[Параметры] [Интерфейс] [Работа с письмами] [Ошибки]
(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)

В то время как вся терапия XVI века продолжала основываться на учениидвухтысячелетней давности о четырех соках в организме человека (крови,слизи, желтой и черной желчи), Парацельс неожиданно увязывает воедино попринципу "симпатии" и "соответствия", казалось бы, несовместимое: металлы,растения и отдельные органы человеческого тела. Солнце, как главное небесноесветило, поддерживающее жизнь на земле, считает он, находится в симпатическойсвязи с человеческим сердцем, как главным двигателем человека, Луна - смозгом, Венера - с почками, а Марс - с желчным пузырем. А поскольку, подревней традиции, Солнце есть золото, Луна - серебро, Венера - медь, Марс- железо, то золото и растения, находящиеся в симпатии с Солнцем (шалфей,розмарин, лаванда), должны излечивать сердечные заболевания; серебро ирастения, "симпатические" Луне (черная чемерица, рута пахучая), - душевныезаболевания; медь и растения, "симпатические" Венере (коровяк, сельдерей),- болезни почек и мочевого пузыря.Сейчас все это кажется наивным. Но во времена Парацельса это было откровением.А так как его никто не понимал, то и все его исцеления казались не то чудом,не то шарлатанством. На самом же деле то были первые шаги к новой медицинскойэпохе, у истоков которой он стоял. Парацельс первым в мировой практикеотделяет химию от алхимии и предлагает в качестве химического сырья длялекарств - металлы. И самое удивительное, что преследуемый всю жизнь завистникамии врагами, чему в немалой степени способствовал и его собственный неуемныйхарактер, он совершал чудеса в излечениях самых разнообразных человеческихнедугов. И хотя Парацельс так и не успел ни объяснить, ни сформулироватьпринцип "подобного" в медицине, он, в отличие от безымянного автора сочинения"О местах в человеке", уже не просто чувствовал этот новый принцип, нои, видимо, применял его на практике. Однако до той гомеопатии, которуюмы знаем, было еще долгих 2,5 века.В конце концов, за бескомпромисность, доходившую порой до грубости,Парацельса начинают преследовать даже бывшие его покровители, и он вскоревынужден бежать из Базеля. И всю оставшуюся жизнь кочует сопровождаемыйтолпой тех, кого лечил, восхищенных поклонников и учеников.Умер Парацельс в 1543 году, проболев всего 3-4 дня. И, видимо, в какой-тостепени, неожиданно даже для самого себя. Людская молва приписала быструюсмерть его врагам, которые якобы подослали к нему убийц или отравили. ГАНЕМАН И ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОМЕОПАТИИ Незнание сути происходящих в организме процессов "гибкие"медицинские умы пытались компенсировать обилием гипотез, теорий и медицинскихсистем, каждая из которых "противоречила всем остальным, а иногда и самойсебе".
Ганеман. Датой рождения гомеопатии считается год 1776-й. И связано это с именемдругого немецкого врача - Ганемана. Судьба его на удивление во многом прямопротивоположна судьбе Парацельса.В отличие от Парацельса, который был единственным сыном, в семье Ганеманабыло 10 братьев и сестер, и он старший. Его отец - живописец по фарфоруне только не имел понятия о химии и медицине, но не в состоянии был оплачиватьучебу сына даже в обыкновенной школе, не говоря уже об университете. Мальчикже оказался настолько талантливый - в 11 лет ему поручали преподавать сверстникамправила греческого языка, - что учителя в школе, а потом и профессора вуниверситете опекали его, передавая из рук в руки.В 25 лет Ганеман знает 8 языков, в том числе все ведущие европейские,латинский, греческий и арабский, медицину, химию, ботанику, зоологию, физикуи даже горное дело.Портрет основателя гомеопатии Ганемана (1755-1843) из книги "Органонврачебного искусства", изданной в 1921 году в Германии.

