степени присуща ипреподавателям марксизма, ибольшинству священнослужителей, скоторыми меня сводила судьба. Меняпоражало нежелание говорить осамом главном - обсуждать сутьбожественного. Позднее я узнал, чтоэто просто запрещено православием.Но именно этот вопрос меня иинтересовал больше всего.

После наших работ по "ядернойзиме"* я однажды былприглашен в папскую академию, и мнедовелось в Ватикане разговариватьс одним из кардиналов. Он былдипломатичнее, более образован, чеммой канадский знакомец или терусские священники, с которыми мнеприходилось общаться. Но в нем былата же привержен ность канону, на всеготовый ответ и наличие запретныхзон для обсуждения: ни дать, нивзять - преподаватель истории КПСС.Только образованнее!

Петров был очень верующимчеловеком. Более того, он был кем-товроде старосты (или членомобщественно го совета)православной общины Канады, и онастроила в Оттаве православныйсобор. Все то, что он мнерассказывал, было ново и интересно.Речь зашла о союзе церквей, и мойгость высказал категорическоенеприятие этой идеи. Мне былоудивительно услышать из уст физикапо образованию, что сесть за одинстол с еретиком грешно ибезнравственно. Не исключено, чтотак думают многие религиозные людиразных конфессий.

Я расскажу о двух эпизодах,которые сыграли особую роль в моейжизни. Однажды я со своей младшейдочерью пошел на концерт. В этотвечер в консерватории давалиРихарда Штрауса - композитора,произведения которого редко звучатв наших концертных залах. Оркестрисполнял его "НочьПросветления". В тот вечер явпервые слушал Рихарда Штрауса, ион оказался особенным. Предо мнойсловно открылся новый мир. Янесколько дней был подвпечатлением музыки РихардаШтрауса. Она для меня действительнобыла "Ночью Просветления"! Натой же неделе мне пришлось быть накаком-то академическом совещании,где шла некая подковерная, кактеперь говорят, борьба. Когда делодошло до голосования, я подумал, акакое все это имеет значение, еслиесть люди, способные написать"Ночь Просветления". Потом ещенесколько раз я переживал нечтоподобное, все больше и большеутверждавшее мой образ восприятияокружающего.

Как уже, вероятно, понялчитатель, с религией мне просто неповезло: на моем пути невстретилось священника, которыйсмог бы мне показать то, что можетдать духовному миру человеканастоящая религиозность. Необрядовая сторона, не совокупностьпостулатов поведения, которойдолжен придерживаться любойчеловек, принадлежащий той или инойцеркви, а мудрость, котораяпривлекала к религии умнейшихлюдей во все времена, и красотамиропредстав ления, которая, какмне кажется, присуща по-настоящемуверующему человеку. Впрочем, можетбыть, здесь дело и не в невезенье:люди просто очень разные, и не всемдано увидеть красоту в религиозноммиропонима нии. Но мне повезло вдругом - удалось увидеть и познатьмного прекрасного, что делало моюжизнь содержательной и определиломногие особенности моегомиропредставления, аследовательно, и поведения, ивыбора жизненного пути в хаосеслучайного и непредсказуемого.

Перед самой войной я участвовал внебольшой экспедиции, котораяпредполагала подняться на горуБелуха с севера, с ледникаРадзевича, траверсом хребта Делоне.Наш небольшой караван - две лошади ичеловек семь-восемь альпинистов -шел по узкой тропе высоко надречкой, вытекающей из-под языкаледника. И неожиданно за одним изповоротов перед нами открыласьБелуха. Глубоко внизу лежаладолина, а надо всем навис почтипятикилометровый снежный исполин,этакий могучий и грозный Властелин.Но нет - на самом деле не Властелин,а Охранитель: на другой сторонеущелья, обращенной к югу, высоко надледником неширокой полосой поднималасьроща лиственниц. В июне деревьястояли ярко фисташковыми, и,обращенные к Солнцу, ониолицетворяли жизнь. А над этойрощей - снежный исполин, защищающийее от северных ветров.

А вот второй эпизод. В молодости язанимался "большимальпинизмом". Не очень большим,но все-таки настоящим. Я побывал вбольшинстве горных районовСоветского Союза, бывал и в Альпах,и в Скалистых горах. Но ничегосравнимого с Алтаем я не знаю.Снеговая линия на Алтае проходитзначительно ниже, чем на Кавказе, атем более в Средней Азии. Носеверная природа такова, чтодеревья на склонах,преимущественно лиственница,растут чуть ли не дотрехкилометровой высоты, гораздовыше языков ледника.

