[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)

Доктор исторических наук Н. ЖУКОВСКАЯ. В Европе первые сведения о шаманах появилисьв XVII веке в записках путешественников, дипломатов, исследователей. Втечение XVIII-XIX веков поток литературы о них постоянно нарастал. А вХХ веке интерес к шаманизму, как это ни странно, не только не угас, а,напротив, активизировался.В России, США, Великобритании, во Франции,в Германии, Венгрии, Италии, Финляндии, Индии, Китае, Японии, Швеции идругих странах созданы научные антропологические центры, кафедры в университетах,при которых обязательно есть специалисты по шаманизму.Несмотря на обилие исследователей и исследований,а может быть, как раз именно поэтому, споры о шаманизме не умолкают. По-прежнемунет единого мнения о возрасте шаманизма: диапазон - от палеолита до средневековья.До сих пор идут дискуссии и о географии шаманизма: одни считают, что этотолько Сибирь, Центральная Азия, СеверЕвропы; другие - что это чуть ли не весь мир: вся Азия, Северная и ЮжнаяАмерика, Африка, Кавказ.И, конечно, по-прежнему нет единообразияв определении того, что такое шаманизм.Наверное, каждый, и исследователь шаманизма,и просто случайный очевидец шаманского камлания, бывает поражен увиденным.Запоминается костюм шамана, увешанный металлическими изображениями зверейи птиц, головной убор, увенчанный настоящими рогами или их металлическимподобием; на лице - повязка с бахромой, прикрывающая глаза. Обтянутый кожейбубен с рисунками, металлическими подвесками или без них. С его помощьюшаман постепенно приводит себя в транс. Под нарастающую дробь он кружится,выкрикивает какие-то непонятные слова, вызывая дрожь, а то и страх у присутствующих.Добавьте к этой картине полумрак закрытойюрты или яранги, тлеющий в центре жилья очаг и вы прочувствуете состояниеучастника камлания, поймете, что такое зрелище не забудешь.Вероятно, этот внешний антураж и породилто определение шаманизма, которое наиболее часто встречается в научнойлитературе и в справочниках: "Шаманизм - одна из ранних форм религии, основаннаяна вере в существование духов, населяющих окружающий нас мир, и в особогопосредника - шамана, избранного самими духами,обеспечивающего возможность вступления в контакт людей и этих духов, достигающегоэтого контакта путем погружения в состояние транса".Попытаюсь кратко определить круг основныхпонятий, составляющих суть этого сложного многогранного явления. Начнем с названия. Шаманизм,шаманство. Первый термин - западноевропейский, второй - русский. Словашаманизм и шаман приняты мировой наукой как научные термины. Однако каждыйнарод своих шаманов называет по-своему: алтайцы, хакасы, тувинцы говорят- кам; якуты - ойун; казахи, киргизы, туркмены - баксы или бакши; бурятыи монголы - бё; эскимосы - ангакок; семанги, жители Малаккского полуострова- халак; меланау с острова Калимантан - оранг баёх; индейцы команчи СевернойАмерики - пухакут; гурунги Непала - поджу... Этот список достаточно длинный. Время возникновения. Вотличие от буддизма, христианства, ислама, время появления которых определенодовольно точно, поскольку привязано к датам жизни их первооснователей ипроповедников, у шаманизма такой отправной точки нет. Вероятно, он возникалмного раз: в каждой из частей земного шара в свое время и по-своему.Пока нет данных, определенно говорящихо том, что народы, жившие в Западной Европе, в частности во Франции, зналишаманизм. Но и это не исключено. Потому что именно во Франции, в бассейнереки Гаронны, в начале ХХ века была открыта пещера "Трех братьев" (Труа-Фрер),на стенах которой среди изображений, датируемых верхним палеолитом (40-10тысяч лет до Р. Х.), находится самое раннее из известных в истории изображениешамана - фигура пляшущего человека с накинутой на плечи шкурой, с рогамиоленя на голове и конским хвостом. Похожие изображения часто встречаютсяи в Азии и в Африке, но французское, из пещеры "Трех братьев", самое раннее.