[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

С. РОМАНЮК.

СлободыШаболовская и Донская

От Калужской площади, на которойстояли ворота Земляного вала,расходились две дороги - одна наКалугу, ставшая Большой Калужскойулицей (с 1957 г. - Ленинский проспект),другая - к Серпуховс кой заставе и кместу сбора таможенных пошлин -Мытная улица, а между ними шли двеулицы - Шаболовка и Донская -основное ядро одноименных слобод.

В XVII веке в Москве было около 150слобод - разбросанных по всемугороду поселений ремесленников,торговцев, переселенцев из другихмест. Названия слобод отражализанятия слобожан - стрелецкие,бронные, конюшенные, садовые.

Несмотря на то, что Шаболовка -одна из радиальных улиц, онаникогда не была магистралью, еевозникновение связано прежде всегос дорогой, ведшей из города внедальнее подмосковное селоШаболово, что за деревнейЧеремушки. По этому селу называласьи Шаболовская слобода,находившаяся к северо-востоку отДонского монастыря.

Шаболовка

В советское время в церквиустроили клуб, обломав верхниеярусы колокольни и церковный шатер.

В начале улицы, с ее левой стороны- трамвайный парк, которомугородские власти когда-то отдалипомещение Серпуховскойполицейской части. По этой жестороне - Троицкая церковь, зданиекоторой (№ 21) многократноперестраивалось. Сначала в"новопостроенной" слободепоявилась деревянная церковь,возведенная в 1699 году. В приходе ее,в доме некоего капитана ЯковаТухачевского жили мать и сынпротопопа Аввакума, а мать его былаи похоронена при церкви. Каменноеже здание церкви начали строить в1745 году и освятили храм 15 февраля 1747года, но в следующем веке церковьперестраивали. В XIX веке окраинаМосквы начала быстро расти изаселяться, и в 1840-1842 годах попроекту архитектора Н. И.Козловского были построеныколокольня и широкая трапезная сдвумя приделами - Покровским иНикольским, рядом с которыми совсемпотерялся небольшой одноглавыйчетверик старой церкви. К концувека в приходе появилисьсостоятельные прихожане, и былорешено построить новый просторныйхрам. Церковь была построена попроекту архитектора Н. В. Никитина.Освящение состоялось 21 сентября 1896года. В декоративном оформлениихрама использовались типичныедетали русской архитектуры.Интерьеры были оформлены порисункам архитектора Д. Н. Чичагова.

Другое благотворительноеучреждение, занимающее такой жесолидный дом (№ 33) , как итарасовское убежище, находилосьближе к концу улицы, на ее левойстороне. Там помещалась дворянскаяНечаевская богадельня, выстроеннаяна пожертвования того самого Ю. С.Нечаева-Мальцева, благодаряпожертвованиям которого мы имеемпрекрасный Музей изобразительныхискусств на Волхонке.

Шаболовка в начале нашегостолетия была широкой улицей, накоторой в основном стоялинизенькие деревянные домики,окруженные садами, а между ниминаходились солидные каменныездания благотворительныхучреждений и фабрик. Так, в началеулицы, на правой стороне, в 1910-1911годах построили "убежище имени С.А. и А. П. Тарасовых" - красивыйтрехэтажный дом (№ 4) , а рядом -со шлемовидным куполом церковьВоскресения Словущего. Зданиеубежища, предназначенного для"лиц интеллигентных, а также итаких, кто провел жизнь не в нищете,а в известном достатке", быловыстроено по проекту архитектора А.И. Роопа. Деньги, 900 тысяч рублей,были пожертвованы вдовой СтепанаАлексеевича Тарасова, бывшегомосковским городским головой в1883-1885 годах. В советское времяубежище стало Домом отдыхаветеранов революции имени Ильича.

Нечаевскую богадельню открыли в1906 году, церковь при ней во имясвятого архидьякона Стефанаосвятили 15 мая этого же года. Газетыписали, что она была "отделанавнутри с замечательнойроскошью".

