[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)

Схематический план Великого Новгорода в XIV-XV веках.

"Господин Великий Новгород" занимает особое место в историисредневековой Руси. С XI века - крупнейший центр древнерусской цивилизациисконцентрировал все лучшее, что было в ней, - архитектуру, живопись, социальноеи политическое устройство...
С середины XII по середину XV века Новгород - центр вооруженнойборьбы с агрессивными выпадами Швеции и Ливонского ордена. В 1240 годуновгородский князь Александр в битве на Неве разбил шведов, за что и получилпрозвище - Невский. А в следующем году именно в Новгороде формировалосьрусское войско, одолевшее в знаменитом "Ледовом побоище" на Чудском озеренемецких рыцарей.
Воображению поэтов, писателей, публицистов прошлого века Новгородпредставал воплощени ем вольности, республиканских свобод. Исследователейпривлекали происхождение и особеннос ти вечевого строя, основанного навыборности лиц высшей администрации: от посадника и тысяцкого (они ведалиповседневными делами управления и суда, вопросами войны и мира), местноговладыки - архиепископа до уличанских старост, которых выбирали жители однойулицы.
Основы демократического строя, который с таким трудом сегодня рождаетсяв России, много веков назад уже существовали и действовали на ее земле.Что же представляла собой наша северная вечевая республика? Политическая система боярской аристократической республики уникальнадля Древней Руси. С XII века власть князя с его дружиной умалялась договорамио правах свободолюбивых новгородцев, скрепленными крестным целованием.Готовые проекты законов и решений предлагал на усмотрение веча Совет господпод председательством архиепископа совместно с городскими властями и такназываемыми кончан-скими старостами (Новгород состоял из пяти крупных кварталов-концов, делившихся на военные части - сотни). "Вече ведало всю областьзаконодатель ства, все вопросы внешней политики и внутреннего устройства,а также суд по политическим и другим важнейшим преступлениям, соединеннымс наиболее тяжкими наказаниями, лишением жизни или конфискацией имуществаи изгнанием... Вече постановляло новые законы, приглашало князя или изгонялоего, выбирало и судило главных город-ских сановников, разбирало их спорыс князем, решало вопрос о войне и мире и т. п.", - читаем у историка В.О. Ключевского.Нередко на вече, куда собирались "всем городом", сталкивались приверженцывраждующих княжеских, а позднее - боярских партий, и тогда дело решалоськровавым побоищем. Когда междоусобие казалось неизбежным, по обеим сторонамреки собирались два веча. Двигаясь навстречу друг другу, они сходилисьв драке на большом волховском мосту, если духовенство не успевало разнятьпротивников. И хотя политический строй Новгорода сохранял демократическуюформу, его правящими социальными группами стали наиболее экономически мощныекланы бояр и торговых людей, соперничавших друг с другом. Частые смутыв вольном городе - отнюдь не "классовая борьба", а распри сильнейших боярскихфамилий, связанные, например, со сменой князя. Причем на стороне каждойпартии выступала не только знать, но и "людие" - мелкие торговцы, ремесленникии наемные работники...История Новгорода с ее бурными политическими перипетиями долгое времяизучалась только по письменным источникам - обширным летописным сводам,актовым материалам, житийной литературе, писцовым и лавочным книгам. Ихотя ни один из древнерусских городов не сохранил такого числа памятниковзодчества и монументальной живописи, как Новгород, до рубежа XIX-ХХ векових исследовали только искусствоведы, изъяв из общего исторического течения.