[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

И.БАКАНОВА, зав. отделом "Учебныйхудожественный музей им. И. В.Цветаева"
при Российскомгосударственном гуманитарномуниверситете.


Сто лет назад, вавгусте 1898 года, в Москве на площадиКолымажного двора был положенпервый камень в основание новогомузея. Сейчас это известный во всеммире Музей изобразительныхискусств имени А. С. Пушкина.Начиналось все с мечты российскогоученого Ивана ВладимировичаЦветаева об учебном музеевсемирной скульптуры и зодчествапри Московском университете.

Имя ИванаВладимировича Цветаевавозвратилось из небытия почтиодновременно с именем поэта МариныЦветаевой. В сталинские годы егостарались не упоминать.



"Музей изящныхискусств имени императораАлександра III, организуемый приИмператорском московскомуниверситете сучебно-воспитательною целью, имеетсвоим назначением представить висторическом порядке судьбыскульптуры, зодчества и живописи удревних и новых народов и через этодать учащемуся юношеству и публикенеобходимые средства к изучениюискусств, к облагорожению их вкусови развитию в них эстетическихпонятий", - писал ИванВладимирович в "Записке о Музееизящных искусств имени императораАлександра III при Императорскоммосковском университете". Этотпрограммный документ был положен воснову концепции музея в 1898 году.

Никто изисследователей не предполагал, чтоистория создания Цветаевым Музеяизящных искусств какуниверситетского, учебного музеяполучит свое продолжение почти столет спустя после закладки наКолымажном дворе.

Задолго до того,как Иван Владимирович началзаниматься созданием музея, онснискал европейскую известность иуважение коллег исследованиями вобласти расшифровки древнихнадписей - эпиграфики. Причем писалон свои труды, кроме русского, еще ина латыни, и на итальянском языке.Карьера филолога-классика былапредопределена блестящим началом:Цветаев окончил Петербургскийуниверситет, получив золотуюмедаль за работу о "Германии"Тацита и был оставлен вуниверситете "для приготовленияк профессорскому званию".Позднее, уже на службе в Варшавскомуниверситете, Цветаев защитилмагистерскую диссертацию ознаменитом римском историке.

Еще в 1830 годукнягиня З. А. Волконская высказаламысль о создании в Москве"Эстетического музея". Если быСовет Московского университета иправительство поддержали ее идею,то разрыв между появлениемуниверситетских музеев слепков взападной Европе и в России не былтаким большим. (Первыйуниверситетский Музей античнойскульптуры в гипсовых слепках былоснован в 1820 году в Боннепрофессором Ф. Велькером.)

Создавая Музейвсемирной скульптуры и зодчества,как поначалу называл Цветаев своедетище, он, конечно же, не мог необратиться к памятникам Помпей иГеркуланума. Частьпомпейско-геркуланумской бронзысгорела после жестокого пожара встроящемся музее в декабре 1904 года.Именно Италия с ее древнимипамятниками послужила мощнымимпульсом к созданию музея. Ступивдвадцати шести лет от роду наримский камень, Иван Цветаевмечтал, как писала десятилетияспустя его дочь Марина, чтобы на это"другие (такие же, как он,босоногие и "лучинные")могли глазами взглянуть!". Однакодо конкретных шагов к музею былиеще два десятилетия службы в разныхуниверситетах: Варшавском,Киевском, Московском, служба вмосковских музеях...

ВпечатленияЦветаева о первых научныхкомандировках в Италиюопубликованы в журнале "ВестникЕвропы" за 1881 и 1882 годы. Изучениеиталийской письменности он начиналс Неаполя: в тамошнем национальноммузее было собрано наибольшеечисло древних надписей. С особеннойтеплотой и благодарностьювспоминал Иван Владимировичдиректора музея профессораархеологии Неаполитанскогоуниверситета, руководителяпомпейских раскопок Джулиоде-Петра. В течение семимесячногопребывания в Неаполе Цветаевобщался со своим итальянскимколлегой почти ежедневно."Туземцем Помпей" называл онгосподина де-Петра: ученыйнесколько лет проработал в стенах"мертвого" города какруководитель раскопок и водил повсем его улицам Ивана Цветаева,указывая на те места, где могли бытьинтересовавшие того надписи.

В Кабинетеизящных искусств и древностипроводились практические занятияпо истории и теории искусств -преподавание этой отрасли знаниябыло внове для России. В качествеучебных пособий Цветаев составилчетыре выпуска "Атласа ваяния"с огромным количествомиллюстраций. Профессор Цветаевсправедливо полагал, что мало ктоиз его учеников сумеет отправитьсяв путешествие и увидеть своимиглазами выдающиеся памятникискульптуры и архитектуры.