Юрий Степанович Нечаев былскромным незаметным чиновником,когда он неожиданно получилмногомиллионное наследство от дядиИ. С. Мальцева, владельцастекольных заводов в Гусь-Хрустальном. Бизнесом Нечаев-Мальцев (ондобавил к своей фамилии фамилиюдяди) не интересовался, аполученным наследствомраспорядился по-своему - тратилбольшие средства на путешествия,меценатство и благотворительность.Он и его брат основали приют наШаболовке (архитектор Р. Клейн) впамять об отце Степане ДмитриевичеНечаеве, человеке незаурядном, вмолодости близком к декабристам,занимавшем крупные посты вроссийской бюрократии, серьезномлюбителе истории, поэте и прозаике.

В бывшем приюте девочек-сиротбольшевики поместили дуговыерадиопередатчики, а в 1927 году здесьустановили самый мощный тогда вЕвропе передатчик, названный"Новой радиостанцией имениКоминтерна" (в отличие от"Старой", находившейся рядом сВознесенской улицей). Через шестьлет под Москвой соорудилирадиостанцию еще более мощную, а наШаболовке обосноваласьрадиолаборатория, откуда с 1937 годавелись опытные передачителевидения, ставшие после войнырегулярными и продолжавшиеся до 1967года - года вступления в стройОстанкинского телецентра.

Недалеко от Нечаевскойбогадельни - старый телецентр (№ 53),расположенный в зданииВарваринского сиротского дома (1849г., архитектор М. Д. Быковский).Благотворителем был АлексейИванович Лобков, разбогатевшиймещанин, ставший действительнымстатским советником и крупнымколлекцио нером старинных книг ирукописей, икон и картин. В приютена полном обеспечении жили девочки,которые остались сиротами послесмерти неимущих родителей. Ониполучали там начальное образованиеи навыки рукоделия и домашнегохозяйства.

В 1922 году, в тяжелейшей обстановкеголода и страданий, большевикистали строить башню длярадиопередач - пропаганда по радио,как не без основания утверждалЛенин, было "дело гигантскиважное". По его личному указанию"в чрезвычайно срочномпорядке" выдали из военныхскладов дефицитную сталь и,несмотря ни на какие трудности,стали строить башню. Все настроительстве считалисьмобилизованны ми и под страхомрасстрела работали беспрерывно влюбую погоду (в лютый мороз зимой 1922года оторвался трос лебедки ипогибли трое рабочих).

Рядом с телецентром поднимаетсяШуховская башня, ничем неукрашенное, красивое своейоткровенной утилитарностьюпроизведение технической мысли (см."самый интересный журнал Наука и жизнь " № 4, 1968 г.).

Донская улица

Руководил строительством авторпроекта башни знаменитый инженер В.Г. Шухов, предложивший сначаласделать башню высотой 350 метров -самую высокую в мире! - но не хватилостали, и пришлось удовлетвориться150-метровой высотой. Несмотря на то,что при взгляде на башню кажется,что вся она сделана из изогнутыхэлементов, там нет ни однойкриволинейной части; возводиласьона без лесов - как бы вырастая самаиз себя, поднимая телескопическиесекции.

Еще один особняк с отчастисохранившимися интерьерами в стилемодерн стоит за несколькимистандартными "девятиэтажками"далее по Донской улице: дом № 29 выстроен в 1903 году техникомархитекту ры И. Климовым длякупчихи А. П. Мельниковой. ТутДонская пересекается с улицей,которая называлась преждеРизоположенской (в 1924-1973 годах онаназывалась Выставочным переулком,потом улицей академикаПетровского, который жил в доме №1/13). Свое название улица получила поцеркви положения ризы Господней -самому яркому архитектурномупамятнику на Донской улице.