Лишь с археологическими раскопками, начатыми в 1932 году под руководствомпрофессора А. В. Арциховского, а с 1970-х годов - академика В. Л. Янина,изучение материальной, экономической, политической истории Новгорода Великогоприобрело невиданный размах по сравнению не только с древнерусскими, нои с крупнейшими западноевропейскими центрами Средневековья. Велись и реставрацииискаженных позднейшими перестройками памятников зодчества, и даже полноевосстановление утраченных, например церкви Спаса на Нередице, Спаса наКовалеве (1380 года), когда фрагменты настенной живописи возрождали измаленьких кусочков фресок - подвижнический труд реставраторов А. П. и В.Б. Грековых. По сути, заново построена церковь Николы на Липне (1292 года),разрушенная во Вторую мировую войну.Итак, 67 лет почти беспрерывных раскопок в Новгороде. Его климатическиеособенности и почва оказались идеальной средой для сохранности предметовбыта и построек из дерева - главного поделочного и конструктивного материаладревности. Значение этого огромно. Историки теперь могут представить, каквыглядели и другие крупные города Руси XI-XIII веков, разрушенные татарскимнашествием.1951 год стал этапным в работе Новгородской экспедиции. "В течение 12лет был раскопан мощный культурный слой толщиной от 6 до 7,5 м на площади8840 кв. м... Впервые в число исследуемых комплексов вошли не отдельныепостройки, а целостные их ансамбли, не части усадеб, а целые усадьбы идаже кварталы города". (Б. А. Колчин, В. Л. Янин).В том же, 1951, году была обнаружена первая берестяная грамота. Сегодняих число превышает 900, и некоторые ученые заговорили о возникновении новойнауки - "берестоло гии". Берестяные грамоты дали возможность "услышать"голоса средневековых новгородцев. Предстала иная картина грамотности вдревнем Новгороде, да и в других крупных городах Руси, где найдены буквальносчитанные грамоты. Но теперь понятно, что причина этого - сохранность грамот,а не поголовная неграмотность. Жилые дома, усадьбы обретают реальных хозяев,упомянутые в грамотах имена оказываются известными по летописным и актовымдокументам - так зримые мосты связывают археологические находки и письменныедокументы. Среди голосов, пробившихся к нам сквозь толщу веков, звучатделовитость, расчетливость, даже прижимистость. Основная масса грамот XI-XVвеков связана с делами о государственных податях, с ростовщичеством, чтотипично для торгового центра, каким был Новгород. Но среди грамот естьи любовные послания, есть и угроза вызвать на божий суд - испытание водой...Кипучая, полнокровная жизнь Новгорода дает материал специалистам разныхпрофилей: историкам, археологам, знатокам ремесел, лингвистам и палеографам.Изучение печатей новгородских посадников - сфрагистика - привело В. Л.Янина к важным историческим выводам о политическом строе древнего Новгорода.Исследование обнаруженных монет помогает нумизматам воссоздавать торговыесвязи Великого Новгорода. Своеобразным окном в прошлое оказались и надписи-граффитиXI-XIV веков, процарапанные на стенах церквей...Земли обширных новгородских владений
были скудны, огромные пространства покрывали лес и болота, процветаниеНовгорода Великого связано не с сельским хозяйством и даже не с ремеслами."Торговля внутренняя и внешняя была жизненным нервом города", - отмечалВ. О. Ключевский.Раскинувшийся по обоим берегам широкого Волхова у его истока из озераИльмень город занимал центральное положение на великом пути "из варяг вгреки", протянувшемся от Скандинавии до Константинополя. Поблизости начинаютсяосновные водные магистрали Восточной Европы - Волга, Днепр, Западная Двина.Путь по Волхову, Ладожскому озеру и Финскому заливу выводил ладьи новгородскихгостей (так называли богатых купцов, ведущих международную торговлю) кБалтийскому морю.Новгород контролировал бескрайние территории русского Севера, населенныефинскими племенами, вплоть до Белого моря: Заволочье, то есть Двинскуюземлю, лежащую за волоком - большим водоразделом между Волгой и бассейнамиОнеги и Северной Двины. Вычегда с ее притоками вплотную подступала к Пермскойземле (Прикамью). Самыми отдаленными новгородскими волостями-владениямибыли Печора и Югра по ту сторону северного Уральского хребта. Уже в XIвеке в эти суровые, окруженные легендами места направлялись вооруженныеэкспедиции: они собирали с подвластных племен дань мехами соболей, чернобурыхлисиц и других пушных зверей.