Не все специалисты согласны с тем, что изображен там именно шаман. Но ужочень все похоже на стандартные описания шамана в шаманском костюме. Как становятся шаманами. Всовременной научной литературе часто встречается выражение "профессиональныйшаман". Действительно, шаман - профессия. Верящие в шаманство считают,что свой особый дар шаман наследует от предков, чаще по материнской, гораздореже - по отцовской линии, кроме того, шаман должен быть избран духами.Духи предков или духи, населяющие окрестныегоры, перевалы, леса, озера, реки, как бы избирают конкретного человекапосредником между ними - духами и людьми. И когда у людей возникают какие-тотрудности, неприятности (болезнь, пропажа имущества, смерть близкого человека,а порою и просто какие-либо непонятные явления) или, напротив, у духовпоявляются претензии к людям (редко вспоминают, произвели беспорядок вместах обитания духов, не приносят им положенные жертвы) - во всех подобныхслучаях шаман выступает в качестве посредника, заставляя людей и упрашиваядухов сделать то, что положено.Но прежде, чем человек обретет шаманскуюсилу, заставляющую и людей и духов слушаться его, он проходит обряд инициации(испытания и посвящения). Обряд довольно мучительный, длящийся от несколькихмесяцев до нескольких лет. Внешне все проявляется в форме совершения поступков,непонятных прочим людям, нередко наводящих на мысли о психическом нездоровьечеловека.Существует даже специальный термин - "шаманскаяболезнь". Это когда духи требуют от "избранного" ими человека согласиястать шаманом, а тот не хочет, сопротивляется. В ответ духи "ломают" его,угрожают, что нашлют болезнь или даже смерть на него, на его родных. Ачеловек отказывается принять дар потому, что понимает, что, взяв на себяроль посредника между миром людей и миром духов, он уже не будет принадлежатьсебе. На него ложится тяжелая ответственность перед духами за людей, заих слабости и поступки. Он должен способствовать благосостоянию своих сородичей,оберегать их от бед, бескорыстно помогать каждому, кто нуждается в помощи.Как только тот, кого называют избранникомдухов, соглашается стать шаманом, "шаманская болезнь" быстро проходит.Молодой шаман, руководимый духами и вполне земным учителем - другим шаманом,постарше, - начинает постепенно набирать опыт и становится все большими большим профессионалом в шаманской практике.Изучая шаманство в Бурятии, я познакомиласьс одной шаманкой, которая рассказала мне историю своей жизни. До тридцатипяти лет она и не помышляла о том, что ей когда-либо придется стать шаманкой.Работала учительницей. У нее были муж и двое детей. Жизнь казалась четкойи ясной. Неожиданно начались видения, голоса, приказывающие принять "дар".Она не хотела и отказывалась. Внезапно умер муж. Женщина продолжала сопротивляться.Но однажды по пути домой на одном из поворотов дороги услышала "ниоткуда"отчетливые слова: "Через два дня, на этом повороте тебя насмерть собьетгрузовик". И тогда она приняла решение.Сейчас это одна из самых известных бурятскихшаманок: очереди желающих получить от нее помощь не уменьшаются. Ее знаюти за рубежом. Итальянский режиссер К. Алеоне снял о ней фильм. Транс или экстаз. Общениешамана с духами - камлание - происходит в состоянии транса. Этот французскийтермин трактуется как помрачение сознания, отрешенность, самогипноз. Частодля описания состояния, в котором находится шаман, используют и другойтермин - экстаз - греческое слово, означающее исступление, воодушевление,особое состояние, присущее поэтам и провидцам. Те, кто наблюдал поведениешамана во время камлания, отмечают такие явления, как конвульсии, выпученныеглаза, пену у рта, обмороки, припадки. На основании таких свидетельствмногие стали считать шаманов психически больными людьми. Однако во времятранса шаман, как правило, не теряет связь с теми, кто присутствует насеансе. По ходу дела нередко поясняет, где в данный момент он находитсяи что видит.