[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)



Род Строгановых - купцов и промышленников, много сделавших для освоенияУрала и Сибири, - вышел из поморских крестьян. Уже в 1515 году один изоснователей династии, Федор Лукич, наладил солеваренное дело в Соли-Вычегодской.Позже представители этого клана стали крупнейшими промышленниками и землевладельцамиРоссии. Были среди них в XVI - начале ХХ века и государственные деятели.Одна из наиболее колоритных фигур - промышленник, владелец огромных вотчин,которыми он правил, как самодержец, сподвижник Петра I, Григорий ДмитриевичСтроганов.
В начале мая 1702 года на пристань Нижнего Новгорода сошел с корабляголландец Корнилий де Бруин, художник, писатель и этнограф. Он приехалв загадочную Россию, чтобы своими глазами наблюдать небывалые изменения,происходившие в ней под управлением царя Петра. Нижний понравился ему своейживописностью. Он писал: "Гора, разделенная на несколько холмов, застроенныхцерквами и домами, представляет очень красивое зрелище".Иван Иванович Голиков (1735-1801) - личность любопытная, курский купец,посвятивший свои интересы истории и собиравший документы, рукописи, относящиесяк эпохе Петра I, - рассказывал, что Нижний Новгород в то время был главным"внутренним портом государства" и потому Петр I "устроил в нем знатнуюверфь, на которой по данному от него образцу строились всякого рода сударечные и морские".Первое имя, услышанное де Бруин в Нижнем, было имя Григория Строганова:"Река здесь постоянно заставлена множеством судов, приходящих или уже пришедшихсюда со всех сторон. На другом берегу этой реки лежит большое село, принадлежащееГригорию Дмитриевичу Строганову, с прекрасною каменною церковью и близнее с каменным же господским домом, где живет по временам он сам. Сим вечеромотсюда отплыло сорок восемь больших девятивесельных барок, на которых вкаждой было человек по сорок <...> Все эти барки, находившиеся в семгороде, принадлежат этому купцу, которого считают <...> самым богатымв России".Вотчина Строганова в заречном селе Гордеевке смотрелась внушительноне только благодаря красивой, построенной в стиле барокко церкви СмоленскойБогоматери, но еще и потому, что дом хозяина и некоторые надворные постройкибыли каменными. О нижегородском же кремле, находящемся на противоположномберегу реки, де Бруин сообщал: "Он невелик и все дома в нем деревянные".Даже административные здания и дворец губернатора были срублены из дерева.Григорий Строганов принадлежал к купеческой династии, известной со временДмитрия Донского и вышедшей из новгородских земель. Родоначальником этойдинастии считался некий Спиридон. Его внук Лука Кузьмич (уже весьма состоятельный)стремился участвовать в большой политике. Ему приписывали выкуп из татарскогоплена великого князя московского Василия Темного. С тех пор имена Строгановыхпостоянно вплетались в исторические повествования о правлении русских государей.Занявшись соляными промыслами, они энергично продвигались в северныеземли, распространив свое влияние в Сольвычегодске, Великом Устюге и наСеверной Двине. В середине XVI века Иван Грозный пожаловал им обширныеПермские владения. Быстро сориентировавшись в меняющейся политической обстановке,Строгановы подали прошение о записи их земель в опричнину, чем снискалимилость и симпатии своенравного царя. Это они субсидировали поход Ермакав Сибирь. И в то же время - прокладывали торговые пути в Среднюю Азию,ездили в далекую Бухару и своих гостей потчевали из чеканных кубков и блюдс затейливым восточным орнаментом. В Смутное время они не раз оказывалисолидную денежную помощь, поддерживая борьбу России с поляками. Царь ВасилийШуйский пожаловал их правом писаться с "вичем", то есть с отчеством, иучредил для них особое звание - "именитые люди". В XVII столетии Строгановыбыли единственной купеческой фамилией, носившей это звание.