(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. Ближний Восток. Не только войны, которыес доисторических времен велись на этой территории, не только оживленнаяторговля и торговые пути, прорезавшие древнюю землю, но и резкие климатическиеперемены во многом определили историю этих мест. Палестина - первая, пожалуй,территория, где переплелись судьбы разных народов. Постоянный обмен языков,идей и религиозных культов способствовал тому, что здесь уже в далекиеот нас времена родились многие достижения человеческой культуры. Самым существенным, поистине революционнымшагом человечества в древности стал переход от собирательства и охоты кземледелию и скотоводству. Археологи в последние годы определили места,где на Ближнем Востоке совершился такой поворот событий. Это два центра,отстоящие относительно недалеко друг от друга, - их разделяет всего 1000километров.Первый находится в юго-восточной Анатолии(сегодня принадлежащей Турции). В местечке Невали Кори археологи раскопалиодно из древнейших культовых сооружений (оно появилось около 7000 лет доновой эры), где была воздвигнута статуя божеству, превышающая человеческийрост. Изваяние стояло на арене, по краям которой, видимо, размещались люди,поклонявшиеся идолу.Второй центр - район селения Аин Газаль,расположенного недалеко от современной иорданской столицы, города Аммана.Из развалин хорошо спланированного древнего поселения археологи извлеклинесколько человеческих фигурок высотой от 35 до 90 сантиметров, сделанныхиз извести. Их возраст - 9000 лет. Как считают исследователи, фигурки свидетельствуюто том, что жители поселения поклонялись своим предкам и верили впотустороннюю жизнь.Эти два факта со всей убедительностью показывают:ступень простого удовлетворения человеческих потребностей - в пище, одеждеи жилище - миновала, переход к возделываемому земледелию стал этапным вобщественной жизни. У человека появились жизненно необходимые материальныересурсы, которые позволили ему хотя бы частично высвободить себя от забото нуждах насущных. И тогда он с любопытством смог посмотреть поверх банальнойповседневности и подумать об окружающем мире, о течении времени,о жизни и смерти. Профессор Хартмут Кюне, археолог из Берлина, утверждает:"Первая высокая культура, по моему мнению, возникла в каменном веке, ещедо того, как человек научился обжигать глину, - это было больше чем за3000 лет до изобретения письменности". (А она, как известно, появиласьв IV тысячелетии до новой эры.) "Все это наводит на мысль, - продолжаетученый, - что науке предстоит пересмотреть ранее принятые представленияоб общественной структуре тех давних времен как очень примитивной".Приручение диких животных также стало важнейшейпредпосылкой преодоления людьми первой ступени по лестнице прогресса. Нодля животноводства необходимы кормовые угодья, нужна вода, увлажняющаяпочву и делающая ее плодородной. Такие земли на Ближнем Востоке - так называемый"плодородный полумесяц" - протянулись от Египта через Палестину, СевернуюСирию до берегов Евфрата. Здесь были реки и грунтовые воды, здесь шли дожди(хотя и нерегулярно) и простирались плодородные степи, годные для сельскогохозяйства. Но в иные годы эти места,главным образом их восточную часть, посещала засуха. Именно неустойчи востьклимата в этом районе земного шара сыграла заметную роль в историко-политическомразвитии Ближнего Востока, причем, как доказали последние работы археологов,значительно большую, чем до сих пор считалось.Раскопки показали, что уже в VII тысячелетиидо новой эры организационные формы жизни были достаточно развиты, например,жилища в селениях уже не разбросаны хаотически, а размещались планомерно.Дома строили прямоугольными, со многими помещениями, в некоторых местахполы и стены сохранили до наших дней следы декоративного убранства - главнымобразом орнамента, наносимого острой палочкой по сырой глине. В домах устраивалосьводяное охлаждение помещений, такое же, какое еще и сегодня можно встретитьв деревнях Ближнего Востока, там, где нет электрических кондиционеров.Долгое время археологи не могли, однако,понять, какая же социальная структура сложилась в этих поселениях, посколькураскопки не показывали каких-либо признаков общественного неравенства жителей.