[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

Завод построен в 1826-1828 годы XIX века. Тогда он назывался Санкт-Петербургский Александровский завод (с 1922 года - Пролетарский завод). На заводе трудились высокопрофессиональные потомственные казенные мастеровые, переведенные с Петербургского литейного, пострадавшего во время осеннего наводнения 1824 года, с Кронштадтского и Олонецких заводов. Александровский завод выпускал разнообразную продукцию по заказам министерства финансов, военного и морского ведомств, для строительных нужд города, а также для частных лиц. В его мастерских изготавливали паровые машины, металлообрабатывающие станки, артиллерийские снаряды, безмены, хлебные и питейные меры, кандалы и многое другое, строили первые в России пароходы.

Акционерное общество "Пролетарский завод" - одно из крупнейших предприятий Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России.

В эти же годы помимо выпуска основной продукции завод выполняет ряд интересных заказов: изготавливает паровые машины для канонерских судов, металлические конструкции для первого постоянного моста через Неву - Благовещенского (ныне им. Лейтенанта Шмидта). Многие изделия, выполненные на заводе в XIX веке, смело можно причислить к техническим новинкам, в некоторой степени определившим развитие отечественной техники.

В период строительства первой российской магистрали между Санкт-Петербургом и Москвой Александровский завод стал основным поставщиком локомотивов и вагонов для российских железных дорог. Во второй половине XIX века появились многочисленные крупные паровозостроительные предприятия, завод постепенно утратил свой приоритет в строительстве паровозов и приобрел статус Главных паровозо- и вагоноремонтных мастерских Николаевской железной дороги.


"Духоход" (самокат) С. И. Барановского. Рисунок сделан с натуры. 1862 год.По идее изобретателя, каждый самокат должен был вести за собой "духовик" - вагон с баллонами сжатого воздуха, после расходования которого (через 2-3 часа) машинист прицеплял запасной вагон, а опустевшие баллоны оставлял на станции для пополнения от специального устройства.


Воздухосжиматель (компрессор) С. И. Барановского. 1860 год.Малоизвестен, например, факт постройки на Александровском заводе на заре развития пневмотехники первого локомотива, двигатель которого приводился в движение не паром, а сжатым воздухом. Машину эту автор изобретения - С. И. Барановский - предпочитал называть на русский манер "духоходом" или "духовым самокатом". Локомотив своими очертаниями напоминал паровоз. Состоял из двух горизонтальных цилиндров диаметром по 150 мм и с ходом поршня 300 мм - устройство, подобное обычным паровым машинам для локомотивов. Но вместо горизонтальных, плоских скользящих золотников были введены вертикальные цилиндрические. Сжатый воздух, приводящий в движение воздушные машины, помещался в 34 горизонтальных трубах (баллонах) диаметром 150 мм и длиной 2100 мм каждая. Баллоны были соединены между собой трубами меньшего диаметра. Для управления машинами имелись краны, манометр, рычаг с тягой к золотнику. Тендер для воды и топлива отсутствовал. Для двух машинистов соорудили небольшую крытую площадку.

Об испытаниях духового самоката говорил весь Петербург. О техническом новшестве писали газеты и журналы. Например, принимавший участие в поездках на этой уникальной машине П. Д. Кузьминский - юнкер флота, будущий изобретатель первой в мире газотурбинной установки, ученик известных русских ученых И. П. Алымова и Д. И. Менделеева, писал в "Морском сборнике": "В газетах прочел я, что г. Барановский намерен показать публике применение сжатого воздуха к движению по железной дороге. Дав себе обещание непременно побывать на всех трех опытах, что мне и удалось сделать, я радовался такой новинке, но иногда на меня находили минуты неверия, и я сомневался в выгодном осуществлении этого применения воздуха.

Сообщение об испытании этой уникальной машины на Николаевской железной дороге было напечатано в популярной газете "Северная почта" в разделе "Замечательные новости" в феврале 1862 года. Объявление заканчивалось приглашением "на маленькое начало чего-то большого". Возможность прокатиться на уникальном локомотиве привлекла внимание не только любопытных, но и многих специалистов, интересующихся возможностями применения сжатого воздуха. Прежде всего их интересовало устройство для получения сжатого воздуха (компрессора).

В дальнейшем, вплоть до лета 1862 года, такие поезда курсировали между Петербургом и Царским селом. Водил их сын изобретателя Владимир, в будущем выдающийся конструктор и изобретатель артиллерийских орудий, ставших прообразом современной скорострельной артиллерии.

27 декабря в 3 часа пополудни я был на дебаркадере Николаевской железной дороги, где производились опыты с новой машиной. Из локомотивного сарая пришел локомотив и привел за собой какое-то собрание труб, окрашенных дикой краской, а около этих труб маленький передаточный механизм прямого действия. К духоходу прицеплен был один вагон, который, разумеется, тотчас же по приходе ... был наполнен любопытными, успевшими в него поместиться. Поезд тронулся и громкое "ура!" понеслось за ним..."

П. КРИВСКАЯ, директор музея ОАО "Пролетарский завод" (Санкт-Петербург).ЛИТЕРАТУРААлымов И. П. О машинах, действующих сжатым воздухом // Морской сборник, 1862, № 4, с. 386-38

От духохода вскоре отказались - слишком он опережал свое время.

Кузьминский П. Д. "Духоход" // Морской сборник, 1862, № 4, с. 105-10

Барановский С. И. Воздухосжиматель // Промышленность, 1862, кн. с. 82-8



История ПО "Компрессор" / Сост. Г. Ф. Каратаев. - Л., 198



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)