(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) Технология эта представляет сегодня особый интерес, поскольку открывает перспективы освоения шельфовых нефтегазовых месторождений на закрываемых льдами акваториях арктических и дальневосточных морей.
Уникальная технология подводного бурения скважин на глубоководном Приямальском шельфе Карского моря была представлена минувшей осенью в Салехарде на Мировом нефтегазовом конгрессе. Авторы технологии - инженеры Центрального конструкторского бюро "Лазурит" (Нижний Новгород), известного в мире как разработчик непревзойденных лодок и подводных сооружений.
От применяемых в наше время иных вариантов разработки шельфа - как плавучих, так и стационарных - нижегородский отличается кардинально: уводит всю конструкцию с опасной для нее - из-за бурь и льдов - поверхности на безопасное морское дно.
Предложенный нижегородцами способ обладает, как показал анализ, рядом преимуществ по сравнению со способом разработки тех же, но сухопутных месторождений в заполярной тундре. Прежде всего, он экологичнее, поскольку не нарушает почвенного покрова, а кроме того, раза в 2-2,5 дешевле. К тому же он, что очень важно, позволяет использовать возможности и опыт российской промышленности в части строительства подводных лодок и не требует при этом практически никакой реконструкции.
Принцип действия этого комплекса выглядит следующим образом. Зависшую над опорной плитой буровую лодку подтягивают и прижимают к ней роботы-манипуляторы. А затем передвигают и фиксируют так, чтобы ось бурового оборудования последовательно совпадала с осями буримых скважин. Добытые с месторождения углеводороды передаются по трубам на береговую станцию, откуда отправляются в общую трубопроводную сеть.
Именно на дне должна размещаться стационарная опорная плита, на которую будет опускаться буровая подводная лодка. А сама лодка представляет собой тримаран, в правом и левом бортовых корпусах которого расположены технологические отсеки и ангары для телеуправляемых подводных роботов. Средний корпус состоит, по сути дела, из трех прочных автономных отсеков: центра управления и жилья (в головной части), бурового (в центральной) и центра управления (в хвосте).
ДИОКСИНАМ ТРЕБУЕТСЯ ПОГОРЯЧЕЕ
Попадание загрязнений в море при этом исключено: буровой раствор циркулирует по замкнутому циклу и очищается от шламов, которые по мере накопления складируются в отсеках опорной плиты. Представленный недавно на выставке в Ганновере макет этого комплекса вызвал большой интерес у зарубежных специалистов.
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78)
|