(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) Метенков преодолел сопротивление родни и переехал в Екатеринбург, где стремительно добился признания у просвещенных горожан. Отныне семейные альбомы многих екатеринбуржцев начинались с фотопортретов, сделанных Вениамином Метенковым. Многие из них теперь хранятся как знак времени в Государственном Эрмитаже.
В Москве, Петербурге и других городах России нередко случаются временные выставки фотоколлекций увлеченных своим делом собирателей. Но музей, посвященный истории фотографии, есть только в Екатеринбурге. В этом городе жил фотолетописец Урала Вениамин Леонтьевич Метенков, работы которого были удостоены Золотой медали Всемирной фотографической выставки в Париже в 1889 году. Почтовые открытки с его снимками охотно покупали во многих городах Европы. Судьба фотолетописцаВениамин Леонтьевич Метенков родился в 1857 году в городе Миассе, на Южном Урале, в семье старообрядцев. Фотографией увлекся рано, освоил ее азы быстро и самостоятельно. Родственников "сия бесовская штука" пугала. Старообрядцы были убеждены: "если поймает кого на стеклышко, да лик его на бумаге получится, тогда пропал человек, печатью антихриста будет отмечен, а душой завладеет дьявол".
Работы Вениамина Метенкова были отмечены Серебряной медалью на весьма престижной Сибирско-Уральской научно-промышленной выставке 1887 года и Золотой медалью Всемирной фотографической выставки в Париже в 1889 году.
Вениамин Метенков оставил потомкам уникальную галерею человеческих характеров. Но он с увлечением снимал также уральские заводы и поселки, улицы городов, их архитектурные достопримечательности. И выпускал свои снимки на почтовых открытках, которые большими тиражами расходились по всей Европе. Типографии Берлина и Стокгольма почитали за честь печатать альбомы с работами екатеринбургского мастера.
На некоторых снимках заметно, что клиенты слегка облокачиваются на колонны, служившие им опорой во время съемки. А что было делать? Фотография требовала в то время весьма длительной выдержки. Зато печатали быстро. И уже в начале века Метенков одним из первых в России предлагает своим заказчикам невиданную роскошь - моментальное фото. Пока тот же крестьянин прогуливался по базару, его заказ выполнялся.
Признанный авторитет, он никогда не делал секрета из своего умения. Более того, выпустил брошюру "Руководство для начинающих фотографировать". В 1895 году, когда Метенков уже был действительным членом Русского технического общества, самым знаменитым фотографом Екатеринбурга, на Вознесенском проспекте города открылся его собственный фотографический салон, при котором работал и магазин. Сохранилось рекламное объявление: "Использование новейших способов фотографирования портретов, групп, видов, копий с планов, чертежей и т. п. Производство хромофотографий. Зеркальная эмалировка карточек. Печатание на портретных карточках времени фотографирования. Сохранение негативов до двух лет и более. Большой выбор фотографических аксессуаров, мебели и художественных декораций". Это было сенсацией для екатеринбуржцев. Ведь рядовые мастера предлагали лишь "дешевую фотографию по 2 рубля за дюжину карточек". И только у Метенкова снимались даже крестьяне. Выбравшись в город поторговать, они заходили в фотосалон и прямо в лаптях становились на фоне то царского дворца, то шикарного фонтана или парковой аллеи. Единожды в жизни побыть царем, хотя фотография стоила недешево, уральский мужик позволить себе мог.
Стоит сказать и об изобретательской жилке Вениамина Леонтьевича. Например, он изобрел фотографические пластинки "Прима" со специальным, разработанным им способом покрытия эмульсией высшего качества и чувствитель ности. Он же одним из первых в России начал производить съемку при искусственном (электрическом) освещении и первым опробовал пластинки "Автохром" Л. Ж. Люмьера, дающие изображение в натуральных цветах.
А фотографический магазин развернул широкую торговлю оптом и в розницу по всему Уралу и Сибири. В продаже были разнообразные марки фотоаппаратов, оборудование для съемочных павильонов, пленки, химикаты. Всего около 5000 наименований.
Среди близких знакомых Метенкова - известный писатель Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Снимки Вениамина Леонтьевича служили ему хорошим подспорьем в работе. В 1897 году из Петербурга Мамин-Сибиряк писал Метенкову: "Я издаю большую книгу "Урал", где в форме путешествий будет описан весь край. Необходимо достаточно фотографий. Жалею, что раньше, когда жил на Урале, не имел своего аппарата. Надеюсь на тебя..." Метенков очень ценил это внимание: большой портрет Мамина-Сибиряка был постоянным украшением его фотосалона...