История возникновения гомеопатии, ее Становление и Перспективы
Гомеопатия - одно из самых загадочных направлений в медицине. Почти150 лет оно делило весь медицинский мир на два непримиримых лагеря: егосторонников и противников. В истории медицины нет другого подобного примеравозникновения целого направления, которое не только отлично от всего того,что было раньше, но и прямо противоположно во многих своих компонентахтому, чему медицинский мир поклонялся всю свою предшествующую историю.
На суд читателей представляются главы из "Романа о гомеопатии" (печатаютсяс сокращениями). В. МИЩЕНКО, президент Российского гомеопатическогообщества, директор Московского гомеопатического центра, академик Международнойакадемииинформатизации. Почти 2,5 тысячи лет человечество лечилось по принципу "противоположного".Определение этого принципа можно встретить во многих медицинских трудахсо времен древнегреческого врача, реформатора античной медицины Гиппократа(IV-V вв. до н. э.). Вот что говорит сам Гиппократ в своем сочинении "Одревней медицине": "...и следует тому, кто захочет правильно лечить, помогатьтеплом через холодное, холодному посредством теплого, сухому посредствомвлажного и влажному через сухое... В самом деле, если вредит одно из них,то подобает облегчить противоположным..."Совсем иначе обстояло дело с другим медицинским принципом - принципомлечения "подобным", его пытался сформулировать лишь один из авторов знаменитого"Гиппократова сборника", куда входило около 60 сочинений древнегреческихврачей. Сочинение это называется "О местах в человеке". Коротко упомянувпринцип "противоположного", безымянный автор пишет: "...Иной случай: болезньпроизведена сходным, и сходным же, которое заставили принять, больной отболезни переходит к здоровью..."Но никто не понял, не подхватил эту идею, и на многие века она осталасьникем не замеченной. Человечеству понадобилось еще полторы тысячи лет,чтобы осознать принцип "подобного". И связано это с именами двух удивительныхнемецких врачей - Парацельса и Ганемана. Ибо, если Гиппократ стал "отцоммедицины", то первыми революционерами в медицине стали Парацельс и Ганеман. ПАРАЦЕЛЬС - ПРЕДТЕЧА ГОМЕОПАТИИ Я знаю, что я не тот человек, который говорит людямто, что им по вкусу... Я грубый человек, рожденный в грубой стране, я выросв сосновых лесах и, возможно, получил в наследство их иголки...
Парацельс. Парацельс - знаменитый врач средних веков прожил всего 48 лет, не оставивпосле себя ни наследника, ни достойного последователя, но успев, однако,основательно поколебать традиции, существовавшие неизменными почти пятнадцатьвеков.Знаменитый философ, алхимик и врач XVI века Филипп Ауреол Теофраст Бомбастиз Гогенгейма, известный под именем Парацельса (1493-1541).Родился Парацельс в 1493 году. Единственный сын скоро овдовевшего отца- химика и врача на горных разработках Каринтии (тогда немецкой части Швейцарии),- он заканчивает медицинский университет в Италии, в Ферраре, в возрасте22 лет. Неординарность натуры молодого Парацельса и его честолюбие проявляютсяуже в студенческие годы.Титульный лист полного собрания работ Парацельса, изданных в1590 году в Кельне.Закончив университет, он неожиданно исчезает в странствиях на целые10 лет: обходит почти все страны Европы, принимает участие в качестве хирургав ряде военных кампаний, учится своему ремеслу у всех, вплоть до знахарейи цирюльников. И затем так же неожиданно объявляется в Базеле, где, в силусвоих незаурядных знаний, сразу же становится главным городским врачоми одновременно профессором физики, химии и хирургии базельского университета.И тотчас же обрушивается не только на всю городскую медицинскую знать,но и на всю официальную медицину, которая существовала сама по себе, анарод сам по себе. Все лечились клизмами да кровопусканиями.Парацельс подверг критике не только многие утверждения самого Галена,древнеримского врача (II в. н. э.), авторитет которого в XVI веке затмилдаже Гиппократа, но и принцип "подобия", безраздельно господствовавшийв то время в медицине. "...Ни одна горячая болезнь не излечивается холодным,ни холодная - теплом. Но часто бывает, что подобное своему излечивает свое...",- заявил Парацельс.Правда, он редко употребляет слово "подобное", гораздо чаще пользуетсятакими словами, как "соответствие" и "симпатия". Одна из его рекомендаций,например, применять грецкий орех для питания и даже для лечения головногомозга, потому что ядро грецкого ореха напоминает головной мозг. Или: желтымсоком чистотела лечить желчную болезнь.Парацельс в годы жизни в Базеле (1526). Рисунок Ганса Гольбейна-младшего.

