[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)



Виктор Васильевич Сорокин, один из крупнейших специалистов поистории Москвы, хорошо известен читателям журнала - более тридцати летон щедро делится с нами интереснейшими архивными находками, пишет об историиархитектурных памятников, о судьбе их владельцев. В журнале было рассказанооб истории многих улиц, расположенных в Белом городе. Темы последних публикаций:Неглинка (№№ 5, 6, 1993 г.), Рождественка (№№ 11, 12, 1994 г.; №№ 1, 3,4, 1995 г.), Лубянка (№№ 11, 12, 1995 г.). Мясницкая улица пролегает междуЛубянской площадью и Садово-Спасской улицей. Первые постройки появилисьздесь в ХV веке. В XVII веке Мясницкой называлась часть улицы между воротамиБелого и Земляного города. Название не случайно: поблизости находилосьместо торговли скотом - "Коровья площадка". Внутри Белого города отрезокдо Милютинского переулка назывался Евпловкой, часть улицы у Мясницких воротзвалась Фроловкой. Названия были даны по расположенным поблизости храмам.Современную ориентацию улица получила в XVIII столетии, когда по ней пролегладорога в села Красное и Стромынь. В данной публикации рассказывается отой части улицы, что простирается от Лубянской до Тургеневской площади.На Мясницкой улице с 1964 года находится редакция журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ".
МЯСНИЦКАЯ УЛИЦА
(Гребенская, Гребневская, Ильинская, Евпловка,Егупьевская, Фроловская, Мясницкая, 1-го Мая, Кирова, Мясницкая). Левая сторона. 1-3 . В древности здесь находилось урочище, занятое вековым бором.С этого места начинается холм, называемый геодезистами и географами Мясницким.Он возвышается над уровнем Москвы-реки на 21 сажень, превышая соседнийКремлевский холм на 7 саженей. Вот тут-то, на этом холме, в 1462 году великийкнязь Иван III строит церковь Успенья Пресвятой Богородицы, "что на Бору".Напротив этой церкви находились палаты Годуновых. Позднее на их месте появилисьстроения Рязанского подворья, где жили епископы, управляющие Рязанскойепархией. По указу царя Федора Алексеевича в 1677 году тут был учрежденгоспиталь для излечения раненых во время русско-турецкой войны. В 1722году к владению был присоединен соседний двор, в XVII веке принадлежавшийокольничему П. И. Потемкину. При Екатерине II в подворье помещалась Тайнаяэкспедиция, образованная из Тайной канцелярии, где проводились секретныеследствия по доносам и уликам, поиски фальшивомонетчиков и т. д. В каменныхотсеках - "мешках" в виде печур с железными дверями - содержались подсудимые,оговоренные в оскорблении словом царственных особ, в нарушении порядков.Начальником этого учреждения был известный Степан Иванович Шешковский,который вел здесь допросы Емельяна Пугачева. После ликвидации Тайной экспедициив 1801 году здания были переданы Приказу общественного призрения. Первоначальноразместили инвалидов войны и психических больных, а потом отдали помещениядля сенатских сторожей, а подвалы приспособили под склады. В 1833 годусюда перевели Московскую Духовную консисторию с ее ценнейшим архивом, содержащимметрические книги из всех церквей Москвы, которые хранились здесь до 1918года.В середине 1890-х годов здания XVII столетия были снесены. Под нимиобнаружили подземные казематы.31 июля 1895 года проходила торжественная закладка нового здания в псевдорусскомстиле по проекту архитектора В. Е. Сретенского. Рядом через несколько летузкое пространство занял дом, построенный архитектором П. П. Виноградовымдля Духовной консистории. В новых строениях, сдававшихся в аренду, разместилисьмеблированные комнаты, находились контора "Мазуринской биржевой артели",магазин Ю. С. Нечаева-Мальцева, который пожертвовал огромные средства напостройку Музея изящных искусств на Волхонке.После 1917 года разместились отделы, комитеты, комиссии Высшего СоветаНародного Хозяйства (ВСНХ), в ведении которого были вся промышленность,тресты, синдикаты. При научно-техничес ком отделе создали большую библиотекус читальным залом. В библиотеке было собрано свыше полумиллиона различныхрусских и иностранных журналов. Здесь же находились редакция "Технико-экономическоговестника" и книжный магазин государственных технических издательств. Водном из залов работал лекторий. 5 . Это угловое владение известно с 1737 года, когда оно принадлежалокнягине Марии Борисовне Жировой-Засекиной. Впоследствии владельцы менялисьмного раз. В конце 1880-х годов дом принадлежит купцу и директору-распорядителюМосковского товарищества машин, орудий и двигателей, основанного в 1876году, Густаву Андреевичу Кеппену, члену Московского отделения императорскоготехнического общества. В 1900-1901 годах здесь жил крупный русский психиатрВ. И. Яковенко, основавший психиатрическую больницу в Покровском-Мещерском,с которым был знаком А. П. Чехов. В 1908 году владелец сносит все старыестроения и по проекту архитектора Р. И. Клейна возводит четырехэтажныйдом, в котором размещаются торговые конторы и различные строительные фирмы.