Так же как Шаболовка, от Калужскойплощади отходит Донская улица,начало которой отмечают двастандартных здания, собранных изунифицированных деталей, - это двакорпуса гостиницы Академии наук,неприглядные и снаружи и внутри. Заними по левой стороне можноотметить два двухэтажных дома под №7 , которые стоят на территориибывшей усадьбы купцовСолодовниковых, известных в Москвесвоей благотворительностью.Усадьба, находившаяся междуДонской и Шаболовкой, куда выходилее сад, была большой - площадьюоколо 4000 квадратных саженей (1,8 га).Солодовниковы имели здесь жилойособняк (№ 7, строение 2) ,возведенный в 1835 году, к которомуони пристроили "цветочнуюгалерею". В усадьбе не толькожили, но еще и устроили немалуютекстильную фабрику, для которойбыло предназначено несколькодеревянных и каменных строений, и втом числе четырехэтажное главноефабричное здание по Шаболовке. В1880-х годах усадьба перешла к ихплемяннику - И. Г. Простякову,благотворителю и обществен номудеятелю. Он выстроил в 1885 году рядомсо старым домом новый особняк полинии Донской улицы (№ 7, строение1; проект архитектора Д. А. Гущина).Рядом с ним в доме № 9 находитсяодин из самых молодых московскихмузеев - Музей российских меценатови благотворителей. Музей сталсвоеобразным клубом, гдевстречаются уцелевшие потомкиизвестных и малоизвестныхкупеческих родов, куда приносятсемейные реликвии.

В память знаменательного события- встречи и положения ризы - наДонской возвели деревяннуюцерковь, а в 1701 году собрали деньгии вместо "всеконечнообветшавшего" храма сталистроить каменный, которыйвозводили довольно долго: сначала,в 1708 году, освятили придельный храмсв. Екатерины, а главный смоглизакончить только к августу 1716 года.Еще один придел - св. Иакова -устроили в 1763 году, а более чемчерез сто лет приход решил сделатьэтот придел симметричнымЕкатерининскому, увеличить папертьи пристроить ризницу. Переделки,которыми руководил архитектор А. С.Каминский, закончились в 1889 году.

Ризой Господней или хитономназывалась одежда, в которую былодет Христос на кресте: в Евангелииот Иоанна рассказывается, что"хитон же был не сшитый, а весьтканый сверху" и что он сталпредметом спора между воинами,сторожившими Христа у распятия:"Итак, сказали друг другу [воины]:не станем раздирать его, а бросим онем жребий, чей будет". Полегенде, через много сотен лет ризаоказалась в Грузии, а оттуда она,при завоевании Грузии в 1617 годушахом Аббасом, попала в Персию. Шах,вследствие "домогательств"царя Михаила Федоровича, решилотправить ризу в Москву. Еевстретили 25 февраля 1625 года, номосквичи, однако, не сразу поверили,что она и есть подлинная Христовариза: "нет истинногосвидетельства, прислана отиноверного царя, а неверных словобез испытания во свидетельство непринимается". Посему решилиподвергнуть сомнительный подарокразличным тестам - "свидетельствовать ее чюдесами, пети молебны,ходити с нею к болящим, полагати наних и просити всещедрого Бога,чтобы он тое святыни уверил".Результат не заставил себя ждать -Бог уверил недоверчивых москвичейв ее подлинности, и ризу положили вУспенский собор.

Риза хранилась до 1918 года вУспенском соборе Кремля, но где онаныне - неизвестно. Частицы ее ранеенаходились также в несколькихцерквах - в Киеве, Петербурге,Ярославле. На честь обладания ризойХриста претендует немало церквей иза рубежом, таких насчитываетсяоколо двух десятков.

Ризоположенская церковь - одно изсамых красивых зданий московскогобарокко: граненые главы, увенчанныероскошными прорезными золоченымикрестами, белокаменные наличники,венецианские раковины на местезакомар. Очень красив храм внутри -особенно его высокий шестиярусныйиконостас с храмовой иконой XVIIвека. Стены и своды покрыты высокимрельефом - картушами, акантом,фигурками ангелов. У церковнойограды стоит белокаменный обелискна том месте, где, по преданию, ипроизошла передача ризы.

Почти у самого Донскогомонастыря, на левой стороне улицы,находится Клиника неврозов, средизданий которой выделяется одно,стоящее за забором, но видное сулицы (№ 43) . Это прекраснаяимитация классического особняка,выполненная в 1913 году молодымталантливым архитектором Е. В.Шервинским для нервной клиники"лекаря" С. Л. Цетлина.