Они подлежали только царскому суду, могли строить города и крепости,содержать ратных людей, лить пушки, по своей инициативе воевать с владетелямиСибири. Их огромные северные вотчины, не подконтрольные государевым воеводам,стали в сущности самостоятельным государством в государстве. В "Уложении"царя Алексея Михайловича Строгановым был отведен особый пункт, гласивший:"А будет кто обесчестит имянитых людей Строгановых, <...> а по судуили по сыску про то сыщется допряма, и им править за бесчестье: Строгановым- по сту рублев человеку". Бесчестье всех остальных купцов оценивалосьв сумму от 15 до 50 рублей.В конце XVII века Григорий Дмитриевич Строганов, где по закону, а гдехитростью, забрал под свою власть все владения, принадлежавшие этой фамилии.Было ему в ту пору тридцать лет с небольшим. Уже в XVI веке Строгановыстремились распространить свое влияние на центр Руси, разместив в ВерхнемПоволжье и по Оке принадлежащие им торгово-промышленные конторы. Их приказчикижили в Коломне, Переяславле Рязанском, Муроме, Калуге, Казани... Чтобыконтролировать их деятельность, Григорий Дмитриевич избрал своей главнойрезиденцией Нижний Новгород. Однако освоение Волги и Оки давалось не легчепокорения Сибири. Там на строгановских людей нападали сибирские ханы, аздесь - местные воеводы, не признававшие никаких законов, кроме собственногопроизвола. Тут и звание "именитых" не спасало.Современник свидетельствовал, что в Кашире, "как только снизу Оки подъезжалик заставам струги именитого человека Григория Дмитриевича Строганова икупецких всякого чина людей, нагруженные солью, их останавливали у заставыи находившихся на стругах кормщиков, подрядчиков, водоливов и работныхлюдей отводили в город". Там их сажали в острог и держали до тех пор, покахозяин не давал за них выкуп. Такие же "заградотряды" действовали в ЮрьевеПоволжском, Муроме, Калуге и т. д. А в Белеве воевода просто протянул черезреку толстый канат, не пропуская купеческие караваны без выплаты дани.Челобитные на царское имя с просьбами оградить купечество от воеводскихрасправ и грабежей правительство допетровской поры предпочитало не замечать:подобные самоуправства воевод способствовали пополнению местной казны.Но в своих вотчинах Строгановы - грозные владыки, на которых не былони суда, ни управы. В 1693 году в Сольвычегодске секли принародно крестьянинаСтепана Пустынникова, зачитав собравшемуся люду указ: "На площади передприказной избой бить батоги, сняв рубаху, нещадно". Степан не был ни татем,ни убийцей, вина же его заключалась в том, что он "по совету с малыми людьми"осмелился послать на царское имя жалобу на Григория Строганова. О подворьеСтрогановых в Сольвычегодске, окруженном деревянной стеной с высокими башнями,ходили жуткие легенды. Здесь не властны были ни человеческие, ни божескиезаконы. Доведенные хозяйскими притеснениями до крайнего отчаяния крестьянебежали из строгановских владений в глубь Сибири целыми общинами, нередкопробивая себе дорогу оружием. О таких боях местного значения, однажды разыгравшихсяв вотчине Григория Строганова, свидетельствует записка, посланная в Сибирскийприказ: "И в нынешнем 1700 году в генваре и в феврале месяце семей с двестеи больше из Пермских, Чусовских его вотчин, отбиваясь от людей его боеми стреляя из ружья и из луков, пошли явно в те же сибирские городы на вечноежитье...".Строганов мог позволить себе не соглашаться даже с царскими указами.Когда в 1697 году вышел таковой о торговле табаком, Григорий Дмитриевичотказался пускать в свои владения табачных торговцев под тем предлогом,что подобную торговлю велено вести при кабаках, а в его вотчинах кабаковнет вовсе. Не исключено, что Строгановы втайне тяготели к старообрядчеству.И в то же время они издавна слыли знатоками и ценителями русских художеств.В их мастерских появилось и развилось иконописное направление, получившееназвание "строгановское письмо". Оно отличалось декоративной изысканностью,ювелирно-тонкой проработкой деталей, праздничностью колорита. Золотошвейныестрогановские мастерские уже в конце XVI века соперничали с царскими. Дажеприказчики Строгановых, жившие в разных городах, держали своих вышивальщиц.