(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) Дом № 2 Здания, выходящие на Мясницкую улицу и в Банковский переулок, были построены в конце прошлого века по проектам архитекторов А. Н. Кнабе и Д. Н. Чичагова для купцов Сытовых.
Путешествие по Мясницкой улице в черте Белого города, начатое в мартовском номере журнала (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 3, 6, 10, 2000 г.), подходит к концу. Цветные изображения домов, расположенных на правой стороне улицы, были напечатаны в журнале № 10.Правая сторона2 В начале XVIII века территория принадлежала трем владельцам: графу А. С. Мусину-Пушкину, князю А. И. Юсупову и полковнику И. Я. Свечину. Потом хозяевами владений становятся вдова известного историка В. Н. Татищева, купец-иноземец Иван Боленс, внуки П. И. Салтыкова - князья Трубецкие, стольник Норбеков. Впоследствии владельцы менялись несколько раз. После московского пожара 1812 года, во время которого здания не пострадали, новый владелец, генерал-лейтенант Г. А. Хомутов, сдал строения Купеческому клубу. Потом, сменив еще двух хозяев, владение в начале 1860-х годов перешло к купцу первой гильдии И. Е. Сытову. Он устроил здесь фабрику парчовых тканей и открыл магазин по продаже этих изделий и церковной утвари. Купец был благотворителем и состоял попечителем детских приютов. Его семь сыновей довели "купеческое дело" до 1917 года. В начале 1860-х годов здесь в строениях Сытова разместилась известная типография Александра Семена, печатавшая книги, периодику и различные иллюстрированные издания, а приехавший в Москву купец Иоган Карл Мейер в этом же владении открыл торговлю деревьями и кустарниками. Фирма Мейера стала широко известна благодаря оранжереям в Лефортовской части в Мейеровском проезде (ныне - проспект Буденного). С начала 1890-х годов сыновья Сытова начинают возводить новые здания (по переулку и по улице) по проектам архитекторов А. Н. Кнабе и Д. Н. Чичагова. Здесь разместилась Лечебница М. А. Фронштейна (болезни уха, горла и носа), открылись меблированные комнаты, сюда переехала редакция газеты "Новости дня". В начале ХХ века открылся магазин И. А. Первушкина, торговавший виноградными винами и виноградом из собственных садов на Южном берегу Крыма. Варшавский гастрономический магазин И. С. Можейко имел кухмистерскую, была здесь и другая кухмистерская - владелец Ю. Вартус. И вновь магазины: с техническим оборудованием для булочных и кондитерских, по продаже велосипедов, граммофонов, магазин лаков и красок известного химика-технолога И. С. Оссовецкого, ученика Д. И. Менделеева. В этом владении жили: профессор ботаники А. П. Артари - специалист в области водорослей, потомок живописцев-орнаментистов братьев Артари (Коломбо), расписывавших интерьеры Большого Кремлевского дворца, плафон Большого театра и преподававших в Строгановской школе рисования; историк, археолог, этнограф Д. И. Эварницкий; художник К. Н. Горский - создатель картин на исторические темы, а также актеры: К. Ф. Красовский, Е. Н. Соковнин, Б. Я. Петкер, В. В. Грибков, М. М. Яншин; певица Большого театра М. П. Максакова и ее муж М. К. Максаков, педагог, преподававший в ГИТИСе.2 Владение в 1742 году принадлежало В. А. Лопухину, генерал-аншефу, погибшему в Семилетнюю войну в знаменитом сражении под Грос-Егерсдорфом 19 августа 1757 года. Род происходил от Косогского князя Редегд, владельца Тмутаракани. Тетка Лопухина, Евдокия Федоровна, была царицей - первой женой Петра Великого и бабушкой Петра II. Затем владение переходит к барону С. Г. Строганову. По улице стояли палаты, за ними - сад с большим прудом, на берегу которого находилась беседка. Двор окружала каменная ограда с воротами по переулкам и по улице. Во дворе располагались людские покои и службы.