Чтобы добиться состояния транса, шаманиспользует самовнушение, концентрирует волю, мобилизует психические и физическиесилы. Несомненно, важную роль при этом играет бубен, из которого шаманс помощью колотушки извлекает различные звуки. Часто еще и напевает в такт.У некоторых народов шаманы принимают галлюциногены - вещества, вызывающиегаллюцинации и способствующие наступлению транса. У индейцев Южной Америкиэто кактус пейоте, у коренного населения Северной Евразии - мухомор. Двойники шамана. Такназывают обязательные предметы, которые сопровождают его действа. Их несколько- бубен, костюм, шаманское дерево. У каждого - свое назначение, своя функция.Бубен шамана - не просто музыкальный инструмент.Для него он еще и ездовое животное - олень или конь, на котором шаман переноситсяв мир духов. У некоторых народов бубен осмыслялся как лодка, на которойшаман плывет по мифической реке времени. Селькупы (народ в Сибири, егочисленность сейчас 3,5 тысяч и человек) считали, что главная сила шамана- это "ветер бубна", сдувающий всякую болезнь. Повсюду в шаманском миребубен считают душою шамана, его двойником.У народов Алтая шаман, как правило, всегдаимел несколько бубнов в своей жизни, но не одновременно, а один вслед задругим. Как только менялся статус шамана и он восходил на очередную болеевысокую ступень, ему полагалось сделать новый бубен. Каждый бубен непременнопроходил обряд "оживления", состоявший из нескольких этапов. Сначала шаман"оживлял" дерево, обычно это береза, из которой делают обод и рукояткибубна. "Оживший" обод через шамана рассказывал участникам обряда о томпериоде своей жизни, когда он жил в виде дерева в лесу, как потом его срубили,как сделали из него обод для бубна. Следующая стадия - "оживление" тогоживотного, чья шкура пошла на обтяжку бубна. На это использовали шкуруоленя, марала или лося. "Ожившее" животное через шамана рассказывало участникамобряда, как оно привольно жило и резвилось в тайге, как его убил охотники сделал из шкуры бубен. Животное обещает, что тоже будет служить своемухозяину-шаману. Готовый бубен покрывали рисунками. Чаще всего это былакарта-картина Вселенной в шаманском понимании. На ней изображены небесныесветила, обитатели земного, подземного и надземного миров, а также духи- помощники шамана. Иногда к ободу или рукоятке бубна привешивали металлическиеизображения духов.После смерти шамана с бубном поступалипо-разному: могли укрепить на дереве возле могилы шамана, могли вместес другими его вещами спрятать в специально построенном для этого маленькомдомике - "доме духов". Но никогда никому бубен не передавался по наследству.Считается, что сила шамана не умирает вместе с ним, а остается жить, заключеннаяв его бубне. А если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызватьу него психическое заболевание или даже убить.Вторым двойником шамана считается его костюм.Полный шаманский костюм включал в себя плащ, штаны, сапоги, рукавицы, головнойубор, повязку с прорезями для глаз, что-то вроде мягкой маски на лицо.Весь целиком костюм у шамана появлялся не сразу. Он "обрастал" им постепенно,по мере того, как доказывал свою опытность в общении с духами. Духи какбы дают шаману разрешение на очереднуюдеталь костюма.У кетов (народ в Сибири, живущий по среднемутечению Енисея) шаман вначале получал от духов право иметь колотушку длябубна (но не сам бубен), затем - повязку на голову, потом - нагрудник,после него - обувь, рукавицы, спустя еще какое-то время - бубен. И лишьв самую последнюю очередь - плащ и шаманскую "корону": головной убор изметалла, увенчанный оленьими рогами. Шаман в плаще и короне - это сильный,опытный и, как правило, уже старый шаман.При довольно большом несходстве в деталяхкостюмы шаманов разных народов Сибири в общих чертах всегда были похожи.