(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ Возможно, это самое суматошное место вовсей Москве - три больших вокзала (да еще железнодорожная станция на соединительнойветке) и в придачу к ним огромный универсальный магазин. Десятки тысячпрохожих снуют по всем направлениям, тут же трамваи, троллейбусы, тысячиавтомашин на площади, по которой проходит оживленная магистраль.Все это современная Комсомольская площадь,бывшая до 1932 года Каланчевской, или просто Каланчевкой, а еще раньшеКаланчевским полем. Поле было обширным - от Земляного вала и до Красногопруда. На южной окраине поля стояло болото, откуда вытекал ручей, а насеверо-западном краю, ближе к Спасской улице, возвышалась высокая каланчанад деревянным зданием царского дворца, который так и назывался - Каланчевским.От него и само поле также прозывалось Каланчевским. На планах 1739 и 1763годов только в западной части поля, ближайшей к Земляному валу, обозначеныстроения: возможно, это и есть тот самый дворец. На экспликации к планустроения называются Шеиным двором с церковью Спаса. Фамилия бояр Шеиныхбыла известна в России: один из них - Михаил Борисович - получил трагическуюизвестность: его обвинили в измене после капитуляции русскихвойск полякам в 1634 году и казнили, хотя вины его в том не было. Другойже Шеин - боярин Алексей Семенович - разбил стрелецкое войско в 1698 годупод Новым Иерусалимом. Он имел редкий тогда титул генералиссимуса и былформальным командующим русским войском под Азовом (фактическим был самПетр).По южному краю поля проходила дорога отМясницкой, мимо Красного пруда, к селу Стромынь и во владимирскую землю,а в северной части поля находился Артиллерийский полевой двор, где хранилисьорудия и производились учения артиллеристов.Улица, бывшая частью прежней дороги, ближайшаяк Земляному валу, так же, как и площадь, получила название Каланчевской.Начало ее застройки, возможно, относится к концу XVIII века, когда сюдаперевели с Чистых прудов лесной ряд, выстроив лавки для торговли строительнымматериалом. Лесной ряд существовал здесь еще более полустолетия, и толькопосле постройки Николаевского вокзала на улице начинают появляться жилыедома, сначала деревянные, а потом, к концу XIX столетия, и каменные.Каланчевская улица может "похвалиться"двумя высотными московскими зданиями: одно из них - на углу с Садовым кольцом,а другое - ближе к Каланчевской площади. В начале прошлого столетия наместе первого, выходя фасадом к Садовому кольцу, стоял двухэтажный дом,принадлежавший генерал-майору Ф. Н. Толю, у которого нанимала квартирусемья Лермонтовых. В этом доме в ночь с 2 на 3 октября 1814 года у Лермонтовыхродился сын Михаил, которого крестили в ближней церкви Трех Святителей,стоявшей напротив (рядом с теперешней станцией метро "Красные ворота").Лермонтовы недолго жили здесь - в апреле следующего года они уехали в Тарханы.На месте дома, где родился поэт, в 1953году построили высотный дом. В основной части дома поместили министерства,в крыльях же - квартиры. От дома Лермонтова осталась лишь мемориальнаядоска на самом углу высотного сооружения.Другое высотное здание - гостиница "Ленинградская",вызывающая удивление у заезжих иностранцев своим экзотическим обликом.Гостиница строилась с марта 1949 по октябрь 1954 года. В 50-х годах архитектурасталинского периода с ее риторикой, формализмом и псевдогероикой была признанане отвечающей процессу индустриального строительства. К тому же стоимостьстроительства помпезных сооружений была баснословно высокой. С разрешениявысоких инстанций архитектура гостиницы подверглась критике. ИскусствоведМ. А. Ильин писал о том, что авторы (архитекторы Л. М. Поляков и А. Б.Борецкий) не дали себе труда разобраться в композиционных законах древнерусскогозодчества, что они "с удивительнойлегкостью стали переносить в свои произведения все, что им попадалось подруку". В результате подобных отзывов у авторов отобрали (первый и последнийтакой случай!) Сталинскую премию.На Каланчевской улице, поблизости от вокзалов,в прошлом веке открылось несколько гостиниц и меблированных комнат. Изних сохранилась только одна гостиница "Петербург" (№ 11) , выстроеннаяв 1852 году коммерции советником А. Л. Торлецким. Здесь в 1855 году останавливалсяхирург Н. И. Пирогов и несколько раз - в 1884, 1890 и 1891 годах - писательГ. И. Успенский.На этой же улице, где в небольших домикахможно было нанять дешевую квартиру, жил писатель И. К. Кондратьев, у которогочасто бывали его закадычные приятели, потопившие свои таланты в водке,- художник А. К. Саврасов и писатель Н. В. Успенский.
