(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) Кандидат филологических наук И.ГРАЧЕВА (г. Рязань).
Масленица - древний славянскийпраздник, доставшийся нам внаследство от языческой культуры.Это - веселые проводы зимы,озаренные радостным ожиданиемблизкого тепла, весеннегообновления природы. Даже блины,непременный атрибут масленицы,имели ритуальное значение: круглые,румяные, горячие, они являли собойсимвол солнца, которое все ярчеразгоралось, удлиняя дни. Возможно,блины были и частью поминальногообряда, так как масленицепредшествовал "родительскийдень", когда славяне поклонялисьдушам усопших предков. Проходили века, менялась жизнь, спринятием на Руси христианствапоявились новые, церковныепраздники, но широкая масленицапродолжала жить. Ее встречали ипровожали с той же неудержимойудалью, что и в языческие времена.
Однако это еще не все о значениимасленицы. Для славян она долгоевремя была и встречей нового года!Ведь до XIV века год на Русиначинался с марта. А по давнимповерьям считалось: как встретитчеловек год, таким он и будет.Потому и не скупились русичи в этотпраздник на щедрое застолье ибезудержное веселье. И называлимасленицу в народе "честной","широкой", "обжорной", а тои "разорительницей".
Некоторые историки считают, что вдревности масленица была связана сднем весеннего солнцеворота, но спринятием христианства она сталапредварять Великий пост и зависетьот его сроков. А этнограф прошлоговека И. М. Снегирев считал, чтомасленица в языческие временасопровождала празднования в честьязыческого бога Велеса,покровителя скотоводства иземледелия. В христианскую эпохуВелесов день, приходившийся на 24февраля по новому стилю, стал днемсвятого Власия. В народныхприсловьях сохранилась память отрадициях обрядовых подношенийВелесу-Власию: "У Власия и бородав масле".
Саксонец Г. А. Шлейссингер,побывавший в Москве в конце XVII века,рассказывал: "В это время пекутпирожки, калачи и тому подобное вмасле и на яйцах, зазывают к себегостей и упиваются медом, пивом иводкою до упаду ибесчувственности". По своейтемпераментности, замечаетШлейссингер, московиты, пожалуй,сродни итальянцам: "Масленицанапоминает мне итальянскийкарнавал, который в то же время ипочти таким же образомотправляется".
Ни принятие христианства, ниизменение времени новогоднегоотсчета не заставили Русьотказаться от любимого праздника -хлебосольного иразгульно-веселого, в которомсловно отражалась русская натура,порой не знающая меры и удержу. Обэтом мы можем судить по дошедшим донас свидетельствам современников -отечественных и иностранных.Англичанин С. Коллинс, служивший всередине XVII века врачом у царяАлексея Михайловича, писал в своихзаписках: "На масленице, передВеликим постом, русские предаютсявсякого рода увеселениям снеобузданностью и на последнейнеделе (перед Великим постом - прим.И. Г.) пьют так много, как будто имсуждено пить в последний раз навеку своем". По рассказамКоллинса, после этого праздника поМоскве тянулись скорбные подводы сбездыханными телами жертв лихогоразгула. Одни напивались до смерти,другие во хмелю падали в сугробы изамерзали, третьи гибли в кулачныхбоях, любимой масленичной забаве."Человек двести или тристапровезены были таким образом впродолжение поста", - писалКоллинс.
Но ни грозные царские указы, нинаставления патриарха не в силахбыли совладать с бьющим через крайвесельем. Молодой Петр I, открываямасленичные гулянья в Москве изабыв строгие наставления своегобатюшки, сам с упоением качался накачелях вместе софицерами-преображенцами.
Даже качели, которые любилиустраивать на масленицу россияне,нередко для отчаянных удальцовстановились причинойчленовредительства, а то и гибели.Царь Алексей Михайлович самымистрогими мерами старалсяутихомирить своих разудалыхподданных. Воеводы рассылали поградам и весям царские указы, тозапрещая частное винокурение, тотребуя, чтобы россияне в азартныеигры не играли, "кулачных боевмеж себе не делали и на качелях нина каких не качалися".
Ф. В. Берхгольцу, прибывшему вРоссию в свите герцогаГолштинского, особенно запомниласьмасленица в Москве в 1722 году. Послучаю празднования Ништадтскогомира Петр устроил необычнуюпроцессию, которая двинулась изсела Всесвятского и проехала поМоскве. Изумленные москвичи видели,как по заснеженным улицам ихдревнего города курсировал русскийфлот. Лодки, яхты, корабли былипоставлены на сани, которые тянулилошади.
