(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) В наши дни повторяется нечто подобное. Израильские археологи решили подтвердить материалами раскопок некоторые факты, упомянутые в Ветхом завете, факты существен ные для истории Израиля.
В прошлом веке немецкий исследователь Генрих Шлиман стал основателем своеобразного направления в археологии. Не имеющий специального образования, но человек увлекающийся и настойчивый, он решил найти легендарную Трою, опираясь на описания гомеровской "Илиады". Шлиман поверил в то, что древнегреческая эпическая поэма рассказывает, и достаточно точно, о действительных событиях, потрясших античную Грецию в IX-VIII веках до Р. Х. Так поэма стала путеводителем Шлимана в его раскопках, и они, как известно, увенчались открытием Трои, местоположение которой до той поры науке не было известно.
АСОР - ГОРОД, ПОТОНУВШИЙ ВО ВРЕМЕНИ
По мнению археологов, ответы на многие узловые вопросы древнейшей истории сокрыты в тысячелетних развалинах города Асор, лежавшего севернее Генисаретского озера. Когда-то, во времена бронзового и в начале железного века, это был самый большой и самый значительный город Палестины. В Ветхом завете рассказывается, как этот город был завоеван древними израильтянами под водительством Иисуса Навина. Поверженный Асор предали огню. Это место, похоже, никем не заселялось до наших дней. Лишь с образованием государства Израиль там начались раскопки.
Основная цель больших археологических работ, ведущихся в последние годы в Израиле, - найти вещественные доказательства тех событий, о которых повествует Ветхий завет. Правда, искатели древностей в этой стране делятся на два направления. Принадлежащие к одному довольствуются находками, подтверждающими древние писания, другие, отыскивая вещественные доказательства библейской предыстории, стремятся использовать исторические факты для разрешения политических проблем своей страны в ХХ веке.
Нынешний руководитель археологической экспедиции, профессор Амнон Бен-Тор, несмотря на скромные успехи сезона 1996 года, рассчитывает тем не менее найти архив уже в этом году.
Вот уже сорок лет работают здесь археологи. Но основная часть времени ушла на гигантскую подготовительную работу - расчистку напластований, накопившихся на развалинах Асора за 3-3,5 тысячелетия. Главная цель экспедиции - найти дворцовый архив клинописных таблиц времен бронзового века. В том, что он существует, археологи не сомневаются: во многих странах Ближнего Востока и в Египте при раскопках находят глиняные таблицы - письма, договоры, документы, отправленные в незапамятные времена из Асора. Значит, и в Асор шла корреспонденция. Но пока, за сорок лет работы археологов, в этом месте найдено только четыре таблицы, причем последняя обнаружена в прошлом сезоне двумя немецкими археологами, В. Хорстом и К. Брайтвизером, совершенно неожиданно. Она была основательно облеплена землей, но строчки клинописной надписи отчетливо проступали. В другой раз вспомогательный рабочий нашел в Асоре, на полу полностью разрушенного дворца, доску с клинописной надписью. Возраст доски - 3700 лет.
Древние записи упоминают о событиях, начиная с 1200 года до Рождества Христова, причем сами тексты написаны позже - 200-300 лет спустя. Более ранние сведения передавались в устных преданиях. Вот почему ученые обратились к Ветхому завету - может ли он сыграть такую же роль ключа в археологии Палестины и Израиля, как гомеровская "Илиада" в поисках легендарной Трои?
Для историков Палестина и вообще земли Передней Азии представляют особый интерес. В этом месте со времен каменного века смешивались различные идеи, религии и культуры народов, населявших восточное Средиземноморье и земли Ближнего Востока. У древней Палестины есть право называться колыбелью человеческой цивилизации - наряду с Месопотамией, Египтом, Древней Грецией. Здесь появились одни из первых городов, здесь возник один из вариантов алфавитной письменности, на этой земле родились три мировые религии - иудаизм, христианство, ислам.
Но вот пример, свидетельствующий об обратном. В Ветхом завете говорится, что Мегиддо - большое, хорошо укрепленное поселение - основано при царе Соломоне. Оно стало ареной многочисленных сражений с пришлыми агрессорами. Однако из египетской истории известно, что впервые этот город был завоеван египтянами в 1480 году до Р. Х., в царствование фараона Тутмоса III, то есть за четыре с лишним века до времен Соломона. С другой стороны, археологи нашли в том же месте остатки крепостной стены с казематами и руины ворот, построенных уже в Х столетии до Р. Х. А это по времени совпадает с деятельностью библейского строителя - Соломона. Надо думать, что он поставил свою крепость на руинах некогда разрушенного египтянами города. Но главное: историки до сих пор не нашли ни одного документа, ни одного свидетельства, где упоминалось бы имя Соломона. Оно есть только в Ветхом завете.