Только фигурки, говорящие о существовании культа предков в Аин Газаль,и обнаруженный в Невали Кори храм дали некоторое понимание общественногоустройства: появилось основание предположить, что и на столь ранней стадиичеловеческого общежития уже существовала иерархия, определяемая, по всейвидимости, религиозной сферой жизни. Вероятно, в обществе уже выделялисьлюди, изготавливавшие амулеты, идолов, инструменты. За этим следовало иразличие при распределении продуктов питания, их хранении.Итак, в VII тысячелетии до новой эры ПередняяАзия достигает определенного расцвета, но к VI тысячелетию сложившаясякультура вдруг исчезает. Археологические изыскания доказывают, что обжитыеместа, где еще недавно кипела жизнь, несколько веков спустя полностью обезлюдели.Причина бегства людей легко угадывается: климат становился все суше и суше,и земля не могла прокормить все возрастающее население. В конце концов,покинув обжитые дома, люди отправились на север и на запад -туда, где условия для сельского хозяйства были более благоприятными, гдене свирепствовали многолетние засухи.Такое потрясение не прошло бесследно, сноваперед человеком встала задача элементарного удовлетворения своих насущныхпотребностей, а его духовные интересы отступили на задний план. Первостепеннойи единственной заботой вновь стало пропитание.С 5500 года климат Передней Азии опятьменяется - он становится более влажным. И ожили некогда заброшенные земли,но старые поселения так никто и не восстановил. Творческое, духовное началонарода во многом было утрачено; оно выявилось теперь в другом - появиласьраскрашенная керамика, наблюдается некоторый прогресс в сельском хозяйстве.Это - период неолита между 5500 и 4000 годами до новой эры. К концуэтого времени были основаны первые селениягородского типа, но еще тесно связанные с окружавшими города крестьянскимихозяйствами. Своего наивысшего расцвета культура Месопотамии и близкойк морю Палестины достигла между 2900-2800 годами до Р. Х.Города в раннем бронзовом веке - вероятно,резиденции князей - отличались прочностью постройки, их окружали высокиестены, для въезда в город возводились ворота, запирающиеся с наступлениемтемноты. Крестьяне поставляли в города продовольствие и сырье, напримершкуры животных для выделки кож. Горожане обрабатывали и перерабатывалиизлишки сельскохозяйственной продукции, занимались ремеслами и торговлей.Такие взаимоотношения приносили пользу обоим партнерам до тех пор, покаполя давали урожаи, а животные имели корм.В 2400-х годах до новой эры в Палестинеи в 2200-2100-х в Северной Сирии началась новая волна губительных засух.Отлаженная система хозяйства стала терять свою эффективность. В конце концовклиматические изменения изгнали крестьян с их земель. На Ближнем Востокеснова воцарилась полупустыня. История народов этих мест, превратившихсяв безлюдное пространство, прерывается примерно на полтысячи лет - с 2400-хдо 1900-х годов до новой эры. В слоях, относящихся к означенномувремени, археологи не нашли никаких материальных доказательств какой-либоздесь хозяйственной жизни. Нет у историков и надежных сведений о жизниПалестины за этот долгий период. Известно только, что ханаане пришли сюдавместе с другим народом - аморитами- и построили деревни, состоящие из маленьких домов, от которых почти несохранилось следов. Иначе говоря, население было сплошь крестьянским, занимавшимсянатуральным хозяйством.О жизни Месопотамии и Междуречья в этовремя известно больше, в первую очередь благодаря так называемым "текстамиз Мари". Клинописные записи были найдены в архиве дворца города Мари,лежавшего на правом берегу Евфрата (сегодня это земли Сирии). Собраниеклинописи содержало 25000 глиняных табличек. Дворец принадлежал местномукнязю аморитов, однако временами этим городом правили ассирийские наместники(см. статью "Наука идет по следам Библии". "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 8, 1997 г.).Затянувшаяся засуха заставила племена аморитовдвинуться из степей Сирии вниз по течению Евфрата, на восток. Богатые города-государстваШумер и Аккад видели угрозу в этом переселении и пытались ему противостоять,но пришельцы просочились в Шумер и постепенно захватили ведущее положениев стране. Однако внутри племен возникла междоусобная борьба за право главенствовать.