Это подметил и секретарьавстрийского посольства И. Г. Корб,приехавший в это время в Россию: намасленице "пропадает всякоеуважение к высшим властям, повсюдуцарит самое вредное своеволие". Кнемалому удивлению Корба, саммолодой царь задавал тон этомуниспровержению всяческихавторитетов. Корб стал свидетелемкурьезного и вместе с темглумливого обряда: только чтоотстроенный Лефортов дворецосвящал на масленицу шутовскойпатриарх, "князь-папа",возглавлявший "всешутейший ивсепьянейший собор". Дворецосвящали в честь Вакха, кадилитабачным дымом, а "патриарх"благословлял всех крестом,сделанным из перекрещенныхтабачных трубок. Затем во дворценачался веселый пир, продолжавшийся двое суток: "Причем недозволялось уходить спать всобственные жилища. Иностраннымпредстави телям отведены былиособые покои и назначенопределенный час для сна, поистечении которого устраиваласьсмена, и отдохнувшим надо было всвою очередь идти в хороводы ипрочие танцы".
Императрица следовала закораблем в красивой раззолоченнойгондоле. В процессии были ряженые,изображавшие турок, арапов,испанцев, арлекинов, даже драконови журавлей. Были сани, запряженныешестерней медведей. Ими правилчеловек, зашитый в медвежью шкуру.Вероятно, это была выдумкаРомодановских, которые славилисьсвоими дрессированными медведями.Берхгольц насчитал в процессиисвыше 60 саней. Праздник закончилсяпиром и фейерверком.
Берхгольц оставил подробнейшееописание этого поезда. Тут был и"князь-папа" со своейшутовской свитой: "В ногах у неговерхом на бочке сидел Бахус, держа вправой руке большой бокал, а в левойпосудину с вином". За нимследовал Нептун: "Он сидел всанях, сделанных в виде большойраковины, и имел пред собою в ногахдвух сирен". Сам император ехална большом корабле, беспрестанносалютовавшем из пушек. Командукорабля составляли бойкие,проворные мальчики (очевидно,ученики навигацкой школы).Берхгольц рассказывал: "Еговеличество веселился истиннопо-царски. Не имея здесь в Москвевозможности носиться так по водам,как в Петербурге, и несмотря назиму, он делал однако ж со своимималенькими ловкими боцманами насухом пути все маневры, возможныетолько на море. Когда мы ехали поветру, он распускал все паруса, чтоконечно немало помогало 15-тилошадям, тянувшим корабль".
Екатерина II по случаю своейкоронации, подражая Петру I,устроила в Москве на масленойнеделе грандиозное маскарадноешествие под названием"Торжествующая Минерва". Тридня ездила по городу маскараднаяпроцессия, которая, по замыслуимператрицы, должна былапредставить различныеобщественные пороки - мздоимство,казнокрадство, чиновничью волокитуи другие, уничтожаемые благотворным правлением мудрой Екатерины.Распорядителем праздника былизвестный актер Ф. Г. Волков, стихи итексты для хоров писали М. М.Херасков и А. П. Сумароков.Процессию составляли четыре тысячидействующих лиц и двести колесниц.Это увеселение стоило жизниВолкову, простудившемуся во времяпраздника. А пороки, с которыминамеревалась бороться Екатерина,по странной иронии судьбы под еескипетром расцвели еще болеепышным цветом.
А вот в 1724 году в Петербургемасленица не удалась. Петрнамеревался и здесь устроитьзабавное санное шествие, но всюпраздничную неделю мела метель ибыл жестокий мороз. Несколько днейучастники процессии в костюмах имасках съезжались к месту сбора, но,окоченев по дороге, отправлялисьотогреваться в чей-нибудьгостеприимный дом. Азартныйгосударь не терял надеждыосуществить задуманную им потеху,но, увы, стихия победила.
Посетивший Россию в XVIII векедатчанин П. Хавен рассказывал:"Помимо различных игр, обычных намасленицу, русские в эту неделюустраивают себе развлечение,которое чужеземным наблюдателямкажется более опасным, нежеливеселым". Он имел в виду катание свысоких ледяных гор, ставшеенеотъемлемой частью масленичныхзабав. Сначала для этогоиспользовали естественные рельефыместности - высокие речные берега,овраги и пригорки, которые заливаливодой.