В 1760 году владельцем значится граф П. И. Шувалов, сын которого - Андрей стал директором учрежденного в России банка, и в дом переезжает контора банка. Переулок, называвшийся Шуваловским, переименован в Банковский. Двухэтажный каменный дом в пожар 1812 года уцелел. В 1830-1840-е годы в нем располагался Технологический институт. Министерство финансов, в ведении которого находился дом в середине 1840-х годов, разместило в нем Рисовальную школу, созданную графом Строгановым, и Воскресные классы рисования. Возникшая еще в 1825 году на противоположной стороне Мясницкой улицы школа имела цель "доставлять ремесленным и торговым людям возможность улучшать свои изделия при содействии науки и искусства". Художественные работы, выполненные учениками Строгановской школы рисования, демонстрировались на выставках в Париже и имели большой успех. К этой школе была присоединена Мещанская рисовальная школа, созданная при Кремлевском архитектурном училище в 1835 году. Строгановское училище технического рисования в 1872 году получило официальное наименование - Центральное художественно-промышленное училище Строганова.В 1862 году в среде московских мануфактуристов возникла мысль об учреждении в Москве художественно-промышленного музея, который решили открыть в доме Министерства финансов на Мясницкой улице. В 1864 году началась подписка на пожертвования. Большие денежные пожертвования поступили от К. Т. Солдатенкова. Поступали и ценные художественные произведения разных эпох от П. П. Вяземского, П. Н. Трубецкого, Д. П. Боткина и других. Известный писатель Д. В. Григорович, автор "Антона Горемыки", тоже увлекся устройством музея и к открытию составил и напечатал "Указатель Музея". Художественно-промышленный музей состоял из трех отделений: художественного, промышленного и исторического. Последнее было наиболее интересным: оно посвящалось византийскому и древнерусскому искусству. Музей торжественно открыли 17 апреля 1868 года. Директором назначен Виктор Иванович Бутовский (1815-1881). В экспозицию стали поступать экспонаты, выполненные студентами Строгановского училища. В начале 1875 года приступили к возведению нового здания для музея и дополнительных построек, которые могли приносить доход при сдаче помещений внаем. Строительство было поручено венскому архитектору А. Е. Веберу, прибывшему в 1871 году в Москву по приглашению предпринимателя А. А. Пороховщикова. По его проекту возведены здание ресторана "Славянский базар" на Никольской улице и Катковский лицей на Остоженке. Заложено здание было на участке по соседству с Почтамтом, закончено строительством в 1876 году. Украшавшие здание орнаменты в "русском стиле" выполнены под руководством преподавателя Строгановского училища Михаила Васильевича Васильева. Все керамические украшения здания в основном сделаны руками студентов в мастерских училища. Директор Строгановского училища, Федор Федорович Львов (1820-1895), получил воспитание в семье, увлеченной искусством. Сам он хорошо рисовал. За альбом Кавказских видов Академия художеств отметила его почетным званием. Благодаря организаторским способностям директора музея, В. И. Бутовского, Строгановский "музеум" пользовался известностью в России и за границей. Музей разместили на первом этаже, с фасадом на улицу. Ученики занимались в удобных классах. Большой доход приносили помещения, сдаваемые под магазины, конторы, квартиры. Во второй половине 1870-х годов в дворовом флигеле разместилось Реальное училище, руководимое известным педагогом И. И. Фидлером. При училище появился и пансион. Был организован кружок хорового пения. В 1890 году открыли дополнительный VII класс с химическим отделением. После переезда училища по другому адресу его помещения заняла Торговая школа, где обучались дети членов Общества купеческих приказчиков. Деньги на школу (60 тысяч рублей) пожертвовали купцы - Викула Морозов и братья Третьяковы. В 1884 году в доме № 24 поселился и открыл свою контору инженер Александр Вениаминович Бари, североамериканский гражданин, консультант Альфреда Нобеля, крупный деятель русской машиностроительной промышленности, переехавший затем в соседний дом (№ 22). Располагались здесь и другие технические конторы.В начале 1880-х годов в доме были квартира и контора князя Льва Сергеевича Голицына, члена Московской городской думы. Князь продавал русские вина, изготовленные из винограда его крымских плантаций; были здесь магазины крепких и шипучих вин и других фирм, магазин искусственных и природных минеральных вод; булочная и кондитерская; два трактира. В магазин садовода Г. Райбле доставлялись ежедневно цветы из Ниццы.