Лет через 35 я начал заниматьсяпроблемами биосферы. Когда я начализучать ее свойства как целостнойсистемы с помощью компьютернойимитации ее функционирования ичитать труды Вернадского, то у меняродилось свое представление оноосфере. Я представил себечеловечество той рощей у подножияБелухи, которая растет и тянетсявверх под защитой великана, имякоторому Природа. Вот тогда явпервые написал о том, что эпохойноосферы следует называть тот этапантропогенеза, когда человечествоокажется способным реализоватьрежим коэволюции человека ибиосферы.

Мы все остановились, завороженныеоткрывшейся картиной: перед намибыл один из символов жизни, встречас которыми и восприятие которых неменее важны для человека, чемзнание законов Ньютона и правиллогического мышления.

Мир иррационального не в меньшейстепени влияет на поступкичеловека, чем его суждения,основанные на принципахрационализма. И что, может быть,самое главное - наибольшую радость,ощущение полноты и прелести жизнидает человеку как разиррациональная составляющая егомиропредставления. Эта важнейшаякомпонента нашего бытия не может небыть в центре вниманияобразовательной и воспитательнойдеятельности общества. Мы должныучиться на нее влиять так, чтобыуберечь человечество отдеградации. Но здесь своитрудности. Учитель не можетпередать своим ученикам свойдуховный мир - это не арифметика.Люди очень разные. То, что дляодного может составить смысл жизни,для другого не стоит ничего! Ноучитель обязан раздвинуть духовныеграницы своих учеников, показатьим, приблизить к тому, о чем они дажене догадываются. Однаждыуслышанная мною "НочьПросветления" Рихарда Штрауса внеменьшей степени определилапереориентацию моей практическойдеятельности, чем разговоры с однимиз умнейших людей, которого мнепосчастливилось встретить, - сНиколаем ВладимировичемТимофеевым-Ресовским, одним изблестящих ученых ХХ столетия,стоявшим у истоков современнойгенетики.

Мир человека - это неразрывнаясвязь рационального ииррационального - интуиции,инстинктов, прозрений,непредсказуемости илинелогичности поведения... И нашдуховный мир, наша иррациональ наясущность, по-видимому,принципиально необъяснима. Мыможем лишь говорить о том, чтовлияет на ее формирование. И она -иррациональность человека - крайнеиндивидуальна, несмотря на большоеколичество общих черт у людей.

Искусство ничего не должноотображать. Это прежде всего -обращение к той иррациональнойсущности человека, которая и естьего собственное Я! Искусство должнобыть только ради искусства. Ононужно, необходимо прежде всего длятого, чтобы затронуть те струны,которые перестают звучать вповседневной обыденности, глохнутпод бременем жизненнойнеобходимости либо традиционныхматериальных стремлений. И тогда кчеловеку приходит то глубинное, чтолежит за пределами познания, но чтов неменьшей степени влияет напознаваемое и познанное, чемрациональные знания, без которыхчеловек не сможет жить на Земле. Ивместе с тем у человека возникаетощущение полноты и прелести жизни,которое, может быть, и составляет ееистинное содержание.

Путь в мир иррационального лежит,в том числе, и через познаниеискусства, главным образом, как мнекажется, через музыку и поэзию,способные в символьной форме, минуялогику и рассудочность, затронутьсамые глубинные чувства человека.

Я много писал обэкологическом императиве и не разговорил о том, что императивэкологический, то есть системаограничений человеческойдеятельности, система запретов,выполнение которых необходимо дляпродолжения процесса развитияобщества, неизбежно приведет квыработке нравственных критериев,то есть повлечет за собой императивнравственный. И это неизбежноприведет к изменению структурыценностей, позволит обрести новыецели и новые стимулы жизни.

И тогда возникает синтез, окотором мечтали представителиискусства нашего Серебряного века.Сейчас такой синтез становитсяжизненной необходимостью. Егонеобходимость была гениальноугадана нашей отечественнойкультурой еще сто лет тому назад.

