[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Академик Российской АН Н. МОИСЕЕВ.

Продолжаем цикл статей академика НикитыНиколаевича Моисеева, начатый журналом в конце прошлого года. Это раздумьяученого, его философические заметки "О необходимых чертах цивилизации будущего",опубликованные в № 12, 1997 года. В первом номере нынешнего года академикМоисеев выступил со статьей, которую он сам определил, как размышленияпессимистического оптимиста "Можно ли говорить о России в будущем времени?".Этим материалом журнал открыл новую рубрику "Взгляд в XXI век".
Здесь мы публикуем следующую статью,ее тема - одна из острейших проблем современного мира - защита природыи экология цивилизации.

Новые проблемы Промышленная революция, начавшаяся в Европев XVIII веке, внесла существенные изменения во взаимоотношения Природыи человека. До поры до времени человек, как и другие живые существа, былестественной составляющей своей экосистемы, вписывался в ее кругооборотывеществ и жил по ее законам.Начиная со времен неолитической революции,то есть с той поры, когда было изобретено земледелие, а затем и скотоводство,взаимоотношения человека и Природы стали качественно меняться. Сельскохозяйственнаядеятельность человека постепенно создает искусственные экосистемы, такназываемые агроценозы, живущие по собственным законам: для своего поддержанияони требуют постоянного целенаправленного труда человека. Без вмешательствачеловека они существовать не могут. Человек все больше и больше извлекаетиз земных недр полезных ископаемых. В результате его активности начинаетменяться характер кругооборота веществ в природе, меняется характер окружающейсреды. По мере того как растет население и растут потребности человека,свойства среды его обитания изменяются все больше и больше.Людям при этом кажется, что их деятельностьнеобходима для того, чтобы адаптироваться к условиям обитания. Но они незамечают, или не хотят замечать, что эта адаптация носит локальный характер,что далеко не всегда, улучшая на какое-то время условия жизни для себя,они при этом улучшают их для рода, племени, деревни, города, да и для самихсебя в будущем. Так, например, выбросив отходы со своего двора, вы загрязняетечужой, что в конечном итоге оказывается вредным и для вас самих. Такоепроисходит не только в малом, но и в большом.Однако до самого последнего времени всеэти изменения происходили столь медленно, что о них никто серьезно не задумывался.Человеческая память, конечно, фиксировала крупные перемены: Европа ещев средние века была покрыта непроходимыми лесами, бескрайние ковыльныестепи постепенно превращались в пашни, реки мелели, зверья и рыбы становилосьменьше. И люди знали, что всему этому причина одна - Человек! Но все этиизменения происходили медленно. Явно заметными они оказывались лишь попрошествии поколений.Ситуация стала стремительно меняться сначалом промышленной революции. Главными причинами этих изменений сделалисьдобыча и использование углеводородного топлива - угля, нефти, сланцев,газа. А затем - добыча в огромных количествах металлов и других полезныхископаемых. В кругооборот веществ в природе начали включаться вещества,запасенные былыми биосферами - находившиеся в осадочных породах и уже вышедшиеиз кругооборота. О появлении в биосфере этих веществ люди стали говоритькак о загрязнении воды, воздуха, почвы. Интенсивность процесса такого загрязнениянарастала стремительно. Условия обитания начали зримо меняться.Первыми этот процесс почувствовали растенияи животные. Численность и, главное, разнообразие живого мира стали быстросокращаться. Во второй половине нынешнего века процесс угнетения Природыособенно ускорился.Меня поразило письмо к Герцену, написанноеодним из жителей Москвы в шестидесятых годах прошлого столетия. Привожуего почти дословно: "Оскудела наша Москва-река. Конечно, пудового осетраи сейчас еще можно выловить, но вот стерлядочки, которой мой дед любилпотчевать приезжих, уже не выловишь". Вот так! А прошло-то всего лишь столетие.На берегах реки пока еще можно увидеть рыболовов с удочками. И кое-комуудается выловить случайно выжившую плотвичку. Но она уже так пропитана"продуктами производственной деятельности человека", что ее отказываетсяесть даже кошка.Перед человеком во весь рост подняласьпроблема изучения влияния на его здоровье, на условия его жизни, на егобудущее тех изменений природной среды, которые вызваны им самим, то естьнеконтролируемой деятельностью и эгоизмом самого человека.

