[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

Лихорадка"мыльных опер" привлеклавнимание и ученых. Почему такнеодолимо тянет нас к экрану, когданачинается очередной сериал? Чтопри этом происходит в нашеморганизме? И, наконец, полезно иливредно это для нашего здоровья? Наэти вопросы и делает попыткуответить предлагаемая вниманиючитателей статья.

В нашенеспокойное время, полное перемен инеожиданных стрессов, в жизньмногих вошло совершенно особенноеявление - многосерийный киносериал,"мыльная опера". Вот уженесколько лет подряд "чассериала" вносит свои коррективыв домашнее и, что греха таить, врабочее расписание. Но влияниесериала простирается гораздодальше - и дело не только в том, чтопосле знаменитой "РабыниИзауры" дачные участки величают"фазендами", а имена героев"Санта-Барбары" продолжаютпоставлять клички для домашнихсобак и кошек. Сериалы вмешиваютсяне только в частную жизнь, но и вполитику, бизнес, искусство.

Привязанностьзрителей к любимым героям простопоразительна.

Кандидатмедицинских наук
В. КНАБЕНГОФ (г. Баку).
А в самом деле, в чем состоит стольнеобыкновенная притягательностьсериала? Журналист ВикторияМунблит, корреспондент израильскойгазеты "Вести-2", высказалатакую точку зрения: просмотрсериала - это ритуальное действие,почти медитация. Много месяцевподряд, в одно и то же времязнакомые герои уносят нас вволшебный нереальный мир, где можнозабыть о заботах и тревогахсегодняшнего дня, где добро всегдаторжествует, а зло легко узнаваемо.Взрослый человек может несколькоминут побыть ребенком - доверчивыми счастливым. Он настолько очарованэтим состоянием, что даже незамечает подмены одного актерадругим, а сценаристы не утруждаютсебя объяснением причин изменениявнешности героя при помощипластической операции - и такповерят.

Многиеисследователи пытались понять, чтоже происходит с человеком припросмотре телесериала. В. С. Чугунови В. Н. Васильев в своих работахприводят данные американскихученых Л. Леви и Л. Элера, которыееще в семидесятые годы показали,что просмотр многосерийныхкинофильмов уменьшает выделениегормонов стресса - катехоламинов, апросмотр боевиков и триллеров -увеличива ет. Американскийпсихолог К. Изард в своеймонографии "Эмоции человека",изданной в 1983 году, пишет, чтоглавный движущий фактор любви ксериалам - это просто интерес,любопытство. При просмотрекинофильма идет процесс нарастаниявозбуждения нейронов, что приводитк тому, что человек оказывается"захваченным"" сериалом.Долгую же привязанность к этомувиду отдыха создают два фактора -высокая степень удовольствия припросмотре и малая степеньнапряжения и импульсивности.

Выступление вГосударственной Думе НиколаяСванидзе, главы РТР, о борьбе самериканизацией телевидения, имелокрайне негативную оценку в широкихкругах по очень простой причине - вкачестве образца американскойпродукции была выбрана все та жесобирающая миллионы зрителей"Санта-Барбара".

Было установлено,что у заядлых зрительницпроисходит стойкое изменениесуточного стереотипа поведения - встрого определенное время, втечение многих месяцев происходитпереключение: от повседневнойдеятельности в вымышленный мир.Перед просмотром проводиласьзапись 100 кардиоинтервалов - паузмежду сокращениями сердца, а затемво время просмотра через каждые 10минут записывали еще по 30кардиоинтервалов у каждойобследованной. Изучались такжеработа пульса, индекс напряжения -показатель, свидетельствующий обактивации системы гипофиз-надпочечники и выбросе стрессовыхгормонов в кровь.

В нашейлаборатории было проведеноисследование сердечнойдеятельности у 20 женщин при показемногосерийных фильмов"Санта-Барбара" и "Новаяжертва".

Но наибольшееснижение индекса напряжениядостигалось после просмотрасериала - у более чем половинызрительниц. Все этосвидетельствовало о расслабленииорганизма и нормализации сердечнойдеятельности. Поэтому можносделать вывод, что просмотрсериалов обладает определеннымтерапевтическим эффектом, особеннодля больных гипертонией,нейроциркуляторной дистонией идругими сердечно-сосудистыминарушениями, в основе которых лежатсбои нервной регуляции. Кроме того,наши наблюдения позволяют выявлятьлюдей, которым необходимопрофилакти ческое лечение. Однакоследует заметить, что некоторыетелезрительницы слишком острореагировали на происходящее, и этоиногда сопровождалосьнежелательными нервными исердечными реакциями. Поэтомуподходить к просмотру сериалов какк средству лечения нужно все-таки состорожно стью - реакция нервнойсистемы на телевизионные страстизависит от индивидуальныхособеннос тей личности, состояниясердечной мышцы, уровня выработкигормонов и многих других факторов.

Оказалось, чтоперед просмотром зрители находятсяв состоянии предстартовогохарактера и выброс гормоновстресса у них несколько повышен.Индекс напряжения, который в нормеимеет значение 65-150, у зрителейдостигал 32 Все это говорило опреобладающем воздействиисимпатичес кой нервной системы наработу сердца - при этом учащаютсясердцебиения, убыстряется пульс,повышается давление, суживаютсясосуды. Пребывание в течение часа внеподвижном состоянии исосредоточенный просмотркинофильма приводили к снижениюиндекса напряжения до 19 Крометого, показатели сердечнойдеятельности свидетельствовали отом, что все большее влияние нарегуляцию ритма сердца приобретаетпарасимпатическая нервная система- сердцебиения становятся болеередкими, пульс замедляется,давление снижается, сосудырасширяются.




Физиологиобнаружили, что главный движущийфактор любви к сериалам - это простолюбопытство, котороесопровождается нарастаниемвозбуждения нервных клеток. Врезультате человек оказываетсябуквально "захвачен" сериаломи забывает обо всех заботахреальной жизни.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)