[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)

Во всяком случае, таково мнение зоопсихолога Ирены Пепперберг из университета Аризоны (США). Она уже несколько лет изучает умственные способности африканского серого попугая по кличке Алекс (см. "самый интересный журнал Наука и жизнь " № 11, 1996 г.). Он может, посмотрев на рассыпанные перед ним синие и красные кубики, ответить, сколько синих. Пепперберг утверждает, что ее подопечный понимает не только, что символ "3" означает "тройственность" чего-то, но и то, что четыре больше, чем три.

Сколько способностей, издавна считавшихся доступными только человеку, обнаружены в последние десятилетия у животных! Язык, изготовление орудий, зачатки сельского хозяйства, умение планировать свои действия и предвидеть их результаты… Теперь оказывается, что многие виды животных умеют считать, и число таких видов, известных ученым, все растет. Изучение математических способностей животных позволит глубже понять, как справляется с числами человеческий мозг. Вообще-то нет ничего неожиданного в наличии некоторых математических навыков у животных. Умение оценивать категории "меньше - больше" может быть жизненно важным. Например, весьма полезно заметить, на каком кусте больше ягод, кого больше в поле зрения - друзей или врагов. Среди животных есть лучшие и худшие математики, от умеющих только различить понятия "меньше" и "больше" до способных понять довольно сложные математические уравнения.


Многие животные способны освоить начала арифметики, но высшими математически ми способностями обладает только человек.Однако самое интересное в изучении математических способностей как человека, так и животных это не то, чему можно их научить, а то, что они знают о числах и количествах от рождения. Более десяти лет назад психологи показали, что у грудных детей уже имеется "чувство количества".


Птицы многих видов умеют пересчитывать яйца в своем гнезде.Птицы могут заниматься подсчетами не только в лаборатории, в угоду экспериментатору. Показано, что некоторые виды умеют сосчитать яйца в гнезде. Лысуха в случае, если соседи по гнездовью подложили лишние яйца, выбросит их и доложит такое же количество собственных. Разные виды животных сильно различаются по математической одаренности. Шимпанзе и попугаи находятся примерно на одном уровне. Макаки-резусы могут складывать и вычитать небольшие количества предметов. Голуби владеют понятием количества: они понимают, если им демонстрируют какие-то предметы, независимо от их размеров и формы, в одинаковом количестве. Крысы этого не умеют, но все же крысу можно научить нажимать рычаг определенное число раз, и она это делает, пусть с некоторыми ошибками в ту или другую сторону, чтобы получить в эксперименте пищу. Голубь тоже поддается такому обучению.

И обезьяны, и маленькие дети способны использовать понятия "меньше" и "больше". Десяти-двенадцатимесячные дети выбирают коробку с двумя печеньями, а не с одним. Макаки-резусы предпочитают коробку с тремя яблоками, а не с двумя. И даже такие сравнительно менее развитые животные, как амфибии, могут иметь представление о том, что такое "больше" и "меньше".

Шестимесячного младенца помещают перед непрозрачной ширмой, за которую заезжает кукла, потом вторая. Когда ширму убирают, ребенок явно ожидает увидеть две куклы и бывает очень удивлен (удивление выражается в более длительном и пристальном вглядывании в открывшуюся картину), если за ширмой оказываются не две куклы, а три либо одна. Это можно считать примитивной формой счета.

Что интересно - магическим числом для самых разных видов животных является четверка. Если саламандре предъявить пробирки с двумя и тремя мухами, она безошибочно выберет три. Выбор между тремя и четырьмя оказывается случайным: саламандра подползает к первой попавшейся пробирке. Грудные младенцы столь же уверенно предпочитают три печенья двум, но выбор между тремя и четырьмя или четырьмя и шестью делают чисто случайно. Макаки тоже уверенно различают один и два, два и три предмета, но выбор между тремя и четырьмя или четырьмя и шестью сделать не могут. И взрослые люди, перед которыми ставили задачу следить за движением светящихся точек на экране компьютера, могут справиться не более чем с четырьмя одновременно движущимися точками (эти опыты важны для подготовки авиадиспетчеров или операторов радаров).

Клаудиа Юллер из Эссекского университета (Великобритания) предлагала саламандрам Plethodon cinereus на выбор пробирки с разным количеством плодовых мушек. Амфибии неизменно вытягивали язык к тем пробиркам, где мух было больше. В дальнейшем Юллер намерена провести аналогичные опыты с еще менее развитыми животными - креветками и тараканами, предлагая им разное количество хлебных крошек.

Опыты с компьютерной томографией и вживленными электродами показали, что при выполнении математических операций у человека и макак-резусов активизируется так называемая префронтальная часть коры головного мозга. У обезьяны, видящей предметы в разном количестве, включается еще и задняя часть височной доли коры.

По одной теории, мозг (если проводить аналогию с компьютером) способен одновременно держать открытыми не более четырех "файлов". По другой, в мозгу имеются две системы счета. Одна настроена на большое количество объектов и работает оценочно, приблизительно. Этой системе подвластны все случаи, когда считаемых предметов больше четырех-пяти. Другая, более совершенная - система точного счета. Так, мы способны одним взглядом прикинуть, сколько коров пасется на лугу, а последующий подсчет показывает, что оценка была довольно точной. При некоторых повреждениях мозга человек теряет способность к приблизительной оценке количества предметов одним взглядом - видимо, есть группа нейронов, отвечающих за этот процесс.

Некоторые психологи утверждают, что человеку, а возможно, и многим животным свойствен но "чувство числа", аналогичное чувству цвета.

Как уже отмечалось, крыс и голубей можно научить нажимать рычаг в кормушке, причем число нажимов, требующихся для получения пищи, можно доводить до 4 Но по мере роста числа нажимов увеличивается и ошибка животного. Видимо, у голубей и крыс нет второй, точной, системы, работает только первая, приблизительная. Полагают, что точная система счета развивается вместе с освоением языка и способностью понимать символы.


Индеец племени пираан пытается в эксперименте подсчитать выложенные на стол палочки.Гордон выкладывал перед индейцами ряд мелких предметов, например камешков, палочек или орешков, с равными промежутками между ними и просил положить такой же ряд. Испытуемые хорошо справлялись с задачей, пока число предметов не превышало двух-трех. Если камешков было больше восьми, правильный ответ достигался только в 75% случаев. Однако результаты улучшались, когда предметов было 7-10, но они располагались с неодинаковыми промежутками. Видимо, испытуемый воспринимал их как отдельные группы предметов, подсчитывал количество групп и предметов в каждой и выкладывал такой же ряд.

Но существуют народы, математические способности которых заставляют в этом усомниться. Индейцы племени пираан, живущие в Бразилии, используют систему счета "один-два-много". В их языке имеются только три числительных. Одно переводится примерно как "один-два", другое - "несколько" и третье - "гораздо больше". Питер Гордон, этнограф из Колумбийского университета (США), провел среди пираан месяц, занимаясь с ними экспериментами, похожими на те, посредством которых зоологи выясняют, умеет ли то или иное животное считать.

Племя пираан живет в джунглях уединенно, не желая усваивать культуру других бразильских народов. Торгуют путем обмена, причем количество обмениваемых товаров прикидывают на глазок, не подсчитывая. Понятие о числах им просто не требуется.

Результаты снова ухудшались, если надо было запомнить количество выложенных предметов и повторить такой же ряд "вслепую". Когда предметов было больше трех-четырех, задача никому не удавалась.



Ю. ФРОЛОВ.
По материалам журналов"New Scientist" и "Economist" (Англия).




(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94)