Все они воспроизводят облик зверя-птицы. Низ плаща часто по форме напоминалптичий хвост. На плечах и рукавах металлические пластинки - "кости предплечья",металлические подвески на спине плаща - что-то вроде "перьев птицы". Плащ,сделанный из шкуры оленя, марала или лося, а также вышивка или металлическиенашивки на обуви и рукавицах воспроизводили облик зверя и его лапы.В старину на шаманскую шапку из шкуры илина спину плаща нашивали настоящие оленьи или лосиные рога. Железная "корона"с рогами, тоже сделанными из железа, появилась, конечно, позднее.Считается, что костюм шамана связан с егодушой и жизнью так же, как бубен. Случайная, а тем более намеренная порчакостюма может привести к гибели шамана.От изучающих шаманизм в Сибири я не разслышала такой рассказ. Лет тридцать-сорок назад то ли эвенкийский, то линенецкий шаман под давлением местных атеистически настроенных властей пересталшаманить и подарил свой костюм Музею антропологии и этнографии имени ПетраВеликого ("Кунсткамера" в Санкт-Петербурге). Передавая свой дар, он взялс сотрудников музея обещание хранить костюм в надлежащих условиях,ухаживать за ним и вообще хорошо с ним обращаться.Несколько лет все было в порядке, но однажды в хранилище музея завеласьмоль, от которой пострадало много вещей, в том числе и костюм. В это времяв далеком сибирском поселке бывший шаман заболел. Он понял: что-то случилосьс его костюмом. К счастью, через кого-то из сотрудников музея, приехавшихв экспедицию в поселок, удалось передать просьбу привести в порядок костюм.Как только это было сделано, болезнь прошла. В такие истории в шаманскоммире верят безоговорочно.И, наконец, шаманское дерево - третий двойник.Чаще всего - это растущее в лесу дерево, которое шаман выбирал себе сам,по каким-то одному ему ведомым признакам. Если оно вдруг начинало сохнуть,шаман заболевал, если дерево срубали, шаман погибал. Так считали якуты.У других сибирских народов, например уселькупов, шаман приносил небольшое дерево к себе в чум и развешивал нанем жертвы духам и божествам. Селькупы и нанайцы верили, что шаманскиеатрибуты (зеркало, рога, колокольчики) растут на таком дереве. А по мифологиикетов, на шаманском дереве сидят духи в виде птиц. По просьбе шамана онимогут полететь в самые верхние слои неба и узнать там все, что его интересует.Получается, что в шаманском мире все одухотворенои взаимосвязано. Шаман - живой человек, его бубен, костюм, дерево - тожеживые существа. С их помощью шаман обращается к миру духов, через их посредничестводухи вселяются в шамана. Гибель любого из звеньев в этой взаимосвязаннойцепочке приводит к гибели их всех. Практика и теория. Шаман совершает комплекс обрядов для исцеления больного, для вселения душиребенка в бездетную женщину, для изменения погоды и многое другое - всеэто религиоведы называют шаманской практикой. А есть ли шаманская теория?Да, есть. Многие ученые говорят о существовании особого шаманского мировоззрения.Если говорить кратко и только о самом главном, то можно назвать такие егосоставляющие:Весь мир одухотворен. Все, что нас окружает- леса, поля, горы, реки, озера, отдельные деревья и даже камни, - населенодухами, способными помочь человеку, если их об этом попросить, совершивсоответствующий обряд. И они же могут навредить, если о них забывают, еслислучайно или намеренно оскорбляют их.Человек не венец творения, а всего лишьчасть этого мира, ничуть не более выдающаяся, чем все другие представителиживотного и даже растительного мира. Облик человека - лишь оболочка, которуюможно сменить: отсюда рассказы о людях, превращающихся в медведя, рыбу,оленя, птицу, морского зверя или ведущих свое происхождение от них.Непреодолимой грани между миром живых имертвых (в нашем понимании этих слов) не существует. Возможность переходитьчерез эту грань в ту или другую сторону в шаманизме никого не удивляет.Абсолютно верят в то, что умершему человеку шаман может вернуть ушедшую"погулять" и где-то "заблудившуюся" душу и тем самым возвратить ему жизнь.