[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)



В первые месяцы нынешнего года, в преддверии празднования 2000-летия христианства,в Москве в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина была организованавыставка древней западноевропейской и русской деревянной скульптуры наевангельские темы.Христианству как религиозному мировоззрению человечество обязано становлениемтех духовных и нравственных норм, которые были восприняты миллионами последователей этой религии. Но христианство привнесло в мир еще и другое - бурныйрасцвет, особенно в период Возрождения, можно сказать, взрыв множествановых направлений в искусстве. Архитектура, монументальное искусство, живопись,музыка вот уже почти две тысячи лет черпают идеи из библейских и евангельскихсюжетов.Иконопись - особый пласт изобразительного искусства, рожденного христианством.Православные храмы издревле украшались фресками, мозаикой, великолепнымииконостасами, в которых основное место занимает живопись.Католические храмы принято украшать главным образом изваяниями святых- мраморными, гипсовыми, вырезанными из дерева.На Руси деревянная скульптура появилась еще в далекой древности и быласвязана с язычеством, с его идолами. Может быть, борьба церкви с идолопоклонствомв какой-то степени притормозила работы над скульптурными изображениямихристианских святых. Но искусство деревянной скульптуры не умерло, оновозродилось в новых свежих направлениях.Выставка, прошедшая в Музее изобразительных искусств, дает возможностьсравнивать русские и немецкие, нидерландские, французские деревянные скульптуры,открывает возможности понять и общие их черты и различие.Западноевропейская деревянная скульптура, собранная в музеях Германии,- это работы мастеров разных стилей и эпох. Каждая выполнена художникомвысочайшего класса. И любая скульптурная группа, композиция изображенатак, что хочется долго и внимательно рассматривать детали, штрихи и всевремя открывать для себя что-то новое. Потому что каждый штрих действительнонаполнен смыслом. Множество милых лирических деталей в циклах "детских"скульптур и совсем иных - драматических - в циклах страстей.Христос идет на мучительную и позорную, по тем понятиям, казнь. Идетради открывшейся ему истины. Но на провокационный вопрос Понтия Пилата"Что есть истина?" Христос отвечает молчанием. И вся двухтысячелетняя историяхристианской цивилизации - в сущности, история поиска ответа на этот вопрос,который и до сих пор остается открытым.Пермская (восточноевропейская) коллекция деревянной скульптуры (350скульптур ных композиций) относится к XVIII-XIX векам. Это, пожалуй, самаябольшая коллекция не только в нашей стране, но и во всей Европе.Почти всю ее собрал бывший директор Пермской художественной галереиН. Н. Серебренников. Он не просто собрал эти бесценные памятники нашейистории и искусства, он спас их от гибели. Потому что это было в 20-х годахуходящего века, в те времена, когда соборы, церкви у нас в стране ломали,крушили беспощадно. Деревянные скульптуры, украшавшие храмы в городах иселах Прикамья, тоже были обречены на уничтожение.Пермская деревянная скульптура - одна из школ древнерусской пластики,которая особенно пышно и самобытно расцвела в XVII-XVIII веках. Культовыедеревянные образы святых тогда вырезали почти в каждом городе и во многихселах по берегам Камы. Авторами, создателями скульптур были мастера-самородки- крестьяне, охотники, сплавщики леса. Они не очень-то хорошо знали Священноеписание, которое доходило до них не через книги, а главным образом в пересказах.Библейских героев резчики изображали по своему разумению. Не опасаясь как-тообидеть или оскорбить этим святых, наделяли их теми человеческими качествами,которые сами больше всего ценили в людях: силой, добротой, трудолюбием,справедливостью, решительностью, готовностью заступиться за слабых, обездоленных.В таком же фольклорном толковании подавалась и главная тема - образстраждущего Христа. Его изображали в простой мужицкой одежде или полуобнаженнымс терновым венцом на голове, а то и в кандалах. Он был мучеником, потомучто безвинно приговорен к кресту. Ему "в ручки, в ножки гвоздики вбивали,на буйну головку терновый венец надевали". В этих словах не просто жалость,здесь - огромная эмоциональная сила образа. Высокая непреходящая ценность"пермских богов" именно в том, что они несут в себе черты живых людей."Каждая эпоха, каждая национальная культура по-своему прочитывала Евангелие,помещая его в свою историческую, социальную, географическую среду, в своиприродные условия и создавала свой образ Христа-Вседержителя, Христа вославе. Но чаще - Христа-Страстотерпца, подвергаемого насилию, унижениям,побоям, крестным пыткам... Чаще - потому что такой Бог ближе, человечнее,потому что "Бог - немощный и слабый все равно остается Богом, Богом отлюдей".Так написал Юрий Домбровский, один из тех, кто прошел "крестным путем"через тюрьмы и лагеря нашего ХХ века. Е. ОСТРОУМОВА.
Скорбящая Мария. Южные Нидерланды, около 1430 г. Дерево (орех). Фондпрусского культурного достояния. Берлин.
Фигура скорбящей Марии входила в ныне утраченную группу предстоящих- тех, кто стоял у подножия креста, на котором распят Христос.
Святой Криспиниан. Франция, около 1420 г. Дерево (орех). Фонд прусскогокультурного достояния. Берлин.
Криспиниан и его старший брат Криспин - римляне из знатного рода.Во времена преследования христиан (около 303 года) бежали в Галлию. Тамобучились сапожному делу и бесплатно шили обувь для бедняков. Но так какони не отреклись от своей веры, власти схватили их, пытали, а потом обезглавили.Скульптура изображает Св. Криспиниана за мирной работой: он шьет башмак,прикрепленный ремнем к его коленям.
Обручение Марии. Нидерланды, около 1490 г. Дерево (дуб). Фонд прусскогокультурного достояния. Берлин. Согласно евангельским апокрифам, Мария подостижении брачного возраста прекратила служение в храме. Хотя она принялаобет безбрачия, первосвященник задумал выдать ее замуж. Чтобы выбрать подходящегожениха, он наказал всем неженатым и вдовцам из рода Иуды принести в хрампосох. Тот, чей посох зазеленеет и из него вылетит голубь, должен будетжениться на Марии. Жребий пал на Иосифа, который был вдовцом в летах иимел детей.
Деревянная скульптура "Лонгин сотник". Фрагмент. XVIII век. Соликамскийисторико-художественный музей.
Лонгин - римский сотник, он командовал охраной при кресте во времяказни Христа. Под впечатлением увиденного Лонгин воскликнул: "Да ведь они правда Сын Божий!"
Иисус Христос, "Моление о чаше". Деревянная скульптура в сочетании сросписью, вероятно, была частью целой композиции. Дерево (липа), левкас,темпера. Первая половина XIX века. Пермская государственная художественнаягалерея.
В канун страшной казни Иисус Христос молится в Гефсиманском саду:"Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу,но как Ты". (Евангелие от Матфея; 26, 39.)
Христос в темнице. Дерево (липа), левкас, темпера. Начало XIX века.Пермская государственная художественная галерея. Именно такой Христос,по облику похожий на простого крестьянина, незаслуженно оскорбленный истрадающий, был близок народу и любим.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)