[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)

В Великом Устюге уже четвертый год работает музей елочных игрушек. Такого количества одновременно наряженных елок вы, наверное, никогда не видели. Но елочки особенные, потому что каждая украшена игрушками определенного времени: елка начала XX века, 1930-х, 1940-х, 1950-х годов и т.д. Рядом — рождественские и новогодние открытки, деды-морозы, фотографии того времени. И все эти дорогие сердцу атрибуты лучшего праздника в году несут массу информации. По елочным игрушкам можно изучать историю страны.

Давайте поговорим о вещах, про которые вспоминаем лишь раз в году, более того, под занавес года, — о елочных игрушках. Любимые всеми, они абсолютно беззащитны: каждый следующий Новый год любая из хрупких вещичек может не пережить. В результате многие игрушки, которые помнят теперешние папы, мамы, бабушки, исчезли: разбились, потерялись, “ушли”. Но до сих пор живут они в рассказах. Обычно в декабре бабушка, вздыхая, вспоминает, что при переезде на чердаке старого дома остались еще “тогдашние такие” игрушки!

В календарной обрядности всех народов Восточной Азии первейшее место принадлежит Новому году. В Китае Новый год, отмечаемый по лунному календарю в конце зимы, получил название “Праздник весны”. В это время дом празднично украшают: на красной бумаге иероглифами пишут благопожелания, на дверях дома вывешивают длинный брусок древесного угля (“генерал уголь”), который оберегает от нечистой силы и привлекает богатство, для этих же целей устраивают “денежное дерево” с медными монетами. Новый год в Китае наступает с криком первых петухов.

Однако устроители необычного музея решили не ограничиваться одной Россией и дополнили выставку экспонатами, рассказывающими о праздновании Нового года и Рождества в разных странах. А посему и назвали музей лаконично: “Новогодняя и рождественская игрушка”. Оказывается, Новый год и Рождество — самые любимые праздники в разных странах. Но отмечают их по-разному и даже в разное время.

В Европе и Америке чаще всего празднуют Рождество.

В некоторых районах Японии одним из самых ярких украшений дома перед Новым годом является кадомацу (“сосна у входа”) — приветствие божеству новогоднего праздника. Изготавливают его в основном из сосны, бамбука, сплетенных рисовых соломинок и украшают ветками папоротника и мандарина. Каждый элемент кадомацу — символическое пожелание: бамбук — стойкости, папоротник — множества детишек и т.д.

И все же большинство ребятишек знают, что современный, самый настоящий Санта-Клаус живет не в Америке, а в финской Лапландии. Правда, в родной Финляндии его называют иначе — Йоулупукки. Решением ООН с 1984 года Лапландия официально провозглашена “Землей Санта-Клауса”. В ноябре 2000 года финский Санта-Клаус встретился с российским Дедом Морозом на родине последнего — в Великом Устюге. Два зимних волшебника подписали соглашение о взаимном сотрудничестве на благо всех детей.

Санта-Клаус родился в Америке. В 1822 году американский профессор Клемент Кларк Мур написал рождественскую поэму “Приход святого Николая”, в которой образ святого был трактован достаточно вольно: веселый общительный старик одаривал на Рождество повстречавшегося ему мальчика подарками.

На Руси Новый год отмечали 1 сентября. Петр I специальным указом повелел перенести новолетие на 1 января 1700 года и в честь этого праздника украшать улицы и дома ветками хвойных деревьев. Украшения из хвои превращались в деталь новогоднего пейзажа.

Столь популярная ныне елка на зимние праздники “пришла” из Германии, где на Новый год украшали дом зелеными ветками, что должно было гарантировать здоровье и счастье. В XIV веке начало года у немцев перенесли на Рождество, и обычай украшения елки постепенно перешел на этот праздник. Несколько маленьких елочек подвешивали к потолочной балке, со временем стали ставить одну большую елку, которая украшалась яблоками. Появление стеклянных игрушек связывают с попыткой создать искусственное подобие этого фрукта (елочный шар) из-за неурожая яблок. Большинство христианских народов восприняли елку у немцев лишь к середине XIX века.

Елки украшали игрушками. Самыми любимыми и многочисленными на протяжении многих лет были игрушки-сладости. Их выпекали из песочного теста и оборачивали в золотую, серебряную и цветную фольгу. Особым украшением елок были маленькие свечи.