Для захвата новых земель снаряжали отряды удалых "добрых молодцев" -ушкуйников (от "ушкуй" - ладья, лодка). Продвигаясь на финский северо-востокили в район Прикамья, они основывали там поселения, облагали данью покоренныеплемена, развивали лесные и охотничьи промыслы. Именно широкая севернаяколонизация принесла избыток дорогостоящих товаров и стала одной из причинэкономической и военной мощи вечевой республики. В эпоху татаро-монгольскогоига в свободные Новгород и Псков стекались лучшие художественные силы.Найденные при раскопках детали судов позволили реконструировать их вид:дощатые суда ладейного типа с круглым или острым днищем были построеныв скандинавских традициях. Позже ушкуйники стали использовать дощатые плоскодонныесуда (высота их бортов составляла 1,2 метра, а длина доходила до 12 метров).Из Новгорода в другие русские княжества и особенно за рубеж шли пушнина,воск, мед, кожи, в меньшей степени - продукция ремесленников. В обмен получалицветные металлы - не только как сырье для мастеровых людей, но и как средстводенежного обращения. В Х веке серебро ввозили в виде арабских монет-дирхемов,с XI века - европейских монет-денариев, а в следующий, так называемый безмонетныйпериод - в форме крупных слитков германского происхождения. Новгород получалс юга поделочную древесину, например самшит, соль, в неурожайные годы -хлеб. Из Византии и мусульманских государств Ближнего и Среднего Востока(вероятно, через посредников) приходили предметы роскоши - шелковые ткани,стеклянная и поливная посуда, бусы из стекла и полудрагоценных камней.Из Таврики (Крыма) поступало вино.Ведя широкие торговые операции, предприимчивые и практичные новгородскиекупцы объединялись в дружины, славившиеся бесстрашием.После монгольского нашествия Великий Новгород оказался отрезанным отстарых путей на Киев и на Восток через Владимиро-Суздальскую землю. Теперьдля его зарубежных связей особенно важными стали северо-западные и западныеконтакты. Еще в XII веке в Новгороде был основан Готский торговый дворс церковью скандинавского святого Олафа. В конце того же столетия оживляютсяотношения с Любеком и другими немецкими городами, поставившими в Новгородесобственное подворье с церковью святого Петра. С XIV века вместе с усилениемГанзейского союза развивается и взаимовыгодная торговля Новгорода с Западом.Город на Волхове становится "окном в Европу". Однако в Новгород шли товарыи из Золотой Орды.Жизнь этого богатого города-государства, изолированного от окружающегомира лесными массивами и непроходимыми топями, была далека от спокойствия.Возможно, ни один из городов Древней Руси не знал такой тревожной и насыщеннойсобытиями истории, как Новгород. Ему не приходилось вести изнурительнойборьбы с тюркскими кочевниками, но он постоянно отражал нападения то шведов,то рыцарей Тевтонского ордена, то литовцев. А междоусобные войны с другимикняжествами! Особенно тягостной была зависимость от Низовой Руси. Суздальскиекнязья, конфликтуя с Новгородом, задерживали возле Торжка обозы с хлебом,и в случае неурожая республике грозил неминуемый голод.Один из ярких эпизодов битвы суздальцев с новгородцами стал сюжетомболее поздних новгородских икон. А повествует он о таком легендарном событии.Когда в 1169 году князь суздальский Андрей Боголюбский осадил Новгород,его архиепископ Иоанн с посадником Якуном вынесли из острога (частоколвокруг города из заостренных кольев) икону "Знамения Богоматери". Суздальцыосыпали укрепления дождем стрел и "застрелиша" икону. Тогда, согласно сказанию,икона повернулась ликом к городу, тьма охватила осаждавших, они ослеплии были перебиты или взяты в плен.