В доме Строгановского училища в то время жили: художник М. В. Васнецов; архитекторы А. С. Каминский и С. У. Соловьев; педагог, литературовед П. Н. Сакулин; редактор - издатель "Русских ведомостей" В. М. Соболевский; в одной из контор работал молодой, начинающий писатель А. И. Куприн. В начале 1890-х годов Медицинские клиники Московского университета, находившиеся на Рождественке, перевели на Девичье Поле, а их владения передали Строгановскому училищу. Туда же переехал с Мясницкой и Художественно-промышленный музей училища, открытие которого на новом месте состоялось 2 февраля 1893 года.Одновременно было решено возвести на Мясницкой новый доходный дом. Из 30 проектов, представленных на конкурс, принят проект архитектора Ф. О. Шехтеля. 29 июня 1905 года на месте старинного банковского дома заложили первый камень будущего здания, а уже 10 декабря 1906 года дом сдан заказчику и освящен. Это один из лучших образцов рядовой уличной застройки начала ХХ века, классическое московское сооружение эпохи модерна. Фасад украшен керамикой. Крупные полихромные панно несут на себе узоры, созданные из лент, напоминающих паутину; бусы, венки, гирлянды создают рамки для пейзажных видов. Чувствуется влияние графики художников той поры - К. А. Сомова, Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа. При доходном доме были котельные, прачечная, электростанция, магазины, лечебница, родильный приют, двор был озеленен. В новом здании разместились конторы разных известных торговых и технических фирм и их комиссий: Акционерное общество Густава Листа, поставлявшее локомотивы и паровые машины; товарищество "А. К. Дангауэр и В. В. Кайзер" (медная аппаратура для производства); Люберецкий завод двигателей; магазин братьев А. и Н. Мамонтовых, предлагавший краски, масла, спиртовые лаки, кисти; Товарищество В. К. Шапошникова, М. В. Челнокова и Ко (производство и продажа строительных материалов) и целый ряд других организаций. Здесь проводили заседания заводчики и фабриканты под председательством Ю. П. Гужона. В 1911 году в магазине Международного технико-промышленного товарищества "Диктофон Эдиссона" можно было приобрести деловой фонограф для записи живой речи и ведения деловой корреспонденции. При магазинах, торгующих пишущими машинками (товарищество "Ж. Блок, Смис-Премьер и др."), давались уроки машинописи. В помещении, выходящем во двор, открылись Общеобразовательные курсы для обоего пола и детский сад О. Н. Граковой, а на верхнем этаже здания разместились Художественное училище Ф. И. Рерберга и Московское товарищество художников. В 1907 году была открыта художественная выставка картин "независимых", а в 1913-м - вторая выставка работ "Свободное творчество". Тогда в доме жили: профессор-кристаллограф Г. Ю. Вульф; выдающийся арабист А. Е. Крымский; специалист в области железнодорожного транспорта В. Н. Образцов и его сын - будущий основатель Кукольного театра - Сергей; архитектор Н. С. Курдюков; художник Ф. И. Рерберг и архитектор И. Ф. Рерберг.После 1917 года помещения заняли отделы ВСНХ, Главное управление электротехнической промышленности; отделы внешней торговли Моссовета и отделения Госторга; Московское товарищество "Товарообмен", Центральный институт изыскания и сооружений путей сообщения (ЦИС) НКПС; Государственный институт силикатов со своим музеем. Одна из дат того времени отмечена мемориальной доской, текст которой сообщает: "В этом доме в 1920 году государственной комиссией под председательством Г. М. Кржижановского был разработан Ленинский план электрификации России ГОЭЛРО". Во время нэпа появились: "Мастерская Гефеста", предлагавшая металлические изделия; товарищество "Феникс" (пишущие машинки, множительные аппараты, велосипеды); общество художников "Бытие", возглавляемое художником, москвоведом и писателем Б. С. Земенковым. Артистическая труппа при мастерских "Опытно-героического труда" (ОГТ) пыталась создать театр, созвучный