[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

Когда же СССР канул в Лету, на выставку, названную в 1992 году Всероссийским выставочным центром, обрушились все тяготы экономического кризиса. ВВЦ не смог удержать позиции главной выставки страны и постепенно уступил немалую долю территории под торговые площади. Но, несмотря ни на что, здесь продолжается активная выставочная деятельность: работают постоянно действующие экспозиции, сменяют одна другую многочисленные тематические выставки и ярмарки - промышленные, научно-технические, художественные, инноваций, прессы (журнал "самый интересный журнал Наука и жизнь " принимает участие в этой выставке уже 10 лет подряд), новых российских товаров, народного творчества, цветов, возродилась и регулярно обновляется выставка научно-технического творчества молодежи.

Главная выставка страны. История и современность Об этой выставке нельзя говорить в отрыве от нашей истории. Она, как в зеркале, отразила все этапы развития бывшего СССР и новой современной России. Построенная в 1939 году Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ) демонстрировала успехи первого в мире социалистического государства в развитии сельского хозяйства. Ее послевоенная экспозиция, открывшаяся лишь в 1954-м, формировалась, следуя тогдашним принципам управления экономикой, в основном по территориальному признаку: каждый павильон представлял достижения одной из союзных, автономных республик или областей. В 1959 году ВСХВ переименовывают в Выставку достижений народного хозяйства - ВДНХ. В связи с новыми экономическими задачами принцип построения экспозиции становится отраслевым.

Одно время устроителей выставочного комплекса упрекали в эклектизме, излишнем украшательстве и безвкусии. Возможно, это и так, с точки зрения тонкого ценителя классической архитектуры. Но нельзя забывать, что выставку проектировали архитекторы с мировыми именами: В.А.Щуко, В.Г.Гельфрейх, Л.М.Поляков, скульпторы С.Т.Коненков и В.И.Мухина, художники-монументалисты А.А.Дейнека, А.П.Бубнов, П.П.Соколов-Скаля. В создании выставки участвовали тысячи народных мастеров из всех союзных и автономных республик, краев и областей. Благодаря их таланту каждое сооружение выставки приобрело присущие только ему самобытные национальные черты. Самым старым павильонам более 60 лет. Не все они дошли до нас в первозданном виде: одни были перестроены, другие разрушены. Тем более ценно, что в целом архитектурный и художественный облик выставки, формировавшийся в эпоху социализма, сохранился и донес до нас дух того времени.

Какая же судьба ждет ВВЦ в ближайшем будущем? Найдутся ли инвестиции на возрождение былой славы главной выставки страны, или она полностью превратится в зону торговли либо в парк культуры и отдыха? ВЫСТАВОЧНЫЙ "ГОРОД" С 63-ЛЕТНЕЙ ИСТОРИЕЙВсесоюзный выставочный центр - это целый город со своими улицами, площадями, скверами, фонтанами, "общественным" транспортом, кинотеатрами, магазинами и ресторанами. Главная его достопримечательность - созданные в разное время выставочные павильоны всевозможных архитектурных стилей. Они отражают историю развития нашей страны, вернее, сама история предстает здесь в дереве, камне, стекле и металле. Как и в прежние времена, ВВЦ утопает в зелени: фруктовые сады, декоративные кустарники, яркие цветники, просторные зеленые газоны. Во всем этом многообразии воплощен вековой опыт садоводства и искусства разбивки регулярных парков, где архитектурная застройка, зеленые насаждения, водоемы и фонтаны сосуществуют в полной гармонии.

Известный датский писатель Мартин Андерсен-Нексе, побывав на ВСХВ вскоре после ее открытия, писал, что представившаяся ему картина дала более глубокое представление о человечестве в целом, чем все увиденные им до той поры всемирные выставки: там нигде не видна подлинная культура страны, а здесь, в Москве, она показана "во времени и пространстве".

