[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

Р. ПЕЧУРКИНА, журналист (г.Екатеринбург).

Уже давно на этом пути проложены новыеавтомобильные магистрали и железная дорога.Старая Бабиновская дорога, которая былапостроена 400 лет назад и почти 200 лет оставаласьглавной транзитной артерией через Уральскиегоры на восток России - в Сибирь, утратила своебылое значение, опустела, разрушена настолько,что в иных местах не сразу определишь, где онапроходила. Но то, какую огромную роль встановлении, укреплении России сыгралаБабиновская дорога, не может, не должно бытьзабыто, потому что это - один из больших этаповистории нашей Родины.
Вот почему у группы молодых исследователейродилась идея: пройти или проехать (где какполучится) по старой дороге, посмотреть, чтоосталось от былого ее облика. Можно лииспользовать ее по прямому назначению? Или кактуристский объект? Живы ли поселения, рожденныедорогой?
Искать ответы на эти вопросы летом 1997 годаотправилась "чертова дюжина"путешественников: архитекторы из Москвы,музейные работники из Екатеринбурга,библиографы и краеведы из Березников, художникииз Соликамска, фотокорреспонденты, журналисты,московские и пермские студенты. Возглавлялгруппу заместитель главы администрацииСоликамска по экономике и прогнозированию ЮрийЮдин.

Надежная, сухопутная, более короткая дорога вСибирь в конце XVI века стала простонеобходимостью. Недаром ее строительство идальнейшее обустройство было прописано вспециальных указах русских царей ФедораИоанновича, Бориса Годунова, Михаила Федоровича.Потому что мало было победить последнегосибирского хана Кучума, надо было еще победитьпространство, заселить его, войти в контакт сместными жителями, научить их жить по единымроссийским законам.

Государева дорога, Великий путь в Сибирь илипросто - Бабиновская дорога - так называли напротяжении столетий первую сухопутную трассу,проложенную в конце XVI века через Уральскийхребет Артемием Бабиновым. Прежде путь к первымсибирским городам - Тобольску, Тюмени - шел толькопо рекам, озерам и волокам. Новая дорога значительно сократила времяпути.

Кого только ни несли сани, телеги, кареты поэтой незамысловатой дорожной стлани! Послы,воеводы, стрельцы, церковные иерархи, плотники икаменщики, посланные на строительство крепостейи храмов, девицы, направляемые в Сибирь"служилым людям и пашенным крестьянам наженитьбу", - все проезжали тут.

С 1598 года, со времени постройки городаВерхотурья, и по 1763 год, когда был открытсибирско-московский тракт на Екатеринбург,Бабиновская дорога именовалась официальнымпутем в Сибирь.

А сколько народу тряслось здесь в возках не посвоей воле! Мятежный протопоп Аввакум, впавшие внемилость царедворцы Меньшиков, Остерман, Миних,Бирон.

В 1733 году по Бабиновской дороге проследоваланаучная экспедиция, возглавляемая ВитусомБерингом. В ее состав входили академик астрономЛюдовик Кройтер, натуралист Иоганн Гмелин,историк Герард Миллер и пять студентов, в числекоторых - Степан Крашенинников, будущийисследователь Камчатки. Наиболее подробноеописание Бабиновской дороги оставил академикИван Лепехин, одолевший уральские перевалы в 1771году. Годом раньше в этих местах побывалестествоиспытатель, географ и путешественник,29-летний член Санкт-Петербургской Академии наукПетр Паллас. Молодые и непоседливые были тогдаакадемики.

"Сколько верст по Бабиновской дороге отСоликамска до Верхотурья уж, право, не могусказать наверное", - писал в 1873 году основательУральского общества любителей естествознанияНаркиз Чупин. Далее, сопоставив данные множествасправочников, в том числе таких, как "Всеобщийи совершенный гонец и путеуказатель","Российский почткалендарь", Н. Чупин пришелк выводу, что наиболее точной можно считать цифру273 версты.

По Бабиновке везли и разные товары: меха, хлеб,металлы, рыбу. Собрав вместе возов по сорок (длябезопасности), отправлялись купцы в далекий инегладкий путь.

СОЛИКАМСК. Отсюда начинается маршрут. Поназванию этого города (сначала - Соль Камская,потом - Соликамск) понятно, что и имя его и историявозникновения связаны с солью.

Итак, нашей группе предстоит пройти, проехать 273версты, то есть почти 300 километров.

