[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Мы знаем, что среди наших читателей многие владеют товарными знаками, еще большее число подписчиков журнала собирается ими обзавестись. Поэтому постарались принести самую полезную для них информацию с конференции и уберечь российских производителей от пиратов XXI века.

В Москве прошла VI Международная конференция серии "Создание и продвижение брэндов на российском рынке". (Если кто не знает: брэнд - это товарный знак в совокупности со всеми идентификаторами товара (услуги) от дизайна фирменных знаков до рекламных моделей.) В нынешнем году тема ее звучала так: "Брэнд. Российское законодательство и мировая практика". Все, кто успел аккредитоваться на весьма значительный деловой форум, получили ценнейшую информацию о том, как обеспечить брэнду долгое и успешное существование. Обсуждался широкий спектр вопросов: от разработки торговой марки и стоимости брэнда до его роли в продвижении продукции на рынках. Бесспорно, самыми актуальными оказались темы, посвященные регистрации товарных знаков в России, мерам по защите от подделок и имитаций брэндов, созданию систем, охраняющих их владельцев от пиратства - попросту воровства интеллектуальной собственности. К сожалению, российское законодательство не успело выработать достаточные меры, чтобы гарантировать неприкосновенность торговой марки и "дети лейтенанта Шмидта" возликовали.

Воровство интеллектуальной собственности встречается на каждом шагу, оно приняло прямо-таки характер эпидемии. Речь идет не о подделках под брэнды (они, как правило, недолговечны в силу низкого качества. Пример: шоколад "Аленка" из Старого Оскола), а о пиратском нападении на саму торговую марку. При этом, не обремененный излишней совестью, предприниматель решает, что, пустив на рынок любую продукцию под уже известной чужой маркой, сразу же обеспечит себе прибыль. По сути, это паразитирование на чужом брэнде за счет его расширения на свои товары. Пират регистрирует уже раскрученный чужой товарный знак (как правило, зарегистрированный) на тот класс товаров или услуг, которыми сам намерен торговать (разумеется, они отличаются от товаров (услуг) истинного владельца брэнда). Случается, что владельцы паразитических регистраций переходят в наступление на владельца основного знака, пытаясь заблокировать его использование в хозяйственной деятельности на основании того, что знак-паразит зарегистрирован для таких товаров, как "упаковочные материалы", или таких услуг, как реклама, транспортные перевозки и розничная торговля.

- Начальный этап становления рыночной экономики в Российской Федерации связан с нецивилизованным поведением участников хозяйственного оборота в сфере прав интеллектуальной собственности, в частности прав на товарные знаки, - рассказал кандидат юридических наук, партнер международной юридической фирмы "Бейкер и Макензи" Е. А. Ариевич. - К сожалению, ни действующее законодательство, ни правоприменительная практика не в состоянии в полном объеме противостоять подобной узурпации прав.

А ведь ничего бы не произошло, если бы питерская пивоваренная компания с самого начала защитила свою торговую марку по классу 3 Ведь защитила она ее по 10 классу, чтобы исключить появление в продаже презервативов "Балтика". Справедливость восторжествовала только потому, что у "Балтики" была комплексная защита всех идентификаторов брэнда по блокирующему классификатору (то есть по широкому спектру товаров). Вывод хоть и необычен, но закономерен. Чтобы у вас не отобрали родной брэнд, вы просто обязаны защитить его по блокирующему или сплошному перечню товаров при регистрации.

От патентного поверенного юридической компании "Усков и партнеры" Вадима Валерьевича Ускова мы узнали интереснейшие детали нашумевшего дела "Сигареты Балтика". Несколько лет назад в Подмосковье нашелся производитель сигарет, который решил воспользоваться хорошей репутацией брэнда питерской пивоваренной компании "Балтика", чтобы выпустить на рынок свою продукцию. Сигареты "Балтика" № 3 и № 9, пачки которых практически один в один имитировали фирменную стилистику пивоварен ной компании, появились на прилавках одновременно. Пират воспользовался тем, что товарный знак "Балтика" не был зарегистрирован в патентных органах по 34 классу, в который входят в том числе и сигареты. Но пират не ведал, что все фирменные знаки пивоваренной компании "Балтика" были защищены: и герб, и 3 волны, и написание слова "Балтика" - во всех возможных сочетаниях, включая цветовую гамму фона - по очень широкому перечню классификатора Роспатента (включая "сигареты"). Единственное отличие дизайна "картинок" было в гербе: на сигаретах красовались листья табака, а не хмеля (см. фото). Когда дело было передано в арбитражный суд, судье пришлось обращаться в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС), чтобы специалисты сверили гербы и подтвердили их "однородность до степени смешения". Специалисты подтвердили. Пиратство было пресечено и наказано.