В качестве простейшего примера можно привести действие на человеческийорганизм холодного и горячего. (По мнению Ганемана, температурные воздействияможно в определенном смысле считать лекарственными.) Если одну из озябшихрук погрузить в умеренно горячую воду, руке сразу станет тепло. Это перваяреакция (первичная). На этой стадии организм в течение какого-то времени"как бы поневоле" воспринимает и пассивно "выносит впечатления" от действияна него внешней силы. Но затем следует вторая реакция (вторичная), илипротиводействие. Она всегда направлена "против" первичного воздействия,как бы против вмешательства в организм со стороны. Это всегда бессознательная,защитная реакция. И, действительно, скоро вы заметите, что руке, погруженнойв горячую воду, становится как бы холоднее, чем другой, непогруженной;и уже совсем холодно ей станет, когда вы вытащите руку из воды.Если же, действуя по принципу "подобного", вы погрузите озябшую рукув ледяную воду, то организм будет реагировать совсем по-иному. В первыймомент вы испытаете первую реакцию - небольшой шок, как бы "ожог" от холода.Но очень скоро рука, погруженная в ледяную воду, начнет словно наливатьсятеплотой - это будет защитная реакция противодействия. И, когда вы вытащитеруку из воды,
она будет уже теплой и розовой. Разумеется, этот способне приемлем при наличии определенных патологических изменений в руке.И другой пример Ганемана - с кофе и опием. Кофе (как и опий, и любойдругой наркотик) придает силы, тонизирует только в своем первичном действии.Конечно, первичное действие кофе значительно дольше температурного (рукав воде). Но и его вторичное действие, которое вновь возвращает организмв его исходное состояние упадка сил, также значительно продолжительнее.Чем крепче искусственно подстегивающее средство, тем сильнее его вторичноедействие - спад. Наркотики обладают особенно сильным вторичным действием,и потому тем отчетливее тяга к их повторному применению.Приведенные примеры с температурным воздействием дают упрощенное, нодостаточно наглядное представление о том, что лечение по принципу "подобного"мобилизует защитные силы организма (рука после холодной воды теплая), вто время как лечение по принципу "противоположного", скорее, наоборот,выключает их (руке после горячей воды холодно).Но именно мобилизующий эффект гомеопатических лекарств является сутьюлечения по принципу "подобного". Ибо, если любая вторичная - окончательнаяреакция организма - противопо ложна первичной, то напрашивается естественныйвывод: нужно лекарство, которое будет бороться с болезнью не в первичномсвоем действии - временном (что чаще всего делает аллопатия), а во вторичном,окончательном его действии - противодействии. Именно потому врач-гомеопат,подбирая лекарство по принципу "подобного", которое в первичном своем действии(временном) способно вызвать у больного симптомы, подобные болезни, знает,что во вторичном - своем окончательном действии оно обязательно начнетмобилизовывать защитные силы организма на борьбу именно с этой болезнью.Как видим, ошибиться здесь невозможно. Аллопатия же, действуя прямо противоположно,стремится уничтожить болезнь с помощью первичного действия лекарств и темсамым провоцирует организм на "подогревание" болезни во вторичном, окончательномдействии лекарства.Все эти доводы, лежащие, казалось бы, на поверхности, всегда неохотнопринимались во внимание сторонниками аллопатической доктрины. Особенново времена Ганемана. И потому в "Органоне врачебного искусства" Ганемандает более глубокое обоснование принципу "подобия".Интересно сравнить ход рассуждений Ганемана и его далекого предшественника- Галена. Оперировали они одними и теми же понятиями: здоровье человекаи симптомы нездоровья, но провозглашали принципы прямо противоположные.Итак, Гален: "Так как выздоровление есть только изменение ненормальногосостояния в нормальное состояние и так как эти два состояния противоположныдруг другу, то из этого следует, что здоровье может быть восстановленолишь тем, что противоположно болезни". Оставляя читателю увлекательнуюзадачку определить формальную ошибку Галена, заметим, что Гален мог позволитьсебе такое короткое обоснование лечебного принципа, ибо за его спиной стоялвеликий Гиппократ. Задача Ганемана была несравненно более сложной. Намногосложнее оказался и ход его рассуждений. Обратите внимание, никаких предположений,никаких теоретических изысков. Только чистый практический опыт. Вот сутьего рассуждений. Опыт показывает, что разные люди (по возрасту, состоянию здоровья)по-разному реагируют на один и тот же "болезнетворный вредный агент": однизаболевают, другие нет. Опыт показывает, что всякое известное лекарство действуетна каждого здорового человека "во всякое время и при всех обстоятельствах,вызывая свойственные себе припадки... (ясно заметные, если прием достаточновелик)". Это так называемая искусственная болезнь.