ВСХВ 1939 ГОДАВсесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСХВ - открылась в Москве 1 августа 1939 года. Представить на ней свою продукцию стремились каждый передовой колхоз, совхоз, МТС или животноводческая ферма. Почетного права побывать на ВСХВ добивались в социалистическом соревновании. Участвовавших в выставке передовиков производства награждали дипломами, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, часами, радиоприемниками, денежными премиями, а лучшие хозяйства - мотоциклами и автомобилями. Только за 85 дней работы в 1939 году выставку посетили 3,5 миллиона человек. Царившую там атмосферу всеобщего праздника передает знаменитый фильм режиссера Ивана Пырьева "Свинарка и пастух" (1941 год), который любили и хорошо помнят до сих пор люди старшего и среднего поколения.

По генеральному плану архитектора В.К.Олтаржевского павильоны возводились вдоль оси, протянувшейся в направлении с северо-запада на юго-восток. У главного входа, а им тогда был северный вход выставки, посетителей встречала выполненная из нержавеющей стали, сверкающая на солнце 24-метровая скульптура В. И. Мухиной "Рабочий и колхозница", которая в 1937 году венчала здание Советского павильона на Всемирной выставке в Париже.

Грандиозный выставочный комплекс раскинулся на площади 136 гектаров. В короткий срок было построено более 250 больших и малых зданий, разбиты парки, цветники, площади и фонтаны, проложены улицы, посажены плодовые сады.

По замыслу устроителей, посетители, обходя территорию выставки, как бы совершали путешествие по всей нашей огромной стране - от Балтики до Камчатки и от Северного Ледовитого океана до Памира. Павильон каждой республики отражал национальный колорит и народные традиции. Экспозиции украшали работы лучших художников Мстеры, Хохломы, Палеха, ковры, гобелены и шелковые панно мастериц из Средней Азии. Специально для выставки народные умельцы из всех республик изготовили прекрасные образцы тканей, посуды, мозаики, чеканки.

ВСХВ открывала площадь Колхозов (позднее - площадь Дружбы народов), вокруг которой выросли павильоны союзных республик, краев и областей. За ними простиралась площадь Механизации с павильоном "Механизация" (позднее - площадь Промышленности с павильоном "Космос"), авторы проекта - архитекторы В.С.Андреев, И.Г.Таранов. Павильон представлял собой гигантский параболический свод, перекрывающий широкую аллею. Вдоль нее стояли на возвышениях тракторы, самоходные комбайны и прочая сельскохозяйственная техника.

Территория ВСХВ расширилась до 207 гектаров. Количество зданий достигло 38 Многие павильоны реконструировали, некоторые построили заново, но основная планировка, заложенная генеральным планом 1939 года, сохранилась. В новом генплане, разработанном под руководством архитекторов А.Ф.Жукова и Р.Р.Кликса, были изменены лишь некоторые элементы ансамбля. В таком почти первозданном виде мы видим выставочный комплекс и сегодня.

КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ. ИСТОРИЯ И АРХИТЕКТУРАНовая постоянно действующая экспозиция ВСХВ, впервые открывшаяся после войны в 1954 году, демонстрировала достижения союзных республик, краев и областей в сельском хозяйстве и индустрии.

Крупномасштабность, четкость линий, стремление ввысь - вот основные черты возведенных в это время на выставке зданий. Таков, например, Центральный павильон (архитекторы В.А.Щуко и В.Г.Гельфрейх). Уступами, напоминающими ступени гигантской лестницы, он поднимается в высоту почти на 100 метров. Белое здание обрамляют три яруса колонн, украшают бронзовые и позолоченные скульптуры и барельефы. В 1954 году архитекторы Ю.В.Щуко и Е.В.Столяров дополнили его высоким шпилем со звездой.

В облике построенных к 1954 году выставочных зданий архитекторы стремились отразить в первую очередь тему победы советского народа в Великой Отечественной войне. Пример тому - новый главный вход ВСХВ, построенный южнее старого. Автор проекта архитектор И. И. Мельчаков использовал один из символов победы - триумфальную арку. Он создал высокую массивную многопролетную арку с двумя симметрично продолжающими ее административными зданиями. Вместе они вытянулись в длину на 300 метров. Главный вход венчает скульптура "Тракторист и колхозница" (автор - скульптор С.М.Орлов, создавший в Москве памятник Юрию Долгорукому).

