[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

В результате действия этого не очень хитрого механизма спрос и предложение уравновешиваются и цена товара стабилизируется на уровне, определяемом издержками производства, доставки к потребителю, потребностями и возможностями общества в целом.

Удивительнейшая наука экономика большинству из нас знакома лишь постольку, поскольку существуют цены. Многие, наверное, знают, что если спрос на какой-либо товар (или услугу) превышает предложение, то цена товара растет. Рост цены снижает спрос на него (уменьшается число покупателей из-за ограниченности средств) и увеличивает его предложение (стимулирует производство, поскольку растет прибыль от продажи). И наоборот, если предложение превышает спрос, цена падает, что увеличивает спрос и снижает предложение по обратным причинам.

Ну а как же обстоят дела с единичным товаром, которого нет и не было ранее на рынке? Например, вы сплели какую-то красивую удобную корзину или сделали какой-то хитрый инструмент и решили продать. Или вам предложили, обещая заплатить, что-то отремонтировать либо помочь в чем-то, а этим делом в округе никто не занимается. Сколько же может или должен стоить такой товар или услуга? Как покупателю и продавцу договориться о цене?

Конечно, механизм ценообразования далеко не так прост, как это описано выше. Многие на собственном опыте знают, что творилось с ценами в последние полтора десятка лет в нашей стране. Тем не менее в условиях стабильной экономической обстановки в общих чертах механизм именно таков и работает "железно", подчиняясь очень строгим законам теории вероятностей и математической статистики. Следует, конечно, иметь в виду, что этот механизм работает для массовых товаров и услуг, таких, как, например, овощи, одежда, записи на кассетах и дисках, услуги парикмахера, таксиста, бригады по ремонту квартир в городах и т. п. И чем больше данного товара на рынке, чем чаще совершается акт купли-продажи, тем быстрей и надежней он работает, тем более предсказуемы и справедливы цены.

Такая ситуация довольно распространена и на протяжении многих тысячелетий решается путем торга. Покупатель и продавец последовательно назначают свою цену и, постепенно уступая друг другу, приходят к обоюдному согласию. Возможно, придя домой и посоветовавшись с домочадцами или друзьями, кто-то решит, что он прогадал. Тем не менее, если один из участников торга явно не "надул" другого (к сожалению, это не редкость, в торге бывает всякое), следует считать, что цена определена правильно. Есть не узаконенное правило - товар стоит столько, сколько за него готов заплатить покупатель. Недовольным можно быть только собой: противоположная сторона была опытней в торге. На одну, далеко не очевидную, тонкость искусства торга следует обратить внимание читателей.

Конечно, можно подсчитать затраты рабочего времени и материальных средств, необходимые услуги третьих лиц, прибавить желаемую прибыль и найти цену, так сказать, теоретически. Однако это довольно хлопотно и велик риск ошибиться или попросту - прогадать.

- Сколько?

Итак, у вас есть некое "птишво" и вы хотите его продать. Как это обычно происходит: вы выходите на рынок, держите (или выкладываете) свой товар напоказ и ждете. Может оказаться, что он никому не нужен, никто к вам не подойдет и не спросит цену. Разве что просто любопытствующий. Но, думаю, продавец заранее оценил полезность своей вещи (а не бесполезность ее), и кто-то пожелает ее купить. Тогда, в условиях неопределенности цены для обеих сторон, происходит примерно следующий диалог.

- Y1.

- Прошу X1.

- Не... Если хочешь - ни по твоему, ни по моему -Y2=(Y1 + X2)/

- Ну ладно - X2=(X1 + Y1)/

Читатель, знакомый с предельным переходом в математике, может найти, что при бесконечном продолжении торга по этой схеме последовательность чисел в описанном выше механизме ценообразова ния сходится и ее пределом станет цена А=(X1 + 2Y1)/З.

Если оба, покупатель и продавец, придерживаются одной и той же тактики, что, как правило, и бывает, то каждый из них предлагает примерно среднее арифметическое последних предложенных цен - своей и противоположной. На некотором этапе, когда изменение цены становится несущественным, стороны приходят к соглашению.

- Сколько?

Это замечательная функция. Заметьте, что здесь X1 - начальная цена продавца, а Y1 - начальная цена покупателя и входят они в функцию не симметрично. Торг ведь мог начаться и иначе.

- Y1.

- А шо дашь?

Однако в этом случае последовательность назначаемых цен сходится к другой величине, а именно - В=(Y1+2X1 )/ То есть оказывается, что конечная цена зависит от того, кто первый начал торг - продавец или покупатель. Разность их В-А=(X1- Y1)/3 при высокой неопределенности исходной цены для обеих сторон может быть весьма существенной. Так, если покупатель предложил "любую половину" цены продавца, она может составить почти 20% первоначальной его цены.

И далее по уже рассмотренной схеме.

Отсюда правило. Если вы продавец и не знаете цены своего товара (или услуги), предложите назначить первичную цену покупателю и торгуйтесь примерно так, как описано выше. Вы не прогадаете. Если же вы покупатель и продавец не знает, сколько стоит его товар, выгоднее не предлагать цену самому, а уговорить продавца назначить разумную цену для начала торга.

Нетрудно видеть, что в первом варианте торга, когда первым назначает цену продавец, конечная цена оказывается ниже, чем во втором варианте, и это выгодно покупателю. Во втором варианте, когда первым цену назначает покупатель, конечная цена оказывается выше, и это выгодно продавцу.

В. Винниченко (г. Норильск).

Конечно, правила ведения торга гораздо многообразней, и предложенное правило хоть и полезно знать, но годится оно не всегда. В связи со сказанным можно напомнить, что в большинстве стран Азии, например, продавцы массовых товаров (украшений, предметов одежды, сувениров, изделий местных ремесленников и т. п.) прекрасно знают их истинную цену, однако предпочитают торговаться. В значительной степени это оправдано тем, что большинство туристов не знает настоящей цены товара и готово заплатить больше, чем вещь стоит. Торгуйтесь, земляки, торгуйтесь и учитесь искусству торговли. Вы не прогадаете. Однако следует помнить и то, что искусство торговли - часть культуры восточных народов и восходит оно к великим торговцам Древнего мира, финикийцам. Однако это уже темы психологии и этнографии.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)