От далекой Двины до Подмосковья в соборных ризницах можно было встретитьпрекрасные по отделке плащаницы и "воздухи" строгановского шитья. Работойзолотошвей руководили либо женщины из семейства Строгановых, либо женыих приказчиков. Так в главный собор Переяславля Рязанского в конце XVIIвека поступила плащаница, о которой старые документы свидетельствуют: "Ашила оную разными шелками и серебром и золотом и низала жемчугом ГригорьяДмитриевича Строганова приказчика его Алексеева жена Агапова. Дано ей зате труды восемьдесят рублей". Для нужд золотошвейных и ювелирных мастерскихтребовалось много жемчуга, поэтому Строгановы не только добывали жемчугв северных реках, но и освоили искусственное разведение раковин-жемчужницв специальных водоемах.С царем Петром Григория Дмитриевича связывали тесные, но непростые отношения.Во время Северной войны Григорий щедро снабжал царя деньгами. По легенде,угощая однажды Петра обедом на бочке, наполненной золотом, Строганов заявил,что "не подчует своего господина и благодетеля вполовину, но
просит смотреть на бочку, как на часть угощения". Когда Петр повелелобразовать "кумпанства" для строительства кораблей, Строганов один вызвалсясделать три корабля. Помимо того он строил корабли и на Дону на паях сЛ. К. Нарышкиным, дядей царя. За усердие Петр пожаловал Строганову огромныевотчины на Урале. Количество его крепостных увеличилось более чем на 14тысяч душ мужского пола. Свое солеварное дело Григорий Дмитриевич развернултак, что поставлял в казну свыше 60 процентов годовой добычи соли по стране.Его имя вошло в присловья: "Богаче Строгановых не будешь", "Не тряси берегом- Строганов соль вешает".И в то же время по купеческой привычке ради солидного куша Григорийвсегда готов был "нагреть" и казну, и своего государя. В 1711 году "прибыльщик"Г. Юрьев и три строгановских приказчика решили раскрыть императору глазана махинации Строганова, поставлявшего в казну соль по неоправданно завышеннымценам и наносившего тем серьезный урон интересам государства. Объяснив,во что на самом деле обходится добыча и перевозка одной партии соли, Юрьевподсчитал: "И он, Григорий Строганов, и прочие соляные промышленники противнастоящей цены возьмут в Нижнем передаточных денег из твоей, великого государя,казны тысяч с полтораста и больши". Докладная пошла по инстанциям. Но уСтроганова в верхах нашлось немало доброхотов, и результат оказался неожиданным.Юрьев жаловался в челобитной, переданной лично Петру: "Его Григорьев человекс подсыльными ухватили меня на дороге и привели в поместный приказ, и втом приказе не было мне никакого розыску, и без наказу бит я кнутом безовсякие пощады, и ссылают на каторгу на десять лет без вины напрасно, почелобитью Григорья Строганова, за то, что доносили мы тебе, великому государю,на него, Григорья, о соляном подряде правду". Та же участь постигла приказчиков.Петр лично повелел Сенату выяснить, сколько на самом деле должна стоитьсоль в Нижнем, строго добавив: "Чаю, что много лишнева платят". В концеконцов он собственным указом назначил цену, серьезно срезав аппетиты зарвавшегосяпромышленника.В то время Григорий уже властно хозяйничал в Нижнем. Из заречной Гордеевкион перебрался в город, выстроив прямо на берегу, рядом с пристанями новоеобширное подворье с каменными палатами, службами, амбарами и складами.И начал возводить там церковь - всем на удивление, явно стремясь перещеголятьместное купечество, строившее церкви в Нижнем Новгороде. Свою церковь Григорийпоставил на склоне холма так, чтобы она возвышалась над улицами и пристанями.