Но и внутренние раздоры не оставляли Новгород. Город потрясала напряженнаявражда между княжескими и боярскими группировками, лихорадили еретическиедвижения. И, наконец, бич средневековья - пожары уничтожали целые концыгорода. В огне сгорали деревянные строения: церкви, дома, амбары, мастерскиеи боярские терема. 68 только больших пожаров отмечают новгородские летописис 1045 по 1470 год.Тем более поражает неиссякаемая художественная мощь древних новгородцев.Мужество и стойкость перед лицом враждебных сил они явили миру в шедеврахархитектуры, монументальной живописи, иконописи, книжной миниатюры и прикладногоискусства. "Новгородский художник крепко стоит на земле, и в то же времямысль его взвивается в поднебесье", - писал известный русский историк искусстваВ. Н. Лазарев.Если судить по раскопкам, то в IX веке
Новгорода еще не существовало. А уже с середины Х века ниже по течениюреки формируется классический средневековый город с рядовой усадебной планировкой,мощеными дворами и улицами, системами благоустройства.Традиционное деление Новгорода на две стороны - Софийскую и Торговую- показательно для его социальной структуры. Вначале в детинце (кремле)возвели дубовую церковь Софии "о тринадцати версех" (символ Христа с двенадцатьюапостолами). В 1036 году Ярослав Мудрый посадил в Новгороде своего сынаВладимира. Летопись свидетельствует: "В лето 6552 (1044) великий князьЯрослав Владимирович...сдела на Софийской стороне каменный город (то естьдетинец. - В. Д. ). В лето 6553 (1045) заложил великий князь ВладимирЯрославич... церковь каменную святые Софии... и устроиша вельми прекраснуи превелику...И устроив церковь, приведоша иконных писцов из Царяграда".И поныне София с ее пятью главами (символически - Христос и четыре евангелиста),возвышающимися над красными кремлевскими стенами, воспринимается как центргорода. Внешне храм исключительно монолитен и производит впечатление подчеркнутоймощи. Стены из крупных камней с небольшими, как и в последующих новгородскиххрамах, вкладками кирпича первоначально не были оштукатурены. В новгородскомзодчестве господствовала техника каменной кладки из грубо отесанного волховскогоплитняка с добавлением валунов и частично кирпича на растворе извести спеском, что придавало церквам особую живописность. От древних фресок соборауцелело немногое. Изображение Константина и Елены в приделе св. Владимирадает представление о первоначальном украшении храма в первой половине XIIвека. Красота легких цветных пятен напоминает лучшие византийские мозаики.Превратившись в главный храм новгородской республики, София стала еесимволом и оплотом независимости: "Где София, тут и Новгород", "Постоять,умереть за святую Софию". После восстания 1136 года, окончательно поставившегокняжескую власть в зависимость от веча, "начальником бояр" во главе Советагоспод стал архиепископ. Отныне он хозяин детинца. В его руки переходити казна Софии. Архиепископ принимает деятельное участие во внешних сношенияхНовгорода. Однако сама церковь подпала под контроль веча, новгородцы выбираюти низлагают своих архиепископов.Детинец, укрепленный деревянной стеной, становится центром нового политическогостроя - новгородской вечевой республики. Архитектурный ансамбль детинцавидоизменяется - его северная часть превращается в своеобразный замок владыки.Вокруг раскинулся посад, состоявший из пяти самоуправляющихся концов. Трииз них находились на Софийской стороне: Неревский, Загородский, Людин,или Гончарный. А два - на противоположной, Торговой, стороне: Славенскийи Плотницкий. В XI веке на Торговой стороне располага лись княжеский игостиные дворы. Основные уличные магистрали сходились радиусом к детинцу.К торгу примыкала площадь под названием "Ярославово дворище". Здесь некогдасуществовало подворье Ярослава Мудрого, когда он княжил в Новгороде прижизни отца. На этой площади возвышалась ступень-помост, с которого сановникиобращались с речами к собравшимся на вече. Рядом стояла башня с вечевымколоколом, звук которого новгородцы хорошо отличали от звона церковныхколоколов.