Отсюда первый вывод: так как воздействие "болезнетворных вредныхагентов" на здоровье человека не абсолютно, но подчинено и обусловленорядом причин (пункт 1-й), в то время как лекарственные агенты обладаютабсолютным и безусловным действием (пункт 2-й), то последние по своей силе"намного превосходят первые". В природе существуют болезни несходные и сходные (подобные)в своих проявлениях и вызываемых ими страданиях (симптомах). Одновременносходные болезни поражают в точности те же самые части тела. В природе из двух несходных болезней, если они встречаются,побеждает сильнейшая, после чего последняя продолжает свое разрушительноедействие. Равные по силе несходные болезни сосуществуют.Точно так же из двух подобных болезней побеждает сильнейшая, равныепо силе сосуществуют.Отсюда второй и главный вывод: если врач организует "встречу"двух подобных болезней, из которых вторая будет искусственно созданной(гомеопатическим лекарством), то последняя уничтожает первую, так как посвоей силе она "намного превосходит первую" (см. первый вывод к пунктам1 и 2). Опыт показывает, что с прекращением приема лекарства (гомеопатического)искусственная болезнь прекращается.Непростая цепочка доказательств хотя и построена на логике, но основанана опыте.В параграфе 46 "Органона врачебного искусства" Ганеман приводит довольномного примеров естественных излечений "самою природою одних болезней посредствомприсоединения к ним других, сходных с ними". Так, оспа излечивает множествоболезней, сходных с ней: многие хронические болезни глаз, так как сама"производит жестокое воспаление глаз"; глухоту и одышку, так как частосама вызывает и то и другое; дизентерию, так как сама способна производить"тщетные позывы на низ". Другой пример - корь, которая характером лихорадкии кашлем сильно напоминает коклюш. И "когда при эпидемии обе эти болезнисвирепствовали одновременно, многие дети, заболевшие корью, оставалисьсвободными от коклюша". Корь же способна излечивать и многочисленные хроническиелишаи, а также всевозможные кожные высыпания. И тем быстрее и надежнее,чем более они схожи с высыпаниями самой кори.Тот факт, что каждая болезнь не только проявляется по-своему, но и действуетвыборочно, то есть захватывает и поражает только ей свойственные участкии органы, был замечен еще древними. Поэтому реакции больных (Ганеман называетэти реакции одним образным словом - "припадки") при одной и той же болезнивесьма схожи. На этом, собственно, и построены все попытки классифицироватьболезни.Ганеман не только открыл, что каждое гомеопатическое лекарство действуетна организм так же, как и болезнь, строго выборочно, он доказал, что еслигомеопатическое лекарство выбрано правильно, то оно действует именно нате органы и участки, которые поражены. То есть реагировать на лекарствоначнет прежде всего больное место.Для иллюстрации можно привести следующий пример. Если легонько стукнутьсебя по здоровому месту, реакция будет одна; если же в этом месте окажется,скажем, нарывающий фурункул, то реакция будет иная - болезненная. Точнотак же реагирует и организм на гомеопатическое средство. На каждый условныйимпульс - воздействие лекарственного препарата, поступающего в пораженныйорган или участок, больное место реагирует значительно острее. Именно этим,то есть более острой реакцией, объясняется так называемое "первичное обострение"симптомов (но не болезни), которое часто (но не всегда) наблюдается в началегомеопатического лечения.Как пишет один из столпов гомеопатии Дж. Кент, "самые сильные ухудшениямы наблюдаем в тех случаях, когда уже имеются патологические измененияв органах и тканях". Если улучшение состояния больного от приема гомеопатическоголекарства произошло вообще без предварительного ухудшения, это значит,что "нет ни органической патологии, ни тенденции к ней. Хроническое заболеваниенеглубокое, касается более функции нервов, нежели состояния тканей". В. ЗИЛЬБЕР.