Рождение дисциплины Cегодня термин "экология" стал применятьсяочень широко, по самым различным поводам (по делу и не по делу). И процессэтот, по-видимому, необратим. Однако чрезмерное расширение понятия "экология"и включение его в жаргон все же недопустимо. Так, например, говорят, чтов городе "плохая экология". Выражение бессмысленное, ибо экология - научнаядисциплина и она одна для всего человечества. Можно говорить о плохой экологическойобстановке, о неблагоприятных экологических условиях, о том, что в городеотсутствуют квалифицированные экологи, но не о плохой экологии. Это также нелепо, как сказать, что в городеплохая арифметика или алгебра.Я попытаюсь свести известные толкованияэтого слова в некую схему методологически связанных между собой понятий.И показать, что это может стать отправной позицией для вполне конкретнойдеятельности.Термин "экология" возник в рамках биологии.Его автором был профессор Йенского университета Э. Геккель (1866 год).Экология первоначально рассматривалась как часть биологии, изучающая взаимодействиеживых организмов, в зависимости от состояния окружающей среды. Позднеена Западе появилось понятие "экосистема", а в СССР - "биоценоз" и "биогеоценоз"(ввел академик В. Н. Сукачев). Эти термины почти идентичные.Так вот - первоначально термин "экология"означал дисциплину, которая изучает эволюцию фиксированных экосистем. Дажетеперь в курсах общей экологии основное место занимают проблемы главнымобразом биологического плана. И это тоже неверно, потому что крайне суживаетсодержание предмета. Тогда как сама жизнь существенно расширяет круг проблем,решаемых экологией.

Защита Природы иэкология цивилизации Во всех цивилизациях и у всех народов издавнасуществует представление о необходимости бережного отношения к Природе.У одних - в большей степени, у других - в меньшей. Но то, что земля, реки,лес и обитающее в нем зверье - это непреходящая ценность, может быть, главнаяценность, которой обладает Природа, человек понял давно. И заповедникивозникли, вероятно, задолго до того,как появилось само слово "заповедник". Так, еще Петр Великий, который вырубилдля строительства флота весь лес в Заонежье, запретил прикасаться топоромк лесам, которые находятся в окрестностях водопада Кивач.Долгое время основные практические задачиэкологии сводились именно к охране окружающей среды. Но в ХХ веке этойтрадиционной бережливости, которая начала к тому же постепенно угасатьпод давлением развивающейся промышленности, уже оказалось недостаточно.Деградация Природы стала превращаться в угрозу самой жизни общества. Этопривело к появлению специальных природоохранных законов, к созданию системызаповедников вроде знаменитой Аскании-Нова. Родилась, наконец, и специальнаянаука, изучающая возможность сохранения реликтовых участков Природы и исчезающихпопуляций отдельных живых видов. Постепенно люди стали понимать, что толькобогатство Природы, разнообразие живых видов обеспечивают жизнь и будущеесамого человека. Сегодня этот принцип сделался основополагающим. Природабез человека жила миллиарды лет и теперь сможет жить без него, но человеквне полноценной биосферы существовать не может.Перед человечеством во весь рост поднимаетсяпроблема его выживания на Земле. Под вопросом будущность нашего биологическоговида. Человечеству может грозить судьба динозавров. С той лишь разницей,что исчезновение бывших властителей Земли было вызвано внешними причинами,а мы можем погибнуть от неумения разумно использовать свое могущество.Именно эта проблема и есть центральнаяпроблема современной науки (хотя, может быть, это и не всеми пока еще осознано).