современности. В его составе были хор, балет и оркестр. В 1920-х годах на первом этаже находился красный уголок со зрительным залом на 160 человек. В советское время в доме жили: художник П. П. Пашков, литературовед И. М. Нусинов, музеевед и москвовед Н. Р. Левинсон, профессор химической технологии Б. С. Швецов, артист Р. Н. Симонов, режиссер Б. А. Фердинандов и другие. Теперь в доме никто не живет. Квартиры переделаны под служебные помещения. С 1963 года в здании на втором этаже работает редакция журнала "самый интересный журнал Наука и жизнь ". Рядом разместилось Мострансагентство с кассовым залом. На первом этаже, как и в XIX веке, вновь открылись булочная-пекарня, ресторан, магазин модной одежды.2 В конце XVII века обширное владение, принадлежавшее Дмитриевым-Мамоновым. Один из представителей этой семьи Иван Ильич стал мужем царевны Прасковьи Иоанновны. В 1699 году владение покупает за 2 тысячи рублей солдат Преображенского полка А. Д. Меньшиков, уже будучи "другом царевым". В 1702 году он прикупает и соседние дворы - подьячего Небогатова и стольников Василия и Алексея Федоровичей Салтыковых, на их месте возводит строения. В 1727 году Меньшиков был сослан в Березов, где через два года он скончался. В конце 1730 года его двор с каменными и деревянными строениями пожалован в вечное потомственное владение князю А. Б. Куракину. В 1783 году семья Куракиных владение с палатами и с фруктовым садом продала известному богачу - армянину И. Л. Лазареву. В 1785 году в доме разместился Почтамт, который в 1792 году приобретает все это громадное владение, простирающееся вдоль границы Белого города от Мясницкой улицы до церкви Архангела Гавриила. Сюда переезжает и почт-директор Иван Борисович Пестель, в семье которого 24 июня 1793 года родился сын Павел. А. С. Пушкин упомянул его в черновом наброске к "Евгению Онегину". По словам Пушкина, П. И. Пестель - "один из самых оригинальных умов". Этот сын почт-директора стал членом Союза спасения, Союза благоденствия, организатором и главой Южного общества, автором "Русской правды". Он был осужден вне разряда и казнен 13 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости.Вошли в историю Москвы и в литературу следующие московские почт-директоры: Федор Петрович Ключарев (род. в 1754 году) - воспитывался и служил под надзором главнокомандующего Москвы графа З. Г. Чернышева, был студентом Московского университета и соратником Н. И. Новикова по Дружескому обществу, масоном. Издал трагедию в стихах "Владимир Великий", повесть "Испытание честности", а также книгу "Древние русские стихотворения". С 1799 года служил в Почтамте и стал его директором. Здесь посещали его друзья и соратники. 1812 год был в жизни Ключарева роковым. Товарищем его сына стал купеческий сын Михаил Верещагин. Сообщения о Наполеоне, печатавшиеся в "Гамбургских известиях", поступали на Почтамт и, прежде чем стать достоянием общественности, подвергались цензуре. Но любознательный друг сына почт-директора делал из газет выписки и знакомил с их содержанием посетителей кофейни. Схваченный агентами полиции, он был приведен к Ростопчину. Городской голова выдал юношу разъяренной толпе, которая растерзала несчастного. Почт-директор Ключарев отправлен в отставку, а спустя три года он был Александром I оправдан и пожалован в сенаторы.В 1816 году на должность почт-директора назначен К. Я. Булгаков (1782-1835), сын известного дипломата и сам блестяще выполнявший дипломатические поручения. "Когда вижу Булгакова, мое сердце радуется", - говорил Кутузов. В день вступления русских в Париж Булгаков находился при Александре I, а затем сопровождал его в Лондон. В Москве, будучи почт-директором, Константин Яковлевич пользовался уважением подчиненных и симпатией аристократического общества. Дом его на Мясницкой улице часто бывал полон гостей, и эти собрания стали "биржей животрепещущих новостей", но сам Булгаков надежно хранил известные ему тайны. Устраивая у себя благотворительные вечера и лотереи, он отыскивал бедных и оказывал им помощь. В 1819 году Константин Яковлевич переведен на должность почт-директора