Трудно было князьям смириться с потерей власти над детинцем и своимхрамом - Софией. В начале XII века они пытаются противопоставить ей новыесооружения. В 1113 году князь Мстислав Владимирович заложил напротив Софииновый храм - Николы на Ярославовом дворище. Летопись повествует: "Тогоже лета образ Николы приплыл из Киева в Великий Новгород, доска круглая...и тое икону устроиша в том превеликом храме, на Ярославле дворище, в церкви".Церковь несколько меньше Софии, но тоже была пятиглавой."А мастер трудился Петр", - сказано об одном из самых грандиозных памятниковдомонгольской архитектуры - Георгиев-ском соборе Юрьева монастыря (егостроительство начато в 1119 году). Простой, величественный и монументальныйоблик собора производит незабываемое впечатление. Так же, как и собор Антониевамонастыря, заложенный в 1117 году, он развивает эффектную трехглавую композицию(символ Троицы). Строитель стремился ко все более грандиозному и вместес тем простому, почти отказываясь от декоративных мотивов.И самые царственные и древние храмы Новгорода, служившие ориентирамидля судов, и стоящие в полях церквушки, и ожерелье ближних монастырей органичновписываются в новгородские равнинные просторы, прорезанные мелкими речушкамии протоками.В конце XII и в начале XIII века возникает новый тип небольшого одноглавогохрама, знаменующего собой переход к типичному новгородскому зодчеству XIVвека. Строителями выступают не столько князья (хотя знаменитая церковьСпаса на Нередице возведена по княжескому заказу), но бояре, купцы, местныеобщины - концы, улицы. Настроение интимности, теплота и уют удовлетворяливкусам небогатых людей, их любви к домашним и приходским церквам для немногих.В суровых условиях севера маленькие "дома для молитвы" казались особеннопривлекательными. Эти четырехстолпные, квадратные в плане, скромные храмыобъединяли обитателей концов и улиц не только по религиозным, но и по политическими торговым интересам. Возле них собирались совместные пиры-братчины.XIV-XV столетия - золотая пора, эпоха расцвета государства "ГосподинВеликий Новгород". "Культурная жизнь приобрела в нем... такую оседлостьи устойчивость, какой Москва достигла лишь к XVI веку", - писал один изисториков древнерусского искусства. После разорения Киевской Руси Новгородоказался хранителем многих традиций ее культуры. Это время наивысшей экономическойи творческой мощи столицы русского Севера.Территория детинца, центра политической жизни города, расширяется кюгу. Его стены, неоднократно перестроенные, теперь возводят из валунови крупных известняковых плит (работы ведутся в 1302, 1331-1334, 1400 годы).Одновременно создают вторую линию обороны, защищавшую посад, она получиланазвание "острог" или "земляной город". Сооружение сложной системы фортификацийпо периметру Новгорода - грандиозное строительное предприятие - продолжалосьс начала XIV до середины XV века. По гребню земляного вала (с деревяннымиконструкциями внутри) шла стена, причем на Торговой стороне некоторые ееучастки были выложены из камня. На участках острога, к которым выходилигородские улицы, каменные башни вместе с прилегающими участками укрепленийставили жители улиц своими силами.Новшеством в ансамбле Новгорода стало строительство большого количествакаменных приходских церквей. Разбросанные по жилым кварталам, они придавалисилуэту города более плавные очертания. Из "Семисоборной росписи новгородскихцерквей", документа последних лет новгород-ской независимости, явствует,что в 70-х годах XV века в городе насчитывалось 82 больших храма, а всего163 престола.О классическом периоде новгородского зодчества XIV века можно судитьпо двум памятникам - церквам Федора Стратилата и Спаса на Ильине улицес трехлопастным завершением фасадов, придающим им некую пирамидальность.Храмы одноглавые. Церкви просты по формам, но в их декоре появляются североевропейскиеи романско-готические мотивы - свидетельство оживленного общения Новгородас Западом. Это и обрамляющие окна и ниши валики на апсидах, и барабаны,украшенные поясками из полуциркульных нишек и треугольных впадинок, и то,что оконные проемы и северный портал Федора Стратилата имеют стрельчатыезавершения, а у Спаса на Ильине - перспективный портал из постепенно уменьшающихсядуг. Убранство дополняют плоскорельефные кресты причудливых форм.В середине XIV века начинается эпоха мо-