В советское время здание переходит в ведение ВСНХ. В 1924 году в зданиирасположился клуб "Красный транспортник" с театром в полуподвале, а в 1930-хгодах - клуб Госиздата с залом на 200 мест, Всероссийское общество работниковпо научной организации труда. 7 . В середине XVII века в находившихся здесь деревянных палатахжили перешедшие на службу к московскому великому князю касимовские царевичи,потомки наследников Золотой орды. Последний из них, Иван Васильевич, вначале XVII века жил уже тут в каменных палатах. После него владение принадлежалокнязю Алексею Григорьевичу Долгорукову, дочь которого Екатерина была обрученас Петром II. Но бракосочетание не состоялось: 18 января 1730 года ПетрII скончался от оспы. В 1742 году домом владеет московский губернатор НиколайПетрович Салтыков, затем - его наследники. Во время пожара Москвы в 1812году это владение не пострадало. В августе 1831 года каменный двухэтажныйдом с двумя флигелями покупает у Салтыковых отставной полковник АлександрДмитриевич Чертков, московский губернский предводитель дворянства. Во времявойны 1812 года Чертков участвовал в боях и заграничных походах, а в 1828-1829годах - в войне с Турцией. Поселившись в Москве, Чертков решил полностьюпосвятить себя изучению русской истории, русских и славянских древностейи собиранию рукописей и книг по истории России. В Москве он познакомилсяс рядом университетских ученых. В частности, с Григорием Ивановичем Фишеромфон Вальдгеймом, дружившим в молодые годы с Гёте, Шиллером, Гумбольдтом.Со временем Чертков стал большим знатоком печатных первоисточников по историидревностей российских. Занимался он и нумизматикой, впервые установил научнуюклассификацию русских монет. Проводил археологические исследования кургановПодмосковья. За труд "Описание древних русских монет" Чертков был удостоенДемидовской премии, деньги передал в Академию наук для издания "ОстромироваЕвангелия". Описание Чертковской библиотеки по истории России стало настольнойкнигой историков. Чертков возглавил Общество истории и древностей Российскихпри Московском университете, члены которого собирались на заседания в егодоме. Здесь собирались известные ученые, писатели, бывали А. С. Пушкин,В. А. Жуковский, Н. В. Гоголь, М. Н. Загоскин, Ф. Н. Глинка, М. С. Щепкини многие другие.Чертков скончался в 1858 году. Его сын Григорий Александрович выполнилжелание отца сделать собранную им библиотеку доступной для общественногопользования. Со стороны Фуркасовского переулка в специальной пристройкебыл открыт читальный зал. Библиотекарем был приглашен П. И. Бартенев. Насредства владельца дома и библиотеки Бартенев стал издавать журнал "Русскийархив". Среди читателей Чертковской библиотеки - Л. Н. Толстой, юный тогдаК. Э. Циолковский. В 1873 году Г. А. Чертков передает всю библиотеку (около22 тысяч томов) в Румянцевский музей (ныне она находится в ГосударственнойИсторической библиотеке).В 1873 году особняк переходит к родственнице Черткова - Наталье АлексеевнеГагариной. Дом был перестроен по проекту архитектора Соколова. Пристройкиглавного дома стали сдаваться в аренду. В крыле главного здания со стороныМилютинского переулка разместился популярный в Москве магазин семян "ИммерЭрнест и сын". Здесь же помещались "Семенное депо" и правление Российскогообщества любителей садоводства, редакция журнала "Сад и огород". А. П.Чехов часто посещал магазин Иммера, покупая семена для своего мелиховскогосада. Дом был заложен в Московском кредитном обществе, но владелица выкупитьего не смогла. В 1880 году дом с торгов приобретает московская купчиха,известная благотвори тельница Клавдия Никоновна Обидина. Книжные и семенныемагазины продолжали торговать, а главный корпус сдавался в аренду. Он былизвестен не меньше, чем существовавшая здесь Чертковская библиотека. Взалах этого особняка в средине 1890-х годов открылись заседания Московскогоархитектурного общества, где встречались архитекторы, историки, художники.Здесь при деятельном участии Р. И. Клейна была организована и открыта 19января 1897 года архитектурная выставка, на которой можно было получитьинформацию о лучших строительных материалах и о том, где можно их приобрести.В 1899 году в залах особняка разместились Литературно-артистический клуби Литературно-артистический кружок. Перед их переездом архитекторФ. О. Шехтель художественно оформил главную лестницу дома. Организаторамибыли А. И. Южин-Сумбатов и Ф. О. Шехтель. Здесь бывали: основатель театральногомузея А. А. Бахрушин, основатели Московского Художественного театра В.