[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)

Но материалы графики недолговечны: хрупкая бумага быстро ветшает, рисунок выцветает. И уже спустя несколько десятилетий портреты и альбомы бережно хранят, оберегая от солнечного света. Впервые эти раритеты дворянской культуры, собранные известным покровителем искусства С.П.Дягилевым из заброшенных поместий и частных коллекций, экспонировались в Таврическом дворце Петербурга в 1905 году.

Государственный исторический музей выпустил уникальную книгу - "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" (М., 2001). Графика, как известно, в начале позапрошлого века получила широкое распространение. Подобно талисману, она сохранила идеи и дух романтизма того времени. Сколько удивительных образов нарисовано итальянским карандашом, сангиной и пастелью, написано акварельными красками! Эти портреты украшали стены дворцовых залов и усадебных салонов, их оставляли на память в семейных альбомах. Портреты стремились иметь все. Выбор художника зависел от кошелька заказчика.

Спустя почти сто лет в Москве в Историческом музее в нескольких залах демонстрировалась графическая коллекция дворянского портрета, а по сути - уникальная галерея портретов пушкинской и декабристской поры. О многих деятелях того времени мы слышали, имена иных открывали для себя заново. На выставке их можно было увидеть воочию.

Портреты прабабушек и прадедушек, семейные альбомы потрясли любителей искусства. К.С.Станиславский грозился ездить на выставку каждый день и все рисовать (он готовил костюмы для спектакля "Горе от ума"). Россия заявила о рождении национальной графической школы.

Хранитель этого отдела и автор выставки, старейший научный сотрудник музея Надежда Николаевна Гончарова подводила итоги. Более тридцати лет она посвятила изучению коллекции. Благодаря поистине энциклопедическим знаниям и упорству ей удалось вернуть стертую временем информацию.

Особенность музейного собрания - в качественном многообразии. Сотрудники нескольких поколений комплектовали его так, чтобы как можно шире показать общество в целом. В графическом отделе собрано около трех тысяч работ.

Несмотря на болезнь Надежда Николаевна продолжала трудиться в архивах и библиотеках, подвергая придирчивому анализу вновь обнаруженные факты.

Исследовательница сделала невозможное: теперь вместо весьма обычного для музейного экспоната пояснения "неизвестный портрет работы неизвестного художника" в справочной картотеке и в выставочном зале под многими из рисунков стояла фамилия изображенного на портрете, приводились краткие сведения о всех членах его семьи, и главное - было уточнено авторство художника, забытое или ошибочно приписанное прежде кому-то другому. Огромная музейная графическая коллекция дворянского портрета тщательно изучена Н.Н.Гончаровой. Одновременно она работала над монографией о малом дворянском портрете.

Книга о русском дворянском портрете, насыщенная самой разнообразной информацией, удивительным образом сочетает научность с максимальной доступностью. Исследование Н.Н.Гончаровой очертило магистральный путь карандашного и акварельного портрета, проиллюстрировало жизнь целого сословия лучшими графическими произведениями этого жанра, хранящимися в фондах Исторического музея. И потому книга будет в равной степени интересна и искусство ведам и тем, кто любит искусство, а может быть, решил стать художником. Этому поистине энциклопедическому изданию уготована долгая жизнь. Как справедливо заметил А.И.Герцен, "жизнь обыкновенного человека может вызвать интерес если не по отношению к личности, то по отношению к стране и эпохе, в которую эта личность жила". А книга Н.Н.Гончаровой - это целый пласт русской истории в лицах.

Увы, долгожданная книга "Русский дворянский портрет в графике первой половины XIX века" появилась уже после кончины автора. Издание объемное - 264 страницы, 212 карандашных и акварельных портретов известных деятелей России, в том числе представителей российской аристократии, чиновничества; писателей, поэтов. Здесь собраны работы самых разных художников - от таких известных, как Орест Кипренский, Петр Соколов, Василий Тропинин, братья Карл и Александр Брюлловы, Павел Александров, Александр Орловский, Кирилл Горбунов, до художников-любителей. Представлены в книге и жившие в России иностранцы - Карл Гампельн, Томас Райт, Александр (Карл) Витберг, Владимир Гау, Александр Молинари.