Промышленная экологияи мониторинг Итак, человеческая активность меняет характерокружающей среды, причем в большинстве (не всегда, но в большинстве) случаев,эти изменения оказывают негативное влияние на человека. И нетрудно понять,почему: за миллионы лет его организм приспособился к вполне определеннымусловиям обитания. Но в то же время любая деятельность - промышленная,сельскохозяйственная, рекреационная - источник жизни человека, основа егосуществования. Значит, человек неизбежно и дальше будет менять характеристикиокружающей среды. А потом - искать способы приспосабливаться к ним.Отсюда - одно из главных современных практическихнаправлений деятельности экологии: создание таких технологий, которые внаименьшей степени влияют на окружающую среду. Технологии, обладающие этимсвойством, называются экологичными. Научные (инженерные) дисциплины, которыезанимаются принципами создания таких технологий, получили общее название- инженерная или промышленная экология.По мере развития промышленности, по меретого, как люди начинают понимать, что существовать в среде, созданной изсобственных отбросов, они не могут, роль этих дисциплин все время растет,и почти в каждом техническом вузе сейчас существуют кафедры промышленнойэкологии, ориентированные на те или иные производства.Заметим, что отбросов, загрязняющих окружающуюсреду, будет тем меньше, чем лучше мы научимся использовать отходы одногопроизводства в качестве сырья для другого. Так рождается идея "безотходных"производств. Такие производства, вернее, такие цепочки производств, решаюти еще одну чрезвычайно важную задачу: они экономят те природные ресурсы,которые использует человек в своей производственной деятельности. Ведьмы живем на планете с очень ограниченным количеством полезных ископаемых.Об этом нельзя забывать!Сегодня промышленная экология охватываеточень широкий круг проблем, причем проблем весьма различных и уже совсемне биологического плана. Тут уместнее говорить о целом ряде инженерныхэкологических дисциплин: экология горнодобывающей промышленности, экологияэнергетики, экология химических производств и т. д. Может показаться, чтоиспользование слова "экология" в сочетании с этими дисциплинами не вполнеправомочно. Однако это не так. Подобные дисциплины - очень разные по своемуконкретному содержанию, но они объединяются общей методологией и общейцелью: предельно сократить влияние промышленной деятельности на процессыкругооборота веществ в Природе и загрязнения окружающей среды.Одновременно с такой инженерной деятельностьювозникает и проблема ее оценки, что составляет второе направление практическойдеятельности экологии. Для этого необходимо научиться выделять значимыепараметры окружающей среды, разработать способы их измерений и создатьсистему норм допустимых загрязнений. Напомню, что незагрязняющих производствне может быть в принципе! Потому и родилась концепция ПДК - предельно допустимыхнорм концентрации вредных веществ в воздухе, в воде, в почве...Это важнейшее направление деятельностипринято называть экологическим мониторингом. Название не совсем удачное,поскольку слово "мониторинг" означает измерение, наблюдение. Конечно, оченьважно научиться мерить те или иные характеристики окружающей среды, ещеважнее свести их в систему. Но самое важное - понять, что надо мерить впервую очередь, ну и, конечно, разработать и обосновать сами нормы ПДК.Надо знать, как те или иные значения параметров биосферы влияют на здоровьечеловека и его практическую деятельность. И тут еще очень много нерешенныхвопросов. Но нить Ариадны уже намечена - здоровье человека. Именно онои есть конечный, Верховный судья всей деятельности экологов.

Верхний этаж В период перестройки, провозглашенной внашей стране, мы начали говорить о необходимости избавиться от идеологии,от ее тотального диктата. Конечно, человеку для того, чтобы раскрылся егопотенциал, заложенный Природой, необходима свобода поиска. Его мысль недолжна быть стесненной никакими рамками: должно быть доступно видению всемногообразие путей развития, чтобы иметь широкие возможности выбора. Арамки в процессе мышления, какими бы они ни были, - всегда помеха. Однаконичем не стесненной и сколь угодно революционной может быть только мысль.А действовать следует осмотрительно, опираясь на проверенные принципы.Вот почему жить без идеологии тоже нельзя, вот почему свободный выбор всегдадолжен опираться на мировоззрение, а оно формируется опытом многих поколений.Человек должен видеть, осознавать свое место в мире, во Вселенной. Он должензнать, что ему недоступно и запрещено - погоня за фантомами, иллюзиями,за призраками во все времена была одной из главных опасностей, подстерегающихчеловека.Мы живем в доме, имя которому - биосфера.Но она, в свою очередь, лишь малая частица Великого Мироздания. Наш дом- крошечный уголок необъятного космоса. И человек обязан чувствовать себячастицей этой безграничной Вселенной. Он должен знать, что возник не всилу чьей-то потусторонней воли, а в результате развития этого бесконечноогромного мира, и как апофеоз этого развития он обрел Разум, способностьпредвидеть результаты своих действий и влиять на события, которые происходятвокруг него, а значит, и на то, что происходит во Вселенной! Вот эти принципымне и хочется называть основой, фундаментом экологического мировоззрения.А значит, и основой экологии.Любое мировоззрение имеет много источников.Это и религия, и традиции, и опыт семьи... Но все же одна из важнейшихего составляющих - это конденсированный опыт всего человечества. И егомы называем НАУКОЙ.Владимир Иванович Вернадский использовалсловосочетание "эмпирическое обобщение". Этим термином он называл любоеутверждение, которое не противоречит нашему прямому опыту, наблюдениямили то, которое можно вывести строгими логическими методами из других эмпирическихобобщений. Так вот, в основе экологического мировоззрения лежит следующееутверждение, впервые четко сформулированное датским физиком Нильсом Бором:мы можем считать существующим лишь то, что является эмпирическим обобщением!Только такая основа может защитить человекаот неоправданных иллюзий и ложных шагов, от непродуманных и опасных действий,только она способна закрыть доступ в юные головы различным фантомам, которыена развалинах марксизма начинают путешествовать по нашей стране.Человеку предстоит решать проблему огромнойпрактической значимости: как выжить на оскудевающей Земле? И только трезвоерационалистическое миропредставление может служить путеводной нитью в томстрашном лабиринте, куда нас загнала эволюция. И помочь справиться с темитрудностями, которые ожидают человечество.Значит, экология начинается с мировоззрения.Я бы даже сказал больше: мировоззрение человека в современный век начинаетсяс экологии - с экологического мышления, а воспитание и образование человека- с экологического воспитания.