С 1882 года Цветаевстал хранителем Кабинета изящныхискусств и древностей в Московскомуниверситете. Первые слепкикабинет приобрел еще до Цветаева, впятидесятых годах прошлогостолетия, в основном стараниямипрофессора Карла Карловича Герца,читавшего курс по истории иархеологии искусства. После смертиГерца дело его унаследовал Цветаев.Позднее в "Краткомиллюстрированном путеводителе"по Музею изящных искусств ИванВладимирович писал: "... в 1889 г. такназывавшийся до тех пор Кабинетизящных искусств нашегоуниверситета, кроме значительногособрания монет и небольшого числагреческих расписных ваз и мелкихдревностей, заключал 58 гипсовыхотливов с памятников скульптурыгреческого и римскогопроизводства... Ныне (на деньоткрытия музея в 1912 г. - И. Б. )памятниками скульптуры восточной,мира классического и христианскогозаняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2дворика - количество, до сих порнебывалое в России".

По сути дела,работа над "Атласом ваяния"стала подготовительной работой надпроектом создания Музея изящныхискусств имени императораАлександра III в Москве. Впервые освоей идее Цветаев объявил в апреле1894 года с трибуны первогоВсероссийского съезда художников.С этого момента жизнь ИванаВладимировича подчинена одноймечте - найти единомышленников,жертвователей на музей иразвернуть активную деятельностьпо строительству здания исобиранию коллекций. ПоначалуЦветаев видел этот музей только какмузей античного искусства, позднеевместе с Марией АлександровнойЦветаевой, (урожденной Мейн),супругой и верной помощницей, онизначительно расширили проект, вкотором нашлось место Египту,Ассирии, памятникам средних веков иэпохи Возрождения.

На пути к музею

За все времясозидания музея Нечаев-Мальцовпожертвовал на него более двухмиллионов золотом, в то время какгосударственная казна последлительной волокиты - двести тысячрублей.

В"Путеводителе" Цветаевстарался никого не забыть,перечислил имена десятковжертвователей, отметивзначительную поддержкуимператорской фамилии. Но вот какиестроки просятся к цитированию: "Всвоей чрезвычайной доле этот МузейМосковского университета не долженникогда забывать особого счастия,посланного ему судьбою в фактесердечного увлечения его успехамибезвременно похищенного рокомВЕЛИКОГО КНЯЗЯ-МУЧЕНИКА (СергейАлександрович был убит 4 февраля 1905года. - И. Б. ), и великих щедротблагодарного питомца Московскогоуниверситета Юрия СтепановичаНечаева-Мальцова".

И через этопришлось пройти Цветаеву. Какпришлось пройти через семейныедрамы, связанные с ранней смертьюпервой, горячо любимой жены ВарварыДмитриевны Иловайской, равно как ис ранней смертью второй - верногодруга Марии Александровны Мейн...

Создание музея наВолхонке можно описать в жанреисторической хроники, героическойдрамы, детектива - еслирасследовать сюжет с тем самымпожаром, случившимся глубокойночью в безлюдном строящемсяздании, вдалеке от жилых кварталов.А на фоне пожара - очерк нравовэпохи, ведь у Цветаева были не однитолько доброжелатели. Многиеправославные ортодоксы видели встатуях языческую угрозу, считалиих сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру"истуканами". Заподозрить вэтом сына, внука, правнукасвященников, из рода которыхпроисходил Иван Цветаев, казалосьбы, невозможно. И однако существуютна этот счет полные негодованияписьменные свидетельства.

Сегодня из залов,созданных при Цветаеве,сохранились Греческий иИтальянский дворики, зал Олимпии,Пергамский зал. В Белом зале,задуманном как зал русской славы,проходят знаменитые Декабрьскиевечера, основанные директором ГМИИим. А. С. Пушкина ИринойАлександровной Антоновой и СвятославомТеофиловичем Рихтером...

И вот настал деньоткрытия музея. Открылись все залы,библиотека, читальный зал,аудитория (лекторий - на нашемсегодняшнем языке). ТворенияПраксителя, Фидия и Лисиппа былисобраны в отдельных залах.Специальный зал был отведенАфродите Милосской и Лаокоону...