Когда Екатерина II дождаласьрождения внука Александра,которому втайне намереваласьпередать престол, обойдянелюбимого сына Павла, императрицана радостях устроила для своихприближенных поистине"бриллиантовую" масленицу.Английский посол лорд Гарриссообщал: "Императрице угоднобыло устроить в течение масленицыпраздник, который своимвеликолепием и изяществомпревзошел все, что можно придуматьв этом роде. За ужином десертподавался на драгоценных блюдах,сверкавших каменьями на сумму додвух миллионов фунтовстерлингов". Тем, кто оказывалсяв выигрыше в затеянных после ужинаиграх, императрица преподносилабриллиант. За вечер она раздариласвоим приближенным около 150бриллиантов, поразившихангличанина своей ценой иредкостной красотой.
Со временем "катальнаяпотеха" в городахсовершенствовалась. На льду рекиили на площадях стали возводитьдеревянные горки с наряднымипавильонами, спусковую дорожкуограждали бортиками. Горкиукрашали разноцветными флагами,еловыми и сосновыми ветками, дажедеревянными скульптурами. Вместорогожек появились специальныесанки, которые вначале напоминалилодки, поставленные на полозья иобитые внутри сукном. Но некоторыелихачи предпочитали спускаться сгорок на коньках или просто насобственной подошве. В Петербурге вначале XIX века славились горы купцаПодозникова. Они строились на Невепротив Сената и достигали 26 метровв высоту. Катание с городскихусовершенствованных гор сталоплатным и в прошлом веке стоилокопейку.
Ганноверского посланника Ф.-Х.Вебера, побывавшего в России вовремена Петра I, это излюбленноеразвлечение русских привело всодрогание. У крутого,обледеневшего спуска реки ужевовсю шла потеха. Наверху стоялстол с водкой, которой - "надорожку" - угощали катающихся.Под горой расположился оркестр,вокруг собрались толпынаблюдающих. Несколько человексадились гуськом, держась друг задруга, на соломенный коврик. Дляблагополучного спуска следовалообладать незауряднымиакробатическими способностями.Катальщики на огромной скоростинеслись с горы, скользя по ледянымухабам на "пятой точке" изадрав ноги кверху, чтобы непокалечить их и не приехать внизнагишом: по свидетельству Вебера,при стремительном спуске от трения"брюки, если не были прочны,рвались в клочья". Как толькоковрик с катающимися сталкивалисверху, "начинали играть литаврыи трубы, звук которых сопровождалсякриками зрителей и самихспускавшихся. И я могу насобственном опыте подтвердить, -продолжает Вебер, - что, когда был совсеми остальными принужден такжепроделать этот спуск и счастливозавершил гонку, я от головокруженияпочти ничего не слышал и невидел".
Хозяева балаганов чуткоулавливали изменения зрелищныхпотребностей и вкусов публики. Едвапо Петербургу разнеслась молва отриумфе картины К. Брюллова"Гибель Помпеи", как в одном избалаганов начали показывать"живую картину" на эту тему.Эффекты были впечатляющие: яркиевспышки извержения вулкана, дым,грохот, живописные группыстатистов... Правда, полуобнаженные"помпеянцы" отчаянно дрожали впромерзлом балагане, ноневзыскательные зрителиистолковывали это как ужас передгрозной стихией.
Возле ледяных гор развертываласьбойкая торговля горячим сбитнем,чаем из дымящихся самоваров,сладостями, орехами, пирогами иблинами. Публику веселилискоморохи и любимый народный герой- Петрушка. Вскоре на смену этимпредставлениям пришли балаганы, вкоторых выступали акробаты ижонглеры, показывалидрессированных животных икитайские тени, ставили лубочныекомедии, спектакли-феерии, а такжепопулярные в XIX веке "живыекартины".
Распространенной масленичнойзабавой, особенно в глубинке, быликулачные бои. С. В. Максимов в"Очерках народного быта"рассказывал о традициях одного изуездных городков Пензенскойгубернии: "В последний деньмасленицы <...> на базарнуюплощадь еще с утра собираются всекрестьяне, от мала до велика".Начинается с традиционной"стенки", когда выстраиваютсядруг против друга бойцы двухпартий. А кончается тем, что "вседерутся, столпившись в одну кучу, неразбирая ни родных, ни друзей, низнакомых. Издали эта кучабарахтающихся людей очень походитна опьяненное чудовище, котороеколышется, ревет, кричит и стонет отохватившей его страсти разрушения.До какой степени жарки бывают этисхватки, можно судить по тому, чтомногие бойцы уходят с поля битвыпочти нагишом: и сорочки, и порты наних разодраны в клочья".