Изучение собственногодома Точный перевод греческого слова "экология"и означает изучение собственного дома, то есть биосферы, в которой мы живеми частью которой являемся. Для того чтобы решить проблемы выживания человечества,надо, прежде всего, знать собственный дом и научиться в нем жить! Житьдолго, счастливо! А то понятие "экология", которое родилось и вошло в языкнауки еще в прошлом веке, оно относилось лишь к одной из сторон жизни обитателейнашего общего дома. Классическая (точнее - биологическая) экология - лишьестественная составляющая часть той дисциплины, которую мы теперь называемэкологией человека или современной экологией.Изначальный смысл любого знания, любойнаучной дисциплины - постигнуть законы собственного дома, то есть тогомира, той окружающей среды, от которой зависит наша общая судьба. С этойточки зрения вся совокупность наук, рожденных человеческим Разумом, естьсоставная часть некой общей науки о том, как человеку следует жить на Земле,чем он должен руководствоваться в своем поведении для того, чтобы не толькосохранить самого себя, но и обеспечить будущее своим детям, внукам, своемународу и человечеству в целом. Экология- наука, устремленная в будущее. И она строится на принципе, что ценностибудущего не менее важны, чем ценности настоящего. Это наука о том, какпередать Природу, наш общий дом нашим детям и внукам, чтобы им в нем быложить лучше и удобнее, чем нам! Чтобыв нем сохранилось все необходимое для жизни людей.Наш дом един - все в нем взаимосвязано,и надо уметь объединить знания, накопленные в разных дисциплинах, в единуюцелостную конструкцию, которая и есть наука о том, как человек должен житьна Земле, и которую естественно называть экологией человека или простоэкологией.Итак, экология - наука системная, она опираетсяна множество других дисциплин. Но это не единственное ее отличие от традиционныхнаук.Физики, химики, биологи, экономисты изучаютмножество самых разных феноменов. Изучают ради того, чтобы понять природусамого феномена. Если угодно, из интереса, ибо человек, решая ту или инуюзадачу, сначала просто стремится понять, как она решается. А уж затем начинаетдумать о том, к чему бы приспособить изобретенное им колесо. Очень редкозаранее думают о применении полученных знаний. Разве при рождении ядернойфизики кто-нибудь помышлял об атомной бомбе? Или Фарадей предполагал, чтоего открытие приведет к тому, что планета покроется сетью электростанций?И эта отстраненность исследователя от целей исследования имеет глубочайшийсмысл. Он заложен самой эволюцией, если угодно, механизмом рынка. Главноепознать, а дальше жизнь сама отберет то, что необходимо человеку. Ведьи развитие живого мира происходит именно так: каждая мутация существуетсама по себе, она - лишь возможность развития, лишь "прощупывание путей"возможного развития. А дальше отбор делает свое дело: из бесчисленногомножества мутаций отбирает только те единицы, которые оказываются для чего-тополезными. Так же и в науке: сколько невостребованных томов книг и журналов,содержащих мысли и открытия исследователей, пылятся в библиотеках. И однаждынекоторые из них могут оказаться нужными.Экология в этом совсем не похожа на традиционныедисциплины. В отличие от них она имеет вполне определенную и заранее заданнуюцель: такое изучение собственного дома и такое изучение возможного поведенияв нем человека, которое позволило бы человеку жить в этом доме, то естьвыжить на планете Земля.В отличие от многих других наук, экологияимеет многоярусную конструкцию, и каждый из этажей этого "здания" опираетсяна целое множество традиционных дисциплин.