На Донской улице находилось одноиз самых симпатичных учрежденийМосквы, взявшее на себя заботу оглухонемых детях. Его основателембыл Иван Карлович Арнольд. Вдвухлетнем возрасте он упал, из-засильного сотрясения потерял слух иуже взрослым посвятил себявоспитанию и обучению глухонемыхдетей. В 1860 году он открыл в Москвешколу для таких детей, но из-зафинансовых трудностей не смогпродолжить дело. Только с помощью П.М. Третьякова, принявшего в немсамое горячее участие, а такжедругих благотворителей удалосьпоставить это благородное дело накрепкое основание. В 1873 году наДонской улице приобрели участокземли, на котором по проекту А. С.Каминского выстроили специальноездание (№ 37) для училища и вфеврале 1876 года открыли его. ПавелМихайлович в продолжениенескольких десятков лет жертвовалкрупные суммы на покупку земли, настроительство, обзаведениеучилища, причем всегда просил,чтобы никто не знал о его щедрости -все взносы были анонимными. Послекончины Павла Михайловича, когдаучилище перешло к городу, егоназвали Арнольдо-Третьяковским.Дети получали общее образование ипрактические навыки. Послереволюции училище закрыли, а зданиеотдали различным организациям.Теперь в перестроенном зданииучилища Дом научно-техническоготворчества молодежи, и только зайдяво двор можно увидеть деталидекоративного убранства старогоздания Каминского. На этом участкев XVIII веке находилась текстильнаяфабрика с шестью станами купцаИвана Кушашникова, заведенная им в1752 году. Здесь стояли его каменныепалаты, объем которых былвпоследствии включен в зданиеучилища.

Донская улица подводит к стенам ибашням Донского монастыря,ансамблю, в котором в продолжениеболее 50 лет находился Музейархитектуры.

Донскоймонастырь

Возникновение Донского монастырясвязано с событиями лета 1591 года,когда в пределы Русскогогосударства вторгся крымский ханКазы-Гирей и направился к Москве.Русская армия, которой фактическикомандовал Борис Годунов,"государев шурин и слуга, боярини конюшей и намесник казанской иастраханской", стала на защитуМосквы. Крымцы напали на русскоевойско, "бой был ровно", а ночьюрусские отправили большой отряд вофланг Казы-Гирея, и он отступил отМосквы, а на Оке был разбит и бежал.Русское войско, удовлетвореннописал летописец, "прогнав царя,приидоша к Москве, дал богздорово".

Многоопытные сотрудники музеярегулярно устраивали выставки. Вомногом именно благодаря имсохранились драгоценные фрагментыразрушенных памятников старины вРоссии - Сухаревой башни, Успенскойцеркви на Покровке, монастыря вКалязине, храма Христа Спасителя,Красных и Триумфальных ворот вМоскве. Теперь здесь монастырь, имы, к сожалению, лишилисьпрекрасного музея.

Первым стали строить в 1593 годукаменный соборный храм во имяДонской иконы. Это быломемориальное сооружение -небольшой стройный четверик стрехступенчатой горкой кокошниковзавершался одной главой на высокомбарабане. Борис Годунов строил этотхрам "по виду ради богоугодногодела, а по правде из-за своегобезмерного тщеславия", и он непостеснялся выставить -неслыханное дело! - своеизображение на стене храма. Квящему сожалению нашему, этотредчайший прижизненный портрет недошел до нас, и, вероятно, не толькоиз-за неоднократных перестроексобора, но и из-за отрицательногоотношения к царю Борису новойдинастии Романовых.

Годунов, фактический правительгосударства и опытный политик,понимавший, как важен для негопрестиж, и, несомненно, думавший отом, кто будет править государствомпосле кончины слабоумного царяФедора, постарался из победы надКазы-Гиреем получить возможнобольше политической выгоды.Современники его писали, что онраздал небывалое количество наградпобедителям крымского хана -золотых монет и тканей, а на томместе, где стояли его войска,основал монастырь с церковью во имяиконы Донской Богоматери, бывшейтогда в обозе - монастырь так иногдаи назывался: "что в обозе".