Конечно, есть и чистоэволюционный путь изменениясистемы нравственных ценностей,история антропогенеза дает намтому примеры. Табу "не убий!",запрет на убийство себе подобного вборьбе за самку утвердился на зарепалеолита, когда появились первыекаменные топоры и наши предкиовладели огнем. Этот запрет вывелчеловека из эволюционного тупика,куда его загнало "развитиетехники", и обеспечил развитиечеловеческого разума, котороемогло в результате гибели егоносителей постепенно заглохнуть -неизбежно стала бы менятьсяструктура генетическогопотенциала человека. Знаменитыйавстрийский этолог Конрад Лоренцутверждает даже большее: не обладаяинстинктом волка, когда победительотпускает побежденного,подставившего свою шею под егозубы, люди без табу на убийствопросто перебили бы друг друга.

Как это может произойти? Ипроизойдет ли вообще? Одних решенийООН или постановлений правительствздесь явно будет недостаточно. Да ицерковь может лишь помочь, и то внебольшой степени. Вспомним:заповеди Нагорной проповедиизвестны две тысячи лет, ничегоболее высокого никто никогда непроизнес, а многое ли они изменили вповедении человека?

Теперь у нас нет этих тысяч лет,нет и сотен. Экологический кризисгрядет неумолимо - он уже на пороге.Конечно, законы самоорганизациисработают и сами по себе. Но этобудет связано с ожесточенной

Благодаря утверждению этого табу,возникли основы морали древнегочеловека, и его эволюция сменилаканал - биологическое развитиеуступило место эволюцииобщественной. Чисто биологическоеразвитие человека и, следовательно,его мозга стало замедляться. Ноколлективный Разум и накоплениеинформации продолжали развиваться,причем все ускоряющимися темпами.Однако сам Разум в этом процессеразвития не участвовал: все шлосамо собой, действовал все тот жеестественный отбор. Те роды,племена, в которых утверждалсязапрет на убийство соплеменников,обгоняли в своем развитии другие ибезжалостно уничтожали отставших.Прошли десятки, а может, и сотнитысяч лет, прежде чем произошлаокончательная перестройкаэволюционного процесса, и человекнаучился жить в новых условиях.Вероятно, лишь два, три десяткатысяч лет отделяют нас отутверждения на Земле современногочеловека - кроманьонца.

Я не могу ответить на такойвопрос. Но в одном убежден: человекне имеет права отказаться от поискаэтой альтернативы. Сегодня, бытьможет, мы открываем самуюдраматичную страницу историичеловечества. Все отчетливеевырисовывается невозможность,"абсолютная тупиковость" тогоестественного пути общественногоразвития, той "извилистой тропысамоорганизации", которой шлочеловечество до сих пор (хотя идостигло удивительных успехов).Такое понимание становитсядостоянием не только отдельныхученых, как это было четверть векатому назад. Оно постепенностановится достоянием миллиардовлюдей, живущих на Земле.

борьбой за ресурсы, за место подСолнцем. С кровью и гибельюмножества людей и даже целыхцивилизаций. А есть ли учеловечества альтернативаразвития?

Она возникнет не из пустоты. Онаможет развиться только из того, чтоуже есть внутри нас, подобно тому,как человечество, и ранеепереживавшее кризисы, находиловыход в той потенции, которая былазаложена в него Природой. Ключ,способный открыть дверь в будущеечеловечества, я думаю, окажетсясинтезом Разума и тогоиррационального начала, котороезаложено в людях. От того, какКоллективный Разум сможетопереться в том числе и наиррациональное начало, зависитсудьба человека как биологическоговида. Наука может формулироватьнеобходимые ограничения, целуюсистему табу, но сможет личеловечество принять их? Каковыздесь возможные пути преодолениянеизбежных противоречий и путисинтеза?

Человечеству предстоит сменапарадигмы развития, переход вдругой эволюционный канал, подобнотому, как это случилось в началепалеолита, когда оно постепенноперешло от биологической эволюциик эволюции общественной. Но каковбудет теперь этот новый канал,никому пока неизвестно. Хочетсядумать, и я в этом убежден, что выборпути развития немыслим без участияколлективного интеллектачеловечества. Не утопии, котораяявляется плодом размышления тогоили иного мыслителя, а именноКоллективного Интеллекта. Значит,вопрос состоит не в том, чтобысоздать конструкцию, подобную мируКампанеллы или Маркса, а в том,чтобы "запустить"Коллективный Интеллект - направитьего усилия на поиск необходимыхсоставляющих тех цивилизаций,которые окажутся способнымисоздать новую "парадигмуразвития".