Конечно же,Цветаеву приходилось преодолеватьбольшое сопротивление с самыхразных сторон. Известна фразаминистра финансов С. Ю. Витте о том,что народу нужны хлеб и лапти, а немузеи. Примерно те же сужденияпользуются популярностью исегодня. Может быть, именно поэтомубольшой неожиданностью дляпросвещенной столицы сталооткрытие 30 июня 1997 года новогомузея. Учебный художественныймузей имени И. В. Цветаева - плодсовместных усилийГосударственного музеяизобразительных искусств им. А. С.Пушкина и Российскогогосударственного гуманитарногоуниверситета. Разместился новыймузей в одном из университетскихкорпусов на Миусской площади. Воснову экспозиций была положеначасть той самой коллекции гипсовыхслепков с самых известныхпамятников античности, древнеговостока, средних веков иВозрождения, заказанной в своевремя И. В. Цветаевым.

Вторая жизньмузея

От идеи сделать вгуманитарном университетезапасник и проводить там семинарыдля студентов, изучающих историюискусств, к созданию полноценногоУчебного художественного музея иуниверситет, и ГМИИ пришлиосознанно. В результате новый музейна Миусской площади вмещает двазала искусства Египта, залискусства Передней Азии, три залаантичного искусства, зал искусствасредних веков и Возрождения. В семизалах выставлено более семисотслепков (примерно столько женаходится в запасниках). Многие изних подверглись основательнойреставрации специалистами музея иАтелье факсимильных копий.Несколько гипсовых слепков спроизведенийдекоративно-прикладного искусства(например, блюда династииСасанидов) были также изготовлены вАтелье факсимильных копийспециально для Учебного музея соригиналов, хранящихся в Музееизобразительных искусств.

Не останавливаясьна тех трансформациях, которымподвергся Музей изящных искусств всоветское время, скажу только, чтокак учебный он существовалофициально до 1924 года, а затем,уступая место подлиннымпроизведениям искусства, слепкичастично переезжали в запасники.Одни из них оставались там спослевоенных лет, другие - с 60-хгодов, третьи - не выставлялисьникогда.

На Миусахчастично восстановлен цветаевскийзал древнегреческих надгробныхрельефов, разрушенный в ГМИИбомбежкой во время ВеликойОтечественной войны. С тех поррельефы хранились в запасниках. Приподготовке к открытию Учебногохудожественного музея имениЦветаева некоторая их часть былареставрирована и выставлена водном из залов античного искусства.

Кстати, допятидесятых годов при музеесуществовала муляжная мастерская.Некоторые слепки, выставленные вегипетских залах Учебного музея,были в свое время изготовлены вэтой мастерской с подлинников,экспонирующихся в ГМИИ.

Оказалось, что уМузея изобразительных искусств игуманитарного университета общеепонимание музея как особого звена всистеме российского просвещения.

Образованиесредствами искусства

Российскийгосударственный гуманитарныйуниверситет - университет новогопоколения - вырабатывает такуюсистему обучения, которая быгармонично включала в себяобразование средствами искусства.

Государственныймузей изобразительных искусствстал известен всему миру своимисобраниями подлинников ивеликолепными выставками из музееввсего мира, но не утратилпросветительской миссии ипродолжает вестипопуляризаторскую работу сошкольниками, с тем самымюношеством, ради которого изаказывал Цветаев слепки в лучшихмастерских Германии, Италии,Франции, Великобритании.

Как этоперекликается с мыслью И. В.Цветаева о том, что "изящныевеличественные формы, воспринятыеглазом и чувством в юные, ранниегоды, имеют огромное значение дляэстетического развития".Сегодня, на рубеже ХХ-XXI веков, это,возможно, даже более актуально, чемна рубеже веков XIX и ХХ.

Не только текст,не столько текст, а образ,зрительное, чувственное восприятиедолжны придти на помощь студенту,осваивающему гуманитарные науки.Причем такое обучение может бытьэффективнее традиционного. Выводыамериканских специалистов,поставивших дорогостоящийобразовательный эксперимент,свидетельствуют: только десятьпроцентов из числа всехтестированных способны учиться скнигой в руках. И значит, кроменовых технологий нужны новыеподходы к самой системеобразования. Гуманитарныйуниверситет нащупывает эти подходыразными способами, в том числесчитая приоритетным обучение сиспользованием визуальны х видовискусства.

Существует такоесвидетельство И. В. Цветаева (изписьма бывшему ученику, помощнику,искусствоведу Н. И. Романову в 1906году): "Отсутствие моего участияв вихре современной жизни ни наволос не убавит успеха лучшихлюдей. Как нисколько бы неприбавило их делу мое в немактивное участие. Лучше жеприменить всю наличность сил моихна осуществление моей задачи,исполнение которой ... будетпросветительски действовать навсех людей, без различия их партий...В наш с вами Музей изящных искусствпосле станут приходить всетруждающиеся и обремененныевсякими заботами, и здесь найдеткаждый из них и внутреннееуспокоение, и поучение, неизменноизливаемое произведениями науки иискусства... там будут тольконаслаждающиеся и просвещаемые".