В первые годы Романовы явно неблаговолили маленькому монастырю,и его в 1650 году даже приписали ктакому же захолустномуАндреевскому, но через нескольколет неожиданно начали одарятьвкладами и жертвовать огромныесуммы на строительство, котороеполностью изменило обликмонастыря. Такое внезапноеблаговоление связывают с военнымипоходами фаворита Софьи - князяВасилия Голицына против Крыма.Перед первым его походом в 1684 годузаложили огромный по тому времениновый монастырский собор, но вобстановке острейшей политическойи вооруженной борьбы между Софьей иПетром за власть и после пораженияцаревны было не до собора.Строительство возобновилось в 1692году, и только через шесть лет онбыл закончен и освящен. Тогда женачали строить монументальныестены монастыря с ажурными башнями,но вскоре возведение стенприостановилось, и толькоблагодаря завещанию думного дьякаЯкова Кириллова и обету его вдовыИрины, оставивших средствамонастырю, строительствовозобновилось. Стены были не толькодекорацией, но надежно служилиограждением монастырской братии отсоблазнов мира (не надо забывать,что монастырь использовался и какместо заключения). Окончаниевозведения стен приходится на 1711год.

Уже позднее (1677-1679 гг.) к четверикухрама пристроили длиннуютрапезную, два боковых придела ишатровую колокольню. Этот храм сталназываться Малым или Старым послетого, как в самом центре монастыряподнялся величественный Новыйсобор, освященный также в честьДонской иконы.

Всплеск строительнойдеятельности в монастыре относитсяк началу XVIII века - тогда, начиная с1730 года в продолжение более чем 20лет, строилась колокольня надзападными воротами, так иоставшаяся незаконченной. Проектее составил петербургский зодчийДоменико Трезини, а начал строитьмосковский архитектор Иван Шедель.Денег не хватало, строили сбольшими перерывами, и только в 1753году архитектор А. П. Евлашовзакончил колокольню, но все-такикапители колонн осталисьнеотделанными. К этому жестроительному периоду относится иТихвинская церковь над главнымисеверными воротами "сприезду", построенная напожертвования царицы ПрасковьиФедоровны, жены царя ИванаАлексеевича. Это изящноесооружение несет на себе чертыновой петровской архитектуры, но вто же время сохраняет живую связь с"нарышкинским барокко". Авторнеизвестен, но предполагают,основываясь на некотором сходствес Меншиковой башней, что построилцерковь Иван Зарудный.

Большой собор - уникальноесооружение в Москве, ибо такоерасположение малых глав по странамсвета вокруг центральной главынигде более не сохранилось; многиесвязывают его внешний вид сукраинскими постройками, чтоособенно заметно на рисунке первойполовины XVIII века. Внутри соборанаходится величественныйиконостас, для создания которогопонадобилось четыре года, - егоначал Карп Золотарев в 1695 году изакончили в 1699 году другие мастера -Григорий Алексеев и Илья Федоров. Виконостасе находится Донскаяикона, но не оригинал, а ее точнаякопия. Стенная живописьпроизведена "по советуБаженова" итальянцем АнтониоКлауди в 1782-1785 годах. Под ногами пол,выложенный чугунными плитами - даргрузинской царевны Дарьи: игуменоммонастыря был грузин монахЛаврентий, и в подполье Большогособора возникли Сретенская церковьи грузинские захоронения.

В 1714 году рядом с больничнымкорпусом возвели небольшую церковьсвятого Евфимия. В начале XIX векаГолицыны полностью ее перестроилии переосвятили во имя АрхангелаМихаила. Церковь выпадает из общегооблика монастырских строений. Естьсведения, что автором ее былархитектор И. В. Еготов. В нейнаходился отдел музея, посвященныймемориальной скульптуре.

Рядом с воротами, с западнойстороны от них, - караульня 1693 года,над ней надстройка 1734 годаархитектора Ивана Мичурина. Здесьсодержался под домашним арестомпатриарх Тихон: ему в 1922 году отвелитри комнаты на втором этаже. Он неимел права никуда выходить, кромепрогулок по высокой площадкевокруг церкви, откуда подавалблагословение собиравшимся внизу.В этом доме на патриарха совершилипокушение и отсюда перенесли еготело в Малый собор.

С левой стороны от Большогособора находится уютный домнастоятеля; первый, каменный, этаждатируется 1749-1750 годами, а второй,деревянный, - 1779-178 Позади негонаходился распланированный сад сразными хозяйственнымипостройками, от которых осталосьздание бани (с правой стороны отсеверных ворот).

Кроме церковных строений вмонастыре в 1758-1760 годах появилиськаменные монастырские кельи.Одноэтажное здание их рядом сцерковью Михаила Архангеланадстроено в 1891 году архитекторомА. П. Поповым.

