[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)



Доктор биологических наук Л. СЕРОВА.

Все в жизни ритмично. День сменяет ночь, весна - зиму, прилив сменяет отлив, бодрствование - сон. Свой ритм есть в работе сердца, в дыхании, нервных импульсах. И именно ритм является одним из основных критериев их благополучия. Каждый не раз испытывал на себе благостное влияние ритмов, поступающих извне, - музыки, поэзии, танца...

Ритмы жизни
В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная,
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
М. Лермонтов.


Наша задача - задача читателей и слушателей - куда проще: принять эту подаренную нам музыку в наши души для утешения и подъема настроения, для врачевания ран, для гармонизации нашего мира. Успех благодатного и даже лечебного действия музыки, в том числе - музыки стихов, имеет свое физиологическое обоснование в удачном сочетании внешних и внутренних ритмов.

"Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно... он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он - сын гармонии, поэт". - Это - из речи памяти Пушкина "О назначении поэта", произнесенной Блоком в феврале 1921 года, за несколько месяцев до смерти. - "На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим Вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир". Задача поэта - "поднять" звуки из глубин духа и заключить их "в прочную и осязательную форму слова...".

И пусть катятся волны жизни своей чередой. Только пусть приходит мир после ссоры, радость после огорчения. Пусть будет радуга после дождя. После каждой ссоры, после тучек и серости, или после ливня с громом, после грусти и слез - пусть будет радуга! Пусть выглянет солнце. Как удивительно сказано об этом в одном, к сожалению, редко вспоминаемом стихотворении
Н. А. Некрасова:

Оглядываясь на свою теперь уже долгую и вовсе не усыпанную розами жизнь, я могу с уверенностью сказать, что именно ритмы - стихи и музыка - всегда оказывались для меня лучшими помощниками "в минуту жизни трудную"! И за долгие годы определились свои стихи и свои мелодии для каждой неприятности и каждой болезни. Это очень простое лекарство, которое всегда с нами.

Мы приходим, словно поезда.
Попыхтим и в путь уходим дальний.
Остановка "Жизнь", ты, как всегда,
Всех встречаешь суетой вокзальной.
Вот и я пришел, но скоро срок,
Скоро вдаль меня умчит дорога.
Красный станционный огонек,
Мой отход отсрочь хоть нанемного.
Р. Гамзатов.

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.
Говори же, когда ты сердита,
Все, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир - и скорее наскучит.
Если проза в любви неизбежна,
То возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья...
Образ жизни и долголетие

Не удивительно, что ученые древности интересовались проблемами долголетия не меньше нашего. Сначала люди ограничивались тем, что завидовали отдельным счастливчикам - долгожителям, вздыхали и придумывали легенды. Но даже и в легендах не все и не всегда было хорошо.Например, герои древнегреческих мифов Кадм и его жена Гармония получили бессмертие, но за это им пришлось стать животными, которые, как считалось, живут вечно или, по крайней мере, очень долго. И они были превращены в "две блестящие и старые змеи"...

"Подобно наполеоновскому солдату, "носившему в своем ранце маршальский жезл", всякий в глубине своей души питает надежду отличиться по части долголетия... - читаем мы в "Философии долговечия" Фино. - Даже те, кто... тяготится жизнью, лишь с трудом могут убедить себя, что Земля будет продолжать вращаться и после того, как их не будет, что все вообще будет идти как нельзя лучше, когда они совершенно исчезнут... Кем бы мы ни были - философом или легкомысленнейшею из женщин... мы с трудом миримся с мыслью о нашем окончательном удалении со сцены".

В каменном и бронзовом веках, судя по остаткам человеческих скелетов, люди старше 50 лет были крайне редким исключением. Средняя продолжительность жизни составляла 18-20 лет. В Древнем Риме человека в 40 лет называли стариком, а в 60 лет - допонтанусом (человек, пригодный только для жертвоприношения). Средняя продолжительность жизни в Древнем Риме составляла 28-30 лет. Такой примерно она оставалась и в эпоху Возрождения.

Советы ученых средневековья были уже гораздо конкретнее, но, к сожалению, и они не давали практических результатов. Средневековые алхимики предлагали не один эликсир долголетия, медики призывали к умеренности, но... по-прежнему одни жили мало, несмотря на умеренность и эликсиры, у других же все было наоборот: ничто не помешало им перешагнуть столетний рубеж.