В 33 года он уже 10 лет практикует, женат, счастлив и имеет пятерыхдетей (а всего их будет 11). К его энциклопедическим знаниям прибавляетсязнание аптекарского дела и фармацевтики. И, наконец: прекрасное знаниехимии, где он - автор ряда работ и блестящий переводчик лучших химикови врачей того времени. Причем переводы известных сочинений Ганеман снабжаетпримечаниями, исправляет неточности и заблуждения, обнаруживая во многихслучаях более современный взгляд на вещи.Однако основным для Ганемана оставалась все-таки медицинская практика.Но чем больше он практиковал, тем больше убеждался в ограниченности и откровенномубожестве современного ему врачевания. Несмотря на то, что вся фауна Европыбыла уже полностью обследована, а химия заявила о себе в полный голос,свойства лекарственных растений по-прежнему никто не изучал. Лекарстваиспытывали на животных, и, как они будут действовать на человека, не знали.Незнание свойств лекарств, как и прежде, старались компенсировать смешениембольшого числа составляющих в одном рецепте. Каждый "порядочный рецепт"должен был включать в себя средства: основное, вспомогательное, исправляющее,направляющее, формудающее и так далее и тому подобное. Так, знаменитаяеще со средних веков пропись Териакум (Theriakum) состояла из 66 средств.А то, что среди них сплошь и рядом оказывались вещества с абсолютно разнойнаправленностью, никого не удивляло. Важно, что врачи выписывали, аптекариделали, и, чем больше было составляющих, тем дороже стоило лекарство. Приэтом рецепты менялись при хронических болезнях каждые 2-3 дня, а при острых- по несколько раз в день. Результаты же оставались плачевными. Чтобы найтивыход из положения, пытались обращаться к заветам древних. С целью отвлечьдурные соки "и очистить организм от "болезненного вещества" наносили накожу надрезы и, постоянно раздражая их, обращали эти надрезы в застарелыеязвы (заволоки, фонтанели)". Предполагалось, что таким образом открывалсявыход через эти гниющие поверхности для "болезненного вещества". Основываясьна наблюдениях древних, что болезнь легче переносится, если сопровождаетсяобильной рвотой, выделением пота, мочи и кровотечениями, старательно выискивалив больном организме всевозможные "сгущения", "завалы", "застои" и, действуяпо принципу "противопо ложного", тут же уничтожали их, как если бы всеэто было не следствием болезни, а ее первопричиной. Торговля пиявками повсей Европе стала самым прибыльным делом. Прямое же кровопускание из венначинало походить на откровенную резню.И вот среди всей этой средневековой вакханалии раздался голос протестаГанемана. Протестовали против неумеренного кровопускания и раньше. Возмущалсядаже Парацельс. Но так убедительно это прозвучало впервые.В 1792 году неожиданно умер император Австрии Леопольд II. Правил онвсего два года, но и за это короткое время "своим умом и миролюбием отвратилвойны, казавшиеся неизбежными". Известие о его кончине поразило всех идало повод самым невероятным слухам. Лечащие врачи во главе с известнымтогда баварским лейб-медиком Лагузиусом опубликовали отчет о течении болезнии результатах вскрытия. Выяснилось, что исхудалому и ослабленному болезньюимператору в течение только одних суток было сделано 4(!) обильнейших кровопускания.Познакомившись с отчетом, Ганеман тут же выступил с резкой публикацией,считая, что именно кровопускания погубили императора.В конце концов, полностью разуверившись в возможностях медицины, Ганеманрешает окончательно бросить практику, придя к выводу, что медицина не толькобеспомощна, но и "положительно вредна".И вот 35-летний глава многочисленного и счастливого семейства, "в расцветесил и умственного развития, приобретя себе известность как врач, ученыйи литератор", только по одному побуждению совести "низвергает себя и всесвое семейство до нищеты и лишений". Средств, чтобы продолжать жить в Лейпциге,не хватает. Переводы, которыми продолжал заниматься Ганеман, оплачивалисьзначительно хуже, и семья была вынуждена переехать в окрестности города."