И. Немирович-Данченко и К. С. Станиславский, артисты А. А. Яблочкина, М.Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, В. И. Качалов и многие другие. Писатель Н.Д. Телешов вспоминал о своих посещениях этого художественно-литературногообъединения: "Здесь чувствовали себя все как дома, вполне непринужденно,по-товарищески, поэтому нередко среди вечера вдруг составлялся то внезапноконцерт, то хор из выдающихся солистов оперы, то беседа, то просто товарищескийужин".17 февраля 1902 года в доме Обидиной был открыт ресторан Симона Милля.При сыне владелицы С. Н. Обидине в 1906 году по проекту архитектора Ю.Ф. Дитриха к фасаду особняка было пристроено здание магазина. Вели торговлюметаллическими изделиями известные фирмы "Роберт Кенц", "Н. Феттер и Е.Гинкель", в подвале флигеля разместился химико-бактерио логический институтдоктора Филиппа Блюменталя. Вскоре особняк заложили и продали владельцусоседнего дома № 5 Г. А. Кеппену. После 1918 года этот особняк приспособилипод "Клуб красных директоров", затем переименованный последовательно в"Деловой клуб" и в "Московский дом научно-технической пропаганды имениФ.Э. Дзержинского". Большой вклад в работу дома внес академик И. И. Артоболевский.Дом принадлежит Всесоюзному обществу "Знание". Здесь в 1959 году журнал"самый интересный журнал Наука и жизнь " отметил свое 25-летие.Дом вошел и в историю кинематографии. Здесь снимали сцену игры на бильярде(Б. П. Чирков и М. И. Жаров) в фильме "Возвращение Максима", а затем -популярный телевизионный фильм "Семнадцать мгновений весны" (особняк американскоймиссии в Берлине). 9 . На этом месте находилась церковь архидиакона Евпла. Памятьсвятого Евпла отмечают 11 августа. Церковь воздвигнута великим князем ИваномIII. Как полагал историк Москвы М. И. Александровский, в этот день в 1471году был заключен мир с новгородцами. Имя Евпл в древности писалось с искажением:"Евупа", "Еупл", "Еупь", "Егупий". По переписи 1620 года на Казенной улице(ныне Милютинский переулок) упоминается "Евпл Великий". В 1547 году околоцеркви Евпла была и другая "теплая" церковь Ильи Пророка. Мясницкая улицаназывалась по этим церквам то Ильинская (1547 г.), то Евпловская (1628г.).В начале XVII века Евпловская церковь обновлялась, а в 1750-1769 годахстроится новое здание церкви с колокольней на деньги вдовы генерал-майора- Дарьи Лукиничны Томиловой. Во втором этаже церкви были престол во имясвятой Троицы, а также ходовая паперть-гульбище. Сюда с улицы вела каменнаялестница. Во время различных празднеств и городских торжеств многие старалисьподняться на гульбище. Именно к этому месту относится запись А. С. Пушкина:"В 1810 году в первый раз увидел я государя (Александра I). Я стоял с народомна высоком крыльце "Николы на Мясницкой". Пушкин здесь ошибся. В 1937 годуэту запись прокомментировал видный пушкинист и историк-москвовед Н. П.Чулков: "На самом деле царь был в Москве 7-12 декабря 1809 г., а высокоекрыльцо существовало у церкви Евпла, а не у церкви Николы".2 сентября 1812 года в Москву вошли французские войска и оставалисьтам до 11 октября. Церковных служб в это время в Москве не было. И вдруг15 сентября раздался гулкий звон. Звонили на колокольне церкви святогоЕвпла. Службу вел священник кавалерийского полка отец Михаил Тратинский.Позднее в честь этого события была выпущена литография.В 1925 году руководство четырех трестов обратилось в президиум ВЦИКза разрешением построить семиэтажный дом на месте существующей церкви.Несмотря на протесты архитекто ра А. В. Щусева и других архитекторов иученых, церковь снесли, а дом построен не был. 11 . Большое владение в конце XVII и начале XVIII века принадлежалостольнику Льву Андреевичу Вельяминову-Зернову. Предком этого рода был татарскиймурза Чет, приехавший из Золотой орды на службу к князю Иоанну ДаниловичуКалите и при крещении названный Захарием. Он построил близ Костромы известныйИпатьевский монастырь. Правнуком его был Дмитрий по прозвищу Зерно, отсына которого пошли известные роды Годуновых и Сабуровых. Внук ДмитрияЗерно - Вельямин. От него и пошли Вельяминовы-Зерновы. Представители этогорода участвовали в походах: Шведском, Полоцком, Казанском, Польском, Турецком.Под Конотопом 28 июня 1654 года из этого рода погибли 6 человек. Потомоких В. В. Вельяминов -Зернов (1830-1904) прославился в ХIХ веке как историк-востоковед,археолог, лингвист, нумизмат, автор исследований по истории Средней Азиии Поволжья.В 1753 году это владение числится за генералом Петром Ивановичем Стрешневым.