Внимание! Рассчитывая, что ваш торговый знак защитит блокирующий или сплошной классификаторы, помните: их жизненный цикл 5 лет. Через 5 лет товарный знак может быть аннулирован. Поэтому уже через 4 года, до окончания базовой регистрации вы должны подать заявку в отношении того же брэнда.

На конференции ясно прозвучало, что патентное ведомство, допуская регистрацию чужих зарегистрированных знаков в отношении иных товаров или услуг, фактически потворствует недобросовестной конкуренции. Ведь если товары или услуги признаны однородными, "пиратская" регистрация невозможна (к примеру, две разные фирмы не могут выпустить помаду и пудру под одной торговой маркой "Лера"). А специальные документы (Руководство по методике государственной экспертизы заявок на регистрацию товарных знаков) предусматривают, что для признания товаров (услуг) однородными достаточно существования реальной возможности "ситуации совместной встречаемости соответствующих товаров и услуг" (к примеру, очевидна "встречаемость" сигарет и пива, конфет и чая, фар и шин, и так далее). Очень скоро в российском законодательстве произойдут перемены, но "до поры" производитель должен защитить себя сам. Поэтому в отличие от многих других стран, у нас "работают" блокирующий и сплошной классификаторы, когда нужно оградить брэнд от возможного пиратства.

Активные действия конкурентов всегда спровоцированы либо плохой защитой, либо ее отсутствием вообще.

- Не следует ставить знак равенства между брэндом и товарным знаком, - полагает В. В. Усков. - Брэнд - это комплекс идентификаторов, все то, что делает ваш товар узнаваемым. Его и нужно защищать. Безусловно, товарный знак - ключевая часть в защите брэнда, но не единственная.

"Разрабатывая брэнд, защити себя сам", - именно эту мысль, высказанную неоднократно, я бы назвала девизом прошедшей конференции. Многие приехали в столицу, чтобы научиться защищаться. Еще один интереснейший способ защиты - диверсионный анализ брэнда. Он сводится к моделированию возможных неприятностей, которые могут навредить вашему брэнду и, соответственно, принятию превентивных мер. Диверсионный анализ нужно проводить "по всем направлениям": от товарного знака и дизайна продукции до рекламных моделей. Вспышки непорядочной конкуренции легко гасить, если научиться их предвещать. Потребовалось бы немного времени для понимания, что после сока "Добрый" последует "Славный", марку "Фери" скопирует "Мери", а нишу "Санлайт" попытается занять "Саншайт". Давно видели на прилавках молоко "33 коровы"? В известный брэнд были вложены миллионы, а потом выяснилось, что нарушены авторские права Наума Олева - автора одноименной песни. При соответствующем предварительном анализе брэнда его аварию можно было бы спрогнозировать.

Предположим, вы придумали брэнд, отправились в патентное ведомство, проверили его "чистоту" и подали документы на регистрацию. Она в обычном порядке продлится целый год. За это время производитель, как правило, запускает брэнд в жизнь: разрабатывает торговую марку, дизайн упаковок, картинки. Все атрибуты (если не искать неприятностей) опять проверяются, регистрируются. Как на этом этапе защитить дизайн? Надежный и очень дешевый способ придумали в середине 60-х годов американцы. Владелец дизайна должен послать самому себе конверт с полным описанием дизайна. Таким образом он депонируется. Запечатанный конверт - верный способ избежать похищения интеллектуальной собственности. Если на ваш брэнд еще не получено свидетельство о регистрации, а этикетку уже начали "пиратить" и есть депозит в виде почтового отправления, - смело обращайтесь в арбитражный суд и ваши права будут восстановлены.

Материал подготовила А. Магомаева

На сегодняшний день меры предосторожности неудобны, но, исходя из "эпидемической" ситуации, необходимы. И все же есть надежда, что скоро и владельцам брэндов, и патентным органам станет жить легче. Во всем мире начался переход от понятия "однородность товаров (услуг)" к понятию "возможность ассоциации". Во втором случае заявка на регистрацию товарного знака, тождественного или сходного до состояния смешения с ранее зарегистрированным (или заявленным на регистрацию), будет автоматически отклонена, если знак регистрируется под товары (услуги), которые могут вызвать представление о существовании связи между ними и владельцем ранее зарегистрированного знака. Когда эта существенная поправка будет узаконена, "пиратство" исчезнет с рынка. Судя по тому, как решительно настроены профессионалы, ждать осталось недолго.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)