Взаимодействие биосферы и общества Вернадский первым, еще в самом начале ХХвека, понял, что человек становится "основной геологообразующей силой планеты"и проблема взаимодействия человека и Природы должна войти в число основныхфундаментальных проблем современной науки. Вернадский не случайное явлениев череде замечательных отечественных естествоиспытателей. У него были учители,были предшественники и, главное, были традиции. Из учителей надо вспомнитьпрежде всего В. В. Докучаева, который раскрыл тайну наших южных черноземови заложил основу почвоведения. Благодаря Докучаеву мы сегодня понимаем,что основа всей биосферы, ее связующее звено - это почвы с их микрофлорой.Та жизнь, те процессы, которые происходят в почвах, определяют все особенностикруговорота веществ в природе.Учениками и последователями Вернадскогобыли В. Н. Сукачев, Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. А. Ковда и многие другие.Виктору Абрамовичу Ковде принадлежит очень важная оценка роли антропогенногофактора на современном этапе эволюции биосферы. Так, он показал, что человечествопроизводит по крайней мере в 2000 раз больше отбросов органического происхождения,чем вся остальная биосфера. Отходами или отбросами условимся называть вещества,которые надолго исключаются из биогеохимических циклов биосферы, то естьиз кругооборота веществ в Природе. Другими словами, человечество кардинальнымобразом меняет характер функционирования основных механизмов биосферы.Известный американский специалист в областивычислительной техники, профессор Массачусетского технологического институтаДжей Форрестер в конце 60-х годов разработал упрощенные методы описаниядинамических процессов с помощью компьютеров. Ученик Форрестера Медоузприменил эти подходы для изучения процессов изменения характеристик биосферыи человеческой активности. Свои расчеты он опубликовал в книге, которуюназвал "Пределы роста".Используя очень простые математическиемодели, которые никак нельзя было отнести к числу научно обоснованных,он провел расчеты, позволяющие сопоставить перспективы промышленного развития,роста населения и загрязнения окружающей среды. Несмотря на примитивностьанализа (а может быть, именно благодаря этому), расчеты Медоуза и его коллегсыграли весьма важную положительную роль в становлении современного экологическогомышления. Впервые на конкретных числах было показано, что человечествууже в самом ближайшем будущем, вероятнее всего, в середине наступающегостолетия, грозит глобальный экологический кризис. Это будет кризис продовольствия,кризис ресурсов, кризисная ситуация с загрязнением планеты.Сейчас уже точно можно сказать, что расчетыМедоуза во многом ошибочны, но основные тенденции он уловил правильно.А еще важнее то, что благодаря своей простоте и наглядности результаты,полученные Медоузом, привлекли внимание мировой общественности.По-иному развивались исследования в областиглобальной экологии в Советском Союзе. В Вычислительном центре Академиинаук была построена компьютерная модель, способная имитировать протеканиеосновных биосферных процессов. Она описывала динамику крупномасштабныхпроцессов, идущих в атмосфере, в океане, а также взаимодействие этих процессов.Специальный блок описывал динамику биоты. Важное место занимало описаниеэнергетики атмосферы, образования облачности,выпадения осадков и т. д. Что касалось человеческой деятельности, то онабыла задана в форме различных сценариев. Так появлялась возможность оценитьперспективы эволюции параметров биосферы в зависимости от характера деятельностичеловека.Уже в конце 70-х годов с помощью подобнойвычислительной системы, иными словами, на кончике пера, впервые удалосьоценить так называемый "тепличный эффект". Его физический смысл достаточнопрост. Некоторые газы - водяной пар, углекислота - пропускают идущий кЗемле солнечный свет, и он нагревает поверхность планеты, но эти же газыэкранируют длинноволновое тепловое излучение Земли.