Официально она называлась Рождественской, но в народе за ней закрепилосьназвание Строгановской. Ее праздничная, яркая красота завораживала. Основнойкрасный фон был расписан узорами, напоминающими богато расшитую ткань,и оттенялся резными наличниками и колоннами из белого камня. Все это дополнялосьмногоцветьем различных украшений. "Всякими краски раскрашена", - рассказывало ней один из современников. Такой богатейшей каменной резьбы Нижний ещене видал: по колоннам и вокруг окон, переплетаясь, вились диковинные травы,невиданные цветы, яблоки, гранаты...Вероятно, потрудился здесь на славу мастер Строганова Г. Иванов, которомув конце XVII века доверили украшать Красное крыльцо царских палат в Москве.Для колокольни Григорий выписал новинку - часы-куранты с музыкой. Часыпоказывали также фазы луны и времена года. А под крестом колокольни установилифлюгер, чтобы из окна строгановского дома, взглянув на колокольню, сразуможно было узнать направление ветра на реке. Даже через столетие не появилосьв Нижнем Новгороде ничего такого, что могло бы затмить красоту Строгановскогохрама. Н. Храмцовский в книге "Краткий очерк истории и описание НижнегоНовгорода", изданной в середине прошлого века, свидетельствовал: "По наружнойархитектуре церковь, воздвигнутая Строгановыми, есть одно из великолепнейших<...> зданий в России".Строительство храма тянулось так долго, что сам Григорий не дождалсяосвящения своего каменного чуда. У Строганова неожиданно объявился конкурент,соперничать с которым даже ему было не под силу. Император, начавший возводитьновую северную столицу, забрал в Петербург из всех городов лучших мастеров,а заодно запретил повсеместно возведение каменных построек на неопределенныйсрок. Начатые сооружения велено было законсервировать - этот указ отменилитолько в 1721 году.В Нижнем кроме того стало неспокойно.На Дону развернулось мощное восстание казачества и "черных людей" подпредводительством К. Булавина. Пожар восстания быстро перекинулся в Поволжье.В мае 1708 года в Нижнем на одной из башен кремля появилась надпись: "Бытьбунту, что и в Астрахани". Такие же "воровские надписи" красовались назаборе усадьбы стрелецкого головы и в других местах. Воевода Н. Кутузов,распорядительный, но недалекий, тут же отправил царю донесение про объявившуюсякрамолу, а чтобы до царского распоряжения сохранить вещественные доказательства,у каждой надписи поставил караул стрельцов для сбережения. Почти полмесяцанижегородцы любовались начертанными повсюду обещаниями близкого бунта,караулы же стрельцов словно нарочно привлекали к ним внимание.Петр, узнав про эту воеводскую "дурость", немедленно сместил Кутузова,а новому воеводе И. Леонтьеву наказал: "Будучи в Нижнем, во всяких государевыхделах поступать с осторожностью. О меловых надписях проведывать тайно,с радением и, буде они не стерты, велеть стереть и караул свесть, а чтопо проведыва нию сего явится, о том писать". Но явились уже не надписи,а вооруженные отряды булавинцев. Они вошли в Балахну. Местный воевода,едва услышал об их приближении, скончался от разбившего его паралича. ОднакоНижний восставшие взять не смогли.Григорий Строганов незадолго до этих событий покинул Нижний. Теперьон устраивал семейное гнездо в Москве, ближе к царскому двору. Его втораясупруга Мария Яковлевна, урожденная Новосильцева, была в отменной милостипри дворе, и своих троих сыновей Григорий намеревался ввести в придворныесферы. Скончался он в 1715 году накануне своего 60-летия, оставив детями жене богатейшее наследство. Петр за заслуги отца пожаловал Александру,Николаю и Сергею Строгановым баронский титул.Дворянская знать долго не могла простить новоявленным баронам их "подлого"происхождения. Ф.-В. Берхгольц, сопровождавший в Россию герцога Голштинского,рассказывал, как в Москве их пригласили на ассамблею в дом старшего сынаСтроганова Александра: "Войдя в комнату, где должны были танцевать, мынашли там очень мало дам и ни одного кавалера, несмотря на то, что былоуже довольно поздно". Дворяне явно игнорировали купеческого отпрыска, игенерал Ягужинский, которому поручен от императора надзор за ассамблеями,сердился, что общество там мало <...