При внимательном, вдумчивом чтении древних текстов кажется, что в основе своей они согласуются с археологическими результатами и редко в них кроются противоречия. Примером может служить базальтовый камень с тринадцатью строчками текста, найденный два года назад археологами в крепости, лежащей далеко на севере Израиля. Надпись относится к IX столетию до Р. Х. В ней ученые нашли нечто неожиданное для себя. В 9-й строке они прочли: "...из дома Давида. И я делаю..." Для тех, кто обнаружил надпись, - сотрудников "Музея Израиля", - это был истинный праздник: они держали в руках первое документальное упоминание о легендарном царе Давиде. До этого о царе Давиде было известно только по текстам Библии.
А у профессора Бен-Тора есть и свои интересы; ему хочется разгадать строительную загадку: почему дворец в Асоре имеет удивительное сходство с иными дворцами, развалины которых он видел в других местах Палестины.
Историки очень надеются, что раскопки в Асоре принесут хоть какие-то сведения о царе Соломоне, пока же он живет лишь как литературный образ. Недаром экспедицию прежде всего интересует дворцовый архив клинописных табличек. Их тексты могут не только подтвердить те или иные сведения из Ветхого завета, но и многое рассказать о жизни одного из древнейших городов, познакомить с многочисленными корреспондентами, которые отправляли сюда, в Асор, свои послания, - его, говоря современным языком, почтовые связи были обширны, они охватывали Египет, Междуречье, Хеттское государство. Почта многое может рассказать о значении этого города.
В Мари найден архив, состоящий из 25000 глиняных клинописных табличек. Асор многократно в них упоминается. Содержание писем - в основном политико-дипломатическое. Так, например, посол Вавилона, аккредитованный в столице Ассирии, сообщает своему владыке Хаммурапи в Вавилон: "Сюда прибыла группа посыльных из Асора и Куатна". В другом случае письмо сопровождает груз: "30 мин олова для Ибни-Адад, владыки Асора... 20 мин олова для Ибни-Адад во второй раз". (10 мин - это по нашим меркам 5 килограммов.) Эти письма говорят о регулярной торговле важным металлом, обязательным для выплавки бронзы, второй компонент которой - медь - встречался чаще.
Итак, нынешний сезон будет посвящен главным образом поискам этой глиняной библиотеки. Археологи шутят: "Это так же, как с нефтью: у всех соседних стран есть ее месторождения, а у Палестины - нет. Археологи соседних стран имеют письма из Асора и тексты, где упоминается Асор. А у нас их все еще нет". Древнейшее письмо из Асора относится к середине бронзового века - ему около 3800 лет. Оно хранится теперь во дворцовом архиве в Мари - на правом берегу Евфрата, на территории нынешней Сирии.
Однако в копиях писем, отправленных фараоном в Асор, глава этого города удостоен титула монарха. Тот, в свою очередь, заверил своего повелителя, что он готов защищать палестинские города до прихода самого фараона с войском. Здесь можно усмотреть значительное влияние правителя Асора - оно выходило далеко за границы города. О значении Асора говорят и его тесные связи с государством хеттов (оно занимало центральную часть сегодняшней Турции), вторым по могуществу после Египта.
Письма из Асора и других палестинских городов-государств, найденные ранее в Египте, в Эл-Амарне, датированы серединой XIV столетия до Р. Х. Эл-Амарна была столицей фараона Аменхотепа IV, религиозно-политического реформатора Египта, более известного под именем, которое он взял себе - Эхнатон (что значит "Благой Атону" - богу, покровителю фараона). И, конечно же, известен он тем, что его женой была несравненная Нефертити, красота которой во многом определила и в нашем веке макияж женского лица. В тот период все городские правители Палестины были вассалами фараона. Их письма к фараону - это собрание жалоб и интриг, направленных против соседних правителей. Фараон часто отвечал на такие письма раздраженно.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что в Ветхом завете Асор назван "столицей всех этих ханаанских монархий" (Ханаан - территория, ныне занимаемая Палестиной, Сирией и Ливаном). Воинственные израильтяне в конце бронзового века, если следовать Библии, завоевали Асор. В Ветхом завете сказано: предводитель войска Иисус Навин мечом убил царя Асора. "Не осталось ни одной души, а Асор сжег он огнем". Так погиб большой город и была опустошена Ханаанская земля. Это, если считать по Библии, произошло в 1250 году до Р. Х. 300 лет спустя (опять же по Библии) Соломон отстроил новый Асор, вместе с городами Мегиддо и Гезером.