В противоположной стороне площади установлен фонтан "Каменный цветок" (архитектор К.Т. Топуридзе, скульптор П.И.Добрынин). Его композиция навеяна поэтическими уральскими сказами П.П.Бажова. В бассейне, облицованном красным гранитом, рядом с бронзовыми рыбами и птицами "расцветает" цветок из уральских самоцветов с мерцающими в струях воды зелеными, синими и золотыми "лепестка ми".

За Центральным павильоном открывается широкая панорама выставки. На первом плане - огромная по своим размерам площадь Дружбы народов (бывшая площадь Колхозов). Ее центр занимает носящий то же название фонтан из позолоченной бронзы и красного гранита (авторы - архитекторы К.Т. Топуридзе и Г.Д.Константиновский). Посередине восьмигранной гранитной чаши - бронзовый сноп пшеницы, окруженный водяными струями. Вокруг - хоровод девушек в национальных костюмах. Их танец символизирует народные гулянья в праздник урожая. Изваяли позолоченные фигуры скульпторы И.М.Чайков, З.В.Баженов, А.И.Тенета, Н.В.Рылеева.

Площадь Дружбы народов открывают два стоящих друг против друга павильона: Центральных Черноземных областей (теперь - "Атомная энергия") и "Северный Кавказ" ("Народное образование"). За ними расположились павильоны союзных республик. В их облике архитекторы стремились как можно ярче выразить особенности национального стиля. Этим объясняется излишняя перегруженность зданий декоративными деталями. Но есть среди павильонов выставки и истинные архитектурные шедевры.

На одном из прудов возвышается третий знаменитый фонтан выставки - "Колос". Его построили из тонкостенного бетона, покрытого золоченой смальтой. Сложный рисунок бьющих вверх и в стороны гибких струй создает впечатление живого, колыхающегося на ветру колоса.

Построенный в 1939 году павильон Узбекской ССР (ныне - "Культура") тоже можно отнести к жемчужинам выставки. Его автор - архитектор С.Н.Полупанов. Отделкой павильона занимались лучшие мастера Узбекистана. Их руками выполнены наполненные светом майоликовые панно в обрамлении входа, резные деревянные двери, яркие витражи. Кусты и коробочки хлопчатника - главной сельскохозяйственной культуры республики - вплетены в орнамент карнизов, капители колонн, кровлю беседки. Боковые крылья павильона раньше украшали большие живописные панно художника П.И.Котова. К сожалению, они не сохранились. Утрачены и стоявшие перед входом гипсовые фигуры музыканта и бубниста, созданные скульптором О.М. Мануйловой. В 1950-х годах павильон обновили. На просторной террасе появилась легкая и изящная ажурная беседка.

Один из них - павильон Карельской АССР (позднее - "Книга", "Советская печать", теперь - снова "Карелия"). Республика вновь представляет здесь продукцию своих предприятий. Павильон создан архитектором Ф.И.Рехмуковым, использовавшим оригинальные элементы декора из природных материалов этого северного края. Колонны составлены из полированных блоков известного своей красотой темно-красного карельского гранита, а массивный треугольный фронтон целиком сделан из дерева. Вырезанные на нем фигуры изображают традиционные занятия жителей Карелии. В свое время павильон украшала трехметровая деревянная скульптура С.Т.Коненкова "Рунопевец". Сейчас она хранится в Музее изобразительного искусства Карелии в Петрозаводске.

За фонтаном "Каменный цветок" просматривается фасад павильона "Земледелие" (ранее - павильон Украинской ССР) с ажурной майоликовой короной, сплетенной из декоративных цветов, трав и колосьев. Входную арку обрамляет пышный керамический венок, наверху - тугой сноп пшеницы. Архитектор А.А.Таций, проектировавший здание, широко использовал в его декоре элементы украинского народного творчества.