Когда возраст Соли Камской перевалил за 160 лет,но на месте нынешних белокаменных храмов ещестояли деревянные церкви, когда к востоку от СолиКамской, кроме только что построенныхЛозьвинска, Тобольска и Тюмени, еще не былодругих русских городов, когда путь на восток былтолько по рекам - длинный и трудный, вот тогдауроженец деревни Верх-Усолки (что в верстахдвадцати от Соли Камской) Артемий Бабинов,посадский человек - так в ту пору называлиторговцев, ремесленников, - надумал строитьпосуху тракт в Сибирь - через горный хребет, поохотничьим тропам. Об этом он написал начальству"донос". И получил через воеводу высочайшееповеление: "просеки рубить, канавы копать,мосты мостить". Для работ было выделено "двацеловальника" (то есть чиновника) "и с нимипосошных людей 40 человек" (набранные в порядкеповинности на временную службу). Два плюс сорок,да сам Бабинов. Такими невеликими силами всего задва года была построена дорога - совершен бросокчерез горы, болота, тайгу из одной части света вдругую.

В XV веке посадские люди Калинниковы, каксвидетельствуют историки, завели солеварни наречке Боровой. Поселение, основанное ими в 1430году, назвали Солью Камской. Вскоре появилсясолеваренный завод промышленника А. Рязанцева.Его амбары и солеварни сохранились до сих пор.Они стали частью уникального городского музея,посвященного соли.

Дорога прошла через Городище и Половодово. Этистаринные села живы и до сих пор. Здесь же рядомбыла и деревня Верх-Усолки, в которой жил АртемийБабинов, но от нее осталась лишь колокольня.

Дорога брала начало от торговой площади, что уТроицкого собора. Ныне там установленамемориальная доска с надписью: "На Соборнойплощади в 1597 году взяла свое начало Государева(Бабиновская) дорога, соединившая Центр России сСибирью".

ВЕРХ-ЯЙВА. "Село Яйва прозвано по реке Яйве,над которою оно стоит; около сей реки местаказалися быть тучнее и сушее и везде видны былипахотные труды", - записал Лепехин. Пахотныетруды видны и ныне. Мы стоим на широком холме, иокруга перед нами раскрылась во всю мыслимуюширь. Поля, долины речек, а стена тайги отодвинутак самому горизонту. С холма видны деревни:Махнева, Шубина, Коченгина, Осинники, Семкова,Гари, Степановка, Исанка, Верх-Яйва, Ерзовка,Гашковка.

И вот уже пройдены первые 60 верст к востоку отисходной точки. Здесь мы мысленно встретились сИваном Лепехиным, "академиком и медициныдоктором", он как бы пригласил насостановиться и оглянуться.

А ведь сто лет назад, по сведениям уральскогогеографа Ивана Яковлевича Кривощекова, вВерх-Яйве были здания волостного правления,земельного училища, церковь, почтовая станция,пять лавок. Жилых домов в волости было за полторысотни.

На каждой версте - по деревне. Будто не Урал, аСредняя Россия. Но вот заходим в деревню,подходим к одной избе, к другой, и обмирает душа.Не белыми строчеными занавесками и алымигеранями, а черной пустотой глядят на мир окна. Затесовыми воротами - бурьян да крапива. Потом мыобратили внимание, что наподробной карте рядом с названиями многихдеревень написано: "Нежил.", то есть -нежилая.

Слободу на Яйве (несколько дворов и церковьВведения Пресвятой Богородицы) Артемий устроил,но льготной жизни не получил: "...посацкие иуездные люди тех прежних грамот не слушают и егоОртюшку во всякие подати воротят".

Коренные жители охотно рассказывают, что здеськогда-то обитал большой род Бабиновых. Царь ФедорИоаннович - он был первым "заказчиком"дороги - освободил подрядчика Артемия Бабинова вблагодарность за его труды от подати и оброка"и велел ему на той новочистной Сибирскойдороге жить на Ейве на льготе, и слободу устроитиему для проезду воевод наших и служивых и всякихлюдей".

Эту грамоту видел у потомков Бабинова в деревнеЧикман историк Герард-Фридрих Миллер, когдапроезжал из Сибири в Москву в 1742 году, чтозасвидетельствовано в его объемистом труде"История Сибири".

Слезная челобитная Бабинова возымела действие:новый царь Михаил Федорович все заслуги путейцапризнал, все льготы подтвердил, наново пожаловалему покосы и пашни по рекам Яйве и Чикману.