Донской монастырь известен былсвоим кладбищем - самые ранниенадгробия находятся в грузинскомнекрополе в подвале Большогособора, а на основной еготерритории еще и сейчас множествопамятников. Кладбище Донскогомонастыря стало со второй половиныXVIII века по преимуществу дворянскими в некоторой степенипривилегированным, чемуспособствовала огромная цена,запрашиваемая монахами запогребение, - до трех тысяч рублей всередине XIX века. Благодаря этомуобстоятельству мы сейчас можемлюбоваться настоящимипроизведениями искусства,сохранившимися на монастырскомкладбище, - работами И. П. Мартосанад могилами С. Волконской, М.Собакиной и А. Кожуховой; Ф. Г.Гордеева - над могилой Н. Голицыной;С. С. Пименова - над могилой М.Голицына; В. И. Демут-Малиновского-Е. Барышниковой; И. П. Витали - Н.Барышникова; Н. А. Андреева - К.Ясюнинского; Г. Т. Замараева - И.Козлова. Здесь же покоятся родные А.С Пушкина - бабушка ОльгаВасильевна, дядя Василий Львович,тетки Анна и Елизавета Львовны, тамже были похоронены и его брат Павели сестра Софья, умершие младенцами(их могилы не сохранились), другПушкина С. А. Соболевский, С. А.Римская-Корсакова (прототип Софьииз грибоедовской комедии "Гореот ума"), декабристы П. Н.Свистунов и В. П. Зубков,архитекторы О. И. Бове и Н. И.Козловский, автор популярногоучебника математики К. П. Буренин,мать писателя В. П. Тургенева,горнозаводчик П. А. Демидов. На этомже кладбище похоронена душегубица,"враг рода человеческого"Салтычиха.

НекропольДонского монастыря

На кладбище сооружалисьмаленькие церкви: так, за Большимсобором стоит ротонда церквисвятого Александра Свирского -усыпальница графов Зубовых (конецXVIII века), рядом с ней - миниатюрнаяцерковка святого ИоаннаЛествичника, построенная позавещанию генерал-майора ИванаФилипповича Терещенко, умершего в1907 году. Он жил рядом с монастырем ибыл владельцем завода,называвшегося "Московскиеобозные мастер-ские" иперешедшего по его завещанию кГлавному интендантскомууправлению. Поодаль, у северныхворот, здание в византийском стиле -церковь Иоанна Златоуста и св.Екатерины над склепом фабрикантовПервушиных (1888-1891 гг., архитектор А.Венсан). Здесь долгое времянаходились фототека иизобразительные фонды Музеяархитектуры.

На Донском кладбище - могилызнаменитых деятелей нашей истории,науки и культуры: П. Я. Чаадаева, Н. П.Сумарокова, В. Ф. Одоевского, Ф. И.Иноземцева, М. М. Хераскова, Н. Е.Жуковского, В. А. Соллогуба, Д. И.Фонвизина, В. О. Ключевского, В. Г.Перова и многих других.

Как недавно выяснилось, в Донскомкрематории сжигали трупырасстрелянных коммунистаминевинных людей, и прах их былзакопан на этом кладбище. Теперьздесь воздвигнут памятник.

Уже в конце XIX века кладбище былопереполнено, и в начале нашего векак нему присоединили обширныйучасток с южной стороны, начавстроить там по проекту З. И. Ивановановую кладбищенскую церковь святыхСерафима Саровского и АнныКашинской с 450 склепами,расположенными в три яруса. Церковьэту перестроили в 1927 году вкрематорий (Д. П. Осипов и Н. Я.Тамонькин). На новом кладбищеобращает на себя внимание большоенадгробие первого председате ляГосударственной думы юриста С. А.Муромцева (архитектор Ф. О. Шехтель).Бюст Муромцева лепил известный в товремя скульптор П. П. Трубецкой,никогда не видевший Муромцева, и вгазетах отмечалось совершенноенесходство внешнего облика. На этомже кладбище похоронены старшаядочь А. С. Пушкина - МарияАлександровна Гартунг, психиатрН. Н. Баженов, археограф С. А.Белокуров, литературоведы В. В.Каллаш и Е. В. Барсов, один изоснователей советской вакуумнойпромышленности К. Б. Романюк,языковед Ф. Е. Корш, историк ипублицист В. Е. Якушкин, главныйредактор журнала "Наука ижизнь" с 1961 по 1980 год В. Н.Болховитинов.