Было прикуплено и соседнее владение князей Приклонских, хоромы обнесликаменной стеной. При доме устроена церковь святой Варвары. Стрешневы гордилисьсвоим прошлым: 5 февраля 1626 года Евдокия Лукьяновна Стрешнева стала женоюцаря Михаила Федоровича Романова. В 1812 году строения от пожара уцелели.Огромный двор был сдан под склад строительных материалов.В 1840-х годах владение разделили на четыре части и распродали. Триучастка стали выходить в соседний Милютинский переулок и составили владениядомов №№ 6, 8, 1 Четвертый участок, по Мясницкой улице, приобрела купеческаяжена Александра Андреевна Юрцовская. В ее доме открылся кондитерский магазин.С 1860-х годов владельцем дома стал почетный гражданин В. В. Пегов, а потомего наследники. В начале ХХ века на первом этаже дома разместились техническиеи строительные конторы, магазины. В 1920-х годах здесь поселился московскийадвокат, театровед, писатель Сергей Георгиевич Кара-Мурза, автор воспоминанийоб артистах и о театральной жизни. В его квартире по вторникам собиралисьписатели, журналисты, артисты, ученые. Бывали здесь А. Н. Толстой, ИльяЭренбург. Здесь же жил А. Д. Гончаров, график и художник монументально-декоративногоискусства, ученик К. Ф. Юона, В. А. Фаворского, П. Я. Павлинова, мастеркнижной ксилографии, оформитель многих заграничных выставок. 13 . Более ста лет с 1727 года это владение принадлежало представителямзнатного рода Салтыковых. Владение сохранялось за Салтыковыми до 1861 года.Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве дом уцелел от пожара,и добрая хозяйка его разрешила сосредоточить в подвалах уцелевшее имуществомосковских училищ. Здесь была мастерская скульптора Михаила Фортини. Вглавном здании в 1820-х годах помещался известный в Москве пансион дляблагородных девиц иностранки Виктории Воше.В 1825 году в доме была открыта Школа рисования, основанная графом С.Г. Строгановым. Ученики, выпущенные из этой школы, славились как художникив ткацком деле, в производстве фарфора, керамики, как архитекторы и строители,как техники и как создатели удобных экипажей всех родов. В начале 1820-хгодов во дворе и флигелях открыли контору и заведение дилижансов и грузовоготранспорта. Дилижансы отсюда отправлялись ежедневно, а транспорты - потребованию. В одном из флигелей была открыта кондитерская лавка Юрцовских,снабжавшая отъезжающих съестными припасами. В 1850-х годах дилижансы итранспорты соединяли Москву не только с северной столицей, но и во времяярмарок с Нижним Новгородом.Для удобства отъезжающих и прибывающих на дилижансах в главном домебыла открыта гостиница "Венеция". В летнее время отъезжающие могли провестисвободные часы в чудесном саду Салтыковых, украшенном клумбами, скульптуройи действующими фонтанами. Посещение сада было бесплатным. Там был устроендоступный ресторан с обедами, кофе и чаем. В праздничные дни в саду игралвоенный оркестр, работали аттракционы с призами. Призы эти (сапоги, рубахи,платки и другие вещи) висели на самом верху мачты, густо смазанной салом.В саду был и платный театр.Потом владение приобрели братья Нилусы, которые здесь открыли "семейныйклуб" с карточной игрой. Под видом "гостей" сюда стали приходить лица,заложившие свои имения в Опекунский совет и мечтавшие выиграшами поправитьположение. Нилусы оказались шулерами и скоро были разоблачены и высланы.По закладной одного из Нилусов владение за ничтожную цену переходит к потомственномупочетному гражданину Спиридонову. С правой стороны по улице он строит трехэтажныйдом по проекту В. И. Соколова. В 1870-х годах в доме находилась "Библиотекадля чтения Клавдии Ив. Коротковой". В открывшейся здесь гостинице "Отель-рояль"в 1880-х годах останавливались известный химик Д. И. Менделеев, писательГ. И. Успенский. Старый дом надстраивается по проекту архитектора К. В.Треймана до четырех этажей. В начале ХХ века при дочери владельца здесьпоявилось левое строение с портиком на втором этаже, сооруженное по проектуархитектора С. С. Эйбушица, а правое, оформленное в духе неоклассицизма,возникло в 1913 году по проекту архитектора Б. М. Великовского. В этихзданиях до 1918 года размещались различные технические и торговые конторы,магазины. Здесь открыл торговлю принадлежностями для машин записавшийсяв купцы инженер-технолог Леонгард Августович Книппер, отец известной актрисы.В 1920-1930 годах в доме находился Государственный институт журналистики(ГИЖ) со своим студенчес ким клубом. 