Старожилы Верх-Яйвы и Чикмана и сейчас ещепомнят последних из здешних Бабиновых.Уважительно рассказывают о Марине СтепановнеБабиновой - женщине сильной, гордой, красивой. Ипочти каждый добавляет, что она, слава Богу,успела уехать из родной деревни дораскулачивания.

И все же воспользоваться царскими милостямиБабиновым, видимо, так и не удалось. Сначалачиновники постоянно "забывали" об этихльготах, а в XIX веке и вообще земли, жалованныеБабинову, обратили в государственнуюсобственность.

ЧИКМАН. Считается, что это село основано самимАртемием Бабиновым. Живо оно и по сей день. Теперьздесь две переправы через одноименную речку:исконная - брод через перекат и новая,рукотворная, - недавно построенныйжелезобетонный мост, по которому вывозятдревесину.

Никого из Бабиновых в родном гнезде неосталось. Ну, а судьбу мест, по которым пролегпервый "сухой путь" из Европы в Азию,Бабиновы определили надолго. Там, где раньше лишьизредка проходили манси-охотники, поселилисьрусские люди, выросли деревни на расстоянии неболее дневного перехода (18-20 верст) одна отдругой. Раскорчевали площади под огороды и пашни,построили постоялые дворы.

В поселке старая дорога попала под застройки,под огороды. "Через наш огород сам Берингпроезжал", - шутят супруги Старцевы. Хозяиндома, коренной житель здешних мест, Иван ПавловичСтарцев под домашнее пиво с малосольным тайменемрассказал нам немало занятных историй. Например,когда разбирали деревянную часовенку на берегуреки, нашли под полом большую закопченнуюглиняную корчагу и следы шлака. Может быть,когда-то здесь тайно плавили серебро или золото?

От брода, пересекая наискось лесовозную"бетонку", идет Бабиновская дорога.Небольшой ее отрезок здесь сохранился почти впервозданном виде: торная, шириной в две телеги,просека. Кое-где по бокам кюветов проглядываетпочти совсем истлевшая стлань (настил).

Сегодня деревни нет. Но тайга еще не поглотилаполяну, на которой чуть проступают фундаментыбывших домов.

МОЛЧАН. В позапрошлом веке, вероятно, в такой жепогожий летний день, эта деревня встретилапроезжавшего через нее академика Лепехиналегким дымком, который, как он отметил, "вездекурился для прогнания оводу, который внесказанном множестве не токмо людей, но и самойскот мучил".

КОСЬВА. Дорога вынесла нас на высоту птичьегополета. Огромное небо и синие горы по всемугоризонту. Вскоре мы вышли на шоссе Кизел -Верх-Косьва. Бабиновка идет справа от тракта, иони вместе приводят к поселку Верх-Косьва.

До следующего пункта километров пять мыподъехали на машине. Нас мотало на бездонныхухабах, и мы панически вцеплялись в бортгрузовика. Бедная Бабиновка! Неизвестно, что длянее хуже -
остаться позабытой-позаброшенной или быть воттак нещадно изрытой, исковерканной тяжелойлесовозной техникой. Остаток пути судовольствием прошагали пешком.

РАСТЕС. Никто из путешественников, проезжавшихпо Бабиновской дороге через Растес, не обошел егосвоим вниманием. Значит, было на что посмотреть:православная церковь, волостное правление,церковно-приходская школа. Позднее появиласьметеостанция.

По западной его окраине проходит границаПермской и Свердловской областей.

В брод одолели речку Кырью, которая, как отметилеще Иван Лепехин, течет "в сем месте снарочитою быстротою". За переправой прямо наобочине набрали рыжиков и поздней земляники,полюбовались "анютиными глазками".

В XIX веке княгиня Абамелек-Лазорева вела здесь,в верховьях рек Косьвы и Кырьи, разработку золотаи платины. Жители Растеса тоже подались наприиски, чем значительно улучшили своеблагосостояние. О том, что жили они не бедно,сейчас можно судить, пожалуй, только по множествудорогих мраморных надгробий на кладбище.

Претензий к качеству Бабиновки с самого еерождения было немало. Еще в 1599 году Борис Годуноввыговаривал подданным: "Та новая дорога чищенаи мосты мощены худо, пеньё сечено не из коренья, изаломы по дороге великие, и чищена дорога уско, имосты, которые бы мощены на речках и на ручьях, и вбояраках, вешнюю водою посносило, а на грязях и наболотах мосты испроломались, и выбоина тойдороге великие".