Ганеман одевается в самую простую одежду, носит простые башмаки, помогаетжене по хозяйству и собственными руками месит хлеб".И тут происходит событие, которое иначе, чем озарением, не назовешь,- почти через две тысячи лет после одинокой вспышки озарения безымянногоавтора сочинения "О местах в человеке".Переводя в 1790 году на немецкий "Лекарствоведение" известнейшего навсю Европу английского врача Куллена, в главе о хинной коре Ганеман, какэто часто бывало и раньше в его переводах, не согласился с мнением именитогоавтора о ее целебных действиях. Сам Ганеман как врач неоднократно использовалхинную кору, а однажды даже с ее помощью вылечил себя от малярии.Решив еще раз проверить действие хинина на себе, на этот раз совершенноздоровом, он с изумлением обнаружил, что испытывает все те припадки "сильнейшегоожесточения", через которые прошел раньше, когда болел. Сравнивая уже хорошоизвестные всем врачам мира симптомы малярии с теми, которые он вызывалу себя искусственно, Ганеман был поражен этим сходством. Его потрясла мысльо том, что хинная кора излечивает больного от малярии именно потому, чтовызывает приступ малярии у здорового. Получалось, что лечило не то лекарство,которое оказывало "противоположное" действие, а то, которое оказывало действие,"подобное" болезни.Проанализировав все, что было сделано "старой медицинской школой" почтиза 3500 (!) лет (знание языков это позволяло), Ганеман пришел к выводу,что за всю свою историю медицина применяла всего три главных способа исцелениянедугов. Первый - самый простой заключался в устранении очевидной причиныболезни. Например, извлекался проглоченный случайно предмет, устранялисьненормальные условия жизни или залечивалась рана.Для обозначения второго способа лечения Ганеман впервые в истории медицинывводит собиратель ный термин - "аллопатия". Этим термином он обозначилвсе то бесчисленное множество методов лечения "старой медицинской школы",в основе которых лежал поиск примитивно понимаемых вещественных причинболезни, "поселившихся" каким-то образом в человеческом организме. Врачстремился либо удалить эти "причины" любыми способами (а мы уже познакомилисьс некоторыми из них), либо воздействовать на них лекарственными средствами,"противоположными" по своему действию, то есть иными, чем природа самойболезни. Отсюда и термин "аллопатия" (от греческого allos - иной, pathos- болезнь).И, наконец, третий способ лечения - противоположный второму. Заключалсяон в использовании каждый раз такого лекарства, как писал Ганеман, "котороесамо способно вызвать страдание, подобное тому, которое должно быть излечено".Этот способ лечения Ганеман назвал гомеопатическим (от греческого homios- подобный, pathos - болезнь).В "Органоне врачебного искусства" - главном труде своей жизни - в специальнойглаве, которую Ганеман назвал "Примеры бессознательных гомеопатическихизлечений", он приводит более 350 имен выдающихся врачей начиная с XV века,в трудах которых находит указания на удачное, но не объясненное ими использованиелекарств, действовавших, по его мнению, по принципу "подобия". Мало того,Ганеман приводит ряд цитат и ссылок на позднейших врачей, которые хотьи "нерешительно", но "также чувствовали истинность гомеопатического методалечения и писали об этом". Наконец, он приводит слова датского армейскоговрача Шталя, который еще в 1738 году "выразил свои убеждения по этому поводуособенно ясно: "Правила, обычно применяемые в медицине, лечить противоположнодействующими средствами (contraria contrariis) совершенно ложны и противнытому, что должно быть. Я, напротив, убедился в том, - писал Шталь, - чтоболезни