Парадный фасад дома Метенкова украшали фирменные знаки "Кодака", "Герца", "Цейса" и российской фабрики фотопласти нок "Победа". Вениамин Леонтьевич - их крупнейший торговый представитель. В окнах магазина - выставка новых работ фотографов. Кованые железные ворота венчает вензель "Ф. М." (Фотограф Метенков). Не только фотографом был Вениамин Леонтьевич, но и одним из первых "киношников" на Урале. В 1904 году он взялся за продажу немецких аппаратов "Кино" для съемки, печати и показа. Через четыре года расширил ассортимент услуг: "кинематографы - полное оборудование электротеатров; командировка механика для установки театра и первых сеансов; прокатная контора картин". В 1910 году Метенков выпускает киноленты собственного производства: "Екатеринбург во время масленицы", "Уличные акробаты-китайцы в Екатеринбурге", "Торжество в Екатеринбурге по случаю 50-летия отмены крепостного права". Двенадцать чудом уцелевших отрывков из этих лент хранятся в архивах Госфильмофонда России.
Фотографический музейА вот дом на Вознесенском отстояли, хотя городские власти в свое время хотели на его месте устроить автостоянку. Дом отреставрировали, украсили тем же вензелем, но под новой вывеской: "Фотографический музей. Дом Метенкова".
Революция крепко ударила по судьбе выдающегося фотомастера. Закрылось знаменитое фотоателье. Имущество конфисковано. Бесценный фонд стеклянных негативов погиб. Последние годы В. Л. Метенков жил в бедности и умер весной 1933 года в полной безвестности. До сей поры современным краеведам не удалось отыскать его могилу на Михайловском кладбище Екатеринбурга...
Более двадцати лет Евгений Михайлович собирал эти бесценные архивы. Однажды он узнал, что в маленьком городке Сысерти, близ Екатеринбурга, стеклянные негативы используют для теплиц. Поехал туда, нашел женщину, у которой этих негативов была целая корзина, отобрал годные и напечатал с них уникальные фотографии: первый трактор на селе, первая колхозная пахота, юноши и девушки, занимающиеся спортом... Потом организовал нашумевшую выставку - "Рядовые истории, 20-е годы".
Основой уникального музея в Екатеринбурге стала частная коллекция фотохудожника Евгения Михайлови ча Бирюкова. Около десяти тысяч экспонатов: аппараты, фотографии, афиши, картины, сувениры, книги, журналы, открытки, визитки, значки, марки (все о фото) - были переданы "Дому Метенкова" безвозмездно.
Один из залов "Дома Метенкова" занимают постоянно действующие выставки современных фотохудож ников.
У внучки Метенкова сохранились личные письма знаменитого фотографа, его дневниковые заметки. И в конце концов экспозиция, повествующая о развитии фотодела на Урале, была открыта. Сейчас в музее несколько разделов: мемориал самого В. Л. Метенкова (1857-1933), приемная фотоателье начала века, виды Урала, в том числе панорама Екатеринбурга, снятая с Екатерининского собора в 1895 году, и парад старинных фотокамер (камера-обскура, стереоскоп, стереоспектры и личный "Меркур" мэтра).
"Дом Метенкова" по-прежнему открыт для всех. Переступая его порог, вы попадаете в историю - невыдуманную историю человеческих судеб и лиц, безмолвно глядящих на вас из вечности.
В музее хранятся уникальные снимки, сделанные на нетрадиционных носителях фотоизображения - на коже, ткани, металле. Евгений Михайлович Бирюков - сегодня старший научный сотрудник музея - мечтает о новых счастливых находках, подумывает о ретросалоне, где каждый сможет получить свое фотоизображение, стилизованное под начало уходящего века. И о ретрофотоателье, в котором посетителям представится возможность наблюдать длительный, кропотливый процесс создания и печати фотографий, как это было сто лет назад.
В статье использованы архивные фотодокументы из музея "Дом Метенкова" и снимки, выполненные Е. М. Бирюковым.
А на первом этаже особняка располагается фотографический магазин, торгующий товарами от всемирно известной фирмы "Кодак", представителем которой был когда-то Вениамин Леонтьевич Метенков.
"Дом Метенкова" сегодня - магазин и музей. Снимок 1999 года.
Ю. ШАМАНАЕВА (г. Екатеринбург). Уральский фотограф В. Л. Метенков.
Два снимка из фотолетописи В. Л. Метенкова. Как-то сложились судьбы этих людей?
Так выглядел фотографический магазин Метенкова в начале ХХ века.
Городской театр (ныне Академический театр оперы и балета им. А. В. Луначарского) построен в 1912 году по проекту архитектора В. Н. Семенова по типу известных Венского и Одесского оперных театров.
На этих фотографиях - виды Екатеринбурга, снятые в начале ХХ века В. Л. Метенковым. Городской пруд Екатеринбурга был создан по необходимости: задуманный В. Н. Татищевым завод (он и выбрал место на реке Исети) мог работать только на водяной силе, плотина поддерживала соответствующий напор. Впоследствии акватория пруда стала украшением выросшего вокруг города.
Екатерининский собор - именная церковь Екатеринбурга: освящена в честь святой Екатерины, покровительницы всех ремесел и горного дела. Воздвигнут в середине XVIII века, снесен в 1930 году.
Дворец Расторгуева-Харитонова до сих пор самая красивая усадьба Екатеринбурга с великолепным, на английский манер, парком. Построен в самом начале XIX века для богатого купца Расторгуева (имя зодчего неизвестно).
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90)
|
|