В декабре 1894 годасорок два профессора, среди них И. М.Сеченов, К. А. Тимирязев, В. О.Ключевский и другие выдающиесяученые, подписали петицию великомукнязю в защиту арестованныхполицией студентов. Об этой петицииговорила вся Москва. Известно, чтопрофессор Миллер уговаривал иЦветаева подписать ее. Но тщетно.Возможно, главной причинойпослужило то, что начатоестроительство музея полностьюзависело от властей предержащих, аИван Владимирович не мог допустить,чтобы это главное дело пострадалоиз-за внешних обстоятельств.

То, что эта"идея музея" развивается исейчас, в "отпочковавшемся"Учебном музее на Миусской площади,свидетельствует о прозорливостисына ивановского священника отцаВладимира. Цветаев интуитивнодогадывался о грандиозностизатеянного им дела.

Из-занеобходимости считаться с"сильными мира сего" Цветаеваобвиняли в чиновном честолюбии, вискании себе каких-то выгод,"материального прибытка". Начто он совершенно убежденноотвечал: "Идея этого музея идвижется, и растет, и получает успехвыполнения только благодарячистоте намерений и высотепоставленной цели - датьуниверситету и нашему юношествуновое, идеально-изящное учреждение.В этом всечестолюбие, вся награда, всенаивысшее удовлетворение, передкоторым всякое другое возмездиеисключается из души совсем, кактлен, как вздор, как суета..."

Литература



Коган Ю. М. И. В.Цветаев. Жизнь. Деятельность.Личность. М., Наука, 198

Демская А. А.,Смирнова Л. М. И. В. Цветаев создаетМузей . М., Галарт, 199

Зверев А. Другоечеловечество . "Известия" от12 ноября 1997 года.

Цветаева А. И. Рождениемузея. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 7, 1969.

И. В.Цветаев и главный меценат музея Ю.С. Нечаев-Мальцов, пожертвовавшийна музей более двух миллионовзолотых рублей. 1912 год.



Кабинетизящных искусств Императорскогомосковского университета.













В январе1897 года проходил конкурсархитектурных проектов музея. Изпятнадцати допущенных к конкурсупроектов семь получили награды.
Конкурсныепроекты (сверху - вниз): Г. Д. Гримма,М. С. Шуцмана, П. С. Бойцова, Р. И.Клейна.
На должностьархитектора и строителя музея былприглашен Р. И. Клейн.



Москва,Миусская площадь. В этом зданииразместился Учебныйхудожественный музей имени И. В.Цветаева при Российскомгосударственном гуманитарномуниверситете.



Церемониязакладки Музея изящных искусств. Напереднем плане: И. В. Цветаев, Р. И.Клейн, члены императорской семьи.



Владимирскиерабочие на строительстве музея.



Мраморнаякапитель Северного портикаЭрехтейона. Эрехтейон - один изхрамов Афинского Акрополя,посвященный Афине и Посейдону, былвыстроен в 421-406 гг. до н.э. Оригиналнаходится в Афинском Акрополе.



Терракотоваяамфора из Дипилонского некрополя вАфинах, украшенная фигурнойросписью,
относится к концуVII в. до н. э. Оригинал - вНациональном музее в Афинах.



Головастатуи египтского фараона ПсамтихаI. Базальт. VII в. до н. э. Оригиналхранится в Лувре.



Кулачныйбоец. Бронзовая статуя была найденав Риме в 1884 году. Оригинал - вНациональном музее в Риме.



Мраморнаяаллегорическая фигура с гробницыкардинала Бассе, 1507 год. СкульпторАндреа Сансовино (1460-1535 гг.).Оригинал хранится в Риме.



ВенераЭксвилинская. Мраморная копиягреческой статуи I в. до н. э. быланайдена в Риме на эксвилине,хранится в Риме.



Воиныцарской гвардии. Фрагмент фризадворца правителя Древней ПерсииДария I в Сузах. Глазурованныйкирпич, V в. до н. э. Оригинал - вБританском музее в Лондоне.



СвятойСтефан. Раскрашен ное дерево.Оригинал скульптуры ТильманаРименшнейдера (1468-1531 гг.) находитсяв Вюрцбурге.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)