преодолеваются и излечиваются средствами, вызывающими подобноепоражение (similia similibus): ожоги следует лечить у огня, отморожениеконечностей - прикладыванием снега и ледяной водой, воспаления и ушибы- очищенным спиртом. Подобным образом я лечил повышенную кислотность желудочногосока очень малыми дозами серной кислоты с прекрасным результатом..." Приведяэто высказывание, Ганеман заканчивает свой экскурс в историю медицины следующимисловами: "Как близко подходили они к пониманию истины! Однако она ускользалавместе с преходящей мыслью..." Мы же добавим, что ускользала она потому,что, даже догадываясь о действенности принципа "подобного", никто так ине смог указать действенных путей его реализации, а именно: ясного и четкогоспособа получения гомеопатических лекарств. ПРИНЦИП "ПОДОБИЯ" - ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП ГОМЕОПАТИИ ...Прежде креста, смерти и Воскресения своего Христос установил навсе века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшеетаинство причащения пречистого Тела и Крови своей, соединенных с Божеством.Значит, в самом Богочеловеке имеет место пример врачевания подобного подобным...
Отец Иоанн Кронштадский, С.-Петербург, 17 октября 1892 года. Итак, 1776 год стал годом рождения гомеопатии. Именно тогда Ганеманопубликовал статью "Опыт нового принципа для нахождения целительных свойствлекарственных веществ", в которой впервые в истории человечества не толькосформулировал принцип "подобного" в медицине, но и дал четкий и ясный ключдля овладения этим принципом - указал, как находить лекарственные средствапо принципу "подобия".Вот первый вывод Ганемана: "Каждое действительное лекарственное веществовозбуждает в человеческом теле известный род собственной болезни, котораятем своеобразнее, тем отличительнее и сильнее, чем действеннее это лекарство".С другой стороны, бывает, что хроническая болезнь вдруг излечиваетсянеожиданно навалившимся другим тяжелым заболеванием. Значит, делает выводГанеман, есть такие болезни, которые способны уничтожать одна другую, инадо только научиться распознавать, какая болезнь способна уничтожать другуюи почему. Как только ключ к пониманию этого механизма станет известен,можно будет с помощью лекарств искусственно вызывать вторую нужную болезнь,и первая болезнь будет излечена.И Ганеман, формулируя первый главный принцип гомеопатии - принцип "подобного",предлагает этот ключ. Исцеляющим всегда является такое лекарство, котороев здоровом организме (и это принципиально - именно в здоровом) способновызвать подобную же болезнь. Лекарство для данного больного будет гомеопатическим(подобным), если оно способно (у него - здорового) вызвать состояние наиболееблизкое (подобное) к его болезни.Но почему так происходит? Почему искусственно вызванная лекарством подобнаяболезнь приводит к излечению организма? Ганеман напоминает, что большинстволекарств (особенно растительного происхождения) оказывает на человеческийорганизм более одного действия: одно прямое (первичное), которое постепеннопереходит во второе (вторичное), или противодействие. "Последнее обыкновеннопредставляет собой состояние, прямо противоположное первому".Гравюра из книги Парацельса "Opus Chirurgicum" (1566). На переднем планеизображены хирурги, делающие операцию. Между ними - группа совещающихсяврачей.



(01) (02) (03) (04) (05) (06) (07) (08) (09) (10) (11) (12) (13) (14) (15) (16) (17) (18) (19) (20) (21) (22) (23) (24) (25) (26) (27) (28) (29) (30) (31) (32) (33) (34) (35) (36) (37) (38) (39) (40) (41) (42) (43) (44) (45) (46) (47) (48) (49) (50) (51) (52) (53) (54) (55) (56) (57) (58) (59) (60) (61) (62) (63) (64) (65) (66) (67) (68) (69) (70) (71) (72) (73) (74) (75) (76) (77) (78) (79) (80) (81) (82) (83) (84) (85) (86) (87) (88) (89) (90) (91) (92) (93) (94) (95) (96)