С. РОМАНЮК.
Близко Красных воротЕсть налево поворот.Место вновь преобразилось,Там диковинка открылась,И на месте, на пустом,Вырос вдруг огромный дом.На дому большая башня,И свистит там очень страшноСамосвист замысловатый,Знать заморский, хитроватый.. . . . . . . . . . ..Там чугунная дорога,Небывалая краса,Это просто чудеса.В два пути чугунны шины,По путям летят машины,Не на тройках, на парах,Посмотреть, так прямо страх.. . . . . . . . . .Ну, признаться, господа,Славны Питер и Москва.До чего народ доходит -Самовар в упряжке ходит.Но вскоре железная дорога стала привычной:промышленная революция в России началась и питалась в течение несколькихдесятков лет беспрецедентным железнодорожным строительством, буквальнопреобразившим страну. Благодаря притоку иностранных инвестиций Россия смоглапреодолеть в считанные годы пропасть, отделявшую ее, полуфеодальную странус неразвитым транспортом, промышленностью и товарным земледелием, от передовыхи развитых стран Запада, подойти к промышленной революции и совершить ее.В роли рычага здесь выступило железнодорожное строительство, потянувшееза собой, как нитку из клубка, и промышленность, и земледелие. Рост железнодорожногостроительства в России в конце XIX века впечатляет даже и по сегодняшниммеркам - в среднем за год укладывалось более 2,5 тысячи километров путей.Именно в это время на окраинах Москвы растут один за другим железнодорожныевокзалы, а на бывшем Каланчевском поле их появилось даже три - Николаевский,Ярославский и Рязанский.
НИКОЛАЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА За железнодорожной эстакадой открываетсяобширная Каланчевская площадь, начавшая застраивать ся в середине XIX века- здесь было решено построить вокзал второй русской железной дороги (первойбыла Царскосельская железная дорога, открытая в 1837 году), долженствовавшейсоединить две столицы: Петербург и Москву. По первоначальному проекту любимецНиколая I архитектор К. А. Тон предполагал поставить по северной границеКаланчевской площади протяженный фронт застройки, в центре которого находилсясам вокзал, выделенный башней с часами и богатым декором, а по бокам дваздания со значительно более сдержанной отделкой - таможня слева и жилойдом справа. Дом так и не построили, а таможня (№ 1а) и вокзал быливыстроены к 1851 году. В то время железная дорога Петербург -Москва была самой длинной в мире двухпутной дорогой, со сложнейшим путевымхозяйством. Назвали и железную дорогу, и вокзал в память инициатора постройкиНиколаевскими, и, как ни странно, эти названия продержались до 1924 года,когда переименовали Петроград, а дорогу назвали Октябрьской.Дорогу открыли 16 августа 1851 года. Вэтот день первый поезд с императором, свитой и двумя батальонами гвардейцевСеменовского и Преображенского полков проехал от Петербурга до Москвы,и осенью того же года москвичи могли узнать в газетах о том, что "с первогочисла ноября месяца начнется движение по С.-Петербурго_Московской железнойдороге, и на первое время будет отходить в день по одному поезду. Пассажирыприезжают за час, а багаж за 2 часа. Доезжают за 22 часа".Дорога сначала вызывала страх и неподдельноеудивление. В народе сложили стишок, расходившийся в лубках по России:
КАЗАНСКИЙ ВОКЗАЛ И, наконец, последним на Каланчевской площадивыстроили вокзал для дороги на Рязань, первый участок которой - до Коломны- открыли 20 июля 1862 года. Это, возможно, единственный в России путьс левосторонним движением. "Виновниками" были английские проектировщикии инженеры. Вокзал - длинное одноэтажное здание с центром, выделенным башенкой(архитектор А. П. Попов), оказался тесным по мере расширения движения иприсоединения новых линий. Вместо него в 1914 году стали строить новый,более обширный, по проекту молодого и талантливого архитектора А. В. Щусева(любопытно, однако, отметить, что еще в 1911 году существовал проект другогоархитектора, маститого Ф. О. Шехтеля, удивительно схожий со щусевской постройкой:то же сочетание деталей древнерусского зодчества, то же использование декоративныхмотивов, та же высокая башня, то же распределение зданий по фронту застройки...).