Считают, что шаман может определить, что какому-то, может быть, случайновстреченному им человеку грозит смертельная опасность, о которой тот неподозревает. Верят, что, совершив обряднад этим человеком, можно снять опасность.Работая в регионах, где шаманизм как культурныйфеномен продолжает жить и сегодня, я часто слышала рассказы о том, каккто-то "встретил" или кому-то в окно постучал Бадма, Сысой, Сыртып иликто-то другой, знакомый им, но уже умерший человек, и попросил что-то сделатьили предупредил о том, чего не надо делать. Предупрежденный человек какправило, выполнял эту просьбу и избегал опасности. Такие ситуации здесьсчитаются нормой, правилом и никого не удивляют. Мертвые помогают живым,потому что они такие же живые, но только перешли в иное пространство, изкоторого по мере надобности могут появляться.Вот эти черты, пожалуй, и можно считатьосновой общешаманского мировоззрения. Хотя шаманская культура каждого отдельногонарода имеет свои особенности и часто сильно отличается от шаманизма дажесвоих ближайших соседей. К нему нельзя относиться как к чему-то стабильному,устоявшемуся. Несмотря на его многотысячелетнюю историю, в нем до сих порсилен элемент импровизации. Каждый шаман - не только жрец, он и лекарь,и музыкант, и поэт, и исполнитель. Каждый текст, произнесенный им во времяобряда, - импровизация одноразового назначения. В следующий раз во времяаналогичного обряда прозвучит похожий, но не идентичный текст. И последнее: современен ли шаманизм? В век Интернета, с одной стороны, и утраты нравственных ориентиров, с другой,нужны ли кому-либо шаманы, шаманизм и шаманская система ценностей?Думаю, что да. Шаманизм экологичен: онпривязывает своих приверженцев к родной земле и велит заботиться о ней.Что такое живущие вокруг людей шаманские духи? Это малая родина людей,это место, где они родились, это могилы их предков, о которых они не должнызабывать. А предки (можно ведь понимать так: их опыт, накопленная ими жизненнаямудрость, устоявшиеся моральные принципы) в свою очередь тоже будут заботитьсяо ныне живущих, будут помогать им в трудные минуты. Но при условии, чтоо них не будут забывать.Шаманизм уживчив и контактен. Любые новыеформы идеологии и технологические прорывы в будущее не выбивают у негопочву из-под ног. На протяжении многих веков с шаманизмом боролись такиемощные религиозные системы, как буддизм, христианство, ислам, а он выжил.Советский атеизм свой приговор шаманизму вынес в первые же годы советскойвласти, объявив его "мрачным пережитком феодального прошлого", а шаманов- "проходимцами" и "тунеядцами". Но и в этом идеологическом поединке шаманизм,хотя и понес крупные потери, не погиб.Шаман сегодня - далеко не тот, что былв прошлом или даже в начале ХХ века. Это вполне современный человек, нередкомолодой, имеющий высшее образование, светскую работу и вполне успешно продвигающийсяпо служебной лестнице. Но при этом он шаман (с несколькими поколениямишаманских предков, "избранный духами") и выполняет свои шаманские функциипо отношению к своим сородичам.Костюм, бубен и другие атрибуты шаманскойкультуры стали проще, обряды понятнее.Шаманов сегодня заботит все увеличивающийсяотрыв человека от его "родовы" - есть такое хорошее старомодное слово,означающее родню, родные места, истоки рода, родовые корни. Поэтому нынешниешаманы советуют людям хотя бы раз в год съездить туда, где они родились,посетить могилы родителей и дедов, подняться на родовую священную гору,поклониться источнику, который поил водой их предков, и везде оставитьхотя бы маленькие знаки своего внимания - монету, белую или розовую тряпочкуна дереве, кусок сыра, печенье или конфету. И, вероятно, пока людине научатся помнить о своих истоках, шаманизми шаманы будут напоминать им об этом, будут оставаться их "оберегами",хранителями их генетической памяти.