Павильон "Электротехника" (ранее - "Белорусская ССР"), построенный по проекту архитекторов Г.А.Захарова и З.С.Чернышевой, обрамляют монументальные колонны с резными гирляндами, напоминающими вышитые рушники традиционных белорусских цветов - желтого и зеленого. Над центральной частью высится башня со статуей женщины с венком. Автор скульптуры - народный художник Белоруссии А.О.Бембель, один из создателей мемориального комплекса "Курган Славы" под Минском.

Павильон "Космос" (перестроенный павильон "Механизация") остался одним из самых крупных. Его стеклянный купол виден отовсюду. В середине 1960-х годов перед павильоном установили ракету-носитель "Восток" - копию той, что подняла в космос первого из землян - Юрия Гагарина. Этот экспонат стал одной из главных достопримечательностей выставки.

16 июня 1959 года ВСХВ стала именоваться Выставкой достижений народного хозяйства СССР - ВДНХ. Она представляла успехи стремительно развивающейся советской промышленности. К 1964 году концепция и общий принцип построения экспозиции по отраслевому принципу сформировались окончательно: на выставке появились павильоны "Атомная энергия", "Вычислительная техника", "Радиоэлектроника", "Металлургия", "Химическая промышленность", "Газовая промышленность" и другие.

ВРЕМЯ НОВЫХ ФОРМВ конце 1960-х годов недалеко от северного входа вырос новый павильон, который стали называть "Монреальским". Его спроектировали архитекторы М.В.Посохин, А.А.Мдоянц, Б.И.Тхор, инженер А.Н.Кондратьев, главный художник Р.Р.Клике для Всемирной выставки "Экспо-67", проходившей в Монреале. На выставке демонстрировались достижения экономики, науки, техники, культуры и искусства.

Главной задачей ВДНХ была пропаганда передового опыта. Здесь повышали квалификацию и обучались новым методам работы представители самых разных специальностей. В павильонах проводились научно-технические конференции, смотры, выставки, работали семинары, курсы, школы передового опыта. Ежегодно в них участвовало 200-300 тысяч человек. Организовывались и международные мероприятия, особенно многолюдно бывало на книжных выставках-ярмарках. В те годы ВДНХ принимала более 8 миллионов посетителей в год.

Когда выставка в Монреале закончилась, павильон разобрали, привезли в Москву и установили рядом с ВДНХ (теперь это территория выставочного комплекса).

Внушительный по размерам, одетый в стекло, Советский павильон удивил всех - и посетителей и специалистов. Его огромная, площадью почти с гектар, вогнутая и выдающаяся вперед крыша держится всего на двух V-образных стальных опорах - по тем временам уникальное архитектурное и техническое решение. Здание кажется легким, устремленным вперед. Это ощущение создают небольшой наклон передней стеклянной стены и напоминающий трамплин большой козырек над входом.

ЗАВТРАШНИЙ ДЕНЬ ВВЦВ 1992 году ВДНХ вновь переименовали. Новое название - ВВЦ - приживалось с трудом, но сегодня уже вряд ли кто-то назовет выставочный комплекс по-старому. Что же представляет собой Всероссийский выставочный центр начала 2003 года? Он занимает площадь более 238 гектаров, на ней разместились 70 павильонов (46 из них - памятники истории и культуры), уникальные фонтаны, скверы и другие образцы ландшафтной архитектуры. С другой стороны, ВВЦ - это еще и огромный рынок, где можно купить любой товар - от иголки до автомобиля. Толпы покупателей, нагромождение палаток, бистро и закусочных, захламленные и обветшавшие павильоны, а в них - торговые прилавки вместо экспозиций... Вместе с тем выставочный комплекс продолжает жить своей главной жизнью: ежегодно здесь проводится более 300 выставок и ярмарок, в том числе международных. Одновременно в 20 павильонах (остальные приходится сдавать в аренду торговым организациям) могут быть задействованы 130 тысяч кв. м экспозиционных площадей.