Неизвестный художник-любитель середины XIX века. Гостиная с зелеными диванами. Лист из альбома Е.Г.Чернышевой-Кругликовой.

А. СОЛОВЬЕВА. Середину XIX века в России нередко называли эпохой альбомной дворянской культуры.

Гампельн К. Е. П. Коновницына, рисующая портрет матери. 1823-1824 год. Графиня Елизавета Петровна Коновницына (1802-1867), дочь военного министра Петра Петровича Коновницына. Муж - Нарышкин Михаил Михайлович, активный участник движения декабристов, был осужден по четвертому разряду. Вместе с мужем жила при каторжных тюрьмах в Чите и Петровском Заводе, затем на поселении в Кургане. После определения Нарышкина в солдаты последовала за ним на Кавказ.

Соколов П. Ф. Портрет Н. М. Карамзина. 1816 год. Знаменитый русский писатель, историк, журналист Николай Михайлович Карамзин (1766-1826), автор 12-томной "Истории Государства Российского", в 1803 году получил титул придворного историографа. Имена художника и изображенного на портрете определены Н.Н.Гончаровой. Известно, как князь П.А.Вяземский заказывал этот портрет художнику П. Ф. Соколову. Поручение он возложил на А. И. Тургенева, близкого друга своего и Карамзина, и методично напоминал ему об этом в письмах из Москвы в Петербург. В октябре 1816 года он писал: "… заклинаю тебя именем дружбы взять за ворот Соколова и принудить его написать портрет Николая Михайловича и Екатерины Андреевны, а их упросить, чтобы они дали себя списать. Ради Бога, устрой это!" Через неделю: "… ради Бога, на крюк Соколова, к Карамзиным, карандаш в руки, и засади его списывать, а их умоли дать себя списать". В конце месяца князь в третий раз вновь напишет о портрете: "Ради Бога, вели Соколову списать портреты Карамзиных!"

Беккер Л. Портрет Н. В. Станкевича. 1838 год. Воспитанник Московского университета Николай Владимирович Станкевич (1813-1840) руководил литературно-философским кружком, существовавшим в Москве в 1830-е годы одновременно с кружком Герцена - Огарева. В кружок Станкевича входили В.Г.Белинский, М.А.Бакунин, В.П.Боткин, И.С.Аксаков и другие. Умер от туберкулеза в Италии.

Кипренский О. А. Портрет А. М. Муравьева в классной комнате. 1815 год. Прежде считалось, что на портрете изображен Никита Муравьев. Однако Н.Н.Гончарова и А.М.Горшман смогли доказать, что художнику позировал младший брат Никиты - Александр Муравьев.

Маньяни А. Портрет А. Г. Чернышевой. 1816 год. Графиня Александра Григорьевна Чернышева (1804-1832), выйдя замуж за декабриста Никиту Михайловича Муравьева, последовала за ним в ссылку в Сибирь. Жила рядом с тюрьмами в Чите и Петровском Заводе, много помогала заключенным. Умерла в Сибири.

Соколов П. Ф. Портрет Н. М. Муравьева. 1822 год. Один из руководителей движения декабристов Никита Михайлович Муравьев (1795-1843) был осужден по первому разряду и приговорен к каторжным работам на 20 лет. Каторгу отбывал в Чите и Петровском Заводе. С 1836 года вместе с братом Александром жил на поселении в селе Урик Иркутского округа, где написал несколько историко-публицистических статей.

Яковлев Г. И. Портрет Е. А. Пушкиной. 1830-е годы. Воспитанница Смольного института Елизавета Александровна Пушкина (1823-1898), в девичестве Загряжская, была женой Льва Сергеевича Пушкина, младшего брата поэта.

Соколов П. Ф. Портрет великой княгини Александры Федоровны. 1821 год. Супруга будущего императора Николая I Александра Федоровна (1798-1860), урожденная принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгемина Прусская, дочь прусского короля Фридриха-Вильгельма III, стала русской императрицей в 1825 году.



Гагарин Г. Г. Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями. 1830-е годы. Княгиня Екатерина Петровна Гагарина (1790-1873), внучка историка И.Н.Болтина, была женой Г.И.Гагарина, российского посланника в Риме и Мюнхене. Изображена с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89)