15 . В начале XVIII века нынешние владения № 13 и № 15 разделялисьпереулком, кроме того, вокруг большого владения стояли и небольшие постройки,которые впоследствии были объединены. Средняя часть этого владения принадлежалаизвестному государственному и военному деятелю, сподвижнику Петра I ЯковуВилимовичу Брюсу, а потом перешла к его племяннику Александру РомановичуБрюсу, женатому на бывшей невесте Петра II княжне Екатерине АлексеевнеДолгоруковой по возвращении ее из ссылки. В 1770-х годах это владение приобрелизвестный уже нам Н. И. Салтыков, у потомков которого оно находилось доначала XIX века. Впоследствии хозяева менялись.В 1907 году владение переходит к И. Е. Кузнецову, который в 1910 годустроит по проекту архитектора Б. М. Великовского совместно с инженеромА. Н. Милюковым и братьями Весниными огромный серый дом со скульптуройльва у входа. Барельефы стилизованы под античность, а над северным фасадом- статуя бога торговли Меркурия. И. Е. Кузнецов торговал фарфором, фаянсом,хрусталем и стеклянной посудой, как и его однофамилец в доме № Здесьтакже размещались конторы и магазины: "Акционерное общество резиновых изделий"Богатырь", "Московский Народный банк", "Техническая контора К. Тольх".В 1922 году работала мастерская по пошиву белья "Трудшитье". 17 . Это владение на "большой мостовой" Мясницкой улицы в началеXVIII века составилось из нескольких небольших участков с дворами. В 1719году князь Г. Г. Волконский скупил все эти небольшие участки и заложилих княгине М. Ф. Вяземской, но не выкупил. В 1725 году Вяземская все этобольшое владение продала майору Семеновского полка Л. В. Измайлову, послекоторого им владели его вдова, а потом дети. В конце века владение переходитк внуку первого Измайлова Льву Дмитриевичу (1764-1834), генерал-лейтенанту.С 6 лет он был записан в Семеновский полк. Поэт И. М. Долгоруков, с которымему пришлось служить и участвовать в русско-шведской войне, характеризовалИзмайлова так: "...он был до бешенства запальчив и никому не хотел покориться,своевольничал чрезвычайно и, будучи богат, имел знатных протекторов, небоялся никого..." Во время войны с Наполеоном Измайлов, предводитель дворянстваРязанской губернии, организует ополчение и становится его командиром, участвуетв заграничных походах, за что получает чин генерал-лейтенанта и бриллиантовуютабакерку с портретом государя. Этот богатый помещик прославился своеволиеми самодурством. Его потехами были: псовая охота, кулачные бои, попойкии гулянья с песнями, плясками и диким неугомонным разгулом, карточная игра.Зимой Измайлов жил в Москве. Разговоры о его бесчинствах доходили до Санкт-Петербурга,но благодаря связям и богатству он оставался безнаказанным, и только в1831 году была учреждена над ним опека.Л. Д. Измайлов послужил прототипом одного из действующих лиц в повестиП. И. Мельникова-Печерского "Старые годы", а писатель С. Т. Славутинскийрассказал о нем в своем произведении "Генерал Измайлов и его дворня", напечатанномв 1876 году. После смерти Измайлова в 1834 году этот московский дом попалв руки каких-то его воспитанниц. В 1839 году здесь помещался женский пансионгоспожи Минелли, а с 1843 по 1870 год домом владела престарелая чета -генерал-майор Петр Петрович Кусовников и его жена Софья Ивановна. Распространилисьслухи, что Кусовниковы, обнаружив в доме комнату с масонской символикойи скелетом, были так потрясены, что изолировали ее от остальных комнати стали жить как отшельники: днем почти никогда не выходили из дома, двори огород содержали в запустении, а по ночам, сев в карету и захватив капитали драгоценности, разъезжали по Москве. Часть денег прятали в печку. Однаждыдворник по незнанию затопил печь, и деньги обгорели. Это укоротило жизньнесчастных владельцев. В 1876 году владение переходит к статскому советникуН. С. Аблову, для которого по проекту архитектора В. А. Коссова строитсячетырехэтажный дом. Но скоро владение было приобретено на деньги купца-благотворителя Флора Яковлевича Ермакова, и здесь возводится здание для богадельни.Ф. Я. Ермаков - известный владелец текстильных фабрик в Москве и в ВышнемВолочке. В 1855 году царь пожаловал ему золотую медаль для ношения на Аннинскойленте "За обширное производство суровых миткалей, за усовершенствованиеспособов набивки тканей и за понижение цен на ситцы". К старости он закрываетсвои фабрики, а накопленный огромный капитал передает на благотворительныецели. В Ермаковских богадельнях проживало до двух тысяч человек. В 1895году Ф. Я. Ермаков скончался. Он завещал 3 миллиона рублей в пользу бедных.