Может быть, это прозвучит какбанальность, но многие, многиестандартные ценности после этихвстреч стали для меня простожизненной суетой. Постепенно я сталпо-настоящему ценить свободноевремя и думать о том, что мнеинтересно.

Достоевский сказал: "Красотаспасет мир". Но ведь мы все оченьразные, и наше восприятие ипонимание прекрасного тожеразнится. Я специально долгоговорил о том, что мне не даноувидеть и понять ту красоту,которая есть в религиях. Но ведьвстретил же я Рихарда Штрауса, ведьдовелось же мне пройти тропой кподножью Белухи! И были еще встречи,подобные этим. И они не только мнедали минуты истинного счастья, но и"перевернули душу", во многомопределили мой внутренний мир, моиоценки и стремления.

Я, например, убежден, что тот, ктоувидел рощицу лиственниц,тянущуюся вверх под защитойснежного великана, никогда несможет стать "новым русским",строящим уродливые кирпичные"шатойки" (от французского -шато, то есть замок) и калечащимпрелесть подмосковной природы.

Но для другого человека, вероятно,нужно совсем иное - его духовный мирпросто "генетически настроен надругие частоты". Но я убежден, чтодля каждого человека есть своя"Ночь Просветления". Нужнотолько однажды ее узнать! И помочьнайти ее и есть, может быть, главнаязадача Учителя.

Мне представляется, что этомупринципу отвечает русская народнаямузыка, русские народные песни. Ксожалению, они почти забыты, хотярусская классическая музыка XIX векашла от народной музыки, от тогоединства с Природой, которая ейсвойственна. Если говорить о раннемдетском возрасте, детском саде ипервых классах школы, то мнепредставляется, что все предметноеобучение должно иметь этотэстетичес кий фон. В старшихклассах центр тяжестиэстетического образования долженво все большей степенипереноситься на внекласснуюдеятельность. Не меньшее значениеимеет и русская литература. Она дляэтого дает удивительногоразнообразия материал,демонстрирующий самые разныеоттенки "звучащей струны".

Вот почему процессы и приемыобучения, которые мы используем,чтобы научить человека владетьметодами, разработанными на основерационального мышления, совершеннонедостаточны для воспитания того,что принято называть духовностью.Надо уметь показывать, может быть,даже иногда и не объясняя: слышащийда услышит! Поэтому, может быть,надо начинать с эстетическоговоспитания, прежде всего сэстетического восприятия Природы.Это основная задача воспитаниячеловека в самом раннем возрасте -детский сад, семья, первые классышколы. И уже на этом этапе огромнароль музыки. Ибо прежде слов идутсимволы. Именно они проникают вдушу человека, определяют егодуховный настрой и лишь иногда,вербализируясь, превращаются всуждения или действия. И еще раз:особенно важны те символыискусства, которые так или иначероднят нас с Природой.

Экологией сегодня принятоназывать науку о собственном доме,то есть о биосфере, ее особенностяхи ее взаимоотношениях с человеком,а человека с остальными людьми.Человек должен знать, что можноделать, а чего нельзя ни при какихобстоятельствах. Но выучить это -еще полдела. Надо, чтобы он следовалобученному. Чтобы он просто не могвести себя по-другому. Здесь,конечно, надо говорить и о самойструктуре общества, ее институтах имногом другом, о том, что мнехочется назвать "экологическимсоциализмом". Но это уже хотя иблизкая, но другая тема.

Не только знаменитое Тютчевское"Не то, что мните вы, природа...."- стихотворение, которое должновойти во все хрестоматии порусскому языку и экологии. Разве нето же демонстрирует нам долгонедооцени ваемая нами поэзияСеребряного века? В ней то жестремление к синтезу слов исимволов, музыкальных прежде всего.Об этом писали русские мыслители,близкие к символизму, прежде всего -Д. В. Мережковс кий и В. С. Соловьев.Об этом же говорили и сами поэты,например Валерий Брюсов иАлександр Блок. Знаменитоебрюсовское "Где вы, грядущиегуны..." действует на человека нестолько словами, сколько музыкойстиха. Все это наследие сегоднядолжно быть пересмотрено ииспользовано для духовноговоспитания наших юных граждан.