в Петербург. На должность московского почт-директора назначен брат предыдущего - А. Я. Булгаков (1781-1863), начинавший свою деятельность службой в дипломатических кругах. В 1809 году, чтобы жить в Москве вместе с престарелым отцом, Булгаков поступил в Московский архив иностранных дел. В 1812 году был назначен чиновником для особых поручений к московскому градоначальнику Ф. В. Ростопчину. Его считали образованным человеком. Он следил за литературой; обладая актерскими способностями, умел мастерски рассказывать. Имел обширный круг знакомств, дружил со многими видными людьми своего времени, сановниками, писателями, актерами. Часто встречался в компаниях с А. С. Пушкиным. Поэт был знаком и с семьей почт-директора, заходил к нему за получением подорожных. В последние годы с Булгаковым Пушкин не встречался: ему стало известно, что почт-директор вскрывает его письма к жене.Обширная переписка братьев Булгаковых освещала в подробностях новости Москвы и Петербурга. В этой переписке, по словам П. А. Вяземского, отразились "весь быт, все движения - государственные и общежитейные события, слухи, дела и сплетни, учреждения и лица, с верностью и живостью". Позднее эти письма увидели свет на страницах "Русского архива". Страстный любитель новостей и мастер писать письма московский почт-директор в 1856 году внезапно был переведен в Сенат. При почтамте жил и сын почт-директора Константин (1812-1862), имя которого встречается в воспоминаниях писателей, артистов, художников. Константин Булгаков учился в пансионе при Царскосельском лицее, потом в Благородном пансионе при Московском университете, в 1832 году, переехав в Петербург, поступил в Школу гвардейских и кавалерийских юнкеров. С 1835 года служил прапорщиком Московского полка, а в 1845 году ушел в отставку. Дружил с писателем В. А. Соллогубом, композитором М. И. Глинкой и многими другими. М. Ю. Лермонтов, учившийся вместе с Булгаковым в университетском пансионе, писал о нем: "На вздор и шалости ты хват и мастер на безделки".Почтамт был географическим центром Москвы. Во дворе ждали своих пассажиров дилижансы, почтовые кареты, экипажи... В 1860-х годах к старому зданию сделаны пристройки по проектам архитекторов А. К. Кавоса, А. К. Кузнецова, а потом И. П. Залесского. В 1864 году во флигеле проходили вечера Общества любителей художеств под председательством графа А. С. Уварова, где читали свои произведения А. А. Фет, А. Н. Майков, А. Н. Островский, А. Н. Плещеев, А. Ф. Писемский и другие. Устраивались выставки картин художников, проходили заседания художественных обществ. В связи с открытием железных дорог и изобретением телефона деятельность Московского почтамта изменилась. В начале ноября 1898 года из Москвы в Петербург отправлена по телефону первая газетная корреспонденция, а в конце месяца здесь открыт переговорный телефонный пункт.26 сентября 1910 года состоялась официальная закладка нового здания Московского почтамта, а 14 мая 1912 года - торжественное открытие построенного корпуса. Он возведен по проекту архитектора О. Р. Мунца и инженера Д. Н. Новикова при участии Л. А. и А. А. Весниных и инженера В. Г. Шухова.В. СОРОКИН. На картине художника Аполлинария Васнецова (1856-1933) изображен уголок Москвы XVII века у Мясницких ворот Белого города.
Дом № 24, расположенный по соседству с Почтамтом, строился для музея Строгановского училища, открытие которого состоялось в 1868 году. Автор проекта - архитектор А. Е. Вебер.
Дом № 24 (все строения, принадлежавшие Строгановскому училищу, зарегистрированы под этим номером) сооружен по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля в начале ХХ века. Первоначально это был доходный дом Художественно-промышленного училища.
Дом № 2 Московский почтамт въехал в новое здание в мае 1912 года. В проектировании здания принимали участие архитекторы О. Р. Мунц, Л. А. и А. А. Веснины, инженеры Д. Н. Новиков и В. Г. Шухов. Парадный подъезд с колоннами арендуют сегодня коммерческие организации, а посетители Почтамта пользуются скромным угловым входом.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|