[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

В 1565 году Иван Грозный повелел возвестив Вологде сильную каменную крепость на возвышенном, стратегически выгодномместе у впадения в реку Вологду речки Золотухи. Почти одновременно началистроить величавый каменный Софийский собор и царский деревянный дворецс церковью. В соборе (1568-1570), созданном по образцу Успенского собораМосков-ского Кремля, явно воплотилась идея "Москва - третий Рим", получившаяв то время широкое признание. Недаром храм назвали в честь Софии - ПремудростиБожией, как и главный константинополь-ский собор. Но строитель-вологжанинупростил формы московского прообраза.

Доктор исторических наук В. ДАРКЕВИЧ (Институт археологии РАН). Вологда лежит на берегах тихой, прихотливоизвивающейся реки, по которой и получила свое название (согласно финно-угорскимязыкам, оно означает "белая", "светлая", "ясная"). Вокруг глухая болотистаятайга, светлые сосновые боры, цветистые луга с ледниковыми, серыми илифиолетового оттенка валунами. С БелозерьемВологда соединяется мелкими речушками, каналами и обширным Кубенским озеромс неприветливыми пустынными берегами. При сильном ветре оно бывает оченьбурным.Вологда изначально стала крупным торговымцентром. Своим возвышением она обязана той роли, что ей отведена в системевеликих северных рек, при верховьях которых Вологда и основана. Правда,к ней вплотную не подходили водные пути, ведущие к Западу и Северо-Западу.Поэтому новгородцы, пробиравшиеся в ладьях на уральский Север уже в XIвеке, назвали эти места "Заволочьем",поскольку им приходилось "волочить" суда, чтобы проникнуть на Сухону, СевернуюДвину и в Пермские земли. Колонизацию Вологодчины начали выходцы из Новгорода.И если чудотворец Герасим в 1147 году видел на месте Вологды "великий лес",то уже в конце XII-XIII веков здесь образуется город - так показывают археологическиеисследования. Вероятно, первоначально он представлял собой площадь с церковьюи жилыми домиками вокруг, обнесенные частоколом. Основным богатством первопроходцевбыли ценимые и на Западе, и на Востоке драгоценные куньи и собольи меха,добываемые охотниками за пушным зверем.За владение Вологдой разгорелась длительнаяборьба между Новгородом, тверскими и московскими князьями. Но верх взялакрепнущая тогда Москва. И уже большой, хорошо укрепленный город в концеXV века, при Иване III, окончательно причислили к Московскому великомукняжеству.К XVI веку Вологда становится крупнейшимцерковным центром Севера. Здесь создается Вологодско-Пермская летопись,вобравшая в себя одну из древнейших редакций знаменитого "Сказания о Мамаевомпобоище". Основанная в 1492 году, в противовес новгородской епископии,Вологод-ско-Пермская епархия в "опричные годы" принимает под свое крылоДвину, Вагу и Каргополь, распространяя власть на огромную территорию .Особую историческую роль Вологда приобрелапри Иване Грозном. Царь несколько раз посещал город, включив его как "особыйгосударев удел" в опричнину. Согласно преданию, он намеревался устроитьв Вологде вторую резиденцию - подальше от ненавистных ему бояр, татарскихнабегов, "моровых поветрий". В Вологде стали хранить часть "государевойказны", сюда царь свозил к весне "всякие запасы".

Новое торгово-политическое значение городполучил с развитием Северного морского пути. Вплоть до основания портовв Архангельске и Санкт-Петербурге Вологда служила торговой пристанью натрассе: Белое море - Двина - Сухона - Вологда и обратно. В последние десятьлет царствования Ивана Грозного Вологда стала центром торговли Руси с англичанами,немцами и голландцами. От Москвы через Ярославль и дальше к Холмогорами Архангельску путь шел через Вологду. Отсюда начинались трассы к Беломуморю по Северной Двине и ее притокам. Важнейшая на Севере торговая магистральопределила в XVI-XVII веках расцвет этих пунктов, соединявших Россию сЗападной Европой.

Возможно, создавая здесь комплекс типа кремля,царь и замыслил превратить его в свою резиденцию: "Заложил город Вологдукамен, и повеле рвы копати и подошву бити, и /на/ городовое здание к веснеповеле готовити всякие запасы". Английский торговый агент и дипломат
А. Дженкинсон, посетивший Вологду в 1566году, характеризовал ее как большой город, который раскинулся уже по обоимберегам реки: "Дома построены из еловых бревен, они квадратной формы, безкаких-либо железных или каменных частей, крыты берестой или тесом поверхее. Все церкви деревянные, по две на каждый приход, одна, которую можнотопить зимою, другая летняя".Но начинание Грозного осталось незавершенным.В 1571 году крымский хан выжег Москву, а вспыхнувший в самой Вологде "морвелик" заставил государя вернуться в столицу.

