[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

Первый портрет графини Елизаветы Воронцовой, а рядом с ним - портретный набросок ее супруга появился на листе черновика XXXIII строфы 1-й главы "Евгения Онегина". А так как Пушкин мог увидеть Воронцову не ранее ее приезда в Одессу 6 сентября, то, естественно, и это ее изображение следует датировать сентябрем. Затем Пушкин снова и снова рисует портреты Воронцовой - в октябре, в ноябре. А в декабре на листе с LX строфой 2-й главы "Евгения Онегина" появляется погрудный портрет графини и еще шесть набросков ее изображения. А всего с сентября по декабрь 1823 года он нарисовал 17 портретов Воронцовой.

Текст на многих страницах рукописей Пушкина сопровождают его рисунки. Чаще всего поэт рисовал портреты - самого себя, своих друзей и знакомых, а то и недругов. Работая над рукописью, думая о ком-то, он и рисовал портрет того или той...

Портреты графа М. С. Воронцова он набрасывал реже. Среди девяти изображений графа, созданных им с сентября по декабрь 1823 года, есть один загадочный рисунок: на портрете Воронцова изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва. Но вместо пасти льва Геракл рвал волосы у Воронцова. Датирован рисунок концом октября 1823 года.

Ему, видимо, было интересно беседовать с ней, внучатой племянницей светлейшего князя Г. А. Потемкина -Таврического и дочерью польского коронного гетмана. Приятно было любоваться ею, слушать, как она музицирует, читать ей и ее гостям стихи. Он много думает о ней и, думая, рисует и рисует ее портреты.

Это объяснение Эфроса, на мой взгляд, явно надуманное, искусственное. Получается, что рисунок родился под пером Пушкина по воле случая. Не сделал бы Пушкин штриховки, не появилась бы и голова Воронцова.

Известный русский искусствовед А. М. Эфрос, пытаясь разгадать смысл этой композиции, предположил, что сначала Пушкин нарисовал натурщика в позе Геракла, а затем, сделав слева от тела натурщика штриховку, увидел в ней чью-то прическу. И это, мол, подтолкнуло его изобразить вместо головы льва голову Воронцова. "Рисунок, - заключает Эфрос, - мог явиться подсознательным отражением недоразумений, начавшихся между поэтом и наместником".

Для объяснения существа этого соперничества Сурат обращается к пушкинской эпиграмме "Певец Давид был ростом мал...", считая ее эпиграммой на Воронцова. Но ведь С. А. Фомичев, ведущий пушкинист, убедительно доказал, что эпиграмма сочинена Пушкиным не в Одессе, а в Кишиневе, не в 1823 году, а в 1822-м, не на Воронцова, а на другое лицо. Следовательно, связывать загадочный рисунок с этой эпиграммой нет никакого основания.

Новую попытку объяснить столь необычный рисунок предприняла литературовед Ирина Сурат. Она не согласилась с предположением Эфроса, что рисунок - лишь отражение начавшихся недоразумений между поэтом и генерал-губернатором. В конце октября 1823 года, отмечает Сурат, отношения между ними "не были еще испорчены". Но тем не менее и она тоже видит в рисунке отголосок взаимоотношений Пушкина и Воронцова. "Рисунок этот, - пишет она, - кажется, отражает наметившееся соперничество". По мнению Сурат, соперничество между Воронцовым и Пушкиным заключалось в том, что уже в октябре образ Воронцовой "поселился" в сердце Пушкина. А в дальнейшем, мол, овладев сердцем графини, поэт одержал победу над ее супругом.

На мой взгляд, объяснения этого рисунка не дано до сих пор по причине ложного посыла. И Эфрос, и Сурат, и другие исследователи исходят из того, что отношения между Воронцовым и Пушкиным стали обостряться чуть ли не с первых дней их знакомства. Отталкиваясь от этого неверного посыла, они невольно видят в рисунке иллюстрацию к отношениям между поэтом и генерал-губернатором.

Итак, опровергая Эфроса, Сурат пишет, что разногласия между Воронцовым и Пушкиным возникли не в октябре 1823 года, а значительно позже. Но ведь и увлечение Пушкина Воронцовой, а следовательно, и соперничество поэта с ее мужем также началось не в октябре, а значительно позже, лишь в середине мая следующего года. Таким образом, толкование рисунка как Эфросом, так и Сурат мне представляется одинаково убедительным.

