(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
О. МАКОВЕЦКАЯ, главный хранитель Музея народногоискусства НИИ художественной промышленности (г. Москва). Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй. Эти уголки Россииобъединяет то, что в них в разное время, где-то раньше, где-то позже, зародилосьудивительное, самобытное искусство - русская лаковая миниатюра.Самый древний центр лаковой миниатюры - подмосковноеФедоскино. Здесь изделия из папье-маше принято расписывать масляными красками.В Палехе, Мстёре и Холуе получили творческое развитие традиционные художественныеприемы русской иконописи. На основе этих приемов и была создана лаковаяминиатюрная темперная живопись на папье-маше.Чтобы понять, откуда идут корни того или иного народногоискусства, нужно окунуться в историю.Живописный поселок Мстёра, что в Вязниковском районеВладимирской области, возник в первой половине XVII века как торгово-ремесленнаяБогоявленская слобода на месте известного с 1626 года Богоявленского погоста.С конца XVII века здесь начал развиваться иконописный промысел. В XIX векеиконопись стала главным занятием местного населения. Мстёра превратиласьв богатое торгово-промышленное село с фабриками по производству фольгии клеенки, с литографией по печатанию лубка. Сюда стекались из окрестныхмест коробейники.Мстёрские иконы продавались по всей России - от Украиныдо Дальнего Востока и даже в Балканских странах. Одни иконописцы по заказамстарообрядцев изготавливали дорогие "стильные" иконы, подражавшие крупнымшколам древнерусской живописи: Новгородской, Московской, Строгановской.Другие - дешевые "расхожие" иконы, рассчитанные на широкий рынок. Мстёрцыбыли хорошо известны и как прекрасные реставраторы икон и фресок.Революция 1917 года разрушила иконописный промысел,оставив иконописцев не у дел и без средств к существованию. Трудным былих путь к новому искусству. Один из этапов этого пути - создание в 1923году артели "Древнерусская народная живопись". В ней мастера стали расписыватьдеревянные ларцы, шкатулки, чайницы и коробки, используя мотивы древнерусскихорнаментов. Очень скоро жизнь поставила перед художниками новые задачи:соединить традиционные приемы русской иконописи с новым материалом, новымиформами, новыми сюжетами. К концу 20-х годов относятся первые опыты работына папье-маше. Технология изготовления изделий из папье-маше сложна и трудоемка,мстёрцы позаимствовали ее в Федоскине - родине русских лаков. Сначала наболванку, соответствующую размерам будущего изделия, навивают промазанныеклейстером ленты картона. Затем заготовку прессуют, пропитывают масломи сушат в специальных печах. Отдельно таким же образом делают дно и крышку.Когда все детали готовы, шкатулку собирают, покрывают несколькими слоямигрунтовки и лака. Каждый слой сушат и шлифуют. После этого блестящая чернаяшкатулка попадает в руки живописца. Работа его требует огромного терпенияи усидчивого уединения, постоянной тренировки рук и колоссального напряженияглаз.С начала 30-х годов художники Мстёры полностью переходятна живопись темперными красками по папье-маше. Наступает время становленияи расцвета мстёрской лаковой миниатюрной живописи. В 1931 году артель вместопрежнего получает название "Пролетарское искусство".Любимыми темами мстёрцев всегда были история России,красота и поэтичность русской земли, русские сказки и былины, произведениярусских писателей. При этом мстёрская миниатюра испытала на себе влияниевсех этапов развития советского искусства. Были периоды, когда на шкатулкахи ларцах изображали самолеты и танки, когда обязательной считалась революционнаятематика. Художники жили своим временем и живописали то, чего требовалоот них время.В 1930-1950-е годы бывшие иконописцы Н. П. Клыков,А. И. Брягин, А. Ф. Котягин, И. Н. Морозов, Е. В. Юрин, И. А. Фомичев идругие создают подлинные шедевры лаковой миниатюры, изображая на шкатулках,коробках, ларцах, сигаретницах замечательные пейзажи, красочные сцены побылинным и сказочным сюжетам, праздничные гулянья, битвы.Мстёра последних десятилетий - это целый мир художниковразных поколений с индивидуальным почерком, любимыми сюжетами и композициями,творческими исканиями.Сложным периодом для искусства Мстёры, как и длявсей культуры России, стали 1990-е годы. Сегодня многие мастера обращаютсяк иконописи и росписи пасхальных яиц. Художникам приходится конкурироватьна рынке с некачественными, дешевыми подделками под мстёрскую лаковую миниатюру.Но, несмотря на все трудности, мстёрцы остаются верны традициям, благодарякоторым из отдельных произведений создается цельное и красочное искусствомстёрской миниатюры.
Музей народного искусства НИИ художественной промышленности (Москва, Леонтьевский переулок, д. 7). Здесь собрана большая коллекция мстёрской лаковой миниатюры - от икон конца XIX века до произведений современных мастеров.
Шкатулка "Метель". Автор А. М. Догадин. Центр мстёрской традиционной лаковой миниатюры.
Эти миниатюры расписывал член Союза художников Российской Федерации В. К. Мошкович. Слева - бочонок "Первопроходцы" (Музей народного искусства), в центре - ларчик "Гнездышко" (Центр мстёрской традиционной лаковой миниатюры), справа - ларчик "Дюк Степанович" (Музей народного искусства).
Шкатулка "Дубровский". Автор - заслуженный деятель искусств Российской Федерации И. Н. Морозов. Из коллекции Музея народного искусства.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|