Если в Москве и Петербургепростолюдины на масленице спешилив балаганы, чтобы посмотреть"Битву русских с кабардинцами"или "Взятие Карса", то жителималеньких провинциальных городкови деревень сами становилисьдействующими лицами необычнойбаталии - взятия снежного городка -помните яркую, динамичную картинуСурикова? Собравшись от мала довелика, они дружно возводили изснега крепость с затейливымибашнями и двумя воротами. Чащевсего ставили ее на льду реки ипосередине прорубали полынью.Затем участники игрища делились надве партии. Конные удальцы осаждаликрепость, а ее защитники отбивалисьснежками, размахивали хворостинамии метлами, пугая лошадей.Победителя, ворвавшегося первым вворота, ожидало испытание: егозаставляли искупаться в ледянойпроруби. Потом всем участникам игрыподносилось угощение, а победителянаграждали подарком.
Но самым любимым и красивыммасленичным обрядом было катаниена санях. Выезжали все, у кого былконь, и по улицам городов и деревеньнаперегонки неслись разномастныеупряжки: богачи щеголяли холенымирысаками и расписными санками,крытыми ковром или медвежьейшкурой, а вслед неуклюже скакаликрестьянские лошаденки, вычищенныедо блеска, украшенные цветнымиленточками и бумажными цветами.Гремели конские копыта, звенелибубенцы и колокольчики, заливалисьгармоники... Мальчишки снаслаждением дули в глиняныесвистульки, выводя птичьи трели идаже не подозревая, что подражаниеголосам птиц - тоже остатокязыческих обрядов зазыванияВесны-Красны. Эту светлую радость ипраздничную пестроту красокдонесли до нас картины Б.Кустодиева, любившего рисоватьрусскую масленицу.
Широкая масленица в полнойоткровенности выставляла напоказвсе: и семейные достатки, о которыхсудили по нарядам и угощению; иодичание невежественных душ,превращающее праздник в пьяныймордобой, и неистребимую тягучеловеческих сердец к красоте ирадостной поэзии бытия. Максимовписал: "Всюду весело, оживленно,всюду жизнь бьет ключом, так чтоперед глазами наблюдателяпромелькнет вся гамма человеческойдуши: смех, шутки, женские слезы,поцелуи, бурная ссора, пьяныеобъятия, крупная брань, драка,светлый хохот ребенка..."
леди Блумфильд так описываламасленицу 1846 года в Петербурге:"Все пространство большойАдмиралтейской площади былопокрыто временными бараками идеревянными театрами, а такжецирками, каруселями, ледянымигорами и т. д., устроенными дляразвлечения народа. Дорога противЗимнего дворца была занятанепрерывной линией карет, которыетянулись, точно в процессии, и былипреимущественно наполнены детьми.В общем это было красивое и веселоезрелище, словно большая ярмарка. Вовремя масленицы люди всех классов,казалось, совсем теряли голову,думая только о том, как большенаполнить эту неделюудовольствиями и развлечениями".
Молодая англичанка М. Вильмот,приехавшая в гости к княгинеДашковой, с удовольствиемучаствовала в масленичных катанияхв Москве в 1804 году. Она записала вдневнике: "Особенно блисталикупчихи. Их головные уборы расшитыжемчугом, золотом и серебром,салопы из золотного шелкаоторочены самыми дорогими мехами.Они сильно белятся и румянятся, чтоделает их внешность очень яркой. Уних великолепные коляски, и нетживотного прекраснее, чем ихлошади. Красивый выезд - предметсоперничества <...> Прелестнаяграфиня Орлова была единственнойженщиной, которая правила упряжкой,исполняя роль кучера своего отца.Перед их экипажем ехали двавсадника в алом, форейтор правилдвумя, а графиня - четырьмялошадьми. Они ехали в высоком,легком, чрезвычайно красивомфаэтоне, похожем на раковину".
Главное угощение на масленице -блины, пеклись и поедались внесметных количествах. Взнаменитых петербургских имосковских ресторанах в эту неделюрасторопные половые вместе скарточкой меню клали на столыотпечатанные поздравления смасленицей, часто написанные встихах и украшенные яркимирисунками. На каждый день масленойнедели существовали определенныеобряды. В понедельник - встречамасленицы, во вторник - заигрыши. Всреду-лакомку тещи приглашализятьев на блины. В широкий четвергпроисходили самые людные санныекатания. В пятницу - тещины вечерки -зятья звали тещу на угощение.Суббота отводилась золовкинымпосиделкам.