Стараясь наладить отношения с иноплеменниками,Петр I пять раз посещал Вологду. Сохранился домик, где он останавливался(дом принадлежал голландскому купцу И. Гутману и относится к концу XVIIвека). Зажиточное вологодское купечество продолжало торговые сношения сГолландией, Англией, Данией, Норвегией, вольными городами Ганзейского союза,а на востоке распространило активность вплоть до Камчатки и Китая.На исходе XVII века в Вологде появилисьподворья городов и монастырей, административ ные учреждения. Вероятно,все вологодские посады окружал вал с частоколом. Как и в других центрахСеверной Руси, в Вологде господствовала упорядоченная система планировкипосадских дворов-усадеб. Частые пожары заставили горожан постепенно обстраиватьсякаменными зданиями. В 1708 году Вологда вошла в состав Архангельской губернии,а с 1796 года стала самостоятельным губернским центром.Шестьдесят храмов Вологды создавали удивительныйее силуэт - сливались с ансамблем центра, так называемого Города, и возвышалисьпочти на равном расстоянии вдоль берега. В композиции Вологды видное местозаняли монастыри, особенно выделялся Спасо-Прилуцкий, выросший на подходек городу с севера.

В XVI-XVII веках, когда к России присоединялиСибирь, дорога туда прошла через Вологду, Устюг и Сольвычегодск. Городпревратился в склад-ское место товаров, образовались целые слободы, населенныеиноземцами, например "Фрязиновская слобода". Неудивительно, что в Вологденачинают развиваться кораблестроение и связанные с ним ремесла. В 1580году по указу самодержца здесь строятся двадцать больших речных ладей,украшенных золотыми и серебряными изображениями драконов, слонов и носорогов.Через Вологду проезжали английские посольства,цари и простые богомольцы, направляв шиеся в Кириллов монастырь. В Вологдеосновали иностранную контору и немецкую слободу, где в собственных домахселились иноземцы. По словам голландского купца Исаака Массы (он жил вМоскве в начале XVII века), англичане построили там дом, "обширный, какзамок"...В период Смутного времени к Вологде подступилиотряды интервентов. Она сумела устоять в самый разгар борьбы поляков сВасилием Шуй-ским, но в 1612 году по оплошности воевод и горожан была разграбленаи сожжена. "Сентября 22 польские и литовские люди с черкасами и казакамии русскими ворами, пришед на Вологду <...> и всяких людей посекли, церквии престолы разорили, и город и посады выжгли до основания". "Все делалосьхмелем. Пропили город Вологду воеводы", - писал архиепископ Сильвестр князюПожарскому в Москву.Но за страшной и мрачной смутой надвигалисьновые бедствия. В 1632 году город "опричь дальних погоре". А в 1652 годув Вологде разразилась страшная "моровая язва", во избавление от которойвологжане за одну ночь возвели деревянную церковь во имя Спаса. Город быстрооправился и, несмотря на выход России при Петре к Балтике, сумел сохранитьроль центра международной торговли.

Только в 50-60-е годы XVII века во дворе вологодскихархиереев появляются каменные здания. Среди них выделяется трехэтажныйСимоновский корпус, названный в честь архиепископа Симона, при которомон был возведен в 1669-1671 годах. На высоком и светлом втором этаже размещалисьархиерейские кельи и торжественная Крестовая палата, где епископы принималисамых именитых гостей. Фасады дворца украшены междуэтажными поясками, пилястрамии парными полуколонками, пышными наличниками окон второго этажа. В XVII- первой половине XVIII века это зданиесчитали самым красивым в Вологде.

Вторая половина XVII века - лучшая эпоха вистории вологодского культового зодчества. Преобладает в основании низкийкуб, завершенный рядами кокошников, он переходит то к пятиглавию, то коднокупольной церкви. Храмы объединены с шатровыми звонницами, пример -церковь Иоанна Златоуста, органично соединенная с колокольней. Удачно поставленныебарабаны увенчаны небольшими маковицами. Звонница - самая живописная частьхрама. На мощный четверик поставлен сравнительно узкий восьмерик звона,его завершает пирамидальный шатер с двумя рядами слуховых окон - "слухов"в нарядных обрамлениях. Сретенская церковь, красиво поставленная на берегуреки, легкая и нарядная, принадлежит к лучшим памятникам Вологды XVIIIвека.Историческим и архитектурным ядром городадо сих пор остается Софийский собор с колокольней, к которым примыкалаархиерейская резиденция. Все ее постройки до середины XVII века были деревянными.Здесь находились владычные хоромы, домовая церковь, кельи, судная изба,служебные постройки, сад, рыбный садок. Двор был обнесен забором с воротами.Среди них выделялись парадные, Святые, ворота с прорезной решеткой и точенымистолбами, украшенные иконами и увенчанные тремя лемеховыми шатрами.