>, сказав молодому Строганову, чтобтот на другой день доставил ему список всех, кто у него был и кто не был".Богатство, щедрость и тонкий эстетический вкус хозяина приятно поразилиБерхгольца: "Он живет здесь в большом каменном дворце, стоящем на горе,и оттуда такой чудный вид, какого не имеет ни один дом в Москве". Гостейждал "стол, убранный истинно по-царски и с таким вкусом, какого я здесьи не воображал". В зале по стенам напоказ гостям стояло множество хорошенькихдевушек в богатых русских костюмах. Берхгольцу пояснили, что это вышивальщицыиз знаменитых мастерских Строганова.А через месяц Александр спешно выехал в Нижний Новгород приводить впорядок отцовское подворье. Царь Петр, отправляясь в персидский поход,должен был сделать в Нижнем остановку. 26 мая 1722 года на нижегородскойпристани собралось все местное начальство и духовенство во главе с архиереем.Едва показался царский корабль, как ударили пушечные залпы и зазвониликолокола всех церквей. Александр встречал царя словно негласный хозяингорода. Посетив присутственные места и получив благословение у архиерея,Петр, по рассказу Голикова, "благоволил откушать у барона Строганова" (итолько "на другой день сделал сию же честь губернатору"), 29 мая он слушалвсенощную в Строгановской церкви. Существует легенда, будто царь, любовавшийсякрасотой убранства храма, разглядывая чудесный резной иконостас, вдругнеожиданно помрачнел и, резко развернувшись, покинул храм, приказав егонемедленно закрыть и запечатать. Причиной будто бы стала икона "Спас Вседержитель",находящаяся рядом с царскими вратами: из резной золоченой рамы, держа вруке символ власти, весьма схожий с царской державой, глядел на царя...сам Григорий Строганов.Сегодня трудно выяснить достоверность этого эпизода. Однако икона, написанная,вероятно, крепостным мастером Строгановых С. Нарыковым, обучавшимся живописиза границей, действительно изумляет своей необычной реалистичностью. Ужочень далек божественный лик от иконописных канонов, зато вполне напоминаеткрутого нравом и привыкшего подчинять себе всех и вся "купеческого хозяина".Может, Григорий и впрямь хотел всем показать, кто является "вседержителем"на волжских торговых путях? В то время нередки случаи, когда иконописныйсюжет становился аллегорическим рассказом о современности. Например, вмузее Балахны хранится икона старообрядцев конца XVII - начала XVIII века"Усекновение главы Иоанна Предтечи". На ней царевна Софья изображена Иродиадой,требующей казни Иоанна (видимо, под ним подразумевался какой-нибудь раскольничийпророк). А палачу были приданы явные портретные черты Петра I.Существует и иная легенда,. хотя и вызывающая большие сомнения: будтобы иконы "Вседержитель" и "Богоматерь" Строганов тайно перекупил у знаменитогохудожника Каравакка, писавшего их по заказу царя для Петропавловского соборав Петербурге. Но загадка тем не менее остается: церковь почему-то былазапечатана в 1722 году и открыта уже при Екатерине I в 1727.Голиков тоже рассказывает о неожиданной буре царского гнева, обрушившейсяна нижегородцев, но объясняет это иными причинами. Увидев у пристаней старые,давно пришедшие в негодность купеческие суда, составлявшие печальный контрастс показной пышностью хором и храмов российских толстосумов, Петр "гневалсяна закоренелую упорность промышленников и губернатора". И кончил тем, чтотут же сочинил грозный указ, заставлявший купечество раскошеливаться наобновление российского речного флота: "Кто имеет всякого чина люди у себясуда, на которых возят всякие товары вниз, оные бы люди таковые суда объявлялив Нижнем в губернской канцелярии немедленно, понеже оные суда будут клеймитьпогодно, и дать им сроку с сего числа два года возить на оных судах всякиетовары на низ, а как два года пройдут, те все суда изсечь". Возможно, подгорячую руку досталось и Александру Строганову. Но 30 мая, в день отъезда,царь вновь пировал в его доме, справляя свой день рождения. И, аккомпанируязастольным тостам, победно салютовали пушки строгановского подворья...