Первые елки в России появились в начале XIX века в домах петербургских немцев. Этот обычай у них переняла столичная знать, а уже в середине века праздничное дерево стало невероятно популярным.

В то же самое время в русской деревне праздничная елка и Дед Мороз были совершенно не известны. И если мужичок ехал в лес срубать “елочку под самый корешок”, то делал это не для себя, а на продажу.

Со временем начали организовывать общественные елки. Первая публичная елка была устроена в 1852 году в Петербурге в здании Екатерингофского вокзала.

В первые годы после революции 1917 года власть не замечала исходившей от елки идеологической угрозы, но в 1927 году развернулась антирелигиозная кампания. И на елку — рождественское дерево — начались гонения.

На рубеже XIX—XX веков елки начали украшать с определенным шиком. Первоначально в России продавались немецкие игрушки. Затем местные кустари в небольших артелях стали выпускать игрушки из ваты, ткани, папье-маше, стекла…

Игрушки продолжали выпускать и во время Великой Отечественной войны. Их ассортимент был ограничен, да и особой яркостью они не отличались. Но даже в самые трудные годы ритуал облачения елки пусть в самодельный, зачастую неуклюжий наряд обязательно соблюдался — как своего рода гарантия возможности возврата к нормальной, мирной жизни, как ключ к исполнению одного на всех желания — победить.

Елку официально разрешили лишь в 1935 году: 28 декабря в газете “Правда” была опубликована статья П. Постышева “Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку”. И долгожданное дерево вновь наполнило своим ароматом каждый дом. Елку украшали исключительно на Новый год. Уже в советских артелях возобновился выпуск игрушек: вручную из ваты “лепили” парашютистов, дам и детей; выдували из стекла самовары и дирижабли с надписью “СССР”.

В начале 1950-х годов, в период недостатка продуктов, изготавливалось из ваты много “съедобных” игрушек: самых различных ягод и овощей. На елке поселились сказочные герои: Дед Мороз и Снегурочка, Красная Шапочка, Айболит, забавные зверюшки. Непременным украшением елки были стеклянные бусы.

После войны игрушки становятся более выразительными. В 1949 году к 150-летию со дня рождения А. С. Пушкина были выпущены игрушки с изображением персонажей пушкинских сказок.

В 1970—1980-е годы игрушки приобретают абстрактную форму: зачастую ребенку приходилось напрячь фантазию, чтобы определить, что же за зверь, столь обтекаемой формы, появился на елке?

Грандиозное событие начала 1960-х — освоение человеком космического пространства нашло отражение в елочных игрушках: появляются спутники, ракеты, космонавты.

Игрушки нового века имеют тенденцию возврата к доброму прошлому: отечественные фабрики выпускают фигурную игрушку, изумительные шары с ручной росписью, точно копируют старые игрушки на прищепке…

В 1990-е годы выпускаются шары с переводными изображениями животных — символов года (отражение моды на различного рода гороскопы). Появляется большое количество импортной елочной продукции не очень высокого качества.

А. БЛИЗНЮК (г. Великий Устюг).
Фото И. КОНСТАНТИНОВА и из фондов музея. Дед Мороз и Снегурочка. 1930-е годы.


Приезжайте в Великий Устюг. Вы окажетесь в новогодней сказке, где властвует добрый зимний волшебник Дед Мороз. Праздничная атмосфера, ослепительно белый снег, сверкающие огнями елки восхитят вас. Загляните на выставку “Новогодняя и рождественская игрушка”. Здесь любой найдет игрушки своего детства, познакомится с российскими и зарубежными праздничными традициями. Стать участником создания уникального музея может каждый. Для этого нужно подарить в музейный фонд хотя бы одну новогоднюю игрушку, которая послужит входным билетом на выставку. Приезжайте, Великий Устюг ждет вас!

Снегурочка начала XX века.

На рубеже XIX и XX столетий украшения для рождественских елок отличались особой праздничностью.

Во второй половине 1930-х годов елочные игрушки стали выпускаться советскими артелями.

Эта собачка помнит рождественскую елку начала XX века.

Дед Мороз спешит на праздник. Начало XXI века.

Такие елочные украшения могли появиться не ранее 1960-х годов: “космонавты”, “ракеты”, “початки кукурузы”…

Елочные украшения из теста.


Зимняя сказка. Композиция из керамики и стекла. Конец XX века.


Стеклянный шар с ручной росписью. 2000 год.

Новогодняя композиция.



Дед Мороз. Конец XX века.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58)