*Так называется большаяработа академика Н. Н. Моисеева игруппы его сотрудников, получившаяогромный международный резонанс -среди не только ученых, но иполитиков. Об этой работе Н. Н.Моисеев рассказал в журнале"самый интересный журнал Наука и жизнь " (№№ 1 и 2 за 1986год).
Никита Николаевич Моисеев высказалв своих "Философическихзаметках" мысли, которые носятсяв воздухе, сформулировал идеи, нанаш взгляд, - самые важные, самыенеотложные для всего человечества.Земля - наш единый дом, со всем и вся,что есть на ней. И если каждый из насв отдельности и все мы вместе неосознаем первостепенностивозникших проблем и противоречий -и в малом, и в глобальном -человечество погибнет. Но осознать- это и много, и мало, нужно найтипути преодоления. Над этим, конечно,думают многие. В этом номере мыпредставляем читателюопределенный спектр размышлений наэту тему:

А закончить свои заметки я хочудругим утверждением: задачавоспитания нового человеека,человека эпохи ноосферы совсем небезнадежная. Человек в гораздобольшей степени обучаем, чем этообщепринято считать. Конечно, вкаждом человеке заложено некоеиррациональное начало. У каждогочеловека свой собственныйвнутренний мир, отличный от мирадругого человека. Но духовные мирыне возникают сами по себе, и онивовсе не случайны. И если люди хотятсохранить себя, свой род, то, чтонакоплено культурой затысячелетия, им необходимо нетолько знать современные научныетеории, но и научиться восприниматьте символы красоты, которые есть вокружающем нас мире или созданычеловеком.
Только тогда может возникнуть тотсинтез, то единение с Природой,когда само понятие антропоцентризмпотеряет смысл.

Отчет о недавно состоявшейся набиологическом факультетеМосковского университета имениЛомоносова Международнойконференции "Биология,гуманитарные науки иобразование", девиз которой был:"Соблюдение нравственныхпринципов в отношениях с природой -одна из самых важных задаччеловечества". (Стр. 50.)

Философские раздумья академикаН. Н. Моисеева. (Стр. 12.)

В новом, 1998 году, журналпредполагает продолжитьпубликацию серии статей академикаМоисеева о глобальных проблемахсовременного мира. Это егоразмышления о судьбах России, обэкологии в масштабах планеты, омиссии человека.Вообще есть, зачеместь Вселенная. Единственныйразумный ответ, который я знаю, данКозьмой Прутковым: А никогда такогоне было, чтобы ничего не было! Можетбыть, я не совсем точновоспроизвожу фразу чиновникапробирной палаты из гениальногопроизведения трех остроумнейшихлюдей прошлого века, но это не стольуж важно.

И, наконец, рассказ об учителебиологии в поселке Верхний Перевалуссурийского края БорисеКонстантинови че Шибневе. Он создали воплощает в жизнь свой методобучения детей, прививая им тевзгляды, те нравственные нормы, окоторых говорят теоретикисовременных концепцийгуманитаризации биологии. Вдалекой уссурийской тайге этотросток уже пророс и расцвел. Этовнушает надежду. (Стр. 55.)




"Абсолютная Истина" - мираж,который всегда отдаляется по меретого, как человек обретает новыезнания, формирует новые "эм












Родители: Николай СергеевичМоисеев и Елена НиколаевнаМоисеева, урожденная фон Мекк.



Академики Г. А. Заварзин и
Н. Н. Моисеев в подмосков номосеннем лесу.


Маленький Никита Моисеев(справа) с двоюродным братом. 1923 год.

Горы - давняя любовь НикитыНиколаевича. На фотографии -академик Ф. И. Черноусько, академикН. Н. Моисеев и член-коррес пондентРАН, директор Вычислительногоцентра Ю. Г. Евтушенко.




Академик Никита Николаевич Моисеевв своем кабинете на даче.



В начале 80-х академик Моисеев читаллекции в Университете Торонто. Наснимке рядом с НикитойНиколаевичем его жена, АнтонинаВасильевна, и внук профессора П. И.Медова, работающего в Канаде.




23 августа 1997 года. В этот деньродственники и друзья собрались надаче Моисеевых, чтобы поздравитьНикиту Николаевича с 80-летием.




Один из подарков, полученныхюбиляром, - только что изданные трикниги его воспоминаний, раздумий истатей.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)