А через год в Москве Петр с супругой от души веселились на свадьбе Александрас Домной Шереметевой.Мать Александра, Марию Яковлевну, царь величал "кумой" (он крестил еесына Николая) и любил ее за основательную хозяйственность и рассудительность.Заезжая к ней в гости, Петр с удовольствием принимал из ее рук угощение- домашнюю наливку, делать которую Мария была мастерица. В 1724 году, когдаПетр решил короновать Екатерину, утвердив за своей супругой титул императрицы,Мария с сыновьями подала ему прошение: "Пожалованы мы <...> в комнатугосударыни царевны. А я, раба ваша, не сведома, каким порядком себя междудругими вести; также и сыновья мои чину себе никакого не имеют, а указомВашего Величества всему гражданству определены различные чины и места посвоим рангам, чтоб всяк между собою свое достоинство ведал. Просим, дабыя пожалована была местом, а дети мои чинами ради приходящего всенародноготоржества..."Тогда-то император учредил придворное звание статс-дамы, и первой егополучила Мария Строганова. Петр пожаловал ей свой миниатюрный портрет,украшенный бриллиантами, который она носила на голубой ленте. Только вотнадеть "немецкий" наряд и заголяться напоказ всей честной публике степеннаякупеческая вдова отказалась. И Петр, уважая ее чувства, ей одной позволилносить при дворе старинную русскую
одежду. Так она и изображена на портрете Р. Никитина: в богато расшитомрусском костюме, в отороченной мехом душегрее и с высокой парчовой кикойна голове.После смерти Петра I Мария Яковлевна начала посылать богатые подаркив монастырь забытой всеми чернице, бывшей царице, первой жене Петра ЕвдокииЛопухиной. Когда на русском престоле утвердился Петр II, сын царевича Алексея,налагавший опалы на тех, кто был близок Петру I, Строгановы вновь оказалисьв чести. Евдокия в 1728 году писала царствующему внуку: "Поехал к вам навстречу Александр Строганов, и ты пожалуй, мой вселюбезнейший внук, будьк нему милостив - того ради, что мать ево ко мне и они очень искательны".При восшествии на престол Елизаветы Петровны одним из тех, кто снискалее фавор, стал брат Александра Сергей. Братья были хорошо образованы, имелибогатые библиотеки, увлекались коллекционированием произведений искусстваи сами не лишены талантов. Александр стал первым русским переводчиком "Потерянногорая" Д. Мильтона, Сергей даже свое завещание написал русскими и латинскимистихами.С той поры многое кануло в прошлое безвозвратно. Но недавно над изменившимисядо неузнаваемости нижегородскими пристанями вновь поплыл мелодичный перезвонколоколов Строгановской церкви. Снова спешат богомольцы к храму, сноваиграют трепетные блики свечей на причудливой золоченой резьбе иконостаса.И, внимая молитвенному пению, сквозь тонкий дым ладона строго и загадочносмотрит на собравшийся люд "Вседержитель". Кандидат филологических наук И. ГРАЧЕВА (г. Рязань).
Портрет Петра I, созданный в начале 1720-х годов предположительно ИваномНикитиным.Портрет Григория Дмитриевича Строганова, написанный русским художникомРоманом Никитиным.Мария Яковлевна Строганова, жена Григория Дмитриевича. Только ей однойпозволил Петр I появляться при дворе в русском костюме. Художник - РоманНикитин.
Рождественская церковь в Нижнем Новгороде, построенная Г. Д. Строгановым.В народе ее называли (да и сейчас называют) Строгановской.Образ Спаса Вседержителя из Рождественской церкви, который, по однойиз легенд, вызвал такой гнев Петра I, что царь повелел закрыть и запечататьхрам (его открыли уже при Екатерине I, в 1727 году).
На портрете работы Ивана Никитина - один из трех сыновей ГригорияСтроганова, получивших за заслуги отца баронские титулы, Сергей Григорьевич.Он снискал фавор у взошедшей на престол Елизаветы Петровны.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)