В планшете у руководителя нашей экспедицииЮрия Юдина несколько карт. Самая старая из нихназывается: "Карта Соликамского уездаПермской губернии. Составлена гласным уездногоземства Иваном Яковлевичем Кривощековым в 1895году". Четкой линией с северо-запада наюго-восток прорисована на карте наша дорога.После села Растес линия на карте как бы усыхает идо деревни Кырья тянется совсем тонкойпаутинкой. Видимо, и сто лет назад эта частьтракта была наименее проезжей.

Ранним утром мы наконец вышли на вахтовыйпоселок лесозаготовителей, а от него - напроезжую дорогу. Забрались на перевал и постоялиу столба Европа - Азия. Там, у речки Шоры,сохранились руины заставы, которая когда-топриютила и Лепехина, и других путешественников.Отсюда опять продолжается Бабиновская дорога.

Вот так было с Бабиновкой во все времена. Ругалидорогу и царь, и возницы, и каждый проезжий. А всеже сибирский путь прослужил не одно столетие.

Многих гостей из дальних краев повидализдешние места. Известный командир уральскогопартизанского отряда времен гражданской войныБорис Дидковский вел геологическиеисследования. Безрадостным зябким путем на саняхпо льду реки Ляли параллельно Бабиновкепроезжали здесь братья АлександраТвардовского - Иван и Костя. Их семью раскулачилии с жалким скарбом, с ребятишками везли в тайгу налесоповал. Мальчишки несколько раз пыталисьбежать домой, на Смоленщину. Их ловили,возвращали в тайгу. Потом в барачный поселокПарча, что рядом с Павдой, пришло к нимнаставительное письмо от старшего брата -Александра: "... Прошу вас крепиться, терпеть,работать. Ликвидация кулачества не естьликвидация людей, тем более детей".

ПАВДА. Бабиновская дорога стала, можно сказать,судьбой этого поселка. Сначала здесь была толькоямская станция - государево заведение нагосударевой дороге. Потом, почти два века спустя,возник завод. Он просуществовал чуть болеестолетия. Так что для четырехсотлетней историиПавды завод - лишь эпизод, а дорога - самавечность. Многие десятилетия павдинцы встречалии провожали обозы. Из-за хребта везли хлеб. А назапад - рыбу и "мягкую рухлядь".

Сегодня павдинские мужики заняты тоже, можносказать, извозом. Перевозят лес с делянок напереработку в райцентр - Новую Лялю. Комбинат"Лялялес" - основной работодатель в этихкраях.

Из затеи с колхозами в Павде ничего путного таки не вышло. А вот артель "Гужтранспорт",вероятно, благодаря исконной привычке местныхжителей к ямщине, долгие годы жила издравствовала.

Дальше дорога на восток идет по берегу Ляли.Иван Лепехин, живописуя лялинские переборы,сообщал: "В сей реке изобильно ловится редкая итолько приморским рекам свойственная рыба,прозываемая таймень, нередки в ней были и нельмы,лини, а в тихих заводях налимы, щуки, окуни, язи,чебаки, пескари, ерши".

ЮРТЫ. На восток от Павды это первое сельцо.Бабиновская дорога сейчас здесь стала бойкимпыльным большаком. Когда-то Юрты были одним изцентров по обращению вогулов (старое названиенародов манси) в христианство. Со всемипроявлениями "шатости" у вогулов (то естьнетвердости в вере) в Верхотурском уездеборолись нещадно.

САВИНОВА. "Живой" на этом пути осталасьтолько эта деревня. Вскоре за ней Бабиновкупересекает главная автомагистраль Свердловскойобласти - Серовский тракт. Он бежит к Верхотурьюгладкой асфальтовой лентой. А старая дорога тожмется к нему, то отбегает в лес, то перепрыгиваетчерез асфальт. Еще лет десять назад главной здесьбыла она.

Мы не узнали, как теперь насчет рыбы, но рыбакина лялинских берегах не перевелись и поныне. Авот деревни - увы! - перевелись.

Это их предки шли по царскому указу за Уралвозводить деревянный острог, выпрашиваяжалованье вперед за три месяца, потому что "беззапасу идти невозможно - место новое, дальнее ипустое". Потом соликамские мастера возводилиздесь, на берегу Туры, каменный кремль и храмы. Вдеревнях рядом с Соликамском был особеннопочитаем главный верхотурский святой - праведный Симеон, пришедшийкогда-то на Урал по Бабиновской дороге.