Активная промышленная деятельность ведетк непрерывному возрастанию концентрации углекислоты в атмосфере: в ХХ векеона возросла на 20 процентов. Это служит причиной повышения средней температурыпланеты, что в свою очередь меняет характер циркуляции атмосферы и распределениеосадков. А эти изменения отражаются на жизнедеятельности растительногомира, меняется характер полярного и материкового оледенения - ледники начинаюттаять, уровень океана поднимается и т. д.Если сохранятся современные темпы ростапромышленного производства, то к тридцатым годам наступающего столетияконцентрация углекислоты в атмосфере удвоится. Как все это может сказатьсяна продуктивности биоты - исторически сложившихся комплексов живых организмов?В 1979 году А. М. Тарко с помощью компьютерных моделей, которые к этомувремени были уже разработаны в Вычислительном центре АН, впервые провелрасчеты и анализ этого явления.Оказалось, что общая продуктивность биотыпрактически не изменится, но произойдет перераспределение ее продуктивностипо различным географическим зонам. Так, например, резко возрастет засушливостьрайонов Средиземноморья, полупустынь и опустыненных саванн в Африке, кукурузногопояса США. Пострадает и наша степная зона. Урожаи здесь могут снизитьсяна 15-20, даже на 30 процентов. Зато резко возрастет продуктивность таежныхзон и тех районов, которые мы называем нечерноземьем. Земледелие можетпродвинуться на север.Таким образом, уже первые расчеты показывают,что производственная деятельность человека в ближайшие десятилетия, тоесть при жизни нынешних поколений, может привести к значительным климатическимсдвигам. Для планеты в целом эти изменения будут отрицательными. Но дляСевера Евразии, а значит, и для России, последствия парникового эффектамогут оказаться и положительными.Однако в нынешних оценках глобальной экологическойситуации еще много дискуссионного. Окончательные выводы делать очень опасно.Так, например, по расчетам нашего вычислительного центра, к началу следующегостолетия средняя температура планеты должна повыситься на 0,5-0,6 градуса.Но ведь и естественная климатическая изменчивость может колебаться в пределахплюс-минус один градус. Климатологи спорят: является ли наблюдаемое потеплениерезультатом естественной изменчивости, или это проявление усиливающегосятепличного эффекта.Моя позиция в данном вопросе весьма осторожная:тепличный эффект существует - это бесспорно. Учитывать его, я полагаю,безусловно надо, но говорить о неизбежности трагедии не следует. Человечествоможет еще очень многое предпринять и смягчить последствия происходящего.К тому же хочется обратить внимание нато, что существует немало других крайне опасных последствий человеческойдеятельности. Среди них такие непростые, как утончение озонового слоя,сокращение генетического разнообразия человеческих рас, загрязнение окружающейсреды... Но и эти проблемы не должны вызывать панику. Только их ни в коемслучае нельзя оставлять без внимания. Они должны быть предметом тщательногонаучного анализа, поскольку неизбежно станут основой для выработки стратегиипромышленного развития человечества.Опасность одного из таких процессов предвиделеще в конце XVIII века английский монах Мальтус. Он высказал гипотезу отом, что человечество растет быстрее, чем способность планеты создаватьпродовольственные ресурсы. Долгое время казалось, что это не совсем так- люди научились повышать эффективность сельского хозяйства.Но в принципе Мальтус прав: любые ресурсыпланеты ограничены, пищевые - прежде всего. Даже при самой совершеннойтехнологии производства продуктов питания Земля может прокормить лишь ограниченноеколичество населения. Теперь этот рубеж, по-видимому, уже пройден. В последниедесятилетия количество пищи, производимой в мире на душу населения, сталомедленно, но неотвратимо уменьшаться. Это грозный признак, требующий незамедлительнойреакции всего человечества. Подчеркиваю: не отдельных стран, а всего человечества.И думаю, что одним лишь совершенствованием технологии сельскохозяйственногопроизводства здесь не обойтись.