Роспись северной и южной стен состоит из пятигоризонтальных поясов с циклами событий из жизни Богоматери и Христа иодного нижнего пояса с изображением Вселенских соборов. Своими радужнымицветами тешит глаз сцена, изображающая "Пир Ирода и танец Саломеи". Ироди его приближенные в боярских узорных облачениях восседают за столом, уставленнымпосудой. Стоящая впереди дебелая дочь Иродиады с распущенными волосамимедленно пляшет "русскую" - танец торжественный и замедленный. Саломея- в шитом жемчугом оплечье, длинномпросторном платье, шитом цветочными узорами Востока. Плотная турецкая парчасловно нарисована с натуры, с типично русского платья знатной дамы. В сценерадостного пира нет и намека на последующие драматические события.Повсюду растительный орнамент с завиткамиаканта, цветами тюльпанов и гвоздик покрывает ткани одежд, драпировки,золото утвари и престолов. В колорите фресок преобладают золотисто-желтые,голубые, синие, коричневато-красные и зеленоватые цвета, создающие жизнерадостнуюгармонию.В Вологде особенно отчетливо выявляетсянеразрывная связь художественного созидания с исторической жизнью. Тесныесвязи с такими великими центрами, как Москва, Ярославль, Ростов, питалитворческую энергию вологжан. Реставрация архитектурных памятников, храмовыхросписей и икон, проведенная за последние десятилетия, пополнение коллекцийобластного Краеведческого музея (он находится в зданиях Архиерейского подворья)раскрывают все новые грани искусства вологодских мастеров. В городе удачносоединены разностиль ные сооружения: собор Софии, огромные главы котороговидны далеко за пределами Вологды, и монументальные палаты в духе гражданскойархитектуры, церкви и частные дома, впитавшие черты "елизаветинского барокко"или екатерининского классицизма, которые вологжане воплощали в собственном,тяготевшем к декоративности вкусе. По Руси исторической Вид на Спасо-прилуцкий монастырь.Исторический и архитектурный центргорода - Соборный комплекс. Здание Софийского собора (оно справа, за деревьями),подобное массивному блоку, ритмично расчленено простыми лопатками, завершающимисязакомарами. Щелевидные окна размещены в два ряда, отсутствует украшающийстену аркатурный пояс. Вид с реки.
Вид Вологды на левом берегу реки(шестидесятые годы нашего столетия).Так называемый "Петров-ский домик"(он принадлежал голландскому купцу И. Гутману), в котором останавливалсяПетр I, приезжая в Вологду. Конец XVII века.Церковь Сретения на Набережнойпривлекает внимание декоративным обликом, напоминающим "московское барокко".Изящны ее насыщенный зелено-желтыми изразцами узор, узенькие лопатки, замысловатыеналичники, оригинальный зубчатый карниз из кронштейнов-"городков".
Здание гимназии было построенов конце XVIII века.
Фрагмент Спасо-Преображенскогособора Спасо-Прилуцкого монастыря (строился в 1537-1542 годы).
Вологда. Колокольня соборного комплексав центре города.
Южная стена архиерейского домас тремя мощными контрфорсами производит впечатление неприступной твердыни.Живописны и остальные стены со всеми элементами подлинных крепостных сооружений.
Софийский собор. Фрагмент фрески"Страшный суд" - иноверцы, идущие в ад.

Во время сильного голода, вызванного неурожаем,когда "православные христиане работали из хлеба, безденежно", возвели каменнуюограду архиерейского дома. Недаром Архиерейские палаты вместе с Софийскимансамблем вологжане называли кремлем. Обнесенный высокими каменными стенами(по подобию крепостных) вместе с собором и стройной колокольней, "кремль"образовал крупномасштабный ансамбль на берегу основной транспорт ной магистралигорода. Новые архиерейские палаты, поставленные в 1764-1769 годах и названныев память архиепископа Иосифа Золотого, выдержаны уже в пышных формах "елизаветинскогобарокко".В 1686 году, спустя более века со временипостройки храма, ярославский живописец Дмитрий Григорьевич Плеханов "ссотоварищи" - их было тридцать - подрядился расписать Софийский собор.Через два года работа была закончена. Стремясь к большей декоративно сти,вологодские живописцы так же, как и ярославские и костромские, отступаютот иконописного канона, они отводят огромное место бытовым деталям, значительнорасширяя круг иконографических сюжетов. Авторы стремятся наглядно проиллюстрироватьтексты Священного писания. Грандиозная композиция Страшного суда на западнойстене дает пищу живым обиходным мотивам.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)