У Донского монастыря находиласьслободка монастырских слуг. Поля илуга, окружавшие монастырь, стализастраиваться уже в начале ХХ века.Тут, за линией Камер-Коллежскоговала, образовались несколько улицпод номерами, имеющие названиеМихайловских проездов (по фамилииодного из владельцев). Самоеинтересное и в то же время самоезагадочное здание находится во 2-мМихайловском проезде (дом № 4) .Это так называемая"Дача-голубятня". Кто ее назвалтак, неизвестно, но зданиедействительно похоже не столько нагородскую постройку, сколько накакой-то парковый павильон, садовую"затею". Никаких документов оней не сохранилось, предполагают,что здание было приобрете но кем-тоиз владельцев этого участка нараспродаже строений на соседнейБольшой Калужской улице иперенесено сюда. В 1920-х годах назаседании общества "СтараяМосква" известный знаток МосквыН. П. Чулков сообщал, что, поместному преданию, дом принадлежалмасонам, и из него, конечно же, былподземный ход. Известно, что передреволюцией в этом доме жилскульптор К. Ф. Крахт, и у него здесьбыла мастерская; после революции навтором этаже находиласьхудожественная коммуна"Венок", а внизу - воинскаячасть.

ЗаКамер-Коллежским валом

Дом выстроен по проектуархитектора И. С. Николаева в конце1930 года, и, конечно, его былоневозможно использовать какобычный жилой дом; посленеобходимых переделок в немпоместилось студенческоеобщежитие.

На улице Орджоникидзе, которая до 1966 года называлась 5-мДонским проездом, есть интересноездание (№ 8/9), памятник тоговремени, когда новые и непривычныеидеи завоевывали умы градостроителей,инженеров, архитекторов. Здесьпостроили дом-коммуну,предназначенный для людейбудущего, быт которых должен быть вмаксимальной степени обобществлен.Длинное восьмиэтажное зданиевместило тысячу комнат-кабин, вкоторых стояли только две кровати идве табуретки. В кабинах жильцыдолжны были только спать, вход тудаднем был просто запрещен. В комнатыпо ночам, по замыслу автора проекта,должны были подавать озонированныйвоздух, в который могли добавляться"усыпляющие добавки". Втрехэтажной пристройке находилисьобщие помещения для всех жильцов:столовые, кухни, детские, комнатыдля занятий. При переходе из общегокорпуса в спальный каждый долженбыл принимать душ и переодеваться вбольшой раздевалке.



7

В ста метрахот башни Шухова стоит маленькийдеревянный домик. Октябрь 1997 года.

СилуэтыШаболовки. На переднем плане -надвратная колокольня и кельиДонского монастыря. За ними -громада Большого собора и стройнаяШуховская башня. Октябрь 1997 года.

Мозаика надсеверным входом в церковь святогоархидьякона Стефана при дворянскойбогадельне имени Ю. С.Нечаева-Мальцева (Шаболовка, 33).Октябрь 1997 года.



ЦерковьРизоположения на Донской улице (дом22) - одно из самых красивых зданиймосков-ского барокко. 1996 год.

Фрагмент старойзастройки Донской улицы. Доходныйдом (№ 5) и особняк купца-благотворителя И. Г. Простякова (№ 7) - самогокрупного домовладельца на Донскойулице. Октябрь 1997 года.

Горельеф набиблейский сюжет "Встреча Давидас побежденным Голиафом",украшавший прежде храм ХристаСпасителя, сейчас находится вДонском монастыре.



Малый собор Донскогомонастыря. Фото 1996 года.

Донской монастырь. Листиз альбома. Художник М. Аверьянов.Осень 1997 года.

Большой собор Донскогомонастыря. Фото 1996 года.

Ф. Г. Гордеев.Надгробие Н. М. Голицыной. 1780 год.Михайловская церковь Донскогомонастыря.

Дача-голубятняза Донским монастырем. Изображениена почтовой открытке.





(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)