Биосфера и человек в биосфере Биосфера - это часть верхней оболочки Земли,в которой существует или способно существовать живое вещество. К биосферепринято относить атмосферу, гидросферу (моря, океаны, реки и другие водоемы)и верхнюю часть земной тверди. Биосфера не находится и никогда не находиласьв состоянии равновесия. Она получает энергию Солнца и, в свою очередь,излучает определенное количество энергии в космос. Эти энергии разногосвойства (качества). Получает Земля коротковолновое излучение - свет, который,трансформируясь, нагревает Землю. А в космос от Земли уходит длинноволновоетепловое излучение. И баланс этих энергий не соблюдается: Земля излучаетв космос несколько меньше энергии, чем получает от Солнца. Эту разность- небольшие доли процента - и усваивает Земля, точнее, ее биосфера, котораявсе время накапливает энергию. Этого небольшого количества накапливаемойэнергии оказывается достаточно для того, чтобы поддерживать все грандиозныепроцессы развития планеты. Этой энергии оказалось достаточно для того,чтобы однажды на поверхности нашей планеты вспыхнула жизнь и возникла биосфера,чтобы в процессе развития биосферы появился человек и возник Разум.Итак, биосфера - живая развивающаяся система,система, открытая космосу - потокам его энергии и вещества.И первая основная, практически очень важнаязадача экологии человека - познать механизмы развития биосферы и тех процессов,которые в ней происходят.Это сложнейшие процессы взаимодействияатмосферы, океана, биоты - процессы принципиально неравновесные. Последнееозначает, что все кругообороты веществ здесь не замкнутые: какая-то материальнаясубстанция непрерывно добавляется, а что-то выпадает в осадок, образуясо временем огромные толщи осадочных пород. И планета сама по себе не инертноетело. Ее недра все время выбрасывают в атмосферу и океан различные газы,прежде всего - углекисло ту и водород. Они включаются в кругооборот веществв природе. Наконец, и сам человек, как сказал Вернадский, оказывает решающеевлияние на структуру геохимических циклов - на кругооборот веществ.Изучение биосферы, как целостной системы,получило название глобальной экологии - совершенно новое направление внауке. Существующие методы экспериментального изучения Природы для негонепригодны: биосферу нельзя, как бабочку, изучать под микроскопом. Биосфера- объект уникальный, существует в единственном экземпляре. И к тому жесегодня она не такая, какой была вчера,а завтра не будет такой, как сегодня. И поэтому какие-либо экспериментыс биосферой недопустимы, просто в принципе недопустимы. Мы можем лишь наблюдатьпроисходящее, думать, рассуждать, изучать компьютерные модели. И уж еслипроводить эксперименты, то только локального характера, позволяющие изучатьлишь отдельные региональные особенности биосферных процессов.Вот почему единственный путь изучения проблемглобальной экологии - это методы математического моделирования и анализпредшествующих этапов развития Природы. На этом пути уже сделаны первыезначительные шаги. И за последние четверть века многое понято. А самоеглавное - необходимость такого изучения стала общепризнанной.

Экологическая стратегия Для того, чтобы жить в нашем общем доме,мы должны выработать не только некие общие правила поведения, если угодно- правила общежития, но и стратегию своего развития. Правила общежитияносят в большинстве случаев локальный характер. Они сводятся чаще всегок разработке и внедрению малоотходных производств, к очищению окружающейсреды от загрязнений, то есть - к охране Природы.Чтобы удовлетворить этим локальным требованиям,нет необходимости в каких-либо сверхкрупных мероприятиях: все решаетсякультурой населения, технологической и, главным образом, экологическойграмотностью и дисциплиной местных чиновников.Но тут же мы сталкиваемся и с более сложнымиситуациями, когда приходится думать о благополучии не только своем, нои далеких соседей. Пример тому река, пересекающая несколько областей. Вее чистоте заинтересовано уже множество людей, и заинтересовано очень по-разному.Жители верховий не очень-то склонны заботиться о состоянии реки в ее низовьях.Поэтому, чтобы обеспечить нормальную совместную жизнь населения всего речногобассейна, уже требуются регламентации на государственном, а иногда и намежгосударственном уровне.Пример с рекой - это тоже лишь частныйслучай. Ведь существуют и проблемы планетарного характера. Они требуютобщечеловеческой стратегии. Для ее выработки мало одной культуры и экологическойобразованности. Мало и действий грамотного (что бывает чрезвычайно редко)правительства. Появляется необходимость создания общечеловеческой стратегии.Она должна охватить буквально все стороны жизнедеятельности людей. Этои новые системы промышленных технологий, которые должны быть безотходнымии ресурсосберегающими. Это - и сельскохозяйственные технологии. Причемне только более совершенные обработка почв и использование удобрений. Но,как показывают труды Н. И. Вавилова и других замечательных представителейагрономической науки и растениеводства, здесь главный путь развития - этоиспользование растений, имеющих наибольший коэффициент полезного использованиясолнечной энергии. То есть энергии чистой, не загрязняющей окружающую среду.Такое кардинальное решение сельскохозяйственныхзадач имеет особую важность, поскольку они напрямую связаны с проблемой,которую, я убежден, неизбежно придется решать. Речь идет о численностинаселения планеты. Человечество уже сейчас поставлено перед необходимостьюжесткой регламентации рождаемости - в разных районах Земли по-разному,но везде - ограничение.Для того, чтобы человек и дальше вписывалсяв естественные циклы (кругооборот) биосферы, население планеты, при сохранениисовременных потребностей, должно быть уменьшено раз в десять. А это невозможно!Регламентация роста народонаселения, конечно, не даст десятикратного сокращениячисленности обитателей планеты. Значит, наряду с умной демографическойполитикой, необходимо создавать новые биогеохимические циклы, то есть новыйкругооборот веществ, в который войдут прежде всего те виды растений, которыеболее эффективно используют чистую солнечную энергию, не приносящую планетеэкологический вред.Решение проблем такого масштаба доступнотолько человечеству в целом. А это потребует изменения всей организациипланетарного сообщества, иными словами, новой цивилизации, перестройкисамого главного - тех систем ценностей, которые утверждались веками.Принцип необходимости формирования новойцивилизации продекларирован Международным зеленым крестом - организацией,создание которой было провозглашено в 1993 году в японском городе Киото.Основной тезис - человек должен жить в согласии с Природой.