На его деньги в 1906 году были построены техническое училище на Пречистенскойнабережной, три ночлежных дома. Домом на Мясницкой улице стал заведоватьКомитет богадельни Ермаковых, который сдавал помещения в аренду. Большуюприбыль приносили расположенные здесь магазины, крупные акционерные общества,такие, как "Юлий Гук и Ко" по производству бетона, кирпича ипо организации строительных работ; торговый дом "Железник" по снабжениюметаллами; товарищество по производству минеральных масел и керосина фирмы"В. И. Рогозин и Ко" со складом керосиновых кухонь "Примус"и известная фирма Леона Пло, разбогатевшая в период интенсивного строительстважелезных дорог на поставке железа, чугуна, стали. Рядом с этим магазиномнаходился магазин супруги Пло Софьи Людвиговны по продаже перчаток разныхфасонов. В 1920-1930 годах в доме жили: поэт и переводчик М. А. Зенкевич,профессор математики Московского университета В. В. Немыцкий, специалиств области теории дифференциальных уравнений, мастер спорта СССР (1952 г.).В 1960-е годы здесь жил Ираклий Андроников, писатель, историк литературы,лермонтовед, публично выступавший с устными рассказами. У него часто собиралисьписатели и артисты. А сам он нередко забегал "выговориться" в разместившуюсянеподалеку, на другой стороне улицы, редакцию журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ".Сотрудники сбегались к главному редактору в его большой кабинет и создавалирассказчику аудиторию, которая шумно и благодарно-активно реагировала 1 В первой половине XVIII века здесь находились палаты дьякаФ. М. Сорокина с садом. Владельцы часто менялись, пока не поселился известныйчаеторговец Сергей Васильевич Перлов. Магазин Перловых был первым чайныммагазином в Москве. Представитель этой семьи Иван Михайлович значится в1752 году купцом 2-й гильдии. Возможно, он или его предки торговали жемчугом.В гербе его семьи при возведении в дворянство на лазурном щите были изображенышесть расположенных в круг жемчужин (перлов), а на шлеке герба - чайныйкуст с шестью цветками. Девиз на лазоревой ленте герба гласил: "Честь итруд". Сын И. М. Перлова Алексей в 1774 году уже имел чайную торговлю вМосковских торговых рядах. Его внук стал владельцем этого дома.С. В. Перлов (1833-1910) торговал чаем на Мясницкой улице, а дети другогобрата - Семена Васильевича тоже торговали чаем и имели собственный домна Первой Мещанской улице. С 1850 по 1897 год число магазинов, владельцамикоторых являлись Перловы в разных городах, возросло до 88, из них 42 -в городах Российской Империи и 3 - в Европе: в Вене, Берлине, Париже. Фирма"В. Перлов и сыновья" была и поставщицей четырех иностранных правительственных дворов. Ежегодный оборот в это время превышал 16 миллионов рублей.В подмосковном поселке "Перловка" на собственной ферме Перловы разводилирогатый скот и кур. В столетний юбилей фирмы, 1 января 1887 года, императорскимуказом Перловы были возведены в постоянное дворянское достоинство РоссийскойИмперии. На Мясницкой, на месте приобретенных старых строений, С. В. Перловв 1885 году поручает архитектору Р. И. Клейну построить дом с магазиномдля продажи чая. Оформление этого дома было связано с тем, что в 1896 годуна коронацию Николая II собирался приехать представитель китайского императорасановник Ли Хунг-Чанг. Он должен был остановиться у чаеторговцев Перловых.С. В. Перлов решил только что построенному дому придать облик китайскойпагоды и пригласил архитектора К. К. Гиппиуса оформить фасад и интерьерыв китайском стиле. Но прибывший в Москву гость из Китая по какой-то непонятнойпричине остановился у Перловых не на Мясницкой, а на Первой Мещанской улице.Расходы, понесенные на декоративное оформление дома, быстро оправдали себя:необычная архитектура стала для магазина великолепной рекламой. В концеXIX века С. В. Перлов вдруг оставил общественную деятельность, которойзанимался до сих пор, и посвятил себя благотворительности. В Калужскойгубернии на его средства были сооружены Шомардинский монастырь, корпусадля келий, школы, мастерские, больницы. Много жертвовал во время русско-турецкойвойны на голодающих и общественные нужды. Увлекался музыкой, особенно любилпроизведения П. И. Чайковского и духовную музыку. Организовал певческуюкапеллу. 2 Первоначальные сведения об этом владении указывают, что с1716 года оно принадлежало генералу Ивану Ильичу (старшему) Дмитриеву-Мамонову(р. 1680), участнику Полтавской баталии и турецких походов (как было указанона его надгробной плите, находившейся в соседней церкви). От наследниковДмитриева-Мамонова владение переходит к московскому генерал-губернаторуИвану Ивановичу Юшкову, потомку князя Зеуша, выехавшего из Золотой ордык великому князю Дмитрию Донскому.Сын генерал-губернатора Петр Иванович Юшков, ставший владельцем в началеXIX века, славился необычайным хлебосольством. Однажды он устроил у себяна даче, около Новодевичьего монастыря, великолепный бал, который продолжалсятри недели. На соседних фабриках остановилась работа, так как рабочие толпилисьу юшковской дачи, а монахини взбирались на монастырские стены смотретьфейерверки, слушать музыку и цыганское пение. Говорили, что такой образжизни довел Юшкова до разорения.