Щусев внимательно исследовал многие русскиепостройки XVII века, заимствуя и творчески перерабатывая их детали: так,мотивы декоративной обработки портала большого арочного проема башни вокзаласо входом в вестибюль заимствованы у ворот здания женского отделения Преображенскойстарообрядческой общины, полукруглые гребешки - у собора в Астрахани.До революции строительство вокзала таки не окончили, его возводили до 1926 года, а отделывали до 1940 года: передвойной вокзальное здание решили сделать роскошным и поэтому облицевалиего ценным уральским мрамором "уфалей", не гармонирующим с замыслом всегосооружения. Отделку вокзального ресторана и вестибюля выполнил художникЕ. Лансере. Живописное соединение разновысоких объемов, объединенных однимдекоративным решением, переработанные детали русской архитектуры концаXVII века, доминанта всего ансамбля - башня Суюмбеки высотой 73 метра,копирующая башню Казанского кремля, красивые часы со знаками зодиака -все это делает здание Казанского вокзала (как он стал называться послепродления линии до Казани) одной из архитектурных достопримечательностейМосквы.В последнее время Казанский вокзал преобразился:к старому зданию со стороны Рязанского проезда (у путей соединительнойветки) и Новорязанской улицы по проекту архитектора В. М. Батырева пристроилив том же стиле новое. Над семнадцатью железнодорожными путями, подходящимик зданию вокзала, было сооружено огромное большепролетное и застекленноепокрытие - площадь его более 19 тыс. кв. метров, и опирается оно всегона восемь опор. Под вокзальными зданиями проложен самый большой в Москветоннель, по которому можно попасть в любой из трех вокзалов на площади.С левой стороны к вокзалу примыкает массивныйполукруг здания, не предусмотренного оригинальным проектом, - это клубрабочих Казанской железной дороги, известный как КОР - клуб имени Октябрьскойреволюции, также спроектированный Щусевым и выстроенный к 10-й годовщинеэтой революции. Сюда Ильф и Петров решили поставить стул мадам Петуховой,тот самый, где и были запрятаны бриллианты, в поисках которых концессионерыОстап Бендер и Киса Воробьянинов исколесили полстраны.
ЯРОСЛАВСКИЙ ВОКЗАЛ Ярославский вокзал, или, как его тогданазывали, вокзал Троицкой железной дороги, ибо путь протянули сначала толькодо Сергиева посада, где находилась Троице-Сергиева лавра, был построенрядом с Николаевским. Первоначально вокзал предполагалось выстроить на1-й Мещанской, на месте университетского ботанического сада. Но университетне согласился отдать это место, и тогда решили сосредоточить все вокзалына Каланчевском поле. По свидетельству инспектора частных дорог РоссииА. А. Дельвига, вокзал Троицкой дороги (архитектор М. Ю. Левестам) былнебольшим и невидным. Московский митрополит Филарет 18 августа 1862 годасовершил молебствие и освятил вокзал перед открытием железной дороги, хотясчитал, что дорога, ведущая в Троице-Сергиеву лавру, будет вреднав религиозном отношении. И вот почему: "Богомольцыбудут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказови часто дурных, тогда как теперь они ходят пешком и каждый их шаг естьподвиг, угодный Богу".В связи с тем, что позднее дорога достиглаАрхангельска и соединила Москву с огромными территориями русского Севера,которому многие, и в их числе владелец дороги Савва Мамонтов, предрекалибольшую будущность, вокзал, вернее его фасадную часть, в 1902 году полностьюперестроили. Автором этого весьма необычного здания был Ф. О. Шехтель.Главный акцент - на входе в вокзал, напоминающем открытые крепостные воротав нижнем ярусе могучей башни. На здании вокзала помещены лепные гербы Москвы,Ярославля и Архангельска.