Особую поэзию санному катаниюпридавал давний народный обычай:поженившиеся зимой "молодые"ездили по улицам "казать себя"и делали визиты родным и знакомым.Нередко и помолвленные женихивывозили напоказ всему честномулюду красавиц-невест."Новоженов" и помолвленныхузнавали сразу: и по счастливымлицам, и по щегольским нарядам, аособенно по тому, что им положенобыло ездить обнявшись. В"Записках" А. Т. Болотова естьлюбопытный эпизод, относящийся квремени правления Екатерины II.Великий князь Константин Павлович,только что женившийся, последовалнародному обычаю и, "подхвативсвою молодую и посадя в открытыесани, один, без кнехта, без всякихдальних сборов и церемоний, ну погороду масленицею ездить икататься и всем свою молодуюпоказывать; а народу то и любо было.Сказывают, что сие узналаимператрица и ей было неугодно, чтоон нарушил этикет, так что она неприказала ему без своего ведомадавать лошадей".
Впрочем, в каждой местностискладывались собственные традициираспорядка масленой недели. Такпроводы масленицы в однихгуберниях начинались уже с пятницы,в других откладывались довоскресного вечера. По деревням спеснями и приговорами двигаласьпроцессия с соломенным чучеломМасленицы, которую чествовали,приглашали снова вернуться наследующий год, а потом увозили заоколицу, где сжигали на костре. Внекоторых местах во время проводоввозили сани с укрепленным на столбеколесом; на колесе восседал румяныйкрепкий мужик, держа в одной рукештоф вина, а в другой - калач. Колесо,вероятно, символизировалокруговорот годового солнечногодвижения. Что касается фигурымужика с калачом, то исследователинародного быта видели в нем илиолицетворение масленицы иливоспоминание о языческом божестве,покровителе плодородия и семейныхдостатков.
Воскресенье называлось"прощеным днем". Француз Ж.Маржерет, служивший в России вначале XVII века, рассказывал, чторусские в этот день "ходятнавещать друг друга, обмениваясьпоцелуями, поклонами и просяпрощения друг у друга, если обиделисловами или поступками; дажевстречаясь на улице, хотя бы прежденикогда не видели друг друга,целуются, говоря: "Простите меня,прошу вас", - на что отвечают:"Бог вас простит, и меня проститетоже". В XVII веке в этот день царивместе со своими приближеннымиприходили "прощаться" кпатриарху. А тот, исполнивнеобходимые церемонии, потчевалвысоких гостей креплеными медами ирейнским вином.
Драматург А. Н. Островский,задумав ввести в пьесу"Снегурочка" сцену проводовмасленицы, записывал обрядовыепраздничные песни, услышанные врусских деревнях. И в"Снегурочке" племя берендеев,жившее в "доисторическиевремена", прощалось с масленойнеделей так же, как и современникидраматурга, как, может быть, исейчас еще прощаются с ней врусской глубинке:
Вполне возможно, что масленичныешествия, столь полюбившиеся Петру I,своими истоками были связаны и сэтими простонародными традициями.Сам Петр в подобных процессияхстарался играть скромную роль,нарядившись то шкипером, тобарабанщиком, а его супруга частобыла одета голландскойкрестьянкой. Зато крестьянин намасленой неделе мог превратиться вцаря. В конце XVII века тверскойпомещик Н. Б. Пушкин донес, что егокрестьяне в субботу на масленицевыбрали себе "царя", с великимторжеством водили его по деревням и"всполохи чинили с знаменами и сбарабанами и с ружьем".Перепуганный помещик усмотрел вигровом действе проводов масленицыполитическую крамолу.
Коль быть живым, увидимся.
Прощай, честная Масляна!
Да ведать-знать,
Хоть год прождать,
Что Масляна придет опять...
Излюбленная забава на масленицу -катание на качелях - живет и в нашидни.
Ряженые в Коломенском. Фото 1996года.
Бег в мешках - это, пожалуй, уженовый вид состязаний.
Уличный торг у Кремля в конце XVIIIвека. С гравюры Колпашникова.
Ряженые. Только сегодня онипользуются современнымтранспортом. Но на тройке - куда какприятнее.
Вид Кремля из Замоскворечья. Сгравюры Махаева. 1764 год.
Кулачный бой. С гравюрыГейслера. XVIII век.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|