нументальной живописи Новгорода, определяемая влиянием греческих мастеровэпохи так называемого Палеологовского Ренессанса. Падение Константинополяв 1453 году стало причиной эмиграции греческих художников - об этом рассказываюти летописи. Возможно, фрески церкви Федора Стратилата (вторая половинаXIV века) или Успения в Волотове (1363 год), поражающие одухотворенностьюобразов, стремительностью движения, были созданы не без участия пришлыхмастеров.Иконописец, миниатюрист и виртуоз монументальной росписи Феофан Грек(около 1340 - после 1405 года) и среди своих талантливых современниковвыделялся яркой индивидуаль ностью. В глазах Епифания Премудрого, выдающегосямыслителя и писателя конца XIV - начала XV века, Феофан - не только "отменныйживописец", "дивный и знаменитый муж", но и "преславный мудрец, философзело искусный". "Никто не видел, чтобы он когда-либо смотрел на образцы...Он же, кажется, руками пишет изображение, а сам на ногах, в движении, беседуетс приходящими, а умом обдумывает высокое и мудрое, острыми же очами разумнымиразумную видит доброту".Возвышенность и глубокий драматизм характерны для художественного мышленияФеофана, обогатившего русскую культуру лучшими достижениями Византии. "ЖивописьФеофана, - отмечает глубокий знаток средневековой эстетики В. В. Бычков,- это философская концепция в красках, притом концепция достаточно суровая,далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховностичеловека перед Богом".Монументальная живопись в ее лучших образцах, ориентированная на великоеи ужасное, резко контрастировала с "неземной грацией" новгородской иконописиXIV-XV веков, с ее певучей красотой линий и "звонкостью" цвета. Ясностькомпозиций, дивное сияние полнозвучных красок, введение бытовых черточеквосходят к народному искусству. Киноварный цвет определяет радостный, мажорныйхарактер палитры. Народным чаяниям отвечал и выбор святых. Пророк Илья- громовержец, дарующий земледельцу дождь. Рыцарственный Георгий-победоносец,несущийся на белом коне, помогал воинам на поле брани и одновременно считалсястражем деревенских стад. Флор и Лавр - святые коневоды, охранители лошадейземлепашца. Никола - покровитель всех путешествующих и страждущих, защитникот пожаров. А торговый люд почитал Параскеву Пятницу.Новгородская иконопись "одинакова чужда как суровой византийской созерцательности,так и преувеличенной экспрессивности готики... Ее просветленные лики, ласковыеи поэтичные, ее эпическое настроение, спокойное и сосредоточенное - всеэто вызывает у зрителя ощущение какой-то внутренней легкости.., когда всепротивоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает совсемособое чувство гармонии" (В. Н. Лазарев).Уже тогда Новгород был крупнейшим центром книжности: узорные инициалыи заставки рукописных книг нигде не отличались таким своеобразием. Со второйполовины XIII до начала XV века в книжной орнаментике господствует стиль,который называется тератологическим, то есть "чудовищным": переплетающиесяленты сливаются с растениями и живыми существами, образуя фантастическиекомбинации.