Асор, поддерживавший на протяжении 500 лет тесные отношения с крупнейшими странами того времени, естественно не был захолустьем. Археологические исследования на месте развалин города еще раз говорят, что во времена своего расцвета, в бронзовом веке, Асор занимал значительную площадь, в нем жило до 40000 человек (он был в десять раз крупнее тогдашнего Иерусалима) и процветал благодаря выгодному местоположению. Через него проходили важнейшие в то время дороги. Большой торговый путь от Персидского залива на Север. Но что еще важнее - самый быстрый маршрут из Египта в глубинные области Палестины, им пользовалась египетская армия. Дорога на Дамаск и Пальмиру, в ассирийскую Мари и дальше - на Вавилон. Путь, по которому в Египет привозили с полуострова, ныне занятого Саудовской Аравией, ароматические вещества, - их в больших количествах потребляли жители страны фараонов.
Не существует пока и документальных доказательств военного завоевания Палестины израильтянами. В последнее время получила хождение идея связать тогдашние перемещения народов не с военной агрессией, а с климатическими изменениями. Именно частые засухи, и ничто другое, заставляли людей искать плодородные, периодически увлажняемые земли.
Если полагаться на тексты Ветхого завета, то имена великого воина древности Иисуса Навина и великого строителя царя Соломона тесно привязаны к Асору. Может быть, теперь, когда руины этого города освобождены от наносного грунта, археологи смогут, наконец, начать полномасштабные раскопки. Именно здесь, в Асоре, уверены ученые, они отыщут неоспоримые подтверждения того, что Навин и Соломон не мифические герои, а реально существовавшие люди. В других местах таких доказательств археология пока не находила.
В 1996 году археологическая экспедиция, руководимая Бен-Тором, расчистила монументальную лестницу, которая связывала в Асоре Нижний и Верхний город, убрала наносы с площади, из тронного зала дворца и прилегающих к нему комнат. В прошлом году при раскопках в Асоре было найдено много оружия, в том числе одна кривая сабля, боевая рубаха из металлических колец (наподобие кольчуги), секира. Затем идут предметы искусства: бронза, изображения богов. Все отмечено изысканным вкусом. Но самыми ценными находками прошлых годов, конечно же, являются упомянутые четыре глиняные клинописные таблички. Тексты относятся к 1800 году до Р. Х. и к 1400-1500 годам до Р. Х. Разница в возрасте таблиц в 300-400 лет наводит Бен-Тора на мысль, что должно быть два архива текстов.
В наши дни многие историки относят к числу мифов и библейский рассказ о пленении евреев в Египте и о выходе израильтян из страны пирамид. Один из исследователей Библии Иено Камлаа высказывается по этому поводу вполне определенно: "Ни один историк ныне не исходит из того, что был массовый исход израильтян из Египта". Профессор Бен-Тор также считает, что лучше не полагаться на литературные события и персонажи, а искать материалы, их подтверждающие (либо опровергающие), в раскопках.
На снимке - панорама развалин Асора, рядом - фигурка богини, найденная в прошлом году.
Одна из надписей - самая древняя - прочтена. Но она не отвечает на волнующие археологов вопросы: "С какой проблемой мы имеем дело? Что прибавит она к нашим знаниям?". Текст гласит: "Отара овец отправлена из Асора в Мари". Понятно недоумение ученых: зачем за сотни километров перегонять овец туда, где их и так достаточно - в Мари? Но археологам их находки часто подбрасывают загадки, над которыми они годами ломают головы.
Панорама района дворца с высоты птичьего полета. Дорога справа - путь из нижнего Асора в дворцовую его часть. В верхней части раскопок - развалины храма. Город Мегиддо - участник многих войн древности. Он упомянут в египетских письменах и Ветхом завете. Слева вверху фотографии - поселок современных археологов.
Палестина не была могучей державой, но через нее проходили важные пути для войск и торговых караванов. Важнейшие из них показаны на карте, они соединяли Асор с Египтом, Месопотамией, странами Анталии, с Ассирией и портами Средиземноморья.
Уже 40 лет идут археологические работы в Асоре. Руководитель раскопок - профессор Бен-Тор с найденной в Асоре статуэткой богини. Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. (По материалам журнала "Бильд дер Виссеншафт").
Город Гезер был завоеван египтянами, восстановлен позже Соломоном и вновь разрушен ассирийцами. Остатки так называемых "Соломоновых ворот" в Асоре. Они были одинаковыми в Асоре, Мегиддо и Гезере.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|