Победило племя амореев. Один из правителей этого племени - вошедший в историюцарь Хаммурапи (правил с 1792 по 1750 год до новой эры). Искусный политики полководец, он прекратил междоусобицу и создал сильную армию. Неприметныйгород Вавилон он превратил в столицу могущественного государства - Вавилонии.Как известно, Хаммурапи оставил заметный след в истории общественного устройства,составив первый свод законов - "Кодекс Хаммурапи".О древних временах Палестины, как уже говорилось,у историков нет письменных документов, картину жизни помогают воссоздатькосвенные источники и письма из стран и городов, которые имели связь сПалестиной. Археологи очень надеются на успех поисков архива в Асоре -палестинском городе, через который проходили торговые пути времен бронзовоговека, связывающие этот город с Египтом, Месопотамией, Анатолией, Ассирией.Не только товары двигались по этим путям, но и древняя почта - клинописныепослания правителей, древних дипломатов или торговых партнеров.В это время культура народов Передней Азиии их религия не имели прочной опоры: множество народов, множество верований- все бурлило и было перемешано (недаром, видимо, родилась легенда о Вавилонскомстолпотворении), торжествовало насилие. Единственное, что противостоялоэтой анархии, была торговля. Она охватывала и объединяла многие страны.Ароматические вещества - с южных берегов Аравии, ляпис-лазурь - из Афганистана,янтарь - с далекого Севера, обсидиан - из Турции, бирюза - из южной Палестины,олово - с востока, медь - с Кипра, кедры - из Ливана, керамика - из Греции.Было много рынков, где торговали живым товаром - рабами. "Все были зависимыот этой торговли, но и сама торговля была зависима от международного положения,то есть от отношений между странами", - резюмируетодин из исследователей Библии и истории Ближнего Востока.Очередные изменения климата примерно вXIII-XII веках до новой эры (снова он стал более засушливым) на этот разкроме Малой Азии затронули и Балканы и подняли народы полуострова в поход.Они двинулись на судах на юг и вдоль берегов Средиземного моря. Была разгромленакрито-микенская культура, занимавшая часть материковой Греции и островаЭгейского моря, в частности остров Крит. Дальше на юге "народы моря", какназвали это нашествие в истории, разрушили государства, занимавшие полосувдоль восточного побережья Средиземного моря, атаковали, наконец, Египет,который с большим трудом отразил нападение.Еще до прихода "народов моря" засуха уженанесла сильнейший удар по Палестине. Ее недра не содержали никаких богатств,страна была посредником в налаженной международной торговле. Измененияклимата развалили систему экономических связей.Что происходило в этих краях потом - между1200 и 800 годами до новой эры? Археологи и историки считают, что и в такназываемые "темные столетия", о которых почти нет никаких сведений, можнопроследить основные вехи событий. Как это часто бывает в исторических исследованиях,стоит лишь изменить угол зрения, и вроде бы исчезнувший народ объявляетсяснова - только уже не в столице, не в оживленных торговых городах, а впоселениях и деревнях. Особенно это относится к Палестине. Ветхий заветдает исследователям опорные точки истории этих мест, начиная с 1200 годадо новой эры. Вначале - завоевание Палестины пришельцами-израильтянами,консолидация новых племен, затем гибель царства, пленение людей завоевателями-ассирийцами,затем - персами, наконец, возвращение из плена. Завершается древняя историяутверждением "Единого Бога". По материалам журнала "Bild der Wissenschaft". Климат и войны тысячелетиями определялисудьбу народов Ближнего Востока. Земледелец и пастух овечьих отар жилив постоянном страхе перед засухой, превращающей плодородные степи в пустыни.Фрагмент стелы с изображением основателядревнего Вавилонского царства - Хаммурапи.На фотографии - рельеф, изображающий лучниковцаря Тиглатпаласара III, атакующего палестинский город. Рядом - стенобитнаямашина.Нашествие "народов моря" завершилось в1200 году до новой эры захватом многих городов. Только египтяне смоглиотбить их натиск. Рельеф посвящен морскому бою египтян с "народами моря",которые потом воевали с Палестиной.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|