ВЕРХОТУРЬЕ. Невозможно не позавидовать тем, ктопопадает сюда впервые, да еще по старойБабиновской дороге. Со смесью восторга и страхашагают они по пляшущему над Турой подвесномумосту. Греются на скупом солнышке у терема,который был домом для приема высоких гостей, атеперь - музей. Бродят по тихим улочкам,великодушно прощая Верхотурью и малую еговеличину, и неухоженность, и бедность. Может быть,все это оттого, что какие-то необъяснимыеродственные чувства к городу на Туре хранятся вгенетической памяти у каждого жителя Прикамья?

Верхотурью уже исполнилось 400 лет. Конечно, вгороде есть гостиница, школа, баня, водовод, жилоймикрорайон из коттеджей. И все постройки - поиндивидуальным проектам, с учетом "почерка"архитекторов прошлого. Но главнымидостопримечательностями остаются кремль с егомногочисленными постройками. Жемчужина срединих - Свято-Троицкий собор, которому уже околотрехсот лет. А Крестовоздвиженский собор натерритории ныне действующего Николаевскогомужского монастыря считается одним из самыхграндиозных в России.

По своему положению на правительственномтракте Верхотурье служило как бы воротами вСибирь. Здесь была установлена таможня, черезкоторую должен был проходить каждый проезжающий.Государственные чиновники принимали строжайшиемеры, дабы пресечь всякую возможность обойтиверхотурс кую таможню какими-либо инымидорогами.

Участники нашего похода Юрий Юдин, заместительглавы администрации Соликамска, и ВладимирМатвеев - архитектор, главный специалистМосковского НИИ реконструкции историческихгородов - вместе работают над концепциейразвития Соликамска как исторического города.

В пути и на привалах мы много размышляли испорили о дальнейшей судьбе старинного тракта.Мысль о том, что со временем проезд через Урал вэтих широтах будет востребован, все принималикак абсолютно бесспорную.

Такой проект был бы и на Урале вполне уместен. Апока - хотя бы "малой кровью" поддержатьБабиновскую дорогу, не дать исчезнуть с лицаземли этой когда-то судьбоносной артерии России.

Владимир Матвеев рассказывал, что вЦентральной России уже осуществляется идеявосстановить от Сергиева Посада, между Ростовоми Суздалем и возле других городов "золотогокольца" отрезки исторических путей со всемиприметами старого почтового тракта - ямскимидворами, верстовыми столбами.

Станем побогаче, попрактичнее - может быть,решимся на большее.

Артемий Бабинов справился с постройкой дорогиза два года. Сегодня дел не больше, и выполнить ихлегче, ведь параллельно и под углом к Бабиновкеидет множество дорог лесовозных, покосных ипрочих. Где-то можно состыковать Бабиновку сними, чтобы спрямить, укоротить ее. Где неполучается стыковка, чуток замостить, прорубить,подсыпать. Ведь не автостраду, не проспект надосделать, а хоть бы проселок, пригодный дляпаломников, туристов, рыбаков, для школьников,чтобы лучше помнили историю своей земли.

Свято-Троицкий собор в Соликамске. Отего стен взяла начало бабиновская дорога.




Карта-схема Бабиновской дороги.




Река Чикман, и на берегу - село того женазвания. Считается, что оно основано самимАртемием Бабиновым.



В этом месте под ногами туристов хорошовидна старая стлань. В каком веке уложили еездесь строители дороги?



За перевалом - перевал. Типичныйуральский пейзаж по трассе Бабиновской дороги.



Памятный столб на границе Европы иАзии.



Бабиновская дорога на подходе к селуПавда. До Верхотурья уже рукой подать. А там - иСибирь.



Поселку Павда недавноисполнилось 400 лет. На снимке: здание бывшейконторы горного округа.



Здесь старую Бабиновскую дорогу пересекаетсовременный, недавно построенный Серовскийтракт.



Конечный пунктБабиновской дороги - Верхотурье, один изстарейших городов Урала и Сибири. В прошлом годуему исполнилось четыре века. Преображенскийсобор на территории ныне действующего мужскогомонастыря.



На перевале у столбаЕвропа-Азия - в полном составе "чертовадюжина", как они себя сами назвали, -экспедиция, прошедшая летом прошлого года подревней Бабиновской дороге. Люди разноговозраста, разных специальностей. Объединило иходно - стремление к познанию истории Отечества.Третий справа - Юрий Юдин, руководительэкспедиции.









(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)