Участок Большого барьерного рифа Австралии.Риф представляет собой целостный биоценоз, в состав которого входит множестворазличных растений и животных. Возникают рифы на прогреваемых солнцем мелководьяхиз известковых скелетов кораллов. Это поистине райские уголки жизни.
Полная противоположность рифу - пустыня.Здесь редкие куртинки растительности среди обожженных солнцем песков. Пустынныерастения под влиянием климата утратили листву и приобрели жесткую кожицу.Это помогает им противостоять жаре - уменьшается испарение. Крупные млекопитающиездесь встречаются редко, но птиц и грызунов много. Пустыни занимают околоодной пятой поверхности суши.
Пена синтетических моющих средств водном из сточных каналов Чикаго. В отличие от мыла детергенты не подверженыразлагающему действию бактерий и сохраняются в воде в течение многих лет.
Сернистый газ, содержащийся в дыме,выбрасываемом производством, полностью уничтожил растительность на этойгоре. Сейчас научились эти газы улавливать и использовать для промышленныхнужд.
Добытая из земных недр вода оросилабезжизненные барханы. И в пустыне Мойав вырос новый город.
Бой быков бизонов в брачный период- свидетельство того, что эти еще недавно почти полностью вымершие животныесейчас усилиями человека возродились и чувствуют себя вполне хорошо.


Экологическое мышление и Стратегия Человечества Человечество подошло к новому рубежу своейистории, на котором стихийное развитие производительных сил, неконтролируемыйрост населения, отсутствие дисциплины индивидуального поведения могут поставитьчеловечество, то есть биологический вид homo sapiens, на край гибели. Мыстоим перед проблемами новой организации жизни, новой организации общества,нового миропредставления. Сейчас возникло словосочетание "экологическоемышление". Оно призвано прежде всего напомнить нам, что мы дети Земли,не ее покорители, а именно дети.Все возвращается на круги своя, и нам следует,подобно нашим далеким кроманьонским предкам, охотникам доледникового периода,снова воспринимать себя как часть окружающей Природы. Мы должны относитьсяк Природе, как к матери, как к собственному дому. Но есть огромное принципиальноеотличие человека, принадлежащего современному обществу, от нашего доледниковогопредка: у нас есть знания, и мы способны ставить себе цели развития, унас есть потенциальная возможность следовать этим целям.Около четверти века назад я начал использоватьтермин "коэволюция человека и биосферы". Он означает такое поведение человечестваи каждого человека в отдельности, которое способно обеспечить совместноеразвитие и биосферы, и человечества. Сегодняшний уровень развития наукии наших технических возможностей делает принципиально реализуемым этотрежим коэволюции.Вот только одно важное замечание, предохраняющееот разнообразных иллюзий. Сейчас часто говорят о всесилии науки. Наши знанияоб окружающем мире действительно невероятно расширились за последние двавека, однако наши возможности остались пока еще весьма ограниченными. Мылишены способности предвидеть развитие природных и общественных явленийна более или менее отдаленные времена. Поэтому я всегда опасаюсь широких,далеко идущих планов. В каждый конкретный период надо уметь вычленить то,что заведомо достоверно, и на это опираться в своих планах, действиях,"перестройках".А наиболее достоверными чаще всего бываютзнания о том, что именно приносит заведомый вред. Поэтому главная задачанаучного анализа, главная, но, конечно, далеко не единственная, - сформулироватьсистему запретов. Это, вероятно, было понято еще во времена нижнего палеолитанашими человекоподобными предками. Уже тогда начали возникать различныетабу. Вот и нам без этого не обойтись: должнабыть разработана новая система запретов и рекомендаций - как эти запретыреализовать.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)