По некоторым сведениям, крайний человеческий возраст не превышает 185 лет. Именно в этом возрасте умер основатель аббатства в Глазго Кентингерн, известный под именем святого Мунго. В Норвегии некий Дракенберг прожил с 1626 до 1772 года. Он был захвачен в плен пиратами, пятнадцать лет прожил в неволе, а затем еще девяносто лет прослужил матросом. Шропширский крестьянин Фома Парр до 130 лет занимался тяжелой работой. Умер он, не дотянув трех месяцев до 153 лет, совершенно случайно - объевшись при дворе короля, куда он был приглашен. Фому Парра вскрывал сам великий Гарвей, а похоронили его в Вестминстерском аббатстве.

Биологически возможная продолжительность жизни человека 100-200 лет, однако и сто лет в наши дни, к сожалению, еще редкость. До сих пор остается в силе положение И. Мечникова о том, что никто не умирает от естественной смерти.

Долголетие в значительной мере определяется наследственными - генетическими факторами. Но, как всякое наследство, его можно быстро промотать, а можно и увеличить.

Едва ли какая-нибудь область знания может похвастаться таким обилием гипотез и теорий, как наука о старении - геронтология: их сейчас известно более трехсот. Говорят, что количество гипотез обратно пропорционально ясности вопроса. Действительно, проблема долголетия очень сложна - ведь речь идет об изучении процессов, определяющих сущность жизни. Можно установить прямую связь между крупными событиями в области биологии и медицины и возникновением гипотез о механизме старения. Расцвет учения о железах внутренней секреции породил представление о решающей роли гормональной деятельности в механизме старения; успехи биологии клетки дали толчок развитию представлений о роли внутриклеточных изменений; успехи в изучении свойств и строения белков привели к гипотезам о роли физико-химических изменений белка в старении организма.

Пытаясь примирить эти две крайности, геронтологи предлагают придерживаться золотой середины - избегать "чрезмерной раздражительности" и, вообще, "беречь нервные клетки", так как их работоспособность с возрастом падает особенно быстро. Но известно, что долголетием отличались и люди активного творческого труда, чьи нервные клетки работали, очевидно, в высшей степени интенсивно.

Статистика долголетия говорит о том, что успеха добиваются главным образом "вольные дети лесов и полей", ведущие спокойный, размеренный образ жизни, занимающиеся умеренным физическим трудом. "Между влияниями, укорачивающими человеческую жизнь, преимущественное место занимают печаль, уныние, страх, тоска, малодушие, зависть и ненависть... Скука очень опасна как в физическом, так и в нравственном отношении..." - писал немецкий клиницист Гуфеланд. Но оказывается, что к таким же малоприятным последствиям может привести и чрезмерная радость. Софокл, например, умер под аплодисменты толпы, венчавшие его гений, а племянница философа Лейбница умерла от радости, найдя на смертном ложе своего дяди 600 тысяч франков.

83 года прожил Гете. Только за год до смерти он кончил вторую часть "Фауста". До самой смерти он сохранил не только трудоспособность, но и способность увлекаться. В последний день жизни в бреду он воскликнул: "Посмотрите на эту прекрасную головку женщины в темных локонах на черном фоне!" И вместе с тем он был удивительно далек от мифической умеренности. "... В сущности в моей жизни ничего не было, кроме тяжелого труда, - пишет он, - и я могу сказать сейчас, когда мне 75 лет, что я за всю жизнь и четырех недель не прожил в свое удовольствие. Точно я все время ворочал камень, который снова и снова скатывался обратно, и надо было снова его подымать". Биограф Гете Эккерман не переставал удивляться тому, что этот, казалось бы, всего достигший человек в 80 лет - "безустанно ищет случая увеличить свою опытность. Ни в каком направлении не останавливается он... он все хочет идти дальше и дальше! Всегда учиться, вечно учиться! Этим он остается вечно и неисчерпаемо юным".

Так, Лев Толстой скончался в возрасте 82 лет от воспаления легких. Тициан умер в возрасте 99 лет от чумы. Ему было 95 лет, когда он закончил свою знаменитую картину "Христос в терновом венце". Коро написал один из своих шедевров на 80-м году жизни. Композитор Обер умер в 90 лет, в 87 он написал оперетту "Грезы любви", а когда ему было 80 лет, он говорил: "Мне не 80, а четыре раза по 20!".