КРАСНЫЙ ПРУД От площади на северо-восток идет Краснопруднаяулица, названная так потому, что она проходила у Красного пруда, которыйнаходился рядом с нынешним Ярославским вокзалом, на месте современных домов№№ 1, 3 и 5 . Застройка этой улицы началась уже сравнительно недавно- в основном в XIX и ХХ веках. Раньше это была сельская дорога, вьющаясясреди полей и огородов, через Каланчевское поле, мимо пруда и Сокольников,к Яузе и дальше на северо-восток.У пруда раскинулось большое село Красное,название которого сохранилось в названиях улиц Верхней и Нижней Красносельскойи станции метро первой очереди. Существовало оно, надо думать, с давнихвремен, но в документах впервые упоминается в ХV веке: в завещании великогокнязя Василия II. В 1461 году он передает старшему сыну, будущему ИвануIII, " ... село Красное над Великим прудом у города и з дворы з городскими,что к нему потягло ...". Пруд действительно был Великим - по площади почтиравным всему Кремлю. Потом он стал называться так же, как и село, Красным,то есть красивым. У пруда в Троицын и Духов дни было так называемое "русальное"гулянье, и хотя Стоглав, свод правовых норм, принятый в 1551 году, порицалэти игрища, дошедшие от языческих времен, но видно, авторы его не смоглисдержать невольной симпатии при описании предосуди тельных действий: "Сходятсятам мужие, жены и девицы на ночное плещевание и бесчисленный говор, и набесовские песни, и на плясание и на скакание и егда нощь мимо ходит, тогдак реце идут с воплем и кричанием, аки беси, и умываются водою бережно".Село у пруда было богатым и большим, известнымв летописях Смутного времени тем, что именно его жители первыми под Москвойвстретили хлебом и солью самозванца Лжедимитрия.В петровское время на пруду устраивалисьпотехи: так, на масленице в 1697 году "у Красного села на пруде сделанбыл город Азов, башни и ворота и каланчи были нарядные и потехи были изрядные,и государь изволили тешиться". Через два года подобная же потеха повториласьв именины государя, 28 июня: "Сделано было три городка на воде, и с техгородков была пальба, а также и пушечная пальба, также и пехотная из мелковаружья, а кругом пруда была пехота. А около тово пруда были шатры Государевы,и в тех шатрах были столы, и в тех шатрах Великий Государь изволил кушать,и бояре, и все полатные люди".В селе стояла церковь во имя иконы ТихвинскойБожией Матери, построенная, вероятно, в ХV веке, деревянное здание которойзаменили в 1692 году каменным. Главный престол освятили во имя Воздвижения,а придельные - во имя Тихвинской иконы и епископа Симеона. Там же находиласьи другая церковь, но не сельская приходская, а дворцовая: у села стоялдеревянный царский дворец с церковью во имя Спаса Нерукотворного образа.Вероятно, в связи с этим и потому, что невдалеке от села жили в своих загородныхимениях богатые вельможи, в селе построили театр, для которого находилосьдостаточное количество зрителей. Театром заведовал некий Жан-Батист Локателли.19 января 1759 года газета "Московские ведомости" сообщала, что "господиноперист Локателли начнет свои представления на будущей неделе". Однакотеатр просуществовал недолго - он находился все-таки далеко от города,осенью и зимой, конечно, не сводил концы с концами и в 1762 году прекратилсвое существование.Возможно, что в начале XVIII века околоВеликого пруда появились большие хозяйственные дворы - ближе к городу Артиллерийскийполевой двор и дальше Фуражный и Житный дворы. В сентябре 1812 года, вграндиозный московский пожар, на Артиллерийском дворе произошел взрыв датакой, что звук от него был слышен за много десятков верст.Как писал современник, громадный Красныйпруд до появления железной дороги "блистал своей зеркальною чистотою, изобиловалрыбою и походил на порядочное озеро, по которому плавали постоянно огромныестаи уток", но со временем он постепенно приходил в упадок, город надвигалсяна сельские избы своими заводами, фабриками, складами. В пруд стали спускатьнефтяные остатки, и было решено его засыпать: начали в 1901 году и закончилипочти через 10 лет. На части бывшегопруда разместили склады угля и леса, а также пути и товарную станцию Ярославскойжелезной дороги, другую же часть отдали под застройку - теперь о пруденичто не напоминает, за исключением названия Краснопрудной улицы.