Пожалуй, ни одна религия в истории человечестване вызывала столько бурных споров о себе. Что представляет собой шаманизм?Сколь давно он существует? Какие народы можно считать "шаманскими", тоесть принадлежащими к тому культурно-историческому ареалу, где слова шаманизми жизнь - почти синонимы. И кто такой шаман? Он жрец, экстрасенс, гипнотизер,психически больной человек, фокусник? Неспециалисту, когда он впервые что-тоузнает о шаманизме из литературы или услышит рассказы очевидцев, видевшихкамлание, бывает непросто решить для себя вопрос, что это: религия, театральноедейство, сеанс массового гипноза...

который в узел связал,

От кого пришел голод,

С той земли, где лежал, встатьне смог.

От кого пришла болезнь, котораясхватила.

Долгой ночью сна нет, короткимднем покоя нет.

Шубу, которой укрывался, подтянутьне смог.

На короткий день покой дай.

На долгую ночь сна дай,

За здоровье хозяйки молодой.(Призывание телеутского шамана, адресованное"хозяину небесного порога". Запись алтайского этнографа А. В. Анохина,1911 год.)

За спокойствие хозяина дома,

что ты позволил себе

И произошло так,

на берег реки мира.

спуститься к нам,

к заливу,

Ты снизошел к нам

поистине,

где стоит деревня копий,

продлевающая наше дыхание.(Обрядовый текст вызывания духа риса унгаджу-даяков острова Калимантан. Запись голландского миссионера Х. Шерера.Начало ХХ века.) Литература Басилов В. Н. Избранники духов. М., "Политиздат", 1984.Басилов В. Н. Шаманство у народов СреднейАзии и Казахстана. М., "Наука", 1992.Смоляк А. В. Шаман: личность, функция,мировоззрение. М., "Наука", 199 Шаман и Вселенная в культуре народовмира (сборник статей). С.-Петербург, "Наука", 1997.
Каждый текст, произнесенный шаманом вовремя обряда, - импровизация. Поэтому так интересны записи этих текстов.Вот несколько примеров с указанием, кто, когда и у какого народа их записал.Материалы рубрики "Сколько религий на земле"см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " №№ 2, 3, 6-8, 1993 г.; №№ 1, 3, 5, 7, 10, 1994 г.;№ 5, 1995 г.; № 1, 1996 г. Жертвоприношение духу Байкала. Июль 1996года.Непальский шаман с бубном.

как Джата,

Самое раннее из всех известных изображенийшамана (40-10 тысяч лет до Р. Х.) найдено во Франции, в пещере Труа-Фрер.

Шаманы гурунтов (Непал) во время праздничногошествия.

Сотни таких придорожных святилищ сооруженывдоль дорог Бурятии. Считается, что здесь непременно надо остановитьсяи брызнуть на камни немного водки - духу-хранителю здешних мест.

Шаманский костюм сзади украшен множествомразных предметов. Они все изображают духов - помощников шамана. Сибирь.

Шаманское дерево. Непал.

Монгольский шаман Цэрэн заарин в полномшаманском облачении, с бубном во время обряда в честь духа Байкала. Июль1996 года.

Ихэ-обо - место поклонения духу-защитникубурят. 1997 год.

Шест, по которому шаман во время обрядапосвящения совершает, как по лестнице, восхождение на небо. Непал.

Камлающий шаман. К нему со всех сторонспешат духи, каждый из них идет своей дорогой, из своей страны. Селькупскийрисунок начала ХХ века.

Шаманское святилище в Сибири. На дереверазвешаны шкуры принесенных здесь в жертву оленей.

На нагруднике шамана из племени цимшиам(Америка) изображение Луны.

На плаще селькупского шамана (Сибирь) изображеныкости скелета.

Ритуальная маска шамана. Бурятия.На кетском бубне изображен предок шамана,слева - Солнце, справа - месяц.

Железная "корона" шамана (Бурятия),украшенная изображением оленьих рогов. В древности на таких ритуальныхголовных уборах укреплялись настоящие рога животного.


На многих алтайских бубнах встречаетсяизображение его хозяина - шамана.


На внутренней стороне бубна видны железныепрутья, ремешки, подвески. Все это называется насестом. Здесь якобы размещаютсяслетающиеся к шаману духи.




На долганском бубне нарисован олень, шкуракоторого натянута на обод.Лодка с изображением духов - помощниковканадского шамана. Рисунок шамана, 1972 год.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)