Случайно ли это? Случайны ли столь частые случаи относительного долголетия среди людей активного творческого труда? По-видимому, нет. И здесь действует все тот же универсальный принцип доминанты. Его автор - А. А Ухтомский - пишет по этому поводу: "В понятии доминанты скрывается та мысль, что организм человека представляет из себя более или менее определенный энергетический фонд, который расходуется в каждое мгновение преимущественно по определенному вектору, и тем самым снимаются с очереди другие возможные работы. Необходимо при этом помнить, что в отдельные моменты жизни энергетический фонд организма непостоянен: если, с одной стороны, он расходуется на процессы, идущие сами собой, то, с другой стороны, он в самом процессе работы может восполняться в избытке за счет процессов вынужденных... Бездоминантная... и вялая установка Обломова должна быть энергетически неэкономной, а ярко-доминантная установка Юлия Цезаря и Гарибальди должна быть энергетически наиболее производительной".

"Никто так не изнурял себя работой, как я, - писал Микеланджело. - Я ни о чем другом не помышляю, как только день и ночь работать". "Он... жил титанической жизнью, непосильной для его слабой плоти и духа... - писал о Микеланджело Ромэн Роллан. - Страдание, причиняемое распиравшей его силой, заставляло его действовать, беспрерывно действовать, не зная ни отдыха, ни покоя". И тем не менее Микеланджело прожил 89 лет и до самой смерти не оставлял своей работы и увлечений, переходя от скульптуры к архитектуре, от живописи к сонетам. Говорят, что однажды на вопрос кардинала, что он в холодный дождливый день делает у стен Колизея, семидесятилетний Микеланджело ответил: "Я учусь!". Галилею было 70 лет, когда он открыл движение Земли вокруг Солнца. И. П. Павлов умер от инфекции на 86-м году жизни, еще полный творческой энергии.

"В глубокой старости думают, что доживают свой век, а, напротив, тут-то идет самая драгоценная, нужная работа жизни и для себя, и для других. Ценность жизни обратно пропорциональна квадрату расстояния до смерти". - Эта запись сделана 82-летним Львом Толстым. До его смерти оставалось меньше года... И все же такая позиция настраивает на оптимизм и плодотворную старость. И это - самое главное...

Сам Алексей Алексеевич Ухтомский умер в блокадном Ленинграде, на 68-м году жизни. Но сколько всего вместила эта жизнь! Юный кадет, молодой слушатель Духовной Академии, кандидат богословия и великий ученый, чьи пророчества в области физиологии не устарели за последние десятилетия. И удивительный человек, не только свято веривший в великий смысл жизни, но и глубоко убежденный в нашей ответственности - перед жизнью, перед миром, перед судьбой... "Природа наша делаема, - повторял он. - Если не овладеть вовремя зачатками своих доминант, они завладеют нами. Поэтому если нужно выработать в человеке продуктивное поведение с определенной направленностью действия, это достигается ежеминутным, неусыпным культивированием требующихся доминант".

Вот и приходит время прощаться.

Некоторые итоги

"Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач еще впереди, сколько разочарований, сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - его песня спета. Вера и упорство. Труд и честность", - это кусок из письма Николая Заболоцкого, написанного в 1928 году, когда ему было 25 лет. Его ждали не только неудачи и разочарования. Его ждали арест в 1938 году и ад "исправительно-трудовых" лагерей... И все пережив, возвращаясь к этой теме 30 лет спустя, он говорит о том же самом:

Вы можете спросить, выполняю ли я сама все рекомендации, изложенные в этой книге. Ежедневно и ежечасно - конечно, нет. Но в принципе - да. Строить свою жизнь четко по часам, по жесткому принуждению - тоже одна из вещей, которых не стоит делать. Конечно, нужна самодисциплина, нужна цель, но нужны и некие "степени свободы", без которых все превращается в сухую схему, рождающую скуку и связанные с ней неприятности. Основной принцип заключается, наверное, в том, чтобы пропуская "надо" через себя, превратить его в "хочу" и радоваться этому.

И пусть спутниками вашей души будут Вера, Надежда, Любовь и их мать Софья - мудрость.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырям, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!
Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!
Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.
А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.
Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь.
И уж раз речь зашла о душе, еще одна цитата - последняя. "Душа есть совокупность ума, рассудка и всех чувств внутреннего мира человека. Следовательно, она - сила и, следовательно, исчезнуть не может", - Д. И. Менделеев.

Эдгар Дега (1834-1917). Голубые танцовщицы.

Счастливого вам пути!

Лукас Кранах старший (1472-1553). Мадонна с младенцем под яблоней.






Рембрандт ван Рейн (1606-1669). Портрет раввина.




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)