Лицеисты читали и заучивали стихотворение В. А. Жуковского "Певец во стане русских воинов". Они не могли не отметить, что в первом издании стихотворения М. С. Воронцову посвящались (как и некоторым другим прославленным полководцам) всего две строчки, а во втором две строчки превратились в двадцать четыре: рассказ о подвиге Воронцова теперь стал самым пространным и содержательным. И в дальнейшем Пушкин мог слышать о военных заслугах Воронцова. А теперь, в Одессе, он оказался рядом с героем Отечественной войны и даже в его подчинении.

В действительности ни в первый, ни во второй, ни в третий месяцы жизни Пушкина в Одессе не было обострения отношений между ним и Воронцовым. Напротив, в первые месяцы общения с ним и особенно с рядом сотрудников генерал-губернатора у Пушкина могло сложиться и сложилось самое уважительное отношение к его новому начальнику. И дело тут не только в том, что граф, приехав в Одессу и объявив Пушкину, что тот переходит в его подчинение, принял его "очень ласково". Как известно, Пушкин мечтал о военной карьере. Стать военным ему не пришлось, но с юных лет относился к военному братству с восхищением. В лицейские годы он и его товарищи с восторгом провожали полки, уходившие на войну с Наполеоном. С еще большим восторгом встречали воинов, возвращавшихся с победой.

Пушкин, несомненно, с интересом слушал рассказы своего кишиневского приятеля И. П. Липранди и сослуживцев Воронцова о бесстрашии и полководческом таланте графа, о его внимательном отношении не только к офицерам, но и к рядовым солдатам, о его требовании уважать человеческое достоинство нижних чинов и запрете наказывать их физически. Известно было Пушкину и об отрицательном отношении генерал-губернатора к крепостничеству. Услышал он, конечно, и о недоброжелательном отношении к Воронцову в Петербурге, о неприятностях, пережитых и переживаемых генерал-губернатором в связи с интригами против него в высших сферах.

От А. И. Казначеева, начальника канцелярии генерал-губернатора, и других чиновников Пушкин мог узнать, что прежде, в армии, они были в подчинении у Воронцова. А когда того назначили генерал-губернатором Одессы, пожелали также уйти с военной службы на гражданскую, лишь бы только продолжить служить в подчинении у графа. Для них он был наилучшим начальником - требовательным, но справедливым и заботливым. Узнал Пушкин, конечно, и о том, что многие просились на службу к Воронцову, но тот брал лишь тех, для кого, как и для него, честь и достоинство были превыше всего.

В этом загадочном рисунке, как видим, нет ничего загадочного. Он, скорее, наглядное свидетельство уважительного отношения Пушкина к Воронцову, которое сложилось в первые месяцы жизни поэта в Одессе.
В. УДОВИК (С.-Петербург).ЛИТЕРАТУРАЖуйкова Р. Г. Портретные рисунки Пушкина. Каталог атрибуций. - СПб., 199

Последнее, на мой взгляд, и есть объяснение загадочного рисунка. Это они, власти предержащие, завидуя Воронцову и интригуя против графа, насели на него в образе Геракла. Но Геракл по сравнению с Воронцовым выглядит пигмеем. Такими пигмеями, как подсказывает рисунок, были, по мнению Пушкина, те, кто нападал на генерал-губернатора. Как ни интриговали они против него, как ни нападали, он оказывался сильнее своих недругов. Кстати, Пушкин мог прийти к выводу, что нападавшие на Воронцова и те, кто преследовал его самого, были одними и теми же лицами. Общим между ним и Воронцовым было и то, что оба они оказались удаленными из Петербурга. (Правда, как известно, Воронцов сам пожелал служить подальше от Петербурга с его интригами и сплетнями.)

Фомичев С. А. Праздник жизни. Этюды о Пушкине. - СПб., 199

Сурат И. З. Геракл или певец Давид? Московский пушкинист, т. IV. - М., 199

Набросок на листе черновой тетради: Елизавета Воронцова, а рядом - ее супруг, М. С. Воронцов.

Эфрос А. Рисунки Пушкина . - М., 193

Одесса в 30-40-е годы XIX века. Вдали возвышается дворец Воронцовых.
Рисунок, сделанный Пушкиным и до сих пор вызывающий споры исследователей: на портрете Воронцова изображен обнаженный натурщик в позе Геракла, раздирающего пасть льва.


Елизавета Ксаверьевна Воронцова. (Гравюра с портрета Доу.)

Дом в Одессе, в котором жил А. С. Пушкин.

Генерал-губернатор Одессы граф Михаил Семенович Воронцов.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)