В 1986 году здесь же, в северной части выставки, вырос павильон "Товары народного потребления и услуги населению". Его построил коллектив архитекторов и инженеров под руководством И.М.Виноградского. Два здания треугольной формы объединены широкой внутренней улицей, освещаемой дневным светом сквозь прозрачный стеклянный потолок. Этот сквозной проход как бы продолжает аллею, которая ведет к северному (ранее - главному) входу выставки. Рядом с ним, в начале аллеи, стоит построенная в 1939 году изящная белая арка с резным растительным орнаментом, плотно покрывающим ее стены и подкупольное пространство. Вторая подобная ей арка представляет собой вход в павильон товаров народного потребления. Такое решение позволило связать воедино современную архитектуру и старую выставочную застройку.

Возрождению ВВЦ как выставки достижений науки, техники, культуры и сельского хозяйства мог бы способствовать грандиозный политико-инвестиционный проект проведения в Москве, на его территории, Всемирной выставки "ЭКСПО-2010". Но Москва конкурс не выиграла; по мнению международного отборочного комитета, более достойным претендентом оказался китайский город Шанхай. И тем не менее планы, связанные с сохранением выставочного комплекса, развитием его инфраструктуры, со строительством новых площадей, с транспортным обслуживанием и т.д., уже осуществляются.

ВВЦ и дальше будет заниматься организацией выставочно-ярмарочной деятельности, содействующей развитию экономической, научно-технической и социальной инфраструктуры России, межрегиональному и международному сотрудничеству, формированию рынка инновационной продукции и интеллектуальной собственности, внедрению в производство наукоемких технологий и разработок. Сейчас, например, идет подготовка к проведению в июле нынешнего года IX Международной выставки молодежных научно-технических проектов "ЭКСПО Наука-2003". Это будет грандиозный молодежный форум, на который приедут более 2000 участников из 80 стран мира.

Планируется воплотить в жизнь и другие замыслы архитекторов и конструкторов. Среди них - возведение 150 тысяч кв. м новых экспозиционных площадей. По мере осуществления этого грандиозного инвестиционного проекта (начало работ намечено на 2004 год) выставочный комплекс будет получать прибыль, которая, по расчетам, позволит наконец отказаться от сдачи в аренду павильонов и открытой территории торгующим организациям. В перспективе на ВВЦ появятся движущиеся тротуары - травелаторы, новые формы осветительных мачт, фонарей, рекламных щитов, газетных и справочных киосков. Архитектурно -парковый ансамбль охватит и Ботанический сад, и территорию Останкинского парка, на которой находятся памятник истории и архитектуры XVIII века - дворец графа Шереметева и примыкающие к нему дубовая роща и каскад прудов.

Близ ВВЦ строится эстакада для нового вида городского общественного транспорта - монорельсовой дороги. Она начнется у метро "Тимирязевская", далее через Ботанический сад направится к Останкино, обогнет ВВЦ со стороны главного входа и закончится у трамвайного депо, которое будет переоборудовано под монорельсовый транспорт. Эстакаду поднимут над землей на высоту 6-15 метров (в зависимости от застройки и рельефа местности). Поезда, составленные из 2-6 вагонов, смогут развивать скорость до 60 км/ч и перевозить в час до 4 тысяч пассажиров. Возведение монорельсовой дороги будет стоить в среднем в 5 раз дешевле, чем метро. Строительство, финансируемое из бюджета Москвы, идет уже полным ходом. Завершить его намечено к концу 2003 года.

Охрана памятников истории и культуры - дело всенародноеВ новый век - в новых одеждах

Всесоюзный выставочный центр ежегодно посещают 11 миллионов человек. В самое ближайшее время он должен значительно расшириться, похорошеть, обзавестись современной инфраструктурой, чтобы стать в один ряд с лучшими мировыми комплексами для проведения крупных международных выставок.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)