Дом Юшковых у Мясницких ворот - один из лучших архитектурных памятниковМосквы эпохи зрелого классицизма. Авторство его проекта приписывают архитекторуВ. И. Баженову. В этом доме была и домовая церковь в честь Казанской Богоматери.В 1812 году от пожара дом не пострадал, и уже в следующем году славилсякак торговый центр, где у купца Андрея Кригера продавались "всякого сортафранцузские новопривезенные вина бочками, ведрами, ящиками и бутылками".Здесь же находилась торговая контора по продаже новых английских патентованныхбумажных полотен.Но замечательная история этого дома начинается с 1838 года, когда однуиз зал для размещения Рисовальных классов сняло в аренду Московское художественноеобщество. Эти классы возникли в 1832 году как "кружок любителей натуральнойживописи" на Ильинке, в квартире художника А. С. Ястребилова, а в июне1833 года они были преобразованы в "публичные классы рисования, живописии ваяния", их учредителями и директорами стали: М. Ф. Орлов, А. Д. Черткови Ф. Я. Скарятин. Преподавателями пригласили художника И. Т. Дурнова искульптора И. П. Витали, классы обосновались в доме Шипова на Лубянскойплощади. Потом, сменив несколько адресов, они в 1838 году расположилисьв этом доме Юшкова. Классы, преобразованные в училище, существовали насредства попечителей. В 1844 году дом Юшкова куплен для училища за 35 тысячрублей серебром. В 1865 году сюда была переведена Московская дворцоваяархитектурная школа, и с тех пор появилось название: Училище живописи,ваяния и зодчества. Здесь преподавали, учились и жили выдающиеся представители искусства: М. И. Скотти, С. К. Зарянко, В. Г. Перов, И. М. Прянишников,В. В. Пукирев, Н. В. Неврев, А. К. Саврасов, В. Е. Маковский, И. И. Шишкин,И. И. Левитан, Е. С. и П. С. Сорокины, С. И. Иванов, Н. А. Касаткин, В.А. Серов, М. В. Нестеров, Н. А. Рамазанов, С. М. Волнухин, А. Е. Архипов,П. П. Трубецкой, С. В. Милютин, Ф. О. Шехтель, В. Д. Поленов, А. М. Васнецов.В училище в 1912-1913 годах занимался В. В. Маяковский. Читали здесьлекции: историк В. О. Ключевский, литературовед М. Н. Розанов, профессоранатомии П. И. Карузин. В стенах училища регулярно проводились отчетныехудожественные выставки. "Вот где перлы! Вот где таланты! Вот оно, нашеродное, и в Москве..." - восторженно отзывался о них И. Е. Репин.А с 1872 года здесь устраивались выставки художников-передвижников.В помещениях этого училища литературная и театральная Москва часто проводиласвои заседания. Здесь можно было встретить Т. Н. Грановского, Т. Г. Шевченко,П. С. Мочалова, М. С. Щепкина, А. Н. Островского, С. М. Соловьева, Л. Н.Толстого, А. П. Чехова, П. М. Третьякова. В конце XIX - начале ХХ векаво дворе вместо старых строений возвели новые (архитекторы Н. С. Курдюкови др.), где были квартиры преподавателей. Первые этажи главного дома сдавалипод магазины.После 1917 года на основе Училища живописи, ваяния и зодчества организовалиПервые Государственные художественные мастерские, в конце 1920 года превращенныев Высшие Художественно-технические мастерские (ВХУТеМАС). Мастерские разместилисьпо двум адресам - здесь и на Рождественке, 1 В студенты пришли с заводови фабрик, из сел и деревень, с фронтов гражданской войны. Стало два отделения:художественное и новое - производственное. В художественном готовили графиков,художников театра и кино, мастеров фотоискусства, декораторов. В преподавателибыли приглашены как представители старой школы, так и новаторы. Организовалистуденческое общежитие на 410 человек. Были рабфак и клуб. В клубе работаластудия "Искусство движения", которой руководила преподавательница ритмикиВалерия Ивановна Цветаева, сестра Марины и Анастасии Цветаевых. При ВХУТеМАСебыл клуб имени Поля Сезанна, в котором шли дискуссии, выступали с докладамиполитические деятели, поэты А. В. Луначарский, Е. М. Ярославский, В. Хлебников,С. Есенин и др. В зданиях этого училища после 1917 года жили: Л. О. Пастернак,В. А. Фаворский, Р. Р. Фальк, Л. А. Бруни, В. Е. Татлин, А. Е. Крученых,А. А. Осмеркин, А. Е. Архипов, А. М. Родченко и многие другие.В 1926 году ВХУТеМАС был преобразован в Высший Художественный институт,а потом, через четыре года, - в Московский архитектурный институт (МАРХИ),который находится на Рождественке, 1 В 1930 году в доме помещались: художественныйтехникум ОГИЗА, Институт изобразительного искусства с факультетами графики,живописи и скульптуры. На базе находившихся здесь Художественных мастерскихвозник Московский художественный институт имени Сурикова. С 1935 года помещенияначали занимать разные конторы и организации. В 1942 году здесь был МосковскийТехнический институт, переименованный в 1953 году в Московский инженерно-физическийинститут (МИФИ). В 1960-х годах институт переехал на Каширское шоссе вновое здание. Потом там обосновались Всесоюзный научно-исследовательскийи проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управленияи другие организации.