[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)


Говорит Даниил Александрович Гранин.


О том, что в Санкт-Петербурге в январе 2000 года прошла конференция"Российское естествоз нание на пороге третьего тысячелетия", организованнаяадминистрацией города и Международ ной соросовской программой образованияв области точных наук (International Soros Science Education Program, ISSEP),журнал уже сообщал своим читателям (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 2000 г.).Однако есть повод вернуться к этому событию еще раз. В рамках конференциив Доме ученых Санкт-Петербурга состоялся диспут "Благотворительность вРоссии: проблемы и перспективы". Полезность спонсорства в науке никем изприсутствовавших оспорена не была. Только вот само спонсорство, по крайнеймере в том масштабе, как его в течение многих лет осуществлял у нас американскиймиллиардер Джордж Сорос, на этом, похоже, прекращается, и состоявшийсяразговор правильнее считать подведением итогов, нежели обозначением перспектив. В. Н. Сойфер, доктор биологических наук, председатель правления ISSEP. На протяжении более чем девяти лет г-н Сорос предоставлял огромные средствадля поддержки науки и образования в России. Сначала акция осуществляласьчерез Международный валютный фонд, который распределил на территории странбывшего Советского Союза 125 миллионов долларов, из которых 78% пошло нанауку, ученых и научные учреждения в Российской Федерации. Затем был созданнаш фонд, наша программа, и в рамках этой программы на протяжении шестилет было распределено 96 миллионов долларов. Помимо нашей программы существовалии еще существуют другие соросовские инициативы. Всего Джордж Сорос вынули отдал 1 миллиард долларов из своего личного кармана на науку и образование.И вот по прошествии этих лет стоят вопросы: оправдано или не оправдано,гуманно или не гуманно, этично или не этично оказание помощи такого рода?Не есть ли это вползание со своими долларами в чужую душу? Вопросы возникалии возникают в умах самых разных людей на разных уровнях. Споры велись внаучных и министерских кругах, в Государственной Думе, в прессе.Практика благотворительности возникла в мире, естественно, не в связис акцией Сороса, и Россия - одна из тех стран, где идеи благотворительностиглубоко и издревле укоренены. И все-таки в XXI век мы входим с тревожнымощущением, что, может быть, делали что-то не то, что жить нужно было как-тоиначе...Я не думаю, что наша программа будет существовать долго. Тем не менеемне представляется важным понять, адекватно ли требованиям жизни в Россиито, что мы делали, каковы не только нравственные, но и юридические вопросы,полезен ли опыт программы образования для других благотворительных фондови организаций?Мы давали индивидуальные гранты. Сначала профессорам, аспирантам, студентами учителям, потом, по предложению академика А. А. Богданова, была добавленакатегория доцентов, поскольку они несут очень большую нагрузку как преподаватели.Плюс к этому мы проводили общие мероприятия - конференции для учителейпо всей стране, на которых выступали профессора и доценты с лекциями опоследних достижениях науки. Так была поставлена задача: ни в коем случаени о себе, любимом, ни о своем институте, ни о давних временах, а о последнихдостижениях науки, потому что в России начал ощущаться информационный голод,и это в той стране, где были миллионные тиражи журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ",который фактически входил в каждую интеллигентную семью. Наступили трудныевремена, и в каждую семью он входить уже не может. То же самое случилосьс журналами "Химия и жизнь", "Знание - сила" и т. п.Мы проводили соросовские олимпиады школьников, которые принципиальноотличались от официальных олимпиад. В них не было ничего такого, что направленона желание поймать школьника на ошибке, кого-то натаскать и дать ему возможностьвыиграть. Наша задача была проста: основываясь на курсе среднешколь ныхзнаний, построить задачу так, чтобы каждому ученику было интересно игратьв эту игру и показать себя себе, а не другим.Мы начали издавать "Соросовский образовательный журнал", который вызвалбольшой интерес среди учителей и стал важной частью образования в России.Наши гранты получили 1461 профессор и 1423 доцента. Эти 2884 человекаопубликовали 1100 монографий и учили 300 000 студентов страны (мы знаемих поименно и можем представить списки, если понадобится). Под руководствомэтих профессоров и доцентов не менее 30 000 человек выполняли за эти годынаучную работу. Если говорить о студентах и аспирантах, то оказывается,что молодежь даже перегоняет своих учителей: они опубликовали 8 500 статей,сделали 11 300 докладов на российских и международных конференциях, участвовалив выполнении работ по 6 500 исследовательским грантам. Эти люди училисьв 256 вузах страны... (Позволим себе больше не приводить красноречивыхцифр из выступления В. Н. Сойфера, отослав читателя к прошлогодней публикациижурнала "Инвестиции без риска", см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 2, 1999 г., ведьважен порядок цифр, а еще важнее то, что за ними стоит. - Прим. ред. ) Ю. А. Владимиров, академик РАМН. Программа полезна тем, что онафизически поддержала профессоров, доцентов, аспирантов, учителей. Они моглиработать, не отвлекаясь на другие заработки и приработки. Кроме того, мыполучали деньги за свою высокую профессиональную квалификацию, именно этопроизвело на общество благоприятное и сильное впечатление, ведь имела местомощная поддержка людей, относящих себя к интеллектуальному слою. И, наконец,программа ISSEP принесла безусловную пользу образованию благодаря организацииконференций для учителей и "Соросовскому образовательному журналу". Этитри момента не вызывают у меня никаких сомнений. М. Я. Пратусевич, четырежды соросовский учитель. Я хотел бы отметитьеще два момента. Во-первых, образовалось сообщество соросовских учителей- это 16 000 школьных преподавателей по четырем естественно-научным предметам.