За полвека до присоединения Новгорода к Московскому государству архиепископЕвфимий предпринял парадную обстройку Владычного двора в детинце. Согласнолетописи, в 1433 году он поставил "полату в дворе у себе, а дверий у ней30: а мастера делале немечкыи, из Заморья, с новгород-скыми мастеры". Этотак называемая Грановитая палата, где главный большой зал перекрыт сводамина нервюрах, опирающимися на центральный столб (нервюра - выступающее ребросвода, основа его конструкции; каркас нервюры воспринимает и передает нагрузкусвода на его опоры). В палате происходили торжественные приемы, здесь жезаседал боярский Совет господ. Рядом возвышается "Часозвоня" Евфимия -восьмигранный столп, расширяющийся книзу, с пролетами вверху, выстроенныйв качестве дозорной башни ("сторожни") Владычного двора и служившая позднеедля отбивания времени. На Торговой стороне по повелению Евфимия на старыхфундаментах церкви Иоанна Предтечи на Опоках в 1453 году возводится новоездание, явно подражавшее прежнему храму. Церковь принадлежала богатым купцам-вощаникам- торговцам воском. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам, хранилиськонтрольные эталоны мер.Но могущественная община Великого Новгорода уже клонилась к упадку.Москва усиливала давление на вольный город, добиваясь подчинения великокняжескойвласти. Иван III потребовал полной его покорности. В 1471 году в битвена реке Шелонь новгородские рати были наголову разбиты москвичами, а в1478 году Новгород и все его земли вошли в состав русского централизованногогосударства. Из покоренного города в центральные области России было высланооколо семи тысяч "вольных мужей" из числа крупного боярства, духовенстваи купечества, а на их место переселены из Московской земли "лучшие людигости и дети боярские". Наиболее важные документы из архива Новгорода иего вечевой колокол - символ независимости увезли в Москву. Новгородскаяреспублика пала.Но еще долго после своего падения Великий Новгород - этот центр религиозноймысли и книжной культуры - не уступал Москве. Вплоть до страшного разгромаопричниками Ивана Грозного в 1570 году сказывалось его могущественное культурноеи художественное влияние. До второй половины XVI века Москва выписывалановгородских иконописцев. Господин Великий Новгород, хотя и завоеванныйв неравной борьбе, продолжал обогащать своим неувядаемым искусством Москвуи московский двор...Некоторые улички на окраине Новгорода, местами не вышедшего за пределысредневековых валов, с одноэтажными домиками и словно вросшими в землюцерквами как будто переносят нас в атмосферу старого города. В серенькиймартовский день, если стать на стене недалеко от Софийской звонницы, впередиголубеют бесчисленные купола храмов на Торговой стороне, справа вдали -зыбкие очертания Юрьева монастыря, слева вниз по Волхову - Антониева. Сзадитусклым золотом отсвечивает купол Софии, кажущейся вытесанной из огромноголедяного монолита. На горизонте голубеет Ильмень с Перуновой рощей на взгорье.Как нигде, в этом городе, бурная история которого канула в глубину веков,можно представить ее былинный размах, воплощенный в творческом гении народа. Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (1374 год).Фрагмент "Битвы новгородцев с суздальцами", изображающий, как осаждающиеНовгород "застрелили" икону.Вид Великого Новгорода (XIV век) с севера (реконструкция).Спас на Нередице (1198 год).Владычный двор в кремле: "Грановитая палата" и "Евфимиевская часозвоня"(1433 год).Кремль (1484-1490 годы) со стороны Волхова.
И поныне величественный Софийский собор, заложенный в 1045 году, остаетсясимволом древнего Новгорода.
Новгородский кремль со стороны реки Волхов. Видна звонница Софийскогособора.
Церковь Николы (1113 год) на Ярославовом дворище.


Двор на Холопьей улице (реконструкция).Реконструкция показывает, как был застроен Неревский конец Новгородав XIV веке.Антониев монастырь с собором Рождества Богородицы (1117 год).Стены новгородского кремля.Георгиев собор (1119 год) Юрьева монастыря.Спас. Фрагмент росписи (1378 год) церкви Спаса Преображения на Ильинеулице. Художник Феофан Грек - выдающийся мыслитель своего времени.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)