Здания отмечены тремя мемориальными досками: первая - о посещении коммуныВХУТеМАСа В. И. Лениным и Н. К. Крупской, 25 февраля 1921 года навещавшихучившуюся здесь дочь Инессы Арманд Варю; вторая доска на здании во дворе(строение 5) сообщает о том, что в доме в 1894-1930 годах жил и работалхудожник Н. А. Касаткин; третья посвящена выдающемуся художнику А. К. Саврасову.Ныне в доме находится Российская академия живописи, ваяния и зодчества.Ее основал в 1989 году Илья Сергеевич Глазунов. Согласно Уставу, академиявозрождает традиции бывшего здесь Училища живописи, ваяния и зодчества.Она готовит художников, скульпторов и архитекторов, продолжая и утверждаяклассические реалистические традиции отечественного художественного наследия. 2 Церковь святых мучеников Флора и Лавра у Мясницких воротпоставлена была на самой высокой точке Мясницкого холма.Возникновение на этом месте храма предание относит ко времени ИванаГрозного, приказавшего перенести сюда с Красной площади Флоро-Лаврскуюцерковь, стоявшую у Спасских ворот Кремля. Самое раннее упоминание об этойцеркви было в летописи в связи с происшедшим в Москве 21 июня 1547 годабольшим пожаром. В 1657 году вместо стоявшей здесь старой деревянной церквисооружена каменная. При храме было кладбище. К старому кладбищу, оказавшемусятесным после случившегося в 1654 году морового поветрия, прибавили новыйземельный участок за счет опустевших соседних владений. По-видимому, переносхрама во имя Флора и Лавра, считавшихся в Древней Руси покровителями скота,особенно лошадей, связан с "животинным двором" и конюшнями, находившимисяпоблизости - за валом, огораживающим Белый город.Люди, держащиеся старинных преданий, верили, что если "умолил Флора-Лавра- жди лошадям добра", "Флор-Лавёр до рабочей лошади добёр".В день поминовения Флора и Лавра - 18 августа - к церкви с давних порприводили множество лошадей, вычищенных, с гривами, заплетенными и украшеннымиразноцветными шелковыми лентами, бантами и цветами. Священник, одетый вяркую праздничную ризу, окроплял их освященной водою. В церкви был золоченыйиконостас с иконами XVII века, а на расписанных стенах изображены греческиефилософы со свитками в руках. На поддержку церкви часто поступали деньги,ценные иконы и серебряные сосуды. В 1900-1901 годах реставрация церквипроводилась под руководством архитектора К. М. Быковского. Искусствоведыписали о церкви, что она представляет собой "прекрасный памятник русскогоискусства". В соседнем церковном домике снимал квартиру переехавший изПетербурга в Москву в 1872 году художник Н. А. Степанов, мастер русскойсатирической графики, он перевел сюда редакцию своего юмористического журнала"Будильник".В 1925 году решили снести этот красивый храм. Специально созданная комиссияпри Главнауке Наркомпроса писала, что здание церкви "отлично сохранилосьво всех почти деталях" и вместе с соседним зданием, бывшим Училищем живописи,ваяния и зодчества, составляет "чрезвычайно интересную группу" архитектурногоансамбля. На время церковь отстояли. В начале 1930-х годов ее занял "Метрострой",и в 1934 году храм был разрушен. 2 В середине XVIII века владение принадлежало премьер-майоруЕкатерининского времени Петру Александровичу Собакину, владельцу 12 тысячдуш крестьян в Нижегородской и частью - в Орловской губерниях, старинномустолбовому дворянину, родословная которого широко известна: Марфа ВасильевнаСобакина была супругой царя Ивана Васильевича Грозного. Собакин состоялв родстве с князьями Голицыными, Шаховскими, с дворянами Соковниными, Мещерскими,находился в дружеских отношениях с князем Юсуповым. Дом несколько раз менялвладельцев, а в 1930-х годах был снесен. В. СОРОКИН. (Продолжение - в одном из ближайших номеров).
Панорама Мясницкой улицы от Лубянской (на фото слева) до Тургеневскойплощади (на фото справа). Снимки сделаны с одной точки - с балкона редакциижурнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ".Милютинский переулок, 1 Католическая церковь Петра и Павла, построенав 1845 году по проекту архитектора А. О. Жилярди. В советское время куполбыл разобран, церковь превращена в трехэтажный дом.Мясницкая ул., 2 Здание построено по проекту архитектора В. И. Баженовав 1780-1790 годах для генерал-губернатора И. И. Юшкова.Мясницкая ул., Дом Черткова, археолога и библиофила. Строилсяи перестраивался в XVII - начале ХХ века.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)