По плану реконструкции Москвы эта улицадолжна была стать частью огромной магистрали, прорезавшей весь город, таксказать, "от Ленина до Сталина": от Дворца Советов со статуей Ленина догромадного стадиона имени Сталина у Измайлова, и застраиваться монументальнымизданиями, отражающими величие сталинской эпохи. Неудивительно, что на нейначали появляться помпезно украшенные здания в крупных формах. Строительстводлинного и затейливого здания ( № 3-5 )было начато по проекту архитектора Б. В. Ефимовича в 1940 году и оконченов 1948 году уже по несколько измененному проекту архитектора А. Д. Хильковича.Интересно отметить, что как раз под средней частью этого здания протекаетрека Чечера. Следующее здание ( № 7_9 ), с двумя 12-этажными башнямии длинной колоннадой по первому этажу между ними, строилось для работниковметрополитена в несколько приемов в 1953_1958 годах (архитектор Г. И. Волошинов).Другая сторона Краснопрудной улицы болееразнообразна и даже живописна. Почти сразу за железнодорожным клубом -крупные формы универсального магазина "Московский" (1983 г., руководительавторского коллектива А. Г. Рочегов). По замыслу проектировщиков магазиндолжен был перехватывать хоть часть нескончаемого потока покупателей совсего Советского Союза. По той же стороне Краснопрудной улицы- высокое 22-этажное здание центра билетно-кассовых операций, на нем -необычное дело! - доска с именами его создателей: "Здание сооружено в 1980году по проекту архитектора Нестерова Вениамина Александровича, инженераВелькина Аркадия Львовича ...". Рядомс ним - изящная, как небольшая коробочка, Краснопрудная трамвайная электроподстанция( № 18 ), построенная в начале нашего столетия. Далее за жилым домом( № 20 ) общества Московско-Казанской железной дороги идет длинный,до Нижней Красносельской улицы, "дом ударников-железнодорожников" (однаиз первых работ архитектора З. М. Розенфельда), строившийся в основномв 1935-1939 годах. Строительство продолжалосьи после войны, вплоть до 1959 года.
ПЛОЩАДЬ ЧЕТЫРЕХ ВОКЗАЛОВ Надо отметить, что на Каланчевской площадине три вокзала - Николаевский, Ярославский, Казанский, а четыре. О четвертомзнают немногие - это так называемый царский павильон, построенный в 1896году, вскоре после открытия царской ветки, по которой царские поезда передавалис Николаевской дороги на Смоленский (Белорусский) вокзал, ближайший к царскомуПетровскому дворцу. Теперь это станция Каланчевская на ветке железной дороги,проходящей над площадью по эстакаде. Эта ветка соединяет Комсомольскуюплощадь с тремя московскими вокзалами: Белорусским, Курским и Рижским.Площадь, превратившуюся еще в прошлом столетиив важнейший транспортный узел города, в советское время решили соединитьс центром линией метро. Здесь две станции метро: одна - радиальная, первойочереди 1935 года (архитектор Д. Н. Чечулин), на капителях колонн которойизображены таинственные буквы "КИМ" (что означает "Коммунистический ИнтернационалМолодежи"), и другая - кольцевая, 1952 года. Автор этой станции А. В. Щусеввернулся к теме оформления Казанского вокзала. Но если на здании вокзаладетали русского архитектурного орнамента, даже преувеличенно большие, смотрятсяеще более или менее нормально, то под землей, даже несмотря на размерыстанции метро, они кажутся уже гротескными.
(Окончание следует.) Казанский вокзал со стороны Комсомольскойплощади. Апрель 1998 года. Памятник М. Ю. Лермонтову (скульптор И.Д. Бродский) был открыт в 1965 году в сквере между Каланчевской и НовойБасманной улицами. Так выглядит Казанский вокзал со стороныНоворязанской улицы. Июнь 1998 года. С Каланчевской площади в 1851 году ушелв Петербург первый поезд, заполненный солдатами гвардейских полков. Обывателиопасались садиться в "адскую машину". Лубок середины прошлого века. Царский павильон на Каланчевке. Март1998 года.Комсомольская площадь. Вдалеке возвышается22-этажное здание Центра билетно-кассовых операций на Краснопрудной улице. Вид на Каланчевскую площадь с Николаевскими Ярославским вокзалами. Открытка 1910-х годов. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПЛОЩАДЬ
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|