Принципиально новое научное сообщество, и оно уже никуда не денется. Во-вторых,сама система отбора соросовских учителей, когда оценку давали ученики,успешно сдавшие экзамены в вуз, есть нечто уникальное, она представляетсобой реальную альтернативу чиновничьему отбору. Единственным ее недостаткомможно считать трудоемкость процедуры: опрашивается огромное число молодыхлюдей для того, чтобы получить качественный отбор, но в этом и весь смысл.И, наконец, программа помогла сохранить чувство собственного достоинствалюдям, которые занимаются фундаментальными науками. В последнее время сталаощущаться тенденция: вы уже свое дело сделали, наступило постиндустриальное информационное общество, ваши физика с математикой никому ненужны! Безумно скатывается вниз естественно-научная квалификация общества.Того, что было стыдно не знать двадцать лет назад, теперь никто не знает.В этом смысле соросовская образовательная программа поддержала наше учительскоесамоуважение и самосознание. Г. Н. Фурсей, вице-президент Лиги защиты культуры, соросовский профессор. Очень жаль, что программа кончается. Она сохранила людей в нашей стране.Программа была организована так, чтобы мы работали именно здесь. Но онане только сохранила привычную нам среду общения, но и помогла установитьконтакт с учителями, раньше такого союза не было: соросовские профессора- соросовские учителя. Чтение лекций для учителей стало нашей обязанностьюи было всегда отлично организовано. Мне кажется, что проблема сохранениялюдского потенциала в нашей стране оборачивается проблемой сохранения одаренныхдетей, научных школ. На примере алгоритма программы IssEP нам нужно сделатьвсе возможное в России, чтобы поддержать сохранение носителей знаний икультуры в нашей стране. Все остальное второстепенно. Е. М. Лукша, учитель 92-й гимназии г. Санкт-Петербурга. В нашейгимназии семь соросовских учителей, кроме того, грант выдан и самой гимназии.С его момощью мы смогли закупить оргтехнику, получить доступ в Интернет.У нас район, где сосредоточено большинство предприятий военно-промышленногокомплекса города, то есть техническая интеллигенция, и других спонсоров,кроме Сороса, у нас нет. Мы очень хотим говорить об этой программе в настоящемвремени. А. В. Омельченко, соросовский студент и соросовский аспирант. У нас традиционно почему-то считается, что оказанная помощь - первый ипоследний шаг. Дали тебе деньги, ты их получил - хорошо это или плохо,но на этом все и кончается. Я хочу сказать, что помощь программы ISSEPне есть только те деньги, которые нам дали, и не только те конференциидля учителей, которые повсеместно проведены, и не только те запланированныежурналы, которые изданы. Это есть некая инициация процесса, ответственностьза него лежит на нас. Приведу такой пример. При общении хорошего студентаи хорошего преподавателя может возникнуть ситуация, когда студент "не дотягивает",но будет хорошо, если оценку он получит чуть выше той, которую в данныймомент заслужил. В этом случае студент уходит с ощущением долга, а долгинужно отдавать. Такая именно история произошла с моим учителем: он сдавалакадемику экзамен, результатом которого через 35 лет стали его собственныенаучные исследования по тому вопросу, который он недосдал. Подобная ситуацияслучилась и с нами, соросовскими студентами и соросовскими аспирантами.Нас поддерживали, и мы должны были чем-то ответить. Поэтому мы стали издавать"Вестник молодых ученых". Этот журнал можно считать младшим братом "Соросовскогообразовательного журнала", в котором, как известно, печатаются только профессораи доценты, мы же публикуем работы студентов, аспирантов и соросовских учителей.Свои статьи присылают нам даже школьники! На нас подписываются в Мурманске,Магадане, Новосибирске, Томске, Самаре... Нашу инициативу оценили и поддержалимногие ученые, ректоры нескольких университетов, министерство по наукеи технологиям, ректор МГУ В. А. Садовничий стал председателем редакционногосовета. А сейчас, когда журнал состоялся, мы получили поддержку программыISSEP. Поэтому я считаю, помощь Сороса - это импульс для ответных действий. А. А. Богданов, академик РАН. Вопрос стоит так: нравственно липолучать иностранную помощь в сфере науки и образования? Нравственно, потомучто дело, которым мы занимаемся, называется "учить детей"! А. Д. Ноздрачев, соросовский профессор. Назначение соросовскойобразовательной программы, в моем понимании, не только поддерживать нашунауку и образование, но и заставить чиновничий аппарат повернуться к намлицом. Это момент, на который, как правило, не обращают внимания. Но вПитере, по крайней мере сейчас и по крайней мере в рамках тех возможностей,которыми располагает администрация города и области, это произошло. Спасибо.А что до иностранцев, так наука - дело интернациональное. Создавая академию275 лет назад, Петр I пригласил иностранцев, в воспитание которых быливложены деньги, и они поставили нам науку. Это исторический факт.



Д. А. Гранин, писатель. И все-таки многие говорят плохие словав адрес чиновников и тех людей, которые подозрительно относятся к ФондуСороса. Но надо понять, что дело не в том, чтобы убрать этих чиновникови пригласить новых. Мы в России отвыкли от милосердия и от благотворительности.Нас отучили, приучив к тому, что милосердие - мелкобуржуазное понятие,а благотворительность - вообще плохо, потому что у нас государство занимаетсятем, что обеспечивает всех и всем, чем нужно. Заслуга, о которой не говорят,заслуга Фонда Сороса, Международной соросовской программы образования состоитв том, что в течение шести лет у нас пропагандировалось понятие благотворительности- бескорыстной, беспричин ной и непонятной. Но ведь это и упрек всем нампотому, что в России есть свои миллиардеры, которые никак не реагируютна пример Сороса. И мы не испытываем чувства стыда за Россию. А это стыдно!Благотворительная деятельность, если вдуматься, придает смысл нашей жизни,эта та счастливая возможность, которая хоть как-то оправдывает человеческуюжизнь. С. А. Басов, директор отделения Фонда Сороса в Санкт-Петербурге. Когда я слышу слова благодарно сти в адрес программы, то думаю о наработанномпрограммой механизме распределения выделяемой помощи. Ведь соросовскиепрофессора, доценты, студенты, учителя ни о какой помощи не просили. Программасоздала очень четкий и реально работающий механизм, с помощью котороговы пришли в эту программу как лучшие в своих научных дисциплинах и независимоотобранные. Поэтому благодарить нужно вас за ваши достижения. Мне кажется,следует подумать о том, как механизм отбора, который создан в программеISSEP, передать нашим органам управления наукой и образованием. Что касаетсяистории, то ведь в Российской империи не было мощной законодательной базыв сфере благотворительности, но были социальные институты, когда преждевсего царствующая фамилия уделяла этому огромное внимание. Взгляд одногосоциального слоя на другой рождал социальные механизмы благотворительности. В. Н. Сойфер. С самого начала я говорил Джорджу Соросу, что концомобразовательной программы в области точных наук будет то, что мы объединимлюдей, мы их познакомим, подружим и они проникнутся чувством необходимостидруг в друге. Что-то вроде ассоциации соросовских лауреатов. И вы это здесьпродемонстрировали.Я не понимаю людей, которые с оттенком недовольства и даже презренияговорят об отборе элиты. Я считал и считаю, что, если общество уважаетсебя, оно должно уважать и свою элиту, должно ее знать и выделять. Этонепреложная характеристика каждой уважающей себя нации. Вы, сидящие в этомзале, - элита. Вас выбрало общество.Мне кажется важным, что несколько сторон нашей благотворительной деятельностибыло направлено на то, чтобы поддержать учителей. У каждого учителя среднейшколы 30-40 учеников, у них, по идее, - 60-80 родителей, порядка 120-140тетей и дядей, есть еще другие родственники. Если Сорос и стал знаменитымв России, то это случилось именно благодаря нашей программе, а не чему-тоеще.По-моему, наша программа выиграла в том, что провозгласила принцип независимого от комитетов отбора. До сих пор это как нож по сердцу высокогоуровня чиновникам, они не могут этого воспринять. Очень важным было и то,что работа программы основывалась на массовости чисел - не на знаниях одного-трех.Для того чтобы выбрать соросовского учителя, его должны были одновременноназвать десять человек. Кстати, сам Сорос с этим не согласен, считая, чтонадо экспертов слушать. "Кого? Студентов? Да они назовут первую пришедшуюв голову фамилию. Студент - это же безответственный человек!" - и он говорилэто искренне. Д. А. Гранин. На меня прозвучавшее здесь единодушие оценок произвелобольшое впечатление. Беда нашего общества состоит в том, что мы пересталивообще доверять кому-либо. Нам некого любить. Вот ушел Сахаров, ушел Лихачев.Это потеря не просто крупных ученых, это - потеря любви. Я думаю, что когдаваша организация проводила отбор учителей и ученых, то она открывала людей,которые достойны любви, признательности и уважения. В. Н. Сойфер. Самим фактом избрания являлась любовь. Ученик писал,что его любимая учительница - такая-то. Это акт признания в любви. Д. А. Гранин. Этим самым как бы увеличивалось производство добрав нашей жизни. Ведь у